Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит краткие ответы на популярные вопросы по курсу "Теории государства и права".

Файлы: 1 файл

ШПОРЫ ТГП.doc

— 568.00 Кб (Скачать файл)

 

38. Понятие  и формы реализации права.

Реализация права –  это сложный процесс, включающий несколько этапов.. Поэтому процесс  правореализации включает в себя, во-первых, возведение принципов и  норм естественного права в ранг законов государства, т. е. законотворческий процесс. Признание естественных прав и свобод человека и их закрепление в законодательных актах – обязанность государства. Следовательно, государство несет перед обществом и личностью ответственность за обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина.

формы реализации права: 

Соблюдение выражается преимущественно в пассивном поведении разнообразных субъектов, состоящем в обязанности их воздержания от совершения социально вредных действий, запрещенных правом. Установление такого рода запрета связано с возможностью причинения вреда интересам общества, государства или личности. Его социальная значимость, как правило, очевидна для большинства граждан. Это естественное, проходящее вне конкретных правоотношений поведение субъектов, которые, как правило, даже не осознают, что реализуют уголовно-правовые запреты (не убивают, не крадут и т. д.). В этой форме реализуются запрещающие нормы.

Исполнение состоит в активном выполнении субъектом возложенных на него обязанностей. Оно становится своеобразной преградой на пути произвола, неорганизованности, хаоса и игнорирования общезначимого интереса. В ней реализуются обязывающие нормы.

Использование состоит в добровольном и последовательном осуществлении субъектами права принадлежащих им субъективных прав, которое происходит в активной или пассивной форме. Реализация права в данном варианте происходит только по желанию самого субъекта, который может воспользоваться, а может и не воспользоваться своим субъективным правом.

Необходимость в правоприменении  возникает тогда, когда для реализации нормы требуется наличие третьей, властной стороны, способной предупредить или разрешить возможные спорные ситуации. Применение права представляет собой государственно-властную управленческую деятельность компетентных органов государства и некоторых иных уполномоченных на то организаций, которая состоит в принятии персонифицированных правовых предписаний, регулирующих конкретную жизненную ситуацию.

39. Пробелы  в праве и пути их преодоления.  Юридические коллизии.

Пробел в праве – это отсутствие правовой нормы, которая могла бы урегулировать фактически возникшие общественные отношения, которые относятся к сфере правового регулирования.

Пробел может быть действительным и мнимым Действительный пробел имеет место, если данное отношение действительно должно быть урегулировано правом, т. е. когда оно входит в сферу правового регулирования. Мнимый пробел имеет место, если данное отношение в силу его специфики вообще не может быть урегулировано правом, т. е. когда оно не входит в сферу правового регулирования (например, более целесообразным регулировать его нормами морали, корпоративными нормами или оно вообще не может быть никак урегулировано).

Различаются первоначальная и последующая «пробельность» в праве.Первоначальная имеет место, если закон изначально не охватывал всех жизненных ситуаций, подлежащих регулированию. Последующая пробельность имеет место, если изначально закон соответствовал общественным потребностям, а затем возникли новые общественные отношения, необходимость урегулирования которых законодатель предусмотреть не мог.

Основным способом устранения пробелов является правотворчество. Способы временного устранения пробелов в праве (пока не принят нужный закон):

аналогия закона (применение правовой нормы, предусмотренной для регулирования сходных общественных отношений);

аналогия права (применение общих принципов права).

Вопрос об аналогии права является дискуссионным (хотя этот институт и  закреплен в законе, например в ГПК). Дело в том, что принципы права имеют нормативную природу, в связи с чем нередко понимаются как наиболее общие и основополагающие нормы права. Они закрепляются в Конституции, которая имеет прямое действие, и в иных законах. Поэтому, если общественное отношение урегулировано закрепленными в законе принципами права, пробел в праве отсутствует. В своем решении правоприменитель должен непосредственно сослаться на Конституцию или статьи закона, закрепляющие принципы права (и никакой аналогии при этом не будет).

Применение аналогии недопустимо  в уголовном праве и в некоторых иных случаях, например в административном праве в части дел об административных правонарушениях.

Юридические коллизии – это расхождения или противоречия между различными нормативно-правовыми актами, которые регулируют одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, которые возникают в процессе правоприменения и осуществления уполномоченными органами и должностными лицами своих действий.

