Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 18:50, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Файлы: 1 файл

проблемы ТГП.doc

— 484.50 Кб (Скачать файл)

 Гражданское общество – это  свободное демократическое правовое  общество, ориентированное на конкретного  человека, создающее атмосферу уважения  к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

34. Формирование гражданского общества в современной России

Без развитого гражданского общества государственная власть неизбежно  приобретает деспотический, тоталитарный характер. Об этом предупреждают ученые и свидетельствует опыт государственного строительства. Россия стала на путь построения гражданского общества. Особенностью нашей российской действительности является то, что параллельно становлению гражданского общества создаются основы нового демократического государства. Однако этот процесс проходит не всегда гладко.

Несмотря на начавшиеся в 1985 г. преобразования, проблема формирования предпосылок  гражданского общества пока решается медленно. Особенно "проблемной" является экономическая сфера общественных отношений. Перераспределение собственности через приватизацию по объективным и субъективным причинам не привело, как ожидалось, к созданию многочисленного среднего класса. Собственность в большинстве своем перестала быть государственной. Перейдя в руки новых собственников, она по-прежнему используется не очень эффективно и далеко не всегда в интересах государства и общества.

Экономическая политика государства  пока недостаточно последовательно  стимулирует формирование предпосылок  для увеличения численности среднего класса. Имевшие место обесценивание денежных вкладов; достаточно высокий уровень инфляции; сильный налоговый пресс, ограничивающий предпринимательскую деятельность, отсутствие развитой частной собственности на землю - не позволяли делать серьезные вложения средств в производство, в землю, не способствовали становлению зрелого гражданина с неотъемлемыми правами и обязанностями. Блок законов о формах непосредственного волеизъявления граждан включает следующие правовые акты:

об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации;

о выборах Президента Российской Федерации;

о выборах в Государственную  Думу;

о формировании Совета Федерации;

о референдуме.

Нормы законов, входящих в этот блок, в дальнейшем могли бы составить  единый Избирательный кодекс.

В блок законов, обеспечивающих деятельность структур гражданского общества, входят законы:

о праве граждан на объединение;

о политических партиях;

о профсоюзах;

о публичных мероприятиях;

о религиозных объединениях;

о благотворительной деятельности.

33. Общая характеристика различных форм (источников) права.

Понятие «источники права» возникло более двух тысяч лет назад, когда  Тит Ливии в своей «Римской истории» назвал Законы XII таблиц «ис­точником всего публичного и частного права» в том смысле, что эти законы представляют собой основу, на базе которой развилось и сложилось современное ему римское право. Однако в качестве научной проблемы вопрос об источниках права возник лишь в XIX в. как результат столкновения различных правовых идей. При этом термину «источники права» был придан совсем иной смысл, чем тот, в котором употреблял его Тит Ливии. В настоящее время принято различать следующие основные формы (источники) права:

1)  правовой обычай;

2)  юридический (судебный) прецедент;

3)  нормативно-правовой акт;

4)  нормативный договор.

2.1 Правовой обычай

Исторически первой формой (источником) права является правовой обычай.Под  обычаем принято понимать традиционно  установившееся прави­ло поведения  людей, сложившееся в результате его длительного применения и перешедшее уже в привычку, в традицию.

Обычаи как таковые возникли раньше государства, их появление и  становление было обусловлено нормами  морали, религии, идеалами, жизненными устоями и иными представлениями  первобытного человека о жизни. Они передавались из уст в уста в форме мифов, легенд, пословиц и поговорок. Требования обычаев, как правило, соблюдались людьми добровольно. С появлением же государства появились и правовые обычаи -  обычаи, отвечающие либо интересам определенных групп людей (как правило, стоящих у власти), либо интересам всего общества в целом с точки зрения политических сил, стоящих у власти. Следовательно, не все обычаи становятся правовыми, а лишь те из них, которые попадают в орбиту государственных интересов, санкционируются государством и обеспечиваются его принудительной силой.

Следующей формой права является юридический  прецедент(именуется еще как судебный прецедент, хотя это более узкое понятие).

Под юридическим прецедентом (от лат. precedent — предшествующий) понимается письменное или устное решение судебного или администра­тивного органа по конкретному делу, которому государство придает общеобязательное значение и которое впоследствии становится нормой, образ­цом при рассмотрении всех последующих подобных дел в будущем. Прецедентная форма права широко используется в США и особенно в Англии.

. Нормативно-правовой акт— это форма права, представляющая собой официальный письменный документ, содержащий общеобязательные правила поведения (нормы права) и изданный в установленной форме уполномоченным на это государственным органом.

