Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 18:50, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Файлы: 1 файл

проблемы ТГП.doc

— 484.50 Кб (Скачать файл)

Хропанюк – этот принцип определяет с одной стороны, верховенство законодательной  власти, а с другой – подзаконность  исполнительной и судебной власти. Разграничение единой гос. вл. на 3 относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможное злоупотребление властью и возникновение тоталитарного управления гос-вом.

Сама идея выделения отдельных  ветвей вл. из сферы единой гос. власти, на которую возлагались бы обязанности  осуществления специфических функций, зародилась достаточно давно и получила соответствующее теоретическое обоснование уже в древние времена. Так, Аористотель, рассматривая строение Г и организацию в нем власти считал, что гос. вл. имеет различные стороны и каждая из них представлена органами, выражающим соответствующее её назначение: вл., обсуждающая и решающая общегос. вопросы, вл. правительственная, вл. судебная. С тех пор в теории и практике гос. строительства на протяжении всей древней и новнй истории разделение властей рассматривалось в качестве одного из основополагающих элементов или атрибутов демократической гос-ти. Создатели данной теории придавали этому принципу основополагающее значение в обеспечении законности, справедливости и свободы при условии, что если каждая отдельная ветвь вл. не будет зависеть от другой. Монтескье в работе «О духе законов» довел до логического завершения теорию разделения властей, эта идея получила свое правовое закрепление в Конституциях большинства гос-в западных цивилизаций. Анализ советского гос. строительства свидетельствует, что отступление от этого принципа привело к усилению функций исполнительной вл. и распорядительных органов, принижению роли судебной и законодательной вл., их зависимому положению, влекущему за собой развитие авторитарности в управлении гос-вом, принижению роли личности и незащищенности прав и свобод граждан. Поэтому одной из главных целей демократизации современног общества была провозглашена идея правового Г., в котором судебная влю должна стать одним из важнейших элементов структуры гос. вл. наряду с законодат. и исполнительной. Но действительное взаимное уравновешивание этих органов возможно только тогда, когда каждому из них предоставлено право Конституционного контроля над другими, при котором ни одна ветвь вл. не может подчинить себе другую или вторгаться в их пределы деятельности. Все они должны действовать в условиях взаимногоо сотрудничества, обеспеченного системой сдержек и противовесов. Данная система обусловлена практической потребностью так организовать функционирование властей, чтобы они могли выступать по отношению др. к др. как вполне самостоятельные и равноправные. При этом каждая из ветвей вл. имеет свою специфику, занимает  свое место в общей системе гос. вл., выполняет свойственные только ей задачи и функции.

Законодат. вл. обладает верховенством, т.к. устанавливает правовые начала гос. и общ. жизни, основное назначение состоит в издании законов  и осуществлении контроля за их исполнением, особенно в сфере исполнения бюджета. Главенствующее положение законодат. органов в мех-зме правового Г обуславливает высшую юр. силу принимаемых ею законов, придает общеобязательный характер нормам права. Но верховенство законодательной вл. не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, ест. правами человека. Она находиится под контролем народа и спец. контролирующих орагнов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов Конституции. Исполнительная вл. в лице своих оргнаов занимается непосредственной реализацией правовых норм принятых законодателем. Исполнительные орагны не имют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права и обязанности граждан или организаций. Сдерживание исполнительной вл. достигается посредством её подотчетности и ответственности перед представительными органами.

Судебная вл. учреждается, чтобы  поддерживать всю систему правового  регулирования в обществе и в  особенности защищать права и  свободы человека. Правосудие в правовом Г осуществляется только судом. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодат. и исполнительной вл. Содной стороны суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его задачей явл. организационн-правовой  контроль за НПА этих властей. Судебная вл. т.о. выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, как состороны законодательных, так и исполнительных органов гос. вл., обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

19. Характеристика монархической формы правления Г.