Можно выделить следующие виды юридических  коллизий РФ:

между Конституцией и всеми другими нормативными актами (данная коллизия должна разрешаться в пользу Конституции);

между законами и подзаконными актами (должна разрешаться в пользу законов  как актов большей юридической  силы);

между общефедеральными актами и актами субъектов Российской Федерации (если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФдействует именно он; если последний принят вне пределов ведения, то в силу вступает общефедеральный закон);

между актами одного и  того же органа, но изданными в разные периоды времени (действует тот акт, который принят позже);

между актами, которые  приняты разными органами (применяется  тот акт, который обладает более  высокой юридической силой);

между общим и специальным  актами (если они приняты одним  органом, то применяется последний; если разными органами – действует первый).

Существует несколько  способов разрешения коллизий:

отмена старого акта;

принятие нового акта;

внесение изменений  в действующие акты;

систематизация законодательства; деятельность судов;

референдумы;

переговоры через согласительные комиссии;

толкование и др.

Разрешить юридическую  коллизию можно, анализируя практику реализации законов и оценки использования  актов полностью или их отдельных  норм. Зачастую это делается в ответ  на запросы государственных органов разных уровней, а также по обращениям общественных организаций и отдельных граждан. Основной причиной запросов и обращений являются неясности в трактовке понятий и терминов, некоторых норм, различные позиции в отношении области их применения, круга субъектов, на которых должно распространяться их действие. Несогласованность в действиях различных органов и организаций также может дать повод для того, чтобы обратиться за официальной оценкой нормативного акта. Юристы, чтобы устранить коллизию, должны иметь высокий профессионализм, выполнять точный анализ обстоятельств дела, выбрать единственно возможный или наиболее целесообразный вариант решения.

40. Толкование  права. Виды толкования права  по субъектам.

Толкованием норм права считают особенный мыслительный процесс, связанный с уяснением и разъяснением юридических норм.

Виды толкования права:

1)  аутентичное (авторское) толкование выражается в форме разъяснения смысла правовых ном. Это делает орган, который издает толкуемый нормативный акт (в частности, Государственная Дума РФ принимает федеральные законы и их же разъясняет). Специального полномочия для аутентичного толкования не дается, так как оно является следствием правотворческого полномочия органа;

2)  легальным называют толкование , которое осуществляет не законодательный орган, а иные органы власти по их поручению, в частности судебные. Так, действующая Конституция РФ дает право Конституционному Суду РФ толковать Конституцию РФ, а Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ имеют полномочия для разъяснения вопросов судебной практики;

3)  казуальным толкованием называют разъяснение нормы права, его смысла, которое дается компетентными органами государственной власти в отношении какого-то конкретного случая (казуса). Казуальное толкование относится к официальному виду толкования, так как имеет правовые последствия. Оно обязательно только для конкретного дела и используется однократно. Казуальное толкование также очень часто содержится в мотивировочной части правоприменительного акта, например судебного решения по гражданскому делу, в актах надзора юрисдикционных и административных органов.Официальное толкование дается официальным органом, закрепляется в специальном акте, имеет обязательный характер.

Неофициальное толкование – это разъяснение норм права, которое дают не уполномоченные на то субъекты. В частности, различные научные учреждения, адвокаты, политические партии или общественные организации. Каждый гражданин РФ вправе толковать закон. Хотя авторитет любого толкования будет зависеть от уровня правовых знаний интерпретатора. Неофициальное толкование не обязательно для других субъектов, не является юридически значимым.


 

Виды неофициального толкования:

обыденное;

профессиональное;

научное.

Обыденное толкование – пояснения и идеи о законе, юридической практике, которые может давать любой человек, основываясь на житейском опыте, своем правопонимании и правосознании. Для данного толкования свойственны заблуждения, а также поверхностные суждения.

Профессиональное толкование базируется на знаниях в области права и политики и исходит от юристов-практиков. Например, разъяснение норм права реализуют судьи, прокуроры, адвокаты, консультанты в судах, редакции юридических журналов в специальных консультациях и т. д. Данное разъяснение не является юридически обязательным.

Научное (доктринальное  толкование)  – это комментарии, разъяснения, которые осуществляют специальные научно-исследовательские учреждения, научные работники, преподаватели в экспертных заключениях, на лекциях, конференциях и т. п. Доктринальное толкование отличается тем, что оно имеет очень глубокий и точный анализ действующего законодательства, правильно раскрывает суть и содержание правовых норм.

