Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:49, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и общая характеристика теории государства и права как науки.
2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. Ее функции.
...
94. Понятие и виды юридической ответственности по российскому праву.
95. Понятие правового воздействия и правового регулирования. Их основные элементы.

Файлы: 1 файл

TGP.doc

— 719.50 Кб (Скачать файл)

Правотворчество - это одна из важнейших  форм государственного руководства  обществом, поэтому в каждом обществе, государстве имеется своя специфика определения субъектов, уполномоченных на занятие правовой деятельностью. В РФ основными субъектами правотворчества, то есть полномочными органами, выступают:

1) народ;

2) органы государства;

3) некоторые общественные объединения с согласия или по поручению органов государства.

Народ выступает субъектом правотворчества в случае всенародного голосования по предлагаемому законопроекту. Это референдум - форма непосредственного волеизъявления народа. В науке отмечается, что на референдум обычно выносятся наиболее важные вопросы правового регулирования.

Вторым и наиболее типичным субъектом  правотворчества выступают органы государственной власти, которые в пределах своей компетенции могут создавать правовые нормы. На первом месте находятся органы законодательной власти. Они имеют представительный характер, так как состоят из депутатов, избранных населением страны. Они призваны представлять, выражать интересы и волю населения. Эти органы олицетворяют собой законодательную ветвь государственной власти и создают источники права, называемые законами. Органы исполнительной власти играют не менее важную роль в правотворчестве. Эти органы в своей правотворческой деятельности конкретизируют и развивают государственную волю, выраженную в форме законов, поэтому источники права, издаваемые данными органами, имеют подзаконный характер и представлены в виде указов, постановлений, инструкций, приказов и прочих источников права. Органы государства, занимаясь правотворчеством, создают и формулируют наиболее широкий и емкий массив действующих источников права, которые основываются на законах.

Третьим субъектом правотворческой  деятельности выступают общественные объединения. Они участвуют в правотворчестве с согласия или по поручению органов государства. В данном случае государство передает часть своих полномочий общественным объединениям, отсюда правотворчество общественных объединений называется делегированным правотворчеством. Как правило, общественные объединения участвуют в разработке и принятии правовых норм, основываясь на законах и других источниках права. Правотворческая деятельность общественных объединений осуществляется с предварительного или с последующего согласия органов государства. В первом случае государство поручает общественному объединению разработать и ввести в действие какой-либо нормативный акт. В данных обстоятельствах компетентные органы заранее наделяют юридической силой тот проект, который создается общественным объединением. Наиболее часто правовые нормы создаются общественными объединениями при последующем санкционировании их со стороны государства. Такова практика разработки различными общественными объединениями своих уставов, положений и их утверждение в соответствующих органах государственной власти.

Процесс правотворчества - это длящийся порядок, процедура разработки проекта  будущего нормативного акта, его обсуждение, уточнение, согласование со всеми заинтересованными  лицами и принятие. Органы, уполномоченные на законотворческую деятельность, неоднородны - от руководителя учреждения до министра, Президента, Федерального Собрания. Сам правотворческий процесс можно представить в виде двух основных стадий:

  1. стадия предварительного возведения в закон государственной воли;
  2. стадия окончательного формулирования государственной воли и введение ее в действие.

На первой стадии правотворческого процесса заинтересованные субъекты разрабатывают  проект будущего источника права, обсуждают  его, вносят необходимые изменения  и дополнения, осуществляют научную  экспертизу, после чего создается окончательный проект. На второй стадии происходит окончательное возведение государственной воли в виде закона. Это может осуществляться путем единоличного подписания проекта источника права компетентным должностным лицом.

Процесс правотворчества  по своему содержанию основывается на ряде важных идей, которые принято  называть принципами правотворчества. Это руководящие, основные идеи, пронизывающие  процедуру разработки и введения в действие источников права. Это  принципы:

  • демократизма
  • законности
  • научности
  • профессионализма.

Принцип демократизма означает, что к процедуре разработки источников права должен привлекаться народ. Граждане должны обладать правом влиять на порядок разработки и принятия источников права. Демократизм выражается в порядке образования правотворческих органов, их связях с населением, гласности работы правотворческих органов (освещение в СМИ).  Принцип законности означает, что разработка источников права и их принятие должно осуществляться под влиянием норм Конституции и иных источников права. Создание очередного источника права не должно входить в противоречие с законами и иными источниками права. Соблюдение норм права правотворческим органами - залог их правильной деятельности. Научность правотворческой деятельности заключается в том, что источники права должны соответствовать последним достижениям научной мысли. С другой стороны, научность требует, чтобы источники права проходили научную экспертизу и обсуждались с учетом мнений специалистов. Профессионализм в правотворческой работе предполагает использование профессиональных юридических знаний при разработке проектов источников права.

 

54. Понятие  и виды форм (источников) права.

Понятие формы права  является одной из важнейших категорий. Под формой права принято понимать официально принятые в данном обществе способы возведения в закон государственной воли, рассчитанной на неоднократное применение. Понятие формы права показывает, откуда возникают правовые нормы и в каких юридических источниках они сосредоточиваются. В правовой науке наряду с понятием формы права употребляется понятие источник права. Как правило, эти понятия являются тождественными. Но это совпадение смысла формы и источника права наблюдается, когда речь идет о правовых актах, документах, являющихся формой выражения и закрепления правовых норм. Вместе с тем, термин "источник права" более многозначен. В науке можно встретить употребление термина "источник права" в материальном, идеологическом и других смыслах. Что же касается формы права, то это понятие употребляется только в юридическом смысле.