 на мой взгляд, чтобы ответить  на этот вопрос, надо начать  с того, что формаправления –  это структурный элемент формы  Г, раскрывающий способ формирования  и функционирования высших органов гос. вл. В зависимости от их способа формирования и распредедления компетенции между ними выделяют 2 формы правления: Мон-я и Р –ка. Но так,как вопрос стоит о монархич. форме правлдения, то на этом мы остановимся подробнее.

М – это такая форма правления, при которой источником гос. вл. провозглашается  монарх, вл. передается по наследству. Основными признаками классической монархичской формы правления явялется: - существование единоличного главы  Г, пользующегося своей вл. пожизненно (царь, король, император); - наследственный порядок преемственности верховной вл.; - юр. безответственность монарха.

М возникла в условиях рабовладельческого общества при феодализме она стала  основной формой гос. правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном, формальные черты монархического правления.

В зависимости от полноты вл. монарха  можно выделить абсолютную и ограниченную монархии. Абс.М – такая ф.пр., при которой монарх концентрирует  в себе законодательную , исполн. и судебную вл., вся вл. вл. всецело принадлежит одному лицу (такова была и Россия до 1905 г.) Основным признаком явл. отсутствие каких-либо гос. органов, граничивающих компетенцию монарха. Возникновоение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абс. М относится ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юр. неограниченная вл. монарха, наличие в его непосредственном подчинении и расположении армии, полиции и развитого бюрократического аппарата. Вл. в центре и на местах при абсолютизме принадлежит некрупным феодалам, а чиновнокам, назначаемым монархом.

 Огр.М – монарх ограничен  своей властью представительным органом или Конституцией. В зависимости от способа ограничения можно выделить представительную и конституционную М.

Представ М – вл. монарха ограничена функционированием представительного  органа, например, Великобритания –  монарх делает все, что ему не запрешено. Конституционная М – вл. монарха ограничена   Конституцией. Монарх может делать только то, что ему разрешено, т. е. он более ограничен, формально она не утратила своего значения в ряде стран, например, Япония.

Конституционная монархия может быть парламентарной и дуалистической.

Парламентарная – статус монарха  формально и фактически ограничен  во всех сферах осуществления гос. вл. Законодательная вл принадлежит  парламенту (законодательные акты принимаются  парламентом и формально подписываются монархом) парламент избирается народом, исполнительная – правительству (правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте), которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом (а не перед монархом). Таким образом имеет место разделение властей. Участие монарха в формировании правительства символично, например, Швеция.

Дуалистическая – формальное и  юр. разделение Г на власти между  монархом и Парламентом. Исполнительная власть находится непосредственно  в руках монарха, законодательная у Парламента, но он фактически подчиняется монарху. Члены правительства назначается монархом и ответственность Правительство несет лично пред монархом. Монарх выполняет функции главы Г. Дуалистические М были распространены в к. 19 – н. 20 века (в период буржуазно-демократических революций) в то время, когда монархии уже не могли удержать форму правления в виде абс М, а буржуазия ещё недостаточно окрепла, чтобы взять власть в свои руки. Как форма правления, она себя изживает.

(древневосточная М как перавя в истории человечества форма гос. правления – древнеримская М – феодальная (средневековая), которая прошла в своем развитии 3 периода:раннефеодальный, сословно-представительная и абсолютная М )

21. Разновидности и особенности республиканской формы гос. правления.

На мой взгляд, чтобы ответить на этот вопрос, нужно начать с того, что форма правления – это  структурный элемент формы Г., расскрывающий способ формирования и функционирования высших органов  гос. вл. В зависимости от способа  формирования и распределения компетенции между ними выделяется 2 формы правления: монархия и республика. Но т.к. нас интересует республиканская ф-ма правления, то на ней и остановимся более подробно.

