Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 18:50, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Файлы: 1 файл

проблемы ТГП.doc

— 484.50 Кб (Скачать файл)

 Система принципов, на которых  основывались судьи, была обязательна  для всех судов при вынесении ими решений. Таким образом, выработалось правило прецедента – однажды сформулированное судебное решение в последующем становилось обязательным для всех судей.

 В основе общего права  первоначально лежит обычай, традиция.

 Обычай имел весьма существенное значение для становления и развития англосаксонского права. По действующему правилу обычаи должны учитываться при решении судьями конкретных дел. Дело в том, что в решении судебных споров принимали участие присяжные заседатели (свободные граждане), которые зачастую, в отличие от судьи, не обладали профессиональными знаниями о нормах ранее принятых судебных решений, которые необходимы для правильной юридической квалификации поступков.

 Свою позицию присяжные определяли, основываясь на сложившейся системе традиций и обычаев.

 С XV в. начался качественно  новый этап в развитии английской  правовой системы, связанный с  появлением «права справедливости»,  суть которого заключалась в  том, что постепенно стал складываться  особый порядок апелляции к  монарху – рассмотреть дело «по совести», «по справедливости». Разбирательство дел осуществлял лорд-канцлер, который по существу выполнял функции самостоятельного судьи. Впоследствии, в результате проведенной судебной реформы (1873–1875), нормы общего права и права справедливости составили основу единой системы прецедентного права Англии.

 Для англосаксонской правовой  системы не характерно классическое  деление права на публичное  и частное. Исторически здесь  сложилось подразделение на «общее  право» и «право справедливости». Такое деление произошло эволюционно, путем исторического генезиса, постепенного юридического оформления сложившихся отношений, что обусловливает специфику построения и развития английской правовой системы. Нормы общего права носят казуистический (индивидуальный) характер и имеют особое содержание.

35. Мусульманское право – одна из самостоятельных правовых систем современности, которая является частью мировой правовой культуры. В настоящее время в мире нет ни одной исламской страны, правовая система которой не испытывала бы влияния норм шариата (определенным исключением является лишь Турция). Вместе с тем ни в одной из указанных стран мусульманское право ныне не является единственной системой действующих правовых норм.

 Мусульманское право возникло как часть шариата. Шариат («прямой путь») – это совокупность обращенных к людям обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных Аллахом и переданных им через Пророка Мухаммада. Нормы шариата регулируют вопросы поведения мусульман в повседневной жизни в их отношениях между собой и с властью.

 В шариате религиозная идея  очень тесно взаимодействует с правовым началом.

 Шариат как религиозная система  законодательства была создана  ранними мусульманскими учеными-правоведами  постепенно на основе главных источников ислама – Корана и Сунны. Шариат явился результатом человеческой интерпретации этих текстов и логических построений, сделанных на их основе. Анализ входящих в состав шариата правил поведения позволяет представить его в качестве всеобъемлющей системы социально-нормативного регулирования. Центральная идея шариата заключается в строгом соблюдении установленных Аллахом дозволений и запретов, которые не могут быть нарушены ни властями при принятии законов, ни людьми в их действиях. Анализ положений Корана и Сунны позволяет сделать выводы, что шариат призван служить интересам человека и удовлетворять его мирские потребности.

 История мусульманского права  начинается с Пророка Мухаммада,  жившего в 570–632 гг. на Аравийском  полуострове, который адресовал от имени Аллаха некоторые основные правила поведения, содержащие разъяснения всего сущего и руководство к пути праведному для верующих.

 Другие юридически значимые  нормы сложились в результате  жизнедеятельности, поведения Пророка  Мухаммада. 

 На дальнейшее развитие мусульманской правовой системы существенное влияние оказали мусульманские правоведы и кадии (судьи). В VIII–X вв. были разработаны единые для всех мусульманских правовых школ общие положения и принципы. Эти нормы-принципы придали мусульманскому праву логическую целостность и стройность, что значительно повысило его регулятивный потенциал. Юридическая доктрина и по настоящее время продолжает оказывать определенное воздействие на правовую систему стран исламского мира.

 Новый этап в развитии мусульманского права связан с установлением законодательного процесса. В XIX в. в странах с мусульманской правовой системой активизировался процесс становления законодательства и возросла его роль в нормативном регулировании общественных отношений. В настоящее время в большинстве стран мусульманского мира роль шариата минимизирована.

