Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 18:50, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Файлы: 1 файл

проблемы ТГП.doc

— 484.50 Кб (Скачать файл)

Следовательно, содержание обычая – это сам образец поведения, а формой его фиксации является привычка, поведенческая традиция. Отсюда и  специфика регулятивного воздействия  обычных норм. В отличие от права  или морали они предполагают не согласование поведения с предписанными требованиями, а воспроизведение самого поведения в его устоявшихся вариантах.

Наконец, существование  обычая в виде привычки означает отсутствие особых механизмов его обеспечения, отсутствие необходимости в определенном принуждении, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом ее существования, т.е. естественно.

Исторически обычаи относятся  к числу самых ранних социальных норм. В период становления первых цивилизаций, образования древних  государств обычаям начинают придавать общеобязательное значение. Облеченные в письменную форму, в определенном смысле систематизированные, своды обычаев возводятся в ранг законов государства (законы Ману, законы Хаммурапи и т.п.) и становятся первыми источниками права. Нормативные системы современных обществ такого перехода обычаев в юридические нормы уже фактически не знают.

Сегодня, как правило, говорят о взаимодействии права  и обычаев, которое рассматривается  преимущественно как «отношение»  юридических норм к существующим в обществе обычаям. Такое «отношение» сводится к трем основным вариантам.

1. Юридические нормы  поддерживают обычаи, полезные с  точки зрения общества и государства,  создают условия для их реализации.

2. Юридические нормы  могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев.

3. Юридические нормы  безразличны к действующим обычаям.  Таких обычаев большинство и  связаны они главным образом  с межличностными отношениями, бытовым поведением людей.

От взаимодействия права  и обычая надо отличать правовой обычай как источник (форму) права, сохранивший некоторое значение и в настоящее время.

При взаимодействии права  и обычая сама обычная норма юридического значения не имеет, а значимы действия, совершенные при реализации ее требований. В правовом обычае юридическое значение придается именно обычной норме путем ее соответствующего санкционирования. Другими словами, в этом случае обычай приобретает юридический статус без его текстуальной формулировки в правовом документе. В качестве примера могут рассматриваться ст. 134, 135 Кодекса торгового мореплавания, ст. 5 ГК РФ, санкционирующая обычаи делового оборота.

7. право в системе социального регулирования. понятие социальной нормы

В самом общем плане  социальное регулирование понимается как имманентный обществу и определяющий социальный порядок процесс.

Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия множества самых разнообразных  факторов. В их числе выделяют следующие.

1. Так называемые «стихийные»  регуляторы как непосредственное  проявление естественных законов природы и общества. Факторы стихийного регулирования носят естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий общесоциального масштаба, явлений экономического порядка, феноменов массового поведения и т.п. Это, например, увеличение продолжительности жизни людей, массовые сезонные заболевания, демографические процессы, миграция населения, инфляционные ожидания и т.д. В своем стремлении к порядку общество и государство стремятся взять под свой контроль данные факторы, однако это удается далеко не всегда. Иногда же их влияние вообще не отражается общественным сознанием или отражается неадекватно.

2. Социальные нормы  как регуляторы, связанные с волей и сознанием людей.

3. Акты индивидуального  регулирования, выступающие в  виде целевого, адресного воздействия субъектов друг на друга.

Указанные факторы могут  играть в обществе как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. Правда, в юридической литературе принято считать, что стабилизация, упорядочение общественных отношений обеспечиваются действием социальных норм и актов индивидуального регулирования, а действие стихийных регуляторов выступает фактором дестабилизирующего влияния. Однако если в качестве основания оценки принять критерий устойчивого функционирования общества, то все регулятивные факторы могут иметь и позитивное, и негативное влияние. Вместе с тем функциональная характеристика стабилизации, упорядочения общественных отношений должна быть отнесена прежде всего к социальным нормам.

Для понимания природы  действующих в обществе норм, оснований  и правил социального нормирования необходимо различать два смысла термина «норма». Во-первых, норма  есть естественное состояние некоторого объекта (процесса, отношения, системы  и т.д.), конституируемое его природой – естественная норма. Во-вторых, норма – это руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного развития и социальной организации общества – социальная норма.

Реально действующие в жизни людей нормы нельзя однозначно отнести к естественным или социальным. Так, естественные нормы могут быть переведены в систему технических правил (правила работы с техническими или природными объектами), стать основанием социального нормирования (например, установление срока признания отцовства после смерти супруга), а социальные нормы – сформировать характер объекта, его качественное состояние. Таким образом, в зависимости от соотношения естественной нормативности и социального нормирования можно выделить, как минимум, четыре группы действующих в обществе нормативных регуляторов.

1. Естественные нормы,  существующие в виде сформулированного  знания о нормальном, естественном  состоянии объекта, определяемом  его природой. Такие нормы формирует,  например, наука.

2. Разработанные на  основе знания естественных норм  правила работы с техническими  и природными объектами. Подобные  правила принято называть техническими нормами.

3. Правила поведения,  базирующиеся на естественных  нормах или складывающиеся в  связи с их действием. Сюда относится большинство социальных норм.

4. Правила поведения,  содержание которых определяется  не столько естественной нормативностью, сколько целями и задачами, стоящими  перед обществом, или потребностями  конкретной его сферы. Это некоторые юридические процессуальные нормы, ритуалы и т.п.

