Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:49, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и общая характеристика теории государства и права как науки.
2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. Ее функции.
...
94. Понятие и виды юридической ответственности по российскому праву.
95. Понятие правового воздействия и правового регулирования. Их основные элементы.

Файлы: 1 файл

TGP.doc

— 719.50 Кб (Скачать файл)
  • законодательная инициатива;
  • обсуждение законопроекта;
  • принятие закона;
  • обнародование (опубликование) закона.

Законодательная инициатива - начальный этап деятельности по принятию закона. Законодательная инициатива есть право специальных органов вносить в высший законодательный орган предложения о принятии закона с обязательным рассмотрением этого вопроса по существу. То есть законодательная инициатива, проявленная компетентным субъектом, влечет за собой включение этого вопроса в повестку дня законодательного органа. Статья 104 Конституции РФ устанавливает, что правом законодательной инициативы обладает Президент, Совет Федерации, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, а также Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд РФ. Тем самым законодательную инициативу следует отличать от обычных предложений по совершенствованию законодательства, которые могут исходить от всех заинтересованных субъектов. Проявленная законодательная инициатива влечет за собой включение этого вопроса в повестку дня законодательного органа.

Вторая стадия - обсуждение законопроекта. Она проходит в форме внесения дополнений, изменений, высказываемых депутатами. Данная стадия может закончиться двумя вариантами: принятием законопроекта, но чаще всего она оканчивается направлением законопроекта на дополнительное обсуждение, доработки во всевозможные комиссии, ведомства, заинтересованные в этом, а затем законодательный орган возвращается к решению этого вопроса. Как правило, законы принимаются только в третьем чтении.

Третья стадия - принятие закона, она происходит путем голосования. Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало 50 % + 1 голос. Это характерно для принятия обычных, текущих законов. Принятие же конституционных законов происходит при наличии квалифицированного большинства голосов. Это большинство выражается в формуле 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и 3/4 голосов членов Федерального Собрания. Принятый закон направляется на подписание Президенту РФ. Президент может направить закон на повторное обсуждение, приняв мотивированное заключение, а может согласиться с ним и подписать его.

Закон подлежит обязательному опубликованию в вестниках Федерального Собрания, а также в Российской газете, которая является официальным органом для опубликования законов.

Все законы в РФ делятся на конституционные (издаются по важнейшим вопросам общественной жизни: законы о порядке деятельности Правительства РФ, судебной системе, чрезвычайном положении, режиме военного положения и т.д., всего их 14) и текущие (законы, регулирующие важные, но отраслевые вопросы управления - УК, ГК, АК). Законы могут быть федеральными и местными. По времени действия законы делятся на законы постоянного действия и временные. Особая разновидность - это чрезвычайные законы, регулирующие вопросы жизни общества в сложных ситуациях.

 

57. Понятие  и виды подзаконных нормативных  актов.

Наряду с законами действуют и подзаконные нормативные  акты. Подзаконные нормативные акты представляют собой систему источников права, издаваемых на основании использования законов и регулирующих какие-либо вопросы отраслевого управления.

Подзаконные нормативные  акты представляют собой сложную  иерархическую систему. Во главе  находятся указы Президента. Они  издаются по вопросам компетенции Президента. При этом Президент может издавать акты ненормативного, индивидуального характера. Источниками права в этом случае выступают нормативные указы Президента.

Следующее звено - постановления  Правительства РФ, то есть Правительство  может создавать источники права  в форме постановлений. Оно издает постановления по вопросам хозяйственной, социально-культурной жизни всего общества. Эти постановления не должны противоречить законам и указам Президента.

Третье звено - нормативные  акты министерств и ведомств, издаваемые в форме приказов и инструкций. Это нормативные акты, которые принимаются министрами и председателями государственных комитетов. Они характеризуются тем, что их юридическая сила не должна входить в противоречие с законами и постановлениями Правительства.

Четвертое звено - постановления, принимаемые главами исполнительной власти субъектов РФ. Эти постановления принимаются губернаторами и другими должностными лицами. Они также не должны противоречить вышеперечисленным источникам права.

Последнее звено - нормативные  подзаконные акты на уровне руководителей местной администрации: руководителями районного звена, городского звена. Они регулируют вопросы внутренней жизни на данной территории. Это приказы и инструкции руководителей предприятий и учреждений, нормативные акты, издаваемые директорами заводов, фабрик и т.д. Их действие локализовано и распространяется на работников данного учреждения.

 

58. Действие  нормативных актов во времени,  в пространстве и по кругу  лиц.

1) Действие нормативных актов во времени. Можно выделить несколько вариантов вступления нормативно-правовых актов в действие.

Во-первых, наиболее распространенным моментом начала действия нормативного акта является истечение определенного  срока после его официального опубликования. Так, федеральные законы и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на территории РФ по истечении 10 дней после дня их опубликования, а акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, - по истечении 7 дней после их первого официального опубликования. Также по истечении 7 дней после опубликования вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций. Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Во-вторых, начало действия некоторых актов определяется моментом их принятия или официального опубликования. Так, например, акты глав местной администрации  вступают в силу с момента их опубликования, если иное не определено самим актом.

В-третьих, время вступления нормативного акта в действие может  быть указано в нем самом в  специально принятом по этому поводу акте.

В-четвертых, те нормативные  акты, которые не публикуются, а рассылаются  в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в силу с момента их получения этими органами, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие.

