Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:49, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и общая характеристика теории государства и права как науки.
2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. Ее функции.
...
94. Понятие и виды юридической ответственности по российскому праву.
95. Понятие правового воздействия и правового регулирования. Их основные элементы.

Файлы: 1 файл

TGP.doc

— 719.50 Кб (Скачать файл)

Теория насилия (Людвиг Гумпловский, Евгений Дюринг, Карл Каутский). Согласно данной теории, государство и право возникают из актов завоевания, искоренения одних народов другими. Первоначально на Земле существовали пастушеские и земледельческие племена людей. Земледельческие племена вели оседлый образ жизни, пастушеские - кочевой. В поиске новых земель пастушеские племена вели завоевательные войны, покоряли земледельческие племена и навязывали им свою власть. Так создавались государства. Отсюда следовал вывод, что войны в истории человечества носят прогрессивный характер. С другой стороны, с точки зрения экономической, войны могут быть успешными только тогда, когда человеческий быт, экономика общества создают предпосылки для решения военных проблем.

Значительный след в  развитии общественной мысли оставила психологическая теория (Леон Петражицкий, Сорокин, Гурвич и др.). Появление государства обусловлено психологическими эмоциями: потребностью повелевать, свойственной одним, и потребностью подчиняться, свойственной другим. Люди по своей природе неравны. Одни рождаются с психологическими задатками руководителя, другие - исполнителя. В этом заключена идея необходимости государства и права. Данная теория является идеалистической по своему характеру.    Договорная теория (Гуго Гроций, Б. Спиноза, Жан-Жак Руссо, А.Н. Радищев). Государство возникает в результате общественного договора, который заключают люди с целью создания стабильного правового порядка, с целью защиты своих прав и интересов. По этой теории в эпоху первобытного строя люди жили неупорядоченной системой отношений, существовала "война всех против всех". Поэтому с целью прекращения этого произвола они заключают общественный договор, создается государство. При этом люди рождаются свободными и обладают правами на жизнь, свободу, собственность и т.д. Эта теория оказала прогрессивное влияние на демократические движения в Европе и Азии. Вместе с тем, эта теория не обладает исторической научностью. Дело в том, что историческая наука и прочие науки о человеке не поддерживают факт о заключении договора у какого-либо народа. Поэтому эта теория используется как гипотеза, ее идеи получили широкое распространение в современном мире.

Наряду с этими теориями в науке существуют и другие теории. В частности, марксистско-ленинская - возникновение государства в  результате классовой борьбы - рассматривает  государство как инструмент подавления одного класса другим.

 

11. Проблема  определения сущности государства  в отечественной и зарубежной  научной литературе.      

В политологии и юриспруденции  ведутся оживленные дискуссии о  понятии и основных чертах государства. Это объясняется рядом факторов. Во-первых, слишком весома и значима роль государства в решении социальных проблем, и отсюда каждый класс современного общества рассматривает государство как важнейшее средство удовлетворения своих интересов. Во-вторых, человеческие представления о сущности и социальном назначении государства на протяжении веков существенно изменялись. Государство периодически представало в глазах общества то как орудие насилия, то как средство достижения мира, гармонии и общественного блага.  В-третьих, трудность понимания сущности государства состоит в том, что оно представляет из себя политическую абстракцию. Его нельзя увидеть, государство лишь мыслится, представляется как некая политическая организация общества. Отсюда в реальности государство отождествляется то с отдельными органами государства, то с обществом, которому оно служит, то с выполняемой государственной структурами деятельностью. Понятие государства включает в себя характеристику его сущности, то есть главного, определяющего, устойчивого, закономерного в данном явлении, и социального назначения - служебной роли и исторической цели. Марксизм научно обосновал, что политическая власть является одновременно и важнейшим признаком государства, и основным содержанием его сущности. Государство по своей сущности есть организация политической власти общества. Вместе с тем возникшее полтора века назад марксистское понимание государства, которое более семидесяти лет воспринималось советским обществоведением как единственно правильное и незыблемое, с учетом исторического опыта и современного уровня научных знаний нуждается в критическом переосмыслении и уточнении Поэтому в связи с изменениями, происшедшими в мире после Второй мировой войны, трактовка государства исключительно с классовых позиций вступила в противоречие с ходом развития государства не только в капиталистических странах Запада, но и в СССР, а после его распада - в России и других странах СНГ. Рассматриваемый подход к трактовке государства необоснованно отвергал как идеалистические и ненаучные многочисленные немарксистские учения о государстве от Аристотеля до Каутского, его нынешних последователей в западноевропейской социал-демократии и современных буржуазных теорий. Однако данный подход также односторонен: если марксизм сводит суть понимания государства к его классово-насильственной стороне, немарксистские теории так или иначе признают в государстве лишь другую его сторону - общесоциальную, общечеловеческую. В этой связи особое внимание привлекает высказанная в "Капитале" мысль Маркса о том, что государство охватывает своей деятельностью два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические классовые функции. К сожалению, данный тезис, затронутый Марксом лишь мимоходом при рассмотрении другого вопроса применительно к рабовладельческому и буржуазному государству, не получил дальнейшей разработки ни в самом "Капитале", ни в более поздних трудах Маркса, не повлиял на суть понимания государства его последователями. Все социальные явления противоречивы. Они существуют и развиваются в борьбе противоречивых начал, отсюда сущность государства есть единство и противоречие между двумя основными идеями - идеей насилия и идеей общественного блага. Любое государство есть выражение осуществления диктатуры, насилия, с другой стороны государство организует мирное существование различных классов и социальных слоев, а наряду с решением сугубо классовых задач оно выполняет и общечеловеческую миссию. Следует иметь в виду, что соотношение между общечеловеческим и классовым в государстве в разные эпохи не одинаково, оно динамично отражает реалии социально-экономического и политико-государственного развития, уровень прогресса и демократии. Развитие противоречия от орудия насилия до идеи общего блага и утверждает развитие государства.

