Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:49, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и общая характеристика теории государства и права как науки.
2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. Ее функции.
...
94. Понятие и виды юридической ответственности по российскому праву.
95. Понятие правового воздействия и правового регулирования. Их основные элементы.

Файлы: 1 файл

TGP.doc

— 719.50 Кб (Скачать файл)

Англо-американская правовая система (система общего права) - система, действующая в Англии, а также (в более или менее чистом виде) в США, Австралии, Ирландии, Канаде и других бывших английских колониях. Для этой системы характерно наличие статутного права (statute law), источником которого являются парламентские акты, и общего права (common law), отсутствие деления права на публичное и частное, преимущественно казуистический (а не абстрактный) характер норм, большое значение судебного прецедента и правовой доктрины среди источников права. Нередко в российской литературе англо-американская правовая система именуется англосаксонской, что не совсем верно, поскольку в точном смысле это понятие существовало в Англии лишь до норманнского завоевания XI в.

Романо-германская правовая система (континентальная система) - одна из основных правовых систем современности (наряду с англо-американской, мусульманской). Основным отличительным признаком романо-германской правовой системы является ее формирование на основе римского права. В настоящее время в эту семью входят все страны континентальной Европы (отсюда и название). Кроме того, к ней относятся правовые системы государств Латинской Америки, значительной части Африки и Азии. Во многих странах романо-германское право сочетается с местным, традиционным правом. Для этой системы характерна оптимальная обобщенность (абстрактность) норм, разделение права на публичное и частное, выделение различных отраслей права. Главным источником права признается закон, причем законодатель стремится к кодификации всех основных отраслей права. Судебный прецедент, в отличие от англо-американского права, имеет значение вспомогательного источника или вовсе не признается в качестве такового. Ограниченная роль среди источников романо-германского права принадлежит также обычаю.

Мусульманская правовая система - одна из основных правовых систем современности; комплекс социальных норм, фундаментом и главной составной частью которого являются религиозные установления и предписания ислама, а также органически связанные с ними, проникнутые религиозным духом нравственные и юридические нормы. как и другие системы религиозного права, мусульманская правовая система является не территориальной, а персональной, то есть распространяется только на членов мусульманской общины. Источники мусульманского права - Коран, сунна, иджма, кияс, урф (адат). Мусульманское право возникло в VII в. и сохраняет свои прежние позиции лишь в отдельных странах (Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ). В большинстве мусульманских стран мусульманское право в настоящее время составляет лишь часть правовой системы, регулируя главным образом вопросы "личного статуса" (правосубъектность, брак, наследование, завещание). Остальные отрасли охватывает законодательство, заимствованное из романо-германской правовой системы или системы общего права. Однако в ряде стран (Афганистан, Иран, Судан, Пакистан, Ливия, Йемен) мусульманское право в 1980-1990 гг. вновь расширило сферу своего действия; в частности, произошла исламизация уголовного права. Иногда понятие мусульманское право (как совокупность норм и принципов) отождествляется с понятием "шариат" (в его значении как системы нормативных правовых предписаний).

Индусское правовая система - правовая система общины, исповедующей индуизм. Главной чертой этой системы является ее органическая связь с религией, что предопределяет личный (а не территориальный) характер мусульманского права. Источниками индусского права являются (наряду со священными писаниями индусов) обычаи и законы. К нормам индусского права, действующим в современных условиях, принадлежат регламент личного статуса, включая брак и развод, несовершеннолетие и опекунство, родство, усыновление, семейную собственность, наследование, совместную собственность, религиозные институты.

Скандинавская правовая система - самостоятельная правовая система, в которую входят Швеция, Норвегия, Дания, Исландия и Финляндия. Своеобразие скандинавской правовой системы заключается в том, что римское право сыграло менее заметную роль в ее развитии, чем, например, в становлении континентальной системы. В скандинавских государствах нет и не было кодексов. Судебная практика играет здесь более значимую роль, чем в странах континентальной Европы. В то же время скандинавскую правовую систему нельзя отнести и к англо-американской правовой системе, поскольку первая почти не имеет таких характерных признаков общего права, как правило судебного прецедента.

Римско-голландская  правовая система - система, которая существовала в нидерландской провинции Голландия XV-XVIII вв. представляла собой смесь переработанного римского права с местными торговыми обычаями. После введения Наполеоном в Нидерландах французского права римско-голландское права сохранилось лишь в голландских колониях, которые в начале XIX в. перешли под власть Англии. Сегодня римско-голландское право действует на всей территории ЮАР, в Намибии, Лесото, Зимбабве, Свазиленде, Ботсване, а также (в меньшей степени) в Шри-Ланке. Претерпело сильнейшие изменения, смешавшись с английским правом.

