Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 18:50, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Файлы: 1 файл

проблемы ТГП.doc

— 484.50 Кб (Скачать файл)

   4. Разделение властей и  установление правовых основ государственного строительства.

     Эти и другие принципы  являются основополагающими идеями, определяющими модель правового  государства.

     Основу модели правового  государства составляет совокупность  нескольких положений:

   ♦ признание человека высшей ценностью и целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;

   ♦ реальность и приоритет прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством,  обеспечение свободного развития личности: «Не человек существует для государства, а государство существует для человека»;

   ♦ демократизм законотворчества,  обеспечивающий закрепление в праве воли большинства с учетом интересов меньшинства;

   ♦ верховенство и прямое действие конституции и закона  во  всех  сферах  общественной жизни. «Закон строг, но это закон»;

   ♦ внешний и внутренний суверенитет государства;

   ♦ соответствие внутреннего законодательства общепризнанным  принципам   и   нормам  международного  права (либо прямое действие международных норм);

   ♦ народ, его суверенная воля - единственный источник государственной власти;

   ♦ сосредоточение всех государственно-властных полномочий в системе государственных институтов, созданных на основе всеобщих, равных и прямых выборов всего населения;

   ♦ взаимная ответственность государства и личности;

   ♦ связанность государства правом, его статус как субъекта права и равенство в этом качестве с другими субъектами, в первую очередь с гражданином;

   ♦ разделение властей в организации государственного управления;

   ♦ высокий авторитет суда, реальные возможности суда обеспечить права и свободы граждан;

   ♦ наличие эффективных организационно-правовых средств контроля и надзора общества за деятельностью органов государственной власти всех уровней и за осуществлением законов;

   ♦ недопущение монополизма в политике и экономике;

   ♦ единство прав и обязанностей граждан;

   ♦ наличие развитого гражданского общества.

     Правовым государством  может быть признана только  такая организация политической  власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного, справедливого закона, действует строго в определенных законом границах, обеспечивает социальную и правовую за­щищенность своих граждан.

45. Корпоративные нормы, их особенности и значение

Неотъемлемой частью системы  нормативного регулирования общественных отношений выступают корпоративные нормы. Они вырабатываются на основе взаимодействия индивидуальных воль отдельных членов различных негосударственных организаций, их слияния.

Нормы негосударственных, в том  числе коммерческих, организаций являются одним из видов социальных норм. Их особенность состоит в том, что действие этих норм ограничено пределами той или иной организации и вследствие этого носит локальный характер. Для выявления их взаимосвязи и специфики первостепенное значение имеет классификация, критерием которой в данном случае служат вид регулируемых общественных отношений и форма обеспечения их реализации.

 Общепризнанным является подразделение  этих норм на правовые и  неправовые.

Корпоративные нормы есть установленные правила поведения, выраженные в уставах, положениях, решениях различных организаций для реализации и достижения целей их функционирования.

Корпоративные нормы регулируют только внутренние отношения: задачи и цели данной организации, компетенцию органов, их права и обязанности, порядок вступления и выхода из данной организации, гарантии соблюдения норм (в частности, мерами общественного воздействия).

Правовые нормы этих организаций  могут содержаться в актах, издаваемых совместно с государственными органами; при этом они приобретают значение правового акта.

 Все негосударственные организации  могут принимать участие в  правотворчестве, однако осуществляют  они эту функцию в различных  формах и в разном объеме. Формально-юридически  право издавать нормативно-правовые акты закреплено в основном за профсоюзами и отдельными видами кооперации.

Механизм действия норм негосударственных  организаций сходен с правовым. Они  имеют политическое содержание, обеспечиваются при помощи организационных мер  и санкций и т, д. Однако следует отметить отсутствие непосредственной связи корпоративных норм с государственной деятельностью. Эти нормы уступают правовым по силе, сфере действия, категоричности, но имеют и преимущества: выражают активность и инициативу, являются самодеятельными, распространяют свое влияние за пределы правового регулирования.

Таким образом, общие черты норм права и корпоративных норм следующие: они содержат четкие, ярко выраженные правила поведения; закреплены в  специальных актах; представляют собой системы норм. Различие между ними — в степени обеспечения: если нормы права принимаются государством и обеспечиваются его принудительной силой, то корпоративные нормы принимаются организациями и ими же, т. е. силой общественного мнения данной организации, обеспечиваются. Кроме того, отметим определенный приоритет норм права, признаваемый в нормах этих организаций.

46. Кросскультурная реалистическая (плюралистическая) концепция

КРОССКУЛЬТУРНАЯ РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ (ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКАЯ) КОНЦЕПЦИЯ (Л. Посписил) — учение, согласно которому правовую систему внутри себя общество создает лишь тогда, когда оно сегментировано, т.е. дифференцировано на подгруппы, разделено на части. Общий вывод: там, где существует хотя бы простой, как в семье, способ авторитарного разрешения споров, конфликтов с элементами подчинения и принуждения, там есть и всегда было право определенного уровня. Название «плюралистической» объясняется тем, что она допускает внутри единого общества функционирование некоторого множества правовых систем. Право относится к специфическим группам с хорошо определенным членством.

В каждом обществе — примитивном  и современном — действуют  правовые системы разных уровней, составляя  при этом иерархию, которая отражает включенность подгрупп в единое целое. Хотя принцип плюрализма позволяет найти новые аргументы против этатизации правовых отношений и догмы механического подчинения праву, однако широкой поддержки и среди юристов, и антропологов такой подход не получил.

47. Правовая система России — совокупность национальной системы права и международно-правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества, и сложившейся правовой практики.