Нормативный договор— это самостоятельная  форма права, имеющая много общего с нормативно-правовым актом, специфика  которой заклю­чается в том, что  на ее основе формируются нормативно-правовые акты и строится вся система правовых отношений сторон — участников договора.

32. Понятие и виды нормативно-правовых актов

Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным  органом письменный официальный  документ определенной формы, содержащий нормы права.

Нормативно-правовые акты не вносят никаких  изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных  актов вводятся в действие юридические  нормы.

Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).

Издание нормативно-правовых актов  обозначает утверждение, отмену или  изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.

Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:

по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.);

по территории действия (федеральные, региональные и местные).

Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой  релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.

Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.

Существует несколько признаков  закона:

закон – одно из основных источников права;

установлен особый порядок принятия;

принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти);

регулирует важнейшие общественные отношения.

Закон имеет высшую юридическую  силу, что означает:

никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;

другие нормативные акты не должны противоречить закону;

при появлении противоречия между  законом и подзаконным актом  приоритет остается за законом.

Федеральный конституционный закон  представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Этот закон имеет следующие особенности:

федеральный конституционный закон  развивает и дополняет положения  Конституции РФ;

принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены  Конституцией страны;

обладает большей юридической  силой, чем обычные законы;

особый порядок принятия.

Президент не имеет права отклонять федеральные конституционные законы; обязан подписать их и обнародовать. Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается и действует в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни.

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие  «подзаконные нормативно-правовые акты»  является собирательным.

37.Формализованный подход. С точки зрения марксизма (формационный подход), под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства, а значит, и базис исторического типа общества.

 

Согласно марксисткой типологии  четырем типами общественно-экономической  формации (рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической), четырем  типам экономического базиса соответствуют  четыре типа государства - рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое,- каждое со своим набором признаков. Смена одного исторического типа другим - процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Марксистская типология государства, основанная на формационном подходе, далеко не безупречна, страдает схематизмом, однолинейностью [4]. В соответствие с ней все государства проходили жестоко заданный путь от одного исторического типа к другому. В действительности эволюция государства была куда более многовариантной. Например, далеко не обязательным для всех государств был рабовладельческий тип, в развитии некоторых из них наблюдались движения назад, длительные переходные состояния (например, «профеодальное»).

36. Личностный подход в типологии  государства

В настоящее время для глубокого  и всестороннего понимания процессов, происходящих в мире, весьма важным представляется не замыкаться в ограниченном кругу пусть даже самых проверенных и оправдавших себя подходов и идей, а идти дальше, открывая и закрепляя новые критерии и подходы в типологии государства.

Представляется, что одним из таких  критериев типизации государств и их правовых систем могла бы стать степень экономической, социальной, политической и духовной (культурной) свободы личности, отражающаяся в идее человеческого достоинства. Такой подход вбирает в себя не только объективные критерии — социально-классовую сущность, содержание и социальное назначение государства и права, характер производственных отношений и соответствующего им уровня развития производительных сил общества, принципы организации и функционирования государственно-организованного общества и т. п., но и субъективный критерий — уровень человеческого в обществе.

Прав Е. Б. Рашковский, подчеркивая, что сколь бы ни были разнообразны конкретные проявления истории и  каковы бы ни были конкретные формы  ее периодизации и членения (большие  всемирно-исторические эпохи, цивилизации, фазы социального развития и т. д.), история в своей целостности и в конкретных проявлениях имеет некоторое общее содержание. В чем это содержание? В том, что исторический опыт и историческое время не даны человеку как нечто внешнее, не даны в отрыве от его внутренней жизни — в отрыве от его личности. Объективные процессы истории в значительной степени опосредованы человеческой личностью, ибо проходят через его внутренний мир, внутренний опыт, внутренние конфликты. В этом смысле история персоналистична (от лат.persona — личность). История, всецело не подвластная человеческому произволу, но развивающаяся через человека, внутренне обогащающаяся через человека, имеет человеческий лик.

В негосударственно-организованном обществе идет процесс становления личности человека. Последний не отделяет себя от естественно возникшей коллективности — общества. Вся последующая история обществ — это история борьбы классов за свободу. В эксплуататорском рабовладельческом обществе большинство оказывается лишенным свободы, причем последней правящее меньшинство обладает также в неравной степени — в зависимости от объема частной собственности. В феодальном обществе для эксплуатируемых крестьян допускается личная свобода, появляются первые признаки человеческого достоинства, обусловленные наличием частичной собственности на результаты своего труда. Какие-либо политические права отсутствуют, появляются гражданские права в рамках сословий общества.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"