 На современном этапе развития  в странах мусульманского мира  активно идет процесс заимствования  норм других правовых систем, особенно европейской правовой  системы. Это связано с тем обстоятельством, что европейская цивилизация и культура оказывают существенное влияние на многие мусульманские страны. С принятием европейской модели национального государства европейская правовая система стала нормой и во внутреннем законодательстве, и в международных отношениях, а в компетенции шариата остались только семейное право и система наследования. В Турции, например, практически уже не действуют нормы мусульманского права, а в некоторых странах (Алжир, Египет, Сирия и др.) мусульманское право сохранилось в отдельных сферах социальных отношений. В странах, где господствуют исламские фундаменталистские позиции (Иран, Пакистан, Афганистан, ЙАР, Ливия, Судан), мусульманское право имеет большее влияние. Нормы мусульманского права регулируют многие вопросы гражданского, семейного, государственного, уголовного и других отраслей права. Здесь наблюдается своеобразный ренессанс мусульманско-правовой культуры, возврат к традиционным исламским ценностям.

 Источники мусульманского права.  В основу мусульманского права легли: 1) Коран, 2) Сунна Пророка, 3) иджма и 4) кияс. Основным источником мусульманского права служит Коран (Священное Писание). Коран является для мусульман высшим законом. Коран – последнее по времени Божественное Откровение, ниспосланное Пророку Мухаммаду в VII в. н.э. и адресованное всему человечеству. В Коране каждому человеку, независимо от вероисповедания, даются надежные ориентиры к праведному пути в жизни. Коран – важнейший памятник мировой культуры. Он состоит из 114 сур (сура – глава), а каждая сура разделяется на стихи (айаты). Книга написана рифмованной прозой, что делает ее приятной для чтения.

 Коран – это не только  духовная книга, но и нравственно-юридический  кодекс, включающий вопросы религиозно-нравственного,  гражданского, уголовного и государственного права. Однако нужно отметить, что в Коране нет систематического изложения основных начал права. Здесь различные положения нравственного и юридического характера имеют смешанное выражение. Систематизировать различного рода постановления, выносимые по разным частным случаям, – задача законоведа.

22. Типология правовых систем.

Правовая система –  это совокупная связь права, правосознания  и юр. практики, характерная для  того или иного общества.

Правовую систему нельзя отождествлять с системой права, поскольку правовая система включает в себя типичные признаки, характеризующие различные гос-ва, система права складывается в отдельном гос-ве и она уникальна. В типологии правовых систем применяют те же признаки, что и в типологии гос-в. Критерии типологии гос-в могут применяться к типологии правовых систем. Соответственно к типологии правовых систем может применяться формационный подход. В связи с этим выделяют: рабовладельческое право, феодальное право, буржуазное право, социалистическое право, выражающее волю господствующего класса. Другая классификация была предложена Рене Давилом. Она основана на сочетании 2 критериев: правовой идеологии и юридической техники. В соответствии с ней выделяют 3 основные семьи: романо-германскую, англо-саксонскую, традиционные религиозно-правовые системы. Другая классификация была предложена К. Цвайгертом и Г. Котцем. В основу этой классификации положен в качестве критерия правовой стиль (или стиль права). Он складывается из 5 факторов: происхождение и эволюция правовой системы, своеобразное юр. мышлениеЮ, специфика правовых институтов, природа источников права и способы их толкования, правовая идеология. На основании данных 5 критериев были выделены правовые круги: романский, германский, скандинавский, социалистический, англо-американский, право Ислама, индуистское право.

23. возрождение и модернизация идей естественного права в 20 веке

Процессы "возрождения" и модернизации естественного права в XX веке вновь  продемонстрировали большой обновленческий потенциал естественноправового подхода.

Одним из важных (в социально-политическом и идейно-мировоззренческом отношениях) направлений такого обновления естественного  права, во многом содействовавшего его  послевоенному "ренессансу", стала  антитоталитарная переинтерпретация естественноправовых идей и ценностей. Ведущая роль представителей естественного права в правовой критике тоталитаризма и тоталитарного законодательства, активная разработка с таких антитоталитаристских (во многом – с либерально-демократических) позиций проблем естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека, ценности права, достоинства личности, правового государства и т.д. заметно повысили престиж естественноправовой идеологии в широком общественном мнении послевоенной Европы, усилили ее теоретические позиции и практическое влияние во многих сферах политической и правовой жизни (конституционное и текущее законодательство, правоприменительный процесс, правосудие и т.д.).

