Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 18:50, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Файлы: 1 файл

проблемы ТГП.doc

— 484.50 Кб (Скачать файл)

14. Право и мораль.

Моральные нормы, так же как и  правовые, являются социальными регуляторами поведения человека. Моральные нормы  адресуются как к отдельной личности, так и к обществу в целом. Поэтому нет необходимости проводить резких различий между индивидуальным и социальным характером нравственных требований, поскольку в них органически выражены элементы психологического фактора индивида и социальных требований к нему. Нормы права систематизированы и находят официальное закрепление в нормативно-правовых актах, а нормы морали содержатся в сознании людей и получают выражение в общественном мнении и передаются им. Мораль не требует официального государственного признания.

3. Нормы морали связаны с внутренним самоопределением личности (мотивы, цели), а нормы права связаны с внешними действиями человека.

4. Нормы морали не институционализированы, т. е. не обладают формальной  определенностью, а правовые нормы  как институциональные регуляторы  закреплены в законодательстве, в судебных решениях.

5. Нормы права предусматривают  юридическую ответственность за  правонарушения, т. е. к лицу, совершившему  правонарушение, применяются меры  государственного принуждения. Эти  меры являются способом обеспечения юридических норм, поскольку осуществляются только компетентными органами и лицами в рамках установленных законом процедур. А за нарушение моральных норм предусмотрены меры общественного воздействия в форме общественного порицания или осуждения. Гегель считал, что общественное мнение содержит принцип справедливости «в форме здравого смысла людей». Моральные (нравственные) принципы и нормы оказывают влияние на развитие права, способствуют укреплению законности и правопорядка в обществе. В свою очередь, право активно оказывает воздействие на укрепление и развитие общественной морали, на нравственные взгляды и поведение каждого человека. Это воздействие права на мораль определяется тем, что право воплощает представления людей о справедливости, гуманизме, достоинстве личности. Нарушение норм права вызывает естественное моральное осуждение со стороны общества, его членов.

16. Государственная власть.

Власть – это возможность  и способность осуществлять собственную  волю даже вопреки сопротивлению  другой стороны (сторон). Отношения власти асимметричны, они предполагают доминирование, господство, которое может быть навязано и насильственно, и принято «добровольно» (под психическим, идеологическим или иным воздействием). Власть всегда содержит элемент принуждения в той или иной, гибкой, почти незаметной, или жёсткой, даже террористической форме. Государственная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является государственной.

Существует несколько признаков  государственной власти:

1) Государственная власть выступает как официальный представитель общества данной страны. Только она юридически уполномочена действовать от имени всего общества и как таковая применять от его имени в случае необходимости легализованное и в большинстве случаев легитимное принуждение, насилие.

2) Государственная власть обладает  верховенством в обществе, она  суверенна. Осуществление всех  других разновидностей власти  может регулироваться государством, правом.

3) Регулируя отношения различных  классов, социальных и иных  групп, государственная власть выполняет арбитражную роль в обществе, хотя при этом, прежде всего, защищает интересы экономически доминирующих классов и слоёв населения, наиболее влиятельных «групп давления».

4) В отличие от политической, государственная власть в высокой степени формализована, её организация, порядок деятельности детально определяются конституционными нормами, иным законодательством.

5) Государственная власть реализуется  специализированным государственным  аппаратом (парламент, правительство  суды, милиция (полиция) и т.д.), тогда как политическая власть Советов в условиях двоевластия опиралась на вооруженные отряды, боровшиеся против существования государственной власти.

17.Право и религия

 В гражданском обществе важное место отводится духовно-культурной жизни. Ее составной частью является религия. Она традиционно, на протяжении многовековой истории человечества объединяла людей, оказывала прямое или косвенное влияние на жизнь государства и воспитание молодого поколения.

Как правило, в настоящее время основы взаимоотношений между церковью и государством в гражданском обществе регулируются нормами конституционного права, провозглашающими отделение церкви от государства. Это означает, что государственные органы и должностные лица не вмешиваются в сферу религиозных отношений, в том числе в деятельность религиозных объединений, и не поручают им выполнение государственных функций. Вместе с тем государство защищает законную деятельность религиозных объединений, занимая в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений нейтральную позицию.

В современном обществе существует и такой важный духовно-культурный институт, как религия. Ее влияние  ощущается не только в духовной, но и в политической жизни общества. Свои религиозные потребности верующие удовлетворяют через церковь.

Современное государство, как уже  отмечалось, строит свои отношения  с церковью, как правило, на основе провозглашения отделения церкви от государства. В то же время, провозглашая невмешательство в ее дела, оно  гарантирует равенство всех религиозных конфессий, допускает возможность добровольного религиозного образования.

24. Политический режим: понятие, виды

Под политическим режимом понимается совокупность приемов, способов, методов  и форм осуществления политической вла­сти.

Политический режим — это показатель того:

— кому принадлежит власть в государстве;

— соблюдаются ли права человека;

— с помощью каких методов  государство реализует свои задачи и функции, и т.д. В свою очередь, на политический режим оказывает  влияние:  сущность государства, соотношение политических сил и многие другие факторы.

В истории развития государственности  существовали самые различные политические режимы: деспотия, тирания, теократия, аристократия, олигархия, охлократия, демократия, и т.д. В курсе теории государства и права выделяют, как правило, два вида политических режимов:

1) демократический;

2) антидемократический.