Неофициальное толкование по форме выражения делят: 1) на устное (юридические советы, рекомендации, даваемые на приеме гражданам); 2) письменное (в периодической печати, в ответах на письма, жалобы и др.).

41. Способы  толкования права. Акты толкования  права.

Существует ряд препятствий  на пути к уяснению точного смысла юридических норм, которые преодолеваются с помощью специальных приемов-способов толкования (уяснения). Способы толкования:

филологический;

систематический;

логический;

исторический.

Филологический способ толкования иногда называют грамматическим. Он включает в себя морфологическое (основанное на внутренней структуре слова) и синтаксическое (основанное на правилах сочетания слов в предложении) толкование. Особое внимание при данном способе толкования уделяется употреблению соединительных и разделительных союзов, а также различным формам глаголов и причастий. Хорошо известно, что от того, где будет стоять запятая в предложении «казнить нельзя помиловать», зависит его смысл.

Систематический способ толкования основан на структурированности правовых текстов. Смысл статьи правового акта иногда может быть раскрыт только после обращения к другим статьям, в которых содержатся, например, искомые определения юридических терминов.

Логический способ толкования - использование логических приемов для уяснения смысла правовой нормы. Обычно используются такие приемы, как логическое преобразование, анализ и синтез, умозаключение степени, выводы по аналогии, выводы от противного, доведение до абсурда, исключение третьего и др.

Исторический способ толкования помогает установить смысл правовой нормы, исходя из условий ее возникновения. При этом интерпретатор опирается на знания о конкретно-исторических условиях, причинах и поводах, вызывавших принятие толкуемого акта, для того, чтобы уточнить его смысл. Наибольшее значение имеют обстоятельства, относящиеся к правотворческому процессу: проекты нормативных правовых актов, пояснительные записки к ним, стенограммы обсуждения их в законодательных органах, статьи в печати.

Акты толкования норм права зависят от объема нормативного материала.

Нормативное разъяснение содержания норм применительно к определенным категориям регулируемых правом общественных отношений. Оно дается в форме официальных документов - актов толкования (постановлений, приказов и т.п.).

Казуальное разъяснение  смысла нормы права применительно к конкретному случаю (казусу), юридическому делу содержится в актах применения норм права.

42. Понятие  и признаки правоотношений. Предпосылки  возникновения правоотнош. Юридические факты.

Правоотношение –  это особый вид общественных отношений, участники (субъекты) которых связаны взаимными юридическими правами и обязанностями. Правовое отношение всегда предполагает юридическую связь, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых является носителем субъективного права, а другой – носителем юридической обязанности. Существуют и многосторонние правоотношения.

Признаки правоотношений:

1. Правоотношения –  есть общественные отношения,  т. е. они имеют социальный  характер. Следует сразу же ответить  на вопрос: почему вообще возникают  общественные отношения между людьми? Объяснить это не так трудно. Между людьми существуют различия: интеллектуальные, физические, духовные, имущественные и т. д., в силу чего возникает взаимозависимость, которую заметили еще древнегреческие авторы, а в XVIII в. Ш. Монтескье включил в свою теорию права. «Именно потому что мы разные, – писал он, – мы зависимы друг от друга, должны друг друга дополнять».

2. если мы считаем, что правоотношения – это такие отношения, которые складываются на основе взаимного признания свободы и формального равенства его участников, то можно предположить и сделать вывод о том, что основой возникновения правоотношений являются права человека. Сам факт, что от рождения люди имеют определенные естественные права, например, право на жизнь, уже порождает определенные правоотношения. Мы имеем право на свободу, значит все остальные субъекты права не должны посягать на нашу свободу.

3. Правоотношения –  это такие отношения, которые  осуществляются через субъективные  права и субъективные юридические  обязанности. В связи с этим отметим, что лицо (субъект), которое обладает субъективным правом, является субъектом (лицом), управомоченным в правоотношении. Есть управомоченный субъект и те субъекты, которые должны нести определенные обязанности – обязанные лица. Таким образом, управомоченному субъекту, субъективными правами, противостоят обладающему обязанные лица, или, другими словами, субъективным правам корреспондируются юридические обязанности.