В целом для "возрожденного" естественного  права характерен заметный поворот к реальным и конкретным аспектам правовой практики, свидетельствующий о чуткости естественноправовой мысли к актуальным проблемам действительности и способности предложить свои ответы и решения, в которых традиционная ориентация на апробированные ценности гибко сочетается с новейшими веяниями, ожиданиями и тенденциями, с духом времени.

В этом плане сформулированная неокантианцем  Р. Штаммлером концепция "естественного  права с меняющимся содержанием" была конгениальна двойственной традиционалистско-обновленческой (охранительно-критической, архаично-модернистской, консервативно-прогрессистской) ориентации естественноправовой мысли с ее глубинными представлениями о развитии как постоянном процессе (и человеческом призвании и долге) актуализации вечного и неизменного в этом преходящем и изменчивом мире.

Концепция "естественного права  с меняющимся содержанием" (непосредственно  и в различных последующих  вариациях) содействовала существенной методологической, гносеологической и  аксиологической модернизации естественноправового подхода в XX веке, особенно – во второй его половине.

Заметный вклад в послевоенный "ренессанс" естественноправовых  идей внес и другой влиятельный неокантианец – известный немецкий юрист Г. Радбрух. Право (в его различении соотношении с законом) у него представлено в понятии "идея права, "надзаконное право", а не посредством понятия "естественное право", как у некоторых других кантианцев. Но его философско-правовая критика юридического позитивизма и настойчивые призывы к восстановлению в юриспруденции концепций "надзаконного права" существенно содействовали послевоенному "ренессансу" естественного права в Западной Европе.

В этом плане особую роль сыграла  работа Г. Радбруха "Законное неправо  и надзаконное право" (1946), которая  вызвала широкую дискуссию в ФРГ и ряде других стран, способствовала консолидации идей и усилий всех тогдашних противников юридического позитивизма и дала заметный толчок активизации естественноправовых исследований.

Юридический позитивизм, подчеркивал  Радбрух в этой своей работе, ответствен за извращение права при национал-социализме, так как он "своим убеждением "закон есть закон" обезоружил немецких юристов перед лицом законов с произвольным и преступным содержанием"12. Трактовка юридическим позитивизмом власти как центрального критерия действительности права означала готовность юристов к слепому послушанию в отношении всех законодательно оформленных установлений власти. Правовая наука тем самым капитулировала перед фактичностью любой, в том числе и тоталитарной, власти.

Отличие права от "законного  неправа" он определяет следующим  образом: "Установление, которому не присуща воля к тому, чтобы обходиться так: "равное равно, неравное неравно", может быть позитивным, может быть целесообразным, даже необходимым и  поэтому также и абсолютно законно признанным, но ему должно быть отказано в имени право, так как право есть лишь то, что по меньшей мере имеет своей цепью служить справедливости".

26. Критерии типологии государств

Познание государственно-правовых явлений требует поиска общих принципов подхода в их исследовании, отражающих переход государств и правовых систем из одного состояния в другое.

Типология, или классификация по типам государств и их правовых систем, отмечает М.Н. Марченко, представляет собой  объективно необходимый, закономерный процесс познания государственно-правовой материи, отражает логику естественно-исторического процесса развития государства и права, исторически неизбежной смены одних государства и права другими, является одним из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития государства и права..

Категория «тип государства и права» занимает самостоятельное и место  в теории государства и права, так как дает возможность более  то отразить изменяющуюся сущность государства  и права, особенности их возникновения и эволюции, увидеть естественно- исторический прогресс общества в целом, как в бытии, так и в развитии государственно-организованного общества. Первые попытки рационально-теоретической типизации государства и права с позиции их социально-политической характеристики были предприняты еще Аристотелем, который считал, что основными критериями разграничения государств являются количество властвующих в государстве, их имущественное положение и осуществляемая государством цель. Он различал правление одного, правление немногих, правление большинства, а государства делил на правильные (где достигается общее благо) и неправильные (где преследуются частные цели.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"