Под источником права  в материальном смысле принято считать  материальные условия жизни общества, которые инициируют процесс формирования права. Экономический строй существенно  влияет на правовое развитие, и потребности экономической жизни получают свое выражение в правовых нормах. С другой стороны, под источником права в материальном смысле иногда понимают силу, создающую права. Это правотворческие органы государства. Под источником права в идеологическом смысле понимается правовое сознание. Именно оно является идейно-интеллектуальной основой разработки и создания правовых норм. При помощи осознания правовой действительности люди замечают недостатки действующего законодательства и организуют работу по совершенствованию существующих норм права. Однако источник права в материальном, идеологическом и прочих смыслах есть ни что иное, как социальные источники права. Это те факторы общественной жизни в виде экономики, политики, нравственности и т.д., которые влияют на право и отражаются в нем как потребности урегулирования определенных сфер общественной жизни. Отсюда все источники права следует делить на социальные и легальные (юридические). Социальные источники - это факторы правообразования, а легальные - это и есть формы права, то есть юридические документы в виде законов, указов, постановлений и т.д., содержащие в себе нормы права.

Все формы, или источники, российского права представляют собой иерархически расположенную  систему нормативных правовых документов, в которой каждый источник занимает особое место и обладает особой юридической силой. Все источники российского права делятся на две основные группы. Это установленные государством источники права и источники права, санкционированные им. Это деление основывается на способах участия государства и его компетентных правотворческих органов в правотворческой работе. Источники права, установленные государством, - это, в основном, нормативные акты, которые в соответствии с компетенцией отдельных органов создаются государственным аппаратом и представляют собой систему законов и подзаконных актов. Формы права, санкционированные государством, характеризуются тем, что получают утверждение, санкционирование со стороны государства, и только тогда приобретают юридическую силу. К ним относятся правовые обычаи, акты общественных объединений, договоры с нормативным содержанием и международные договоры.

 

55. Нормативные  акты как основной источник  российского права: понятие и  виды.

Формами права, которые  устанавливаются государством, выступают нормативные акты. Нормативный акт есть акт правотворчества, содержащий нормы права. Другими словами, под нормативным актом понимается юридический документ, изданный в особом порядке и направленный на установление, изменение либо отмену правовых норм. Эта триада показывает основные формы преобразующего воздействия правотворчества на общественную жизнь. Это означает, что правотворчество наблюдается не только там и тогда, когда разрабатываются и вводятся в действие абсолютно новые правовые нормы, но и тогда, когда отменяются уже существующие правовые нормы, а также когда вносятся изменения в существующее законодательство.

Система нормативных  актов современной России выглядит достаточно сложным структурным  образованием. В этой системе нормативные  акты располагаются в определенной иерархической последовательности. Во главе стоит Конституция, затем федеральные законы, а также подзаконные акты, издаваемые различными звеньями государственного аппарата. Все нормативные акты обладают рядом существенных признаков.

1) Нормативные акты  есть выражение государственной  воли, которая возведена в закон,  выражена в виде нормативных  правовых предписаний, издаваемых  различными органами.

2) Нормативные акты  характеризуются тем, что реальным  их содержанием выступают нормы права или нормативные предписания. Это означает, что все нормы права, являющиеся содержанием нормативных актов, рассчитаны на неоднократное применение, неперсонифицированы, распространяются на широкий круг общественных отношений и регламентируют различные сферы публичной жизни.

3) Нормативные акты  опираются на возможность государственного  принуждения. Они являются государственно-обязательными  и подкрепляются организованной  принудительной силой органов  государственной власти.

4) Особенность нормативных  актов состоит в том, что они выступают особыми юридическими фактами, так как влекут за собой возникновение, изменение либо прекращение каких-либо юридических отношений.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества  все нормативно-правовые акты подразделяются на:

  • нормативные акты государственных органов;
  • нормативные акты общественных объединений (кооперативных, акционерных, профессиональных и т.п.);
  • совместные акты (государственных и негосударственных организаций);
  • нормативные акты, принятые в порядке референдума.

В зависимости от сферы  действия нормативные акты делятся  на:

  • общефедеральные;
  • акты субъектов Федерации;
  • акты органов местного самоуправления;
  • локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо организации, предприятия, учреждения).

В зависимости от срока  действия различают:

  • акты неопределенно длительного действия;
  • временные акты.

В зависимости от юридической  силы нормативно-правовые акты подразделяются на:

  • законы (то есть нормативные акты, издаваемые высшим представительным органом, обладающие высшей юридической силой и рассчитанные на регулирование наиболее важных общественных отношений);
  • подзаконные нормативные акты (представляют собой систему источников права, издаваемых на основании использования законов и регулирующих какие-либо вопросы отраслевого управления).

 

56. Закон  как форма права: основные признаки  и виды законов.

Закон есть нормативный акт, издаваемый высшим представительным органом, обладающий высшей юридической силой и рассчитанный на регулирование наиболее важных общественных отношений. В этом определении следует выделить три основных признака закона.

1) Законы издаются  только представительными органами  государства, то есть органами, олицетворяющими государственную  власть, в которых работают избираемые  депутаты. Это означает, что никакие другие органы государства не имеют права издавать законы. Поскольку депутаты олицетворяют волю своих избирателей, то принятые ими законы выражают волю населения.

2) Законы обладают  высшей юридической силой. Эта  высшая юридическая сила выражается в верховенстве законов и их непререкаемости в общей системе источников права.

3) Законы издаются  для регулирования наиболее важных  общественных отношений, то есть  таких сфер общественной жизни,  в которых выражаются коренные, официальные интересы общества.

Законы в РФ на уровне федерального центра издаются Государственной  Думой, а наиболее важные проходят и  через Федеральное Собрание. Процедура  разработки и принятия закона называется законодательный процесс. Законодательный процесс - регламентированная процедура разработки, принятия и введения в действие законов. Законодательная процедура складывается из следующих стадий:

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"