4. Правоотношение –  это индивидуализированное общественное  отношение. Индивидуализация может осуществляться поименно с указанием полных фамилии, имени и отчества участников правоотношений (например вступающие в брак указывают фамилию, имя и отчество) Если в правоотношении участвует организация, то указываются ее полные реквизиты. 

5. Правоотношение –  это волевое отношение. В этих  отношениях требуется сознательная  волевая деятельность людей. В  правоотношениях, во-первых, может  требоваться воля всех участников (субъектов) отношений.

Таким образом, если сгруппировать  признаки правоотношений, то правоотношение можно определить как индивидуализированное, волевое общественное отношение, складывающееся на базе взаимного признания свободы и формального равенства его участников и характеризующееся наличием у сторон субъективных прав и обязанностей.

Предпосылки возникновения правоотношений: материальные (общие) и юридические (специальные).

Общие представляют собой совокупность экономических, социальных, культурных и других факторов, которые необходимы для возникновения, а также для развития любого общественного отношения и предполагают:

1) наличие не менее  двух субъектов правоотношения.

2) наличие определенных интересов и потребностей людей.

Специальные предпосылки представляют собой комплекс условий, которые являются необходимыми для возникновения правовых отношений и предполагают:

наличие определенной нормы  права;

наличие правосубъектности  у субъектов правового отношения;

наличие юридического факта.

Юридические факты – это определенные жизненные обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают возникновение, прекращение, а также изменение правовых отношений. Юридические факты формулируют в гипотезах норм права. Само признание или непризнание права, а также обязанности конкретного субъекта всегда зависит от наличия или отсутствия юридического факта. Важное значение имеет всестороннее изучение, исследование и правильное установление юридических фактов. Именно юридические факты позволяют юристам установить, какое именно правоотношение возникло и какие юридические права и обязанности имеют участники данного правоотношения.


 

43. Понятие  и виды субъектов правоотношений. Правоспособность. Дееспособность. Правосубъектность.

Субъекты правоотношений - это индивиды, организации, публичные  образования, которые, в силу юридических  норм, могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей. Субъектам права характерны два признака:

они могут быть носителями субъективных прав и обязанностей, для чего они должны обладать следующими свойствами: а) известная внешняя  обособленность; б) персонификация; в) способность вырабатывать, выражать и осуществлять единую волю;

это такие лица, которые  приобретают свойства субъекта права  в силу норм права, т.е. юридические  нормы создают их основу.

Субъекту права присуща  правосубъектность, которая включает два момента: 1) способность обладать правами и нести обязанности (правоспособность); 2) способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность).

Правоспособность подразделяется на виды в зависимости от того, каков  круг субъектов и каково содержание их прав и обязанностей. Выделяют общую, отраслевую и специальную правоспособность.

Общая правоспособность - это способность лица быть субъектом  права вообще. Это означает, что  правопорядок государства признает данных индивидов или их образования субъектами права.

Отраслевая правоспособность - это способность лица быть участником правоотношений той или иной отрасли  права.

Специальная правоспособность - это способность лица быть участником определенного круга правоотношений в пределах какой-либо отрасли права.

Субъекты права делятся  на три группы:

физические лица;

юридические лица;

публично-правовые образования.

ПРАВОСПОСОБНОСТЬ — способность лица иметь юридические права и обязанности. Правоспособность — это общая или абстрактная возможность каждого быть носителем прав и обязанностей. Правоспособностью наделяются все без исключения, она есть неотъемлемый элемент правового статуса человека. 

ДЕЕСПОСОБНОСТЬ-

способность юридического или физического лица своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические

обязанности, а также  нести ответственность за совершенные  правонарушения (так называемая деликтоспособность). Д. гражданина наступает по достижении определенного возраста.

ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ — свойство субъекта иметь субъективные права и юридические обязанности и осуществлять их в своих действиях. Физические лица и организации, обладающие правосубъектностью, выступают в качестве субъектов права. Правосубъектностью обладают все

 

44. Взаимосвязь  норм права и правоотношений.

Непростой и многогранный характер этой взаимосвязи проявляется  в следующем:

нормы права и правовые отношения являются элементами единого  механизма правового регулирования  и выполняют в нем как собственные, так и некоторые общие функции;

норма права выступает одной из предпосылок появления или прекращения правоотношений;

правоотношение имеет  место там, где существует предусматривающая  его юридическая норма.