 

12. Понятие и признаки государства.

Возникновение государства  знаменует собой появление целого ряда особых признаков у политической власти, которые в совокупности дают основание говорить о возникшем  государстве. Еще до 1917 г. в науке  обычно выделялись три признака возникшего государства. Это: общность территории, проживание на этой территории определенного населения, наличие общей верховной власти. В настоящее время наука выделяет следующие признаки государства:1.публичная государственная власть;2.территориальное разделение;3.суверенитет или суверенный характер политической власти;4.наличие права как особого признака государства.

Публичная власть приходит на смену общественной власти, существовавшей в условиях родового строя. Она состоит из особых органов, которые занимаются управлением, делами общества на профессиональной основе. В органах публичной политической власти заняты профессиональные управленцы, которые за свою деятельность получают зарплату. Для того, чтобы содержать эти органы публичной власти, государство вводит налоги. Основная черта публичной власти - возможность навязывания своей воли населению. Органы публичной власти опираются на аппарат принуждения (армия, полиция, суды, тюрьмы и т.д.).

 Территориальное разделение населения - данный признак является одним из древнейших. Население государства для своего проживания закрепляется в границах определенной территории. Если в условиях родового строя границы имели по преимуществу географический характер, то с возникновением государства появляются границы как особые политические рубежи распространения государственной власти. Появляется деление государства на республики, штаты, края, районы и т.д. Территориальное разделение населения способствует проведению в жизнь политики налогообложения. Гражданин на определенной территории облагается налогами и для государства существует как налогоплательщик.

Суверенитет - состояние независимости политической власти в решении внутренних и внешних задач. Он означает, что государственная власть в границах государства не подчиняется никакой другой власти и осуществляет государственную деятельность, являясь самостоятельной и независимой. В науке следует различать государственный суверенитет, национальный суверенитет и народный суверенитет. Народный суверенитет является основным, базовым, исходным понятием Из народного суверенитета следует национальный суверенитет. Национальный суверенитет выражается в праве той или иной нации на создание такого государства, в котором бы выражались исторические особенности населения. Государственный суверенитет означает конкретизацию народного и национального суверенитетов в конкретном устройстве государства. Формальным признанием государственного суверенитета выступают гимн, герб, флаг. С момента возникновения государства существенным его признаком является наличие права. Право есть система определенных государственно-обязательных норм, опирающаяся на силу и мощь государственного принуждения. С момента появления органов публичной власти  государство опирается на правовые нормы. Норма права - это юридическое выражение государственного властвования. Право сдерживает произвол в государственном управлении, направляя государственную деятельность в русло, определенное правовыми нормами. Таким образом, государство создает, творит правовые нормы и вместе с тем проводит их в жизнь в своей деятельности по применению права.

государство есть политико-территориальная, суверенная организация политической власти, располагающая специальным  аппаратом принуждения и способная  делать свои веления обязательными  для населения страны.

Понятие государства  часто смешивается со сходными с  ним явлениями государственной  жизни - обществом и страной. Общество - это совокупность людей, объединенных отношениями экономического, нравственного, политического характера, общество - система отношений между людьми. Часто государство отождествляется с отдельными организациями, органами и общественными объединениями. Но государство - более глобальное политическое понятие. Отдельные организации могут выполнять только отдельные виды государственной деятельности, но заменять все государство они не могут.

 

13. Учение  об исторических типах государства:  формационный и цивилизационный  подходы.

В науке выделяют два  основных подхода к типологии  государства: формационный и цивилизационный.

Формационный подход выражает марксистское отношение к вопросу о типе государства. Согласно этому подходу исторический тип государства определяется особенностью общественно-экономической формации, на базе которой сложилось государство. Выделяется пять типов государства: 1) первобытнообщинный; 2.рабовладельческий.феодальный; капиталистический;

                  5) социалистический.

Современная Россия и  другие страны совершают переход  к капиталистическому историческому  типу. Социалистический путь представляет собой тупик в развитии человечества. Вместе с тем, формационный подход может быть полезен и для дальнейшего изучения и уточнения ранних типов государства.