Республика – это такая форма  правленя, при которой источником пол-й вл яв. народ, высшие органы гос.вл. формируются на основе выборов. Общими признаками республиканской формы правления яв.: - существование единоличного главы Г., осущ-е гос. вл. не по собственному праву, а по поручению народа; - выборность на определенный срок главы Г, и др. верховных органов гос.вл.;- юр-я ответственность главы Г. вслучаях, предусмотреннных законом;- обязательность решения верховной гос. вл. для всех др. гос. органов; - преимущественная защита интересов граждан Г., взаимная ответственость личности и Г;- имеет место разделение вл.

Республиканская ф. правления в  окончательном виде сформировалась в Афинском Г. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала  новые черты, все больше наполняясь демократическим содержанием.

Основными видами республик являются: президентская, парламентская смешанная  м нетрадиционные виды республик. Сущность президентской республики в том, что среди высших орагнов гос. вл. ключевое положение5 занимает фигура През., который явл. главой гос-ва и главой правительства. Можно выдеоить следующие признаки президентской республики: - и официальным и фактичексим главой гос-ва явл. През.; - През. имеет широкие полномочия и играет ключевую роль в осуществлении власти в стране; - През. избирается народом, либо коллегией выборщиков и следовательно, независим от парламента; - През. назначает и смещает членов правительства (либо единолично, либо с согласия парламеньта); - През возглавляет правительтство; - Правительство ответственно перед През. ; - През явл. верховным Главнокомандующим; - имеет право вето на законы, принятые парлементом; имеет право самостоятельно издавать нормативные и ненормативные акты; - имеет право распусакть парламент в некоторых гос-вах; - выполняет функции главы исполн. власти, одновременно явл. арбитром между ветвями вл., символом единства наций.

Недостаток – имеет тенденцию  к Президентскому авторитаризму, например США.

Парламентская -  среди высших органов гос. вл. играет ключевую роль парламент, который оказывает решающее воздействие на формирование правительства. Прав-во ответственно перед парламентом. Признаки: - парламент  - важнейший из орагнов гос.вл.; - правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте на выборах; - фактическим руководителем гос-ва явл глава правительства – премьер-министр (как правило, лидер партии, победившей на выборах); - должность Президента предусмотрена, но През. – номинальное лицо, выполняющее как правило церемониальные функции.

Недостатаок – парламентской республике присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки.

Например, Италия, Германия, Венгрия

Смешанная – такая республика, в которой существует баланс  полномочий между президентом и парламентом. Исполнительная вл. формируется совместно законодательным органом и През. През. Прав-во не возглавляет, что обеспечивает Правительству опредедленную самостоятельность. Например, Конституция РФ. През. обладает и исполнит и законод. вл. Заложник пол. борьбы – народ.

Признаки: в стране одновременно имеются сильный парламент и сильный През.; - През. избирается в результате всенародного голосования, имеет широкие полномочия, но не явл. главой Прав-ва; - Наряду с През. предусмотрена должность премьер-министра, также наделенного широкими полномочиями; - прав-во ответственно и перед През – том (отставка), и перед парламентом (вотум недоверия). Впрвые такая форма правления была предусмотрена во Франции.(Украина)

Существуют и не традиционные республики (не вписывающиеся в эту схему). В качестве примера можно привести социалистическую республику (СССр, республики СССр, некоторые социал. страны - Куба), возникла в результате социалистической революции. ЕЁ основные особенности: - наличие особых органов – советов, обладающих законодательными, распорядительными и контрольными функциями, т.е. официально сосредаточивавших в себе всю полноту вл.; - Советы не явяллись классическими представительными органами и были органами, выражавшими вовлю трудящихся, т.е. непосредственно волю масс их избравших; - отсутствие четкого разделения властей; - пост През. либо  отсутствовал вообще (СССР, Польша, ГДР) либо имел номинальное значение (Румыния, Чехословакия); - главной политической силой общества являлась правящая (коммунистическая) партия, которая подменяла собой деятельность Советов и др. гос. органов. Т. о. соц. респ-ка создает необходимы условия для обеспечения руководящей роли рабочего класса в общественной и гос. жизни. Различают 3 разновидности: Парижская коммуна, советская рес-ка и народно-демократич. рес-ка.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"