Такая общая закономерность обнаруживается в необходимости  четкого законодательного регулирования, присмотра за формами государственного правления и устройства, а также отношений собственности, гражданства, основных прав и свобод граждан и др. Иными словами, субъекты не могут вопреки воле государства вводить необходимые им правоотношения.

Нормами права называется статичная форма правовой регуляции. Правоотношение же есть динамичная форма правовой регуляции, другими словами, правоотношение – это форма реализации юридической нормы. Поэтому важно как выработать и установить нормы права, так и воплотить их в реальной практике. Формой конкретизации и реализации правовой нормы являются права и обязанности конкретных участников правовых отношений. Поэтому именно в правовом отношении проявляется реальная сила государственного предписания и достигается поставленная цель. Норма права обусловливает участников правоотношения, а структура нормы права предопределяет структуру правоотношения.

Большинство ученых придерживаются следующего мнения: правоотношение есть результат воздействия юридической  нормы на общественные отношения, и это можно представить в таком виде: норма права – общественные отношения – правоотношения. В этом случае правовая норма и правоотношения соотносятся как причина и следствие.

45. Понятие  и виды правомерного поведения.

Правомерное поведение  является одним из важнейших условий нормального функционирования общественной жизни, при котором обеспечивается осуществление прав и свобод личности, охрана правопорядка, т. е. оно всегда удовлетворяет общественные и личные интересы, для чего и устанавливаются правовые предписания.

В зависимости от отношения  субъекта права к своему поведению, его мотивации различают следующие  виды правомерных действий:

  1. социально активное правомерное поведение;
  2. законопослушное поведение;
  3. пассивное правомерное поведение;
  4. маргинальное поведение.

При социально активном поведении субъект действует  активно, целенаправленно, эффективно реализуя свои субъективные права и  юридические обязанности. Правовая активность личности может проявляться  в различных сферах общественной жизни – производственной, политической и др. Это и добросовестное исполнение своих служебных обязанностей, активное участие в общественной и политической жизни страны и т. д.

Законопослушное поведение  – это такое правомерное поведение, которое характеризуется сознательным подчинением требованиям правовых норм. Пассивное правомерное поведение проявляется в том случае, когда индивид намеренно не использует принадлежащие ему права и свободы. Так называемая маргинальная форма поведения (в переводе с латинского маргинальный – «находящийся на грани») находится как бы на грани между правомерным и противоправным состоянием, что обусловлено как социально-психологической деформированностью личности, так и определенным (вольным или невольным) провоцированием со стороны государственно-правовых институтов и общества в целом. Нестабильность социально-политической обстановки в обществе приводит к такому состоянию, что часть населения проявляет неудовлетворенность и неуверенность в завтрашнем дне. В силу этого такая личность, лишившись привычных условий существования, в любой момент может встать на путь неправомерного поведения, но пока еще не делает этого из-за страха перед наказанием.

Законопослушное поведение  – это такое правомерное поведение, которое характеризуется сознательным подчинением требованиям правовых норм. Пассивное правомерное поведение проявляется в том случае, когда индивид намеренно не использует принадлежащие ему права и свободы. Так называемая маргинальная форма поведения (в переводе с латинского маргинальный – «находящийся на грани») находится как бы на грани между правомерным и противоправным состоянием, что

обусловлено как социально-психологической  деформированностью личности, так и  определенным (вольным или невольным) провоцированием со стороны государственно-правовых институтов и общества в целом. Нестабильность социально-политической обстановки в обществе приводит к такому состоянию, что часть населения проявляет неудовлетворенность и неуверенность в завтрашнем дне. В силу этого такая личность, лишившись привычных условий существования, в любой момент может встать на путь неправомерного поведения, но пока еще не делает этого из-за страха перед наказанием.

Предписания правовых норм добровольно соблюдаются большинством участников общественных отношений. Правомерное поведение выступает в демократическом правовом обществе в качестве естественного проявления активности субъектов права, заключается в сознательности граждан и должностных лиц, понимании ими своего общественного долга, высоком уровне правосознания и правовой культуры. Социальная сущность правомерного поведения обусловлена сущностью и ролью права в общественной жизни. Правомерное поведение в принципе представляет собой по своему содержанию общественное явление, полезное для общества и каждой личности. Правомерное поведение составляет реальное содержание существующего в обществе правопорядка.