Другим современным  подходом к типологии государства  является цивилизационный. В настоящее время в нем преобладает технологическое направление, согласно которому тип государства связывается с той ступенью научно-технического прогресса и жизненного уровня, которой соответствует данное государство. Одной из наиболее характерных для этого направления цивилизационного подхода является "теория стадий экономического роста", автором которой является американский социолог и политический деятель Уолт Ростоу. Согласно этой теории, все общества по уровню экономического развития можно отнести к одной из пяти стадий:

  1. традиционное общество;
  2. переходное общество, в котором закладываются основы преобразований;
  3. общество, переживающее процесс сдвига;
  4. созревающее общество;
  5. общество, достигшее высокого уровня народного потребления.

К первой стадии Ростоу относит  общество, основанное на донъютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства. Вторая стадия - это период трансформации "традиционного общества" в более развитый период закладывания основ для "сдвига" в области обрабатывающей промышленности. Третья стадия - "сдвиг", взлет научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Четвертая стадия характеризуется как пора "зрелости", когда на основе применения современных научно-технических достижений во всей массе ресурсов общества и значительного роста инвестирования национального дохода достигается устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения. И пятая стадия - это период "высокого уровня массового потребления", в который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов длительного пользования и услуг. В соответствии с этой концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать "государством всеобщего благоденствия".

Представителем другого  направления цивилизационного подхода  к вопросу о типах государства является английский историк Арнольд Тойнби. Он сформулировал концепцию цивилизации, под которой понимается замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков. Согласно этому подходу, государство развивается вне рамок временных периодов. Обращает на себя внимание смешение А. Тойнби понятий общества и государства. Хотя его взгляды и представляют определенный интерес, выдвигаемые им признаки относятся скорее к типологии общества, а не государства.

При изучении вопроса  о типах государства следует  пользоваться одновременно как формационным, так и цивилизационным подходом, не допуская их противопоставления. Позитивные стороны того и другого, взятые в  единстве, дополняя друг друга, позволяют более глубоко и конкретно понять эту сложную проблему.

 

14. Рабовладельческое  государство и право.

Рабовладельческое государство  и право является исторически  вторым типом государств, существовавших в мире. Данное государство приходит на смену родовому строю и выступает как политическая организация диктатуры рабовладельцев. Классические виды таких государств - Афинское и Римское государство. Именно в этих государствах наблюдаются классические формы рабовладельческого хозяйства. В ходе развития этих государств класс рабов постоянно вел борьбу против своих угнетателей. Кроме рабов против рабовладельцев выступали и неимущие слои населения.

Сущность этих государств состояла в том, что они являлись политическими органами класса рабовладельцев. И в этой связи они выполняли следующие функции: во внутренней деятельности - функцию подавления выступлений рабов с помощью вооруженных сил, при этом подавление характеризовалось особой жестокостью. Важнейшей функцией этого государства являлась функция идеологическая (церковь и религия). Вера в богов считалась обязательным делом. В этих же условиях рабовладельческое государство осуществляло функцию ведения общественных дел. Это строительство дорог, мостов, проведение ирригационных работ. Значение этой функции в том, что именно из нее впоследствии выросла экономическая функция. Во внешней деятельности рабовладельческое государство осуществляло функцию охраны соей территории и функцию ведения захватнических войн. Одна из важнейших задач - проведение захватнической политики.

Формы рабовладельческого государства достаточно различны. Классические формы правления: монархия и аристократическая республика (хотя имела место и демократическая республика). Монархия характеризуется тем, что монарх осуществлял свою власть наследственно, и форма правления являлась абсолютной монархией, что порождало централизм в государственном управлении и обожествление власти монарха. При демократической республике в управлении делами государства принимали участие все свободные граждане. Наиболее типичной для рабовладельческой государственности являлась аристократическая республика. Она характеризовалась особым положением элиты рабовладельцев.

Рабовладельческий строй  и рабовладельческая государственность  породили такое явление как рабовладельческое право. Оно являлось классическим выражением правовой системы, основанной на отношениях частной собственности. Рабовладельческое право выступало как важное орудие осуществления власти рабовладельцев. Источниками рабовладельческого права являются римские Законы XII Таблиц и вавилонский Законник Хаммурапи, которые нацелены на закрепление власти и привилегий господствующего класса рабовладельцев. Раб здесь - говорящее орудие, рабов можно покупать и продавать. Женщина рабовладельческим правом рассматривалась как неполноценный субъект. При этом нормы права закрепляют имущественное неравенство членов общества. Санкции были крайне жестокие. Другой источник - законы высших должностных лиц. В римском рабовладельческом праве складывались и правовые прецеденты, создаваемые судебной практикой. Они являлись обобщением судебной деятельности по типичным видам юридических дел и широко использовались в судебной деятельности. Вместе с тем, римское право продемонстрировало такой источник права, как право юристов. Это научные комментарии по важнейшим вопросам юридической деятельности, которые создавались видными юристами и признавались в качестве самостоятельных источников права. Видные юристы осуществляли не только комментирование законодательства, но и разработку новых правовых норм. Суды, рассматривая дела, указывали, что данное дело подлежит рассмотрению в определенном порядке со ссылками на авторитетных юристов. Этот источник оказал минимальное влияние на дальнейшее развитие права.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"