Антидемократический режим в свою очередь имеет две разновидности:

— тоталитарный;

— авторитарный.

Демократический политический режим  характеризуется следующими признаками:

— народ является единственным источником власти, которую он осуществляет либо непосредственно (выборы, референдум), либо через представительные органы власти;

— утверждается приоритет прав и  свобод личности в деятельности государственных  органов, признание человека высшей ценностью;

— широкий спектр личных, политических и социально-экономических прав и свобод признается за всеми гражданами в рав­ной мере, реально действует  механизм их реализации, система конституционных  гарантий;

— государственная власть носит легитимный и легальный характер, осуществляется на основе принципа разделения властей, действует система «сдержек и противовесов»;

— действуют выборные государственные  органы, полномочия которых ограничиваются определенным сроком;

— государство содействует развитию рыночных отношений, конкуренции, частной собственности;

— действует принцип многопартийности, существует политическая оппозиция (политический плюрализм);

— признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве обязательной. В зависимости от формы волеизъявления народа выделяются две формы демократии: непосредственная и представительная.

1.. Непосредственная демократия, означающая  непосредственное участие населения  в управлении государством с помощью проведения выборов и референдума.

Под выборами понимается избрание гражданами путем голосования своих представителей в государственном аппарате. При  этом граждане участвуют в управлении государством на основе всеобщего, равного  и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Под референдумом понимается голосование  по наиболее важным вопросам государственной  и общественной жизни.

2. Представительная (опосредованная) демократия, при которой народ  реализует свою власть через  выборные представительные органы.

При осуществлении государственной  власти народные избранники выражают волю и интересы своих избирателей, выступают их официально уполномоченными  представителями.

Тоталитарный политический режим  характеризуется следующими признаками:

— всеобъемлющий (тотальный) контроль государства над всеми сферами жизни общества, в том числе и над личной жизнью человека;

— существование единой правящей партии, обладающей всей полнотой власти и характеризующейся жесткой  иерархической структурой;

— сращивание партийного и государственного аппарата, возглавляемого харизматическим лидером;

— отсутствие других политических партий, преследование политической оппозиции;

— формальное провозглашение демократии наряду с фактическим ограничением как политических, так и других прав и свобод личности;

— отсутствие каких-либо гарантий обеспечения  прав и свобод личности, механизма  их реализации;

— грубая уравниловка, подавление инициативы, индивидуальности и т.п.;

— пропаганда одной официальной  идеологии, преследование инакомыслия;

— полный контроль над средствами массовой информации, жесткая цензура;

— создание образа непримиримого  врага, на которого списываются ошибки правящей партии и все беды общества;

— всеобщая милитаризация (наращивание  военной мощи), выражающаяся в существовании огромного военно-промышлен­ного комплекса;

— наличие мощного аппарата подавления, применение таких методов, как насилие, террор;

— полный государственный контроль в сфере экономики: огосударствление всех-форм собственности, стремление к  устранению частной собственности, конкуренции, рыночных отношений, и т.д.

— применение командно-административных методов управления;

— провозглашение господства определенного  класса, нации, расы.

Разновидностями тоталитарного политического  режима выступают коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Авторитарный политический режим  характеризуется следующими признаками:

— власть сосредоточена в руках  определенного лица или группы лиц;

— власть не претендует на всеобъемлющий  контроль над всеми сферами жизни  общества, в том числе и над личной жизнью;

— государственная власть не подконтрольна  населению;

— организация власти носит строго централизованный характер и опирается  в своей деятельности на мощный силовой  аппарат;

— игнорируется принцип разделения властей, хотя формально деятельность представительных органов может быть провозглашена;

— может быть признано идеологическое многообразие;

— допускается существование других политических партий, однако политическая оппозиция преследуется;

— ограничиваются только политические права граждан, однако формальное провозглашение личных, социально-экономических прав и свобод может характеризоваться фактическим отсутствием механизма их реализации.

Авторитаризм является переходным режимом между тоталитарным и  демократическим. Падение тоталитарного режима вовсе не означает готовность общества к установлению демократии. Резкий переход от тотального контроля, руководства единой политической партии, единой официальной идеологии к народовластию, автономии общества в личной, политической и экономической сферах, политическому и идеологическому многообразию влечет за собой политическую нестабильность в обществе, слабость, несостоятельность политической власти, анархию и установление в результате новой диктатуры.

25. Англосаксонская правовая семья включает право Англии и стран, последовавших образцу английского права. Становление и развитие англосаксонского права связано с множеством факторов, определяемых своеобразием правовых традиций и правовой культуры Англии и стран, входящих в эту семью права.

 Английская правовая система  включает «общее право», «статутное  право» (законодательство) и «право  справедливости». Каждое из них  имеет свою историю становления  и развития.

 С периода нормандского завоевания (1066) в Англии стала формироваться  централизованная судебная система. Так называемое «common law» Англии (общее право) складывалось как единая система прецедентов (вырабатываемые судьями решения брались за основу другими судебными инстанциями при рассмотрении аналогических дел).

 Общее право Англии первоначально сложилось в виде судебных обычаев. Обобщая судебную практику в своих решениях, судьи руководствовались сложившейся системой юридических принципов.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"