Господство в общественных отношениях правомерного поведения  характеризует общество как дисциплинированную общность людей, основанную на подлинной  свободе личности в рамках правового пространства. Правомерное поведение по сути дела – это реализация лицом своей воли, воплощение его свободы. В правовом обществе личность, ее права и свободы признаются высшей ценностью. Следовательно, каждый индивид, реализуя свои субъективные права, строит свое поведение в соответствии с принципом: «Разрешено все то, что не запрещено законом».


 

46. Понятие,  признаки и виды правонарушений

Правонарушение – это нарушение норм права, а именно акт, который является противным праву, его предписаниям, законам. Считается, что совершить правонарушение – это значит нарушить право. Правонарушитель, преступая запрет или не исполняя обязанности, которые устанавливают нормы права, своим поведением противопоставляет личные интересы интересам всего общества. Деформация поведения, которая вызвана социальными и психологическими причинами, может привести в отдельных случаях к противозаконному поступку, а именно к правонарушению.

Каждое отдельное правонарушение является конкретным, так как оно:

совершается конкретным человеком;

происходит в определенном месте и в определенное время;

приходит в противоречие с действующим правовым предписанием;

характеризуется точными  конкретными признаками, притом что  отдельные правонарушения и их типы различны, хотя как антисоциальное явление они обладают общими чертами.

Можно выделить следующие  признаки правонарушения, которые вместе и образуют это понятие:

правонарушение –  это всегда деяние (действие или  бездействие);

правонарушение –  это всегда виновное деяние;

правонарушение –  это нарушение правовых норм, которые содержат юридические обязанности и запреты.

Правонарушение – это деяние, поступки людей, поведение, действие или бездействие.Деяние – это внешне объективированный акт, который проявляется и воспринимается как отношение субъекта к реальной действительности, иным субъектам, государству и обществу. Вина является субъективным моментом деяния и необходимым признаком правонарушения.

Итак, правонарушения –  это:

противоправные, виновные действия;

противоречащие нормам права деяния;

общественно опасные  деяния;

нарушение общественных и личных интересов, общественного  правопорядка и субъективных прав.

Правонарушения весьма разнообразны. Это разнообразие определяется различным содержанием общественных отношений, которые подвергаются посягательству со стороны правонарушителей, а также различным характером целей и мотивов поведения субъектов, спецификой жизненных ситуаций и др.

Виды правонарушений делят в зависимости от сферы общественной жизни , в которой они совершаются:

на правонарушения в сфере управленческой деятельности;

правонарушения в сфере  экономики;

правонарушения в семейно-бытовой  сфере.

В зависимости от опасности правонарушения для общества их делят на преступления и иные правонарушения (проступки).

Проступки отличаются от преступлений меньшей общественной опасностью. Они совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют различные объекты посягательства и правовые последствия. В этой связи они классифицируются на гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения.

Гражданские правонарушения (проступки) отличаются от других проступков объектом посягательства. Им являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Административные проступки представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права посягательства на установленный порядок государственного управления, законные интересы граждан (например, нарушение правил финансовой отчетности, правил противопожарной безопасности и др.).

 

47. Юридический  состав правонарушения

Под составом правонарушения понимают совокупность признаков, которые характеризуют согласно российскому законодательству как правонарушение конкретное общественно вредное деяние. Состав любого правонарушения включает в себя:

характеристику объекта  правонарушения, объективной стороны;

субъективной стороны  и субъекта правонарушения.

Обязательным признаком  состава правонарушения считают  объект правонарушения.Объект правонарушения – одно из важных понятий теории правонарушений. Каждое преступление, проявляется ли оно в действии или бездействии, всегда является посягательством на конкретный объект. Нет преступления, которое ни на что не посягает. Данное положение можно применить ко всем видам правонарушений. В современной правовой литературе широкое распространение получило мнение, что объектом правонарушения являются общественные отношения, которые регулируются нормами права. Правонарушение является определенным социальным явлением, которое

воздействует на всю  систему общественных отношений.