Социалистическая правовая система - правовая система России (СССР) после Октябрьской революции 1917 г.; после Второй мировой войны была воспринята другими странами, избравшими социалистический путь развития. Хотя эта система несет на себе многие черты континентальной правовой системы, включая сходные процессуальные начала и правовую методологию, она отличается от других систем господством государственной собственности на средства производства, особой системой политического устройства с доминированием коммунистической партии, отрицанием разницы между публичным и частным правом, а также концепцией права как силы, способствующей построению коммунистического общества.

 

61. Понятие  и структура системы права.

В понятии "система  права" ключевым выступает термин "система". С точки зрения философии, термин система употребляется как объект исследования и институт научного познания. Система в философии определяется как выделившееся из окружающей среды целостное множество элементов, объединенных между сбой совокупностью внутренних связей и отношений. Это означает, что вопрос о системе права - это вопрос об основных элементах права, их взаимосвязи, способе организации. Исследовать систему права означает выявить ее структурную организацию, указать принципы, строение и развитие. В этой связи строение и развитие российского права предопределено системой общественных отношений, складывающихся на данном этапе развития общества. Общественные отношения предопределяют в своем существовании систему права, а она является отражением тех тенденций и закономерностей, в соответствии с которыми складывается и развивается экономические, политические, социально-культурные и прочие отношения российского общества. Это означает, что законодатель не может произвольно издавать правовые нормы, изменять исторический тип права и его основные черты. Он в соответствии с потребностями общественного развития лишь устанавливает, издает правовые нормы, которые подключаются к регулированию уже существующих, сложившихся общественных отношений. Отсюда система права - это объективное свойство права, исторически порождаемое экономическим и социальным строем данного общества.

Реальным содержанием  системы права выступают правовые нормы, объединившиеся в правовые институты  и отрасли права. Таким образом, норма права, правовой институт и отрасль права выступают основными элементами, из которых складывается сама система права. Система права живет и развивается под влиянием двух основных факторов:

  1. потребности общественной жизни, выражающиеся в различных сторонах общественных отношений (в первую очередь, экономических);
  2. деятельность законодателя, то есть деятельность правотворческих органов, которые создают правовые нормы в соответствии с требованиями общественного бытия.

Понятие "система права" не следует смешивать с понятием "система законодательства", которое представляет собой совокупность законов и подзаконных нормативных актов, являющихся формой и выражением юридических норм. Законодательство содержит в себе, кроме норм права, призывы, декларации, правовые определения, указания на цели издания нормативных актов. Основными элементами в системе законодательства выступают нормативные правовые предписания и нормативные акты. Тем самым, система законодательства отличается от системы права по своему содержанию. Различие между ними также следует проводить по внутреннему строению. Система права характеризуется имеющимися отраслями и институтами, а система законодательства раскрывается во внешних источниках права, то есть в системе законов и подзаконных нормативных актов. Это различие носит объективный характер и выражается в том, что отрасли законодательства не совпадают с отраслями права. Во-вторых, отрасли законодательства сочетаются в свою систему на основе принципов, отличающихся от принципов формирования системы права. За основу построения отрасли законодательства берется принцип наибольшей эффективности воздействия правовых норм, источников права на общественные отношения. В соответствии с этим критерием осуществляется систематизация всего законодательства.

Все сказанное относительно системы права позволяют определить ее как объективно обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение права, выражающееся в объединении и расположении нормативного материала по отраслям и институтам права.

Понятие "система права" необходимо отличать и от другого, близкого по смыслу понятия "правовая система". Термин "правовая система" по значению аналогичен употребляемому в общественных науках термину "политическая система". Но если основным элементом политической системы является государство и политическая власть, то в понятии правовая система акцент делается на активной роли права. Понятие "правовая система" еще не получило точного и однозначного определения. Необходимо помнить, что правовая система не совпадает ни с системой права, ни с системой законодательства. Это более широкое, глобальное понятие: в правовую систему входят право, системы источников права, система правовых учреждений, судебная и иная юридическая практика, механизм правового регулирования, права и обязанности субъектов, правовые отношения, правосознание и т.д. Отсюда сам термин "правовая система" употребляется по значению как правовая надстройка общества или как термин "правовая жизнь". Правовая система - это система взглядов, отношений, учреждений, институтов, режимов и т.д., поэтому правовая система включает в себя и систему права, и систему законодательства.