Источниками права в России являются Конституция, федеральные конституционные  законы, федеральные законы, указы и распоряжения президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления; также к источникам права относятся международные договоры и соглашения, если они были в установленном порядке ратифицированы.

Конституция является первоисточником  права в России, принципам которой  должны соответствовать все остальные правовые нормы (часть 1 статьи 15 Конституции РФ). Любой акт противоречащий Конституции признаётся недействительным в части противоречащих норм и должен быть либо отменён, либо изменён. Иерархия права[править | править исходный текст]

В современном российском праве существует строгая иерархия правовых актов по их юридической силе . При этом существует как вертикальное направление, так и горизонтальное.

Вертикальное — распространение  правовых норм от Конституции РФ до актов отдельных ведомств. При  этом в вертикальной иерархии законодательство делится на федеральное, то есть применяемое на всей территории России, и региональное, то есть действующее в пределах субъектов РФ.

Горизонтальное — это акты равной юридической силы, но имеющие силу в определённых обстоятельствах. Например, законодательные акты субъектов РФ имеют равную юридическую силу, но действуют исключительно в пределах своего региона; другая ситуация — когда из двух нормативных правовых актов, обладающих равной юридической силой (например, федеральные законы) один признаётся преобладающим в отдельной сфере государственного регулирования или по отдельным вопросам, при рассмотрении судебных споров, основанных на противоречии правовых норм общего и отраслевого законодательства.

48. Цивилизационный подход к типологии государств

 

Суть цивилизационного подхода  к типологии государств состоит  в том, что в качестве критерия типологии государств выступают "цивилизации" и такие их признаки, как культура, религия, технология и т.д.

 Существуют самые разные основания для классификации цивилизаций: хронологические, генетические, пространственные, религиозные и т.д.

 В соответствии с периодами  исторического развития различают  цивилизации:

-древние (древнеегипетская, шумерская  и др.);

-особенные (индийская, западноевропейская, православная и др.);

- современные.

 По характеру организации  государственно-политических институтов  цивилизации делят на:

-первичные, в которых государство  существовало как политико-религиозный  комплекс, обожествляющий правителей (ассиро-вавилонская, шумерская, древнеегипетская и др.);

-вторичные, в которых отчетливо  проявляется различие между государственной  властью и культурно-религиозным  комплексом (западноевро¬пейская, североамериканская, латиноамериканская и др.).

 Достоинством данной типологии, несомненно, является внимание к культурным, духовным критериям, которые рассматриваются важными факторами государственности.

 Однако этот подход также  подвергается активной критике.  Во-первых, само понятие "цивилизация"  не поддается сколько-нибудь четкому и однознач¬ному определению. Хотя этот термин имеет широкое распространение в социальных науках, тем не менее он не имеет строго определенного фиксиро¬ванного значения, в толковых словарях и энциклопедиях он употребляется в самых разных и не всегда совпадающих друг с другом смыслах. Такое поло¬жение делает весьма проблематичным использование понятия "цивилизация" в качестве критерия типологии государств. Во-вторых, цивилизационный подход недооценивает социально-экономические факторы, которые играют определяющую роль в формировании государства; и, в третьих, он предпола¬гает существование множества критериев и несовпадающих классификаций.

 В конце 80-х - начале 90-х  годов, когда ставилась революционная  задача избавления от всего  старого и уже в силу только одного этого - "плохого", в отечественной литературе появились попытки полного отказа от формационно¬го подхода.

 Несомненно, противопоставлять  эти подходы не следует, но  цивилизационный, весьма далекий  от глубокой разработки подход, не может заменить теоретически обоснованный формационный.

49. Постоянным компонентом этой естественноправовой схемы и вместе с тем смысловой основой традиционных представлений о вечном и неизменном естественном праве (в отличие от изменчивого позитивного права) является именно принцип противопоставления в области права "естественного" "искусственному", включающий в себя их ценностную оценку и приоритет "естественного" над "искусственным".

 Это и есть всеобщий (универсальный)  принцип естественного права.

 В рамках этого принципа "искусственное" уже дано в виде позитивного права, поэтому "естественное" (естественное право) трактуется как предданное (богом, разумом, природой вещей, природой человека и т. д.), предпозитивное (допозитивное, надпозитивное). Причем предданность (той или иной безусловно авторитетной, надчеловеческой инстанцией) "естественного" в пространстве и времени мироздания имеет одновременно онтологическое, гносеологическое и аксиологическое значение: "естественное" (естественное право) изначально, безусловно правильно и нравственно, словом, хорошо, а "искусственное" — плохо и как отклонение от "естественного" (в силу присущих людям ошибок, произвола и т. д.) подлежит вытеснению или исправлению и приведению в соответствие с "естественным".

^ Смысловое содержание универсального принципа естественного права, а вместе с теми общего понятия естественного права включает в себя следующие моменты.

 Во-первых, данный принцип, определяя  право как сферу своего применения  и действия, отрицает правовой  смысл принципа позитивного права и утверждает наличие естественного права как собственно права в исходном, безусловном и подлинном смысле этого явления и понятия.

 Во-вторых, этот принцип —  в своем противопоставлении естественного  и позитивного права — обозначает  противоположность двух качественно разных сфер — противоположность "естественного" (включая естественное право) и "искусственного" (включая позитивное право). Причем "естественное" (включая естественное право), согласно такой положительной качественной оценке, — это нечто по своему бытию, смыслу и значению исходное, объективное, безусловное, подлинное, не зависящее от человека, а "искусственное" (включая и позитивное право) — нечто вторичное, производное, субъективное, условное, неподлинное, зависящее от человеческого усмотрения и в целом негативное по качеству (как уклонение, отрыв и противоположность "естественному").

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"