Прекращение действия нормативных  актов связывается со следующими обстоятельствами:

  • истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт;
  • в связи с прямой отменой нормативного акта уполномоченным на то органом;
  • в связи с фактической заменой нормативного акта иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений. Этот вариант прекращения действия нормативного акта менее желателен, так как часто порождает противоречивую правоприменительную практику, возникновение пробелов и коллизий правовых норм.

Вновь принятый нормативный  акт, как правило, распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия. Закон обратной силы не имеет. Однако из этого правила есть исключения:

  • когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия;
  • когда нормативный акт смягчает уголовную ответственность;
  • когда нормативный акт отменяет уголовную ответственность.

Исключение составляет и "переживание" старого нормативного акта, при котором утративший юридическую  силу нормативный акт по специальному указанию правотворческого органа продолжает регулировать некоторые отношения, возникшие или существовавшие во время действия этого акта.

2) Действие нормативных актов в пространстве осуществляется на основе территориального и экстерриториального принципов.

Территориальный принцип предполагает действие нормативного правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа. Под государственной территорией принято считать часть земной поверхности в пределах государственных границ, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, территории посольств, военных и иных кораблей в открытом море, летательные аппараты. В федеративных государствах регулирование отношений осуществляется на основе приоритета общефедерального законодательства. Акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации в целом. Акты субъектов федерации регулируют отношения в рамках их территориальных границ. Нормативные акты органов местного самоуправления действуют в пределах территориальных границ каждого из этих органов.

Экстерриториальность  действия нормативных актов означает распространение правовых актов  данного субъекта правотворчества  за пределы территории его юрисдикции. Например, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства. Кроме того, в соответствии с законодательством РФ при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на разрешение возникшего конфликта, должны применять правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.

3) Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов. Существует общее правило, в соответствии с которым нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностранцев и лиц без гражданства). Однако из этого правила есть исключения:

во-первых, действующее  уголовное законодательство РФ распространяется не только на лиц, находящихся на территории России, но и на ее граждан за границей;

во-вторых, адресность нормативных  актов производна от их содержания и назначения. Так, некоторые акты могут иметь значение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (Конституция или УК РФ). Другие нормативно-правовые акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь конкретной категории лиц (студентам, пенсионерам, военнослужащим, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера, и т.д.);

в-третьих, свои особенности  имеет действие нормативных актов  РФ в отношении иностранцев и  лиц без гражданства:

  • им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определенные обязанности (право избирать и быть избранными в государственные органы, обязанность службы в Вооруженных Силах России и т.д.);
  • представители иностранных государств (главы государств и правительств, дипломатический персонал посольств, другие иностранные граждане) наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности). Вопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения, совершенные на территории РФ, решается дипломатическим путем.

Особую категорию адресатов  нормативных актов составляют лица с двойным гражданством, а также  беженцы и переселенцы. Лица с  двойным гражданством (бипатриды) становятся адресатами законодательства двух и  более государств. Беженцы, покинув свою страну в силу каких-то чрезвычайных обстоятельств (преследование, стихийное бедствие, военные действия), также становятся субъектами правоотношений нескольких государств. В отличие от них вынужденные переселенцы покидают (по разным причинам) не суверенное государство, а какой-либо регион данной страны.

Несмотря на многообразие и своеобразие адресатов нормативно-правовых актов, для всех них в России в  соответствии с Конституцией признается и гарантируется весь комплекс основополагающих прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

 

59. Формы  права, санкционированные государством. 

Формы права, санкционированные  государством, - это прежде всего правовые обычаи, то есть обычаи, сложившиеся в результате неоднократного применения и выражающие правила поведения. Они признаются и возводятся в закон государством. Например, ГК РФ упоминает правовые обычаи как возможные источники права. Правовые обычаи используются в земельном праве. они используются как местные формы права национального характера у отдельных народов.

Следующее звено - нормативные акты общественных объединений. Они становятся источниками права с последующего или предварительного санкционирования государством. Разработка и принятие уставов, положений при создании общественных объединений проходит стадию регистрации органами юстиции. Иногда государство заранее дает согласие на разработку и принятие какого-либо нормативного акта.

За последние годы возрастает роль и значение особого  источника права - договора с нормативным содержанием. Это взаимный договор между сторонами, которые обязываются брать на себя определенные права и обязанности. Например, контракты, брачные договоры, коллективные договоры на предприятиях.

Следующим источником права  выступают международные договоры - межгосударственные соглашения, которые получили ратификацию со стороны Федерального Собрания.

 

60. Основные  правовые системы современности.

Правовая система, или правовая семья, - это одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования. Классификация правовых систем - предмет долгих споров между учеными-компаративистами. Наиболее авторитетным является выделение следующих правовых систем: общего права (англо-американская правовая система), континентальной (романо-германская правовая система), традиционной (дальневосточной), обычного права (тропическая Африка, Океания), мусульманской (мусульманское право), индусской (индусское право). Небольшие правовые системы составляют также скандинавское и римско-голландское право. До начала 1990-х гг. было принято выделять социалистическое право, однако после падения коммунистических режимов в большинстве таких стран и проведения радикальных рыночных реформ в ряде оставшихся (КНР, Вьетнам) существование этой системы оказалось под вопросом. Некоторые страны или районы в силу особенностей исторического развития не могут быть отнесены ни к одной из правовых систем. Так, право Шотландии представляет собой своеобразную смесь общего и романо-германского права. Большинство отечественных правоведов относят современную Россию к романо-германской (континентальной) правовой системе.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"