 

62. Основания  выделения и виды отраслей  в системе права. Предмет и  метод правового регулирования.

В качестве внутренних элементов  системы права выступают отдельные нормы, отрасли и институты права. Нормы выглядят как формально-определенные, государственно обязательные правила поведения общего характера, установленные или санкционированные государством и им охраняемые. Правовые нормы объединяются связями в более сложные ассоциации, которые называются отраслями права и институтами права. Отрасль права - это совокупность обособленных юридических норм, регулирующих качественно однородные группы общественных отношений. Другими словами, отрасль права - это объективно сложившаяся внутри единой системы права в виде ее обособленной части группа правовых институтов и норм, регулирующая качественно однородные общественные отношения. Как правило, в отрасль права входят правовые нормы, выражающие в совокупности некоторую юридическую целостность, то есть данная группа правовых норм выступает перед лицом всех других отраслей как своеобразное нерасчленяемое целое. Благодаря своей обособленности отрасли права вступают во взаимодействие между собой, сохраняя свою качественную определенность.

 Все отрасли права,  образующие систему права, строятся  на основе двух принципов: предмет  и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования - это качественно однородная группа общественных отношений, выступающих в виде объекта регулирования определенной группы правовых норм. Так, например, специфическим предметом правового регулирования административного права выступают общественные отношения, которые складываются в процессе исполнительно-распорядительной деятельности государства. Каждая отрасль права имеет свой особый предмет правового регулирования. Отдельные отрасли права делятся на более мелкие подразделения, называемые правовыми институтами. Правовой институт - это обособленная, выделившаяся группа юридических норм, регулирующая качественно однородные отношения внутри отрасли права или между отраслями. Например, правовым институтом может служить группа норм гражданского права, регулирующая отношения собственности, наследования и т.д. институты могут быть отраслевыми и межотраслевыми (комплексными). Отраслевые институты - это группа правовых норм внутри одной отрасли. Однако отдельные правовые институты могут объединять в себе правовые нормы, относящиеся к нескольким отраслям права. Развитие системы права выражается в том, что в жизни общества могут приобретать особое значение отдельные сферы общественной жизни. В этой связи правовые институты, регулирующие эти отношения, могут приобретать тенденцию к перерастанию в отдельные отрасли. Из наиболее значимых правовых институтов могут складываться отрасли права.

Каждая отрасль права  характеризуется своим методом. Под методом правового регулирования следует понимать совокупность приемов, способов воздействия права на определенную сферу общественных отношений. Сам метод правового регулирования имеет свою достаточно стабильную структуру. Каждый метод правового регулирования характеризуется тремя факторами:

  1. порядок установления субъективных прав и юридических обязанностей;
  2. степень их определенности и автономности действий субъектов;
  3. пути и средства обеспечения субъективных прав и юридических обязанностей, то есть средства защиты прав и обязанностей от нарушения.

Поэтому в гражданском  праве имеется свой метод регулирования  имущественных и связанных с  ними отношений, в уголовном праве - метод, выражающийся в категорических запретах. Каждый метод правового регулирования находит свое выражение в отдельной отрасли права. Очевидно, что для уголовного права характерен более жесткий метод правового регулирования, в гражданском праве в большей мере допускается свобода личного усмотрения субъектов и самостоятельность их поведения. Несмотря на различие отраслевых методов правового регулирования они делятся на две основные разновидности:

  • метод властного приказа (авторитарный метод);
  • метод диспозитивный (автономный).

Сущность авторитарного метода состоит в жесткой регламентации участников правовых отношений, их неравном положении, отношениях власти и подчинения. Такой метод характерен для административного, конституционного, уголовного права (отрасли публичного права). Автономный метод выражается в относительной свободе поведения сторон, в их юридически равном положении и в способности самостоятельно избирать тот или иной вариант поведения. Он проявляется в гражданском, семейном и других отраслях частного права.

Таким образом, каждая отрасль  права всегда отличается от других своеобразием предмета и метода правового  регулирования. Предпринимаются попытки  выделить наряду с предметом и  методом дополнительные критерии разграничения  отраслей права. Называется внутренний механизм регулирования, структурные принципы, но эти критерии неустойчивы.

 

63. Система  права, система законодательства  и правовая система. Их соотношение.

Система права - это объективно обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение права, выражающееся в объединении и расположении нормативного материала по отраслям и институтам права.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"