При обсуждении роли права  в системе социального нормативного регулирования значение имеют нормы  третьей и четвертой группы, в  литературе именно их принято квалифицировать  как социальные нормы. Они не просто существуют и действуют в обществе, а регулируют общественные отношения, поведение людей, нормируют жизнь общества. Социальным нормам присущи следующие признаки:

1. Они являются общими  правилами. Сказанное означает, что  социальные нормы устанавливают правила поведения в обществе, т.е. определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. При этом социальные нормы действуют непрерывно во времени, обладают многократностью действия и обращены к неопределенному кругу лиц (не имеют конкретного адресата).

2. Данные нормы возникают  в связи с волевой, сознательной  деятельностью людей. Одни социальные  нормы создаются в процессе  целевой деятельности, другие возникают  в многократно повторяющихся  актах поведения, не отделяются от самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы, третьи формируются в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании, и т.д. Иначе говоря, анализируемые нормы по-разному соотносятся с волей и сознанием людей, однако всегда возникают в связи с ними.

3. Названные нормы  регламентируют формы социального  взаимодействия людей, т.е. направлены  на регулирование общественных  отношений, поведения в обществе.

4. Они возникают в  процессе исторического развития (как его фактор и результат)  и функционирования общества. Социальные нормы, будучи элементом общества, отражают процессы его развития, влияют на их темпы и характер, словом, имеют свое место в истории общества, свою историческую судьбу.

Кроме того, они стабилизируют  социум, а значит, включены в процессы его функционирования, являются как порождением, так и регулятором указанных процессов.

5. Эти нормы соответствуют  типу культуры и характеру  социальной организации общества. По мнению М. Вебера, именно  культура позволяет людям придать  смысл миру, создать основу для суждения о взаимодействии людей.

Культура выражается прежде всего в содержании социальных норм. С этой точки зрения нетрудно заметить различия социальных норм в  обществах, принадлежащим разным культурным традициям, например европейской и азиатской. Можно сказать, что представленность культурных различий в нормах не менее отчетлива, чем в религиозных и философских учениях, системах ценностей и т.п. Однако существуют различия в социальном нормировании жизни обществ, принадлежащих одной культурной традиции, хотя и не столь принципиальные, связанные с индивидуальной исторической судьбой конкретного народа.

Характер же организации  общества в большей мере влияет на значимость того или иного вида норм в обществе, на связи норм в социальной нормативной системе. Так, в негосударственно-организованных обществах доминируют обычаи, традиции, а в государствах – мораль и право.

Таким образом, социальные нормы представляют собой связанные  с волей и сознанием людей  общие правила регламентации  формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными  нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования.

В данном случае система  рассматривается как взаимодействие видов социальных норм, выделенных по основанию их регулятивной специфики. Такой подход предпочтителен для  целей юридических исследований и потребностей юридической практики. Выявление места и роли правовых норм в системе социального нормативного регулирования означает в данном случае соотнесение правовых и иных социальных норм, выделенных по указанному основанию.

9. Гражданское общество: понятие, структура, признаки. Гражданское общество — это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.

Структура гражданского общества

Политические партии.

Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).

Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные  фонды.

Научные и культурные организации, спортивные общества.

Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.

Независимые средства массовой информации.

Церковь.

Семья.

Признаки современного гражданского общества:

наличие в обществе свободных  владельцев средств производства;

развитость и разветвленность демократии;

правовая защищенность граждан;

определенный уровень гражданской культуры.

Гражданское общество функционирует, основываясь на ряде принципов:

·         равенство прав и свобод всех людей в политической сфере;

·         гарантированная юридическая защита  прав  и свобод  граждан на  основе законов, имеющих юридическую силу во всем мировом сообществе;

·         экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого  иметь  собственность или получать справедливое вознаграждение за честный труд;

·         гарантированная законом возможность  граждан объединяться в независимые  от государства  и   партий   общественные   объединения   по   интересам  и профессиональным признакам;

·         свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;

·         создание необходимых материальных и прочих условий  для  развития  науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых и  социально активных, ответственных перед законом членов общества;

·         свобода создания и деятельности средств  массовой  информации  вне  рамок государственной цензуры, ограниченная только законом;

·         существование механизма, стабилизирующего отношения между государством  и гражданским обществом (механизм консенсуса), и  обеспечение  безопасности функционирования последнего  со  стороны  государственных  органов.  Этот механизм, формальный или  неформальный,  включает  законодательные  акты, демократические выборы народных представителей в различные органы власти, институты самоуправления и т.д.

15. разделения властей. Место и функциональное предназначение ветвей власти в структуре современного Г.

Принцип разделения властей явл. основным принципом организации и деятельности правового Г.

Разделение властей – принцип, исходящий из того, что для обеспечения  процесса нормального функционирования Г. в нем должны существовать относительно независимые др. от др. власти – законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть должна принадлежать парламенту; исполнит.  – прав-ву; судебная – суду. Суть этого принципа в том, чтобы не допустить сосредоточия власти в руках одного лица или небольшой группы лиц. И тем самым предотвратить возможность её использования одними классами или группами во вред другим. (Марченко).

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"