Субъект правонарушений – необходимый элемент состава правонарушения. Субъект производит все действия, преступления и поступки. Тем самым он воздействует на объект и собственными действиями привносит изменения во внешний мир. Таким образом, если объект – это внешнее явление, которое существует независимо от субъекта, то субъект является носителем действия. Субъект и объект находятся постоянно в таком взаимодействии между собой, когда на одном полюсе расположен субъект, а на другом – объект. Учитывая общефилософское понимание взаимодействия субъекта и объекта как единства двух противоположностей в правовых взаимоотношениях, субъект и объект постоянно должны быть вместе, так как:

субъект и объект определяют наличие или отсутствие правонарушения;

в правонарушении объект не существует без субъекта, носителя действия, как и субъект не будет  субъектом, пока не повлияет своими действиями на объект правонарушения.

Субъектом правонарушения могут быть только вменяемые физические лица.

Субъективную сторону правонарушения считают еще одним нужным признаком состава правонарушения:

в ней обнаруживается вредность противоправного деяния для общества;

характер субъективной стороны правонарушений отличает собственно правонарушения от объективно противоправных проступков;

субъективную сторону  правонарушения составляют элементы, которые показывают правонарушение с точки зрения внутреннего состояния  человека при совершении им данного  деяния.

Психологи делят деяние человека на два этапа:

принятие решения, а именно деятельность человеческого мозга;

поведение человека, которое  выражено внешне, а именно связано  с осуществлением решения под  руководством сознания.

Вина – это определенное психическое отношение человека к своему конкретному внешнему поведению и его следствию, а не состояние психики этого лица вообще. В соответствии с данным определением право выделяет две главные формы вины: 1) умысел; 2) неосторожность.

Объективную сторону правонарушения составляют все элементы деяния, которыми можно охарактеризовать правонарушение как конкретный акт внешнего поведения лица.

48.Понятие,  признаки и виды юридической  ответственности

Юридическая ответственность - это обязанность лица претерпеть определенные лишения государственно-властного  характера за совершенное правонарушение.

Признаки юридической  ответственности:

неразрывная связь с  государственным принуждением;

фактическим основанием может быть только правонарушение;

сочетается с государственным  осуждением, порицанием;

связана с причинением  правонарушителю определенных отрицательных последствий.

Юридическая ответственность  неразрывно связана с государством. Для лица того, кто несет юридическую  ответственность, она состоит в  том, что оно должно дать отчет  государственным органам в совершенном  им поступке, а также нести лишения, предусмотренные санкциями правовых норм. Юридическая ответственность представляет собой реализацию санкции нормы права. Для государства юридическая ответственность представляет собой применение к нарушителю санкции, т.е. государственное принуждение нарушителя к исполнению норм права, государственная кара нарушителя или принудительное восстановление нарушенного права.

Если по содержанию юридическая  ответственность всегда представляет собой государственное принуждение  к исполнению закона, то по форме она может быть лишь опосредованно связанной с государством. Например, возможно добровольное исполнение обязанностей, связанных с восстановлением нарушенного права (добровольный возврат долга, возмещение причиненного вреда).

Юридическая ответственность основана на ряде принципов, среди которых основными являются: ответственность лишь за поведение, а не за мысли и т. п.; ответственность лишь за виновные, противоправные деяния; законность; справедливость; целесообразность, неотвратимость, быстрота. Рассмотрим некоторые принципы юридической ответственности.

Законность юридической  ответственности заключается в  том, чтобы ответственность имела  место лишь за деяния, предусмотренные  законом и только в пределах закона.

Справедливость юридической  ответственности складывается из следующих требований: а) нельзя за проступки применять уголовные наказания; б) нельзя вводить меры наказания, унижающие человеческое достоинство; в) закон, устанавливающий юридическую ответственность или усиливающий ее, не может иметь обратной силы; г) если вред, причиненный правонарушением, имеет обратимый характер, юридическая ответственность должна обеспечивать его восстановление; д) если вред необратим, карательная ответственность


 

должна соответствовать  тяжести совершенного правонарушения; е) за одно правонарушение возможно лишь одно наказание; ж) ответственность несет тот, кто совершил правонарушение.

Целесообразность ответственности - это соответствие избираемой в  отношении нарушителя меры воздействия  целям юридической ответственности в данном обществе и государстве. Целесообразность предполагает строгую индивидуализацию карательных мер в зависимости от тяжести совершенного правонарушения, свойств личности правонарушителя, обстоятельств совершения правонарушения. Данный принцип предполагает, что если цели ответственности достигнуты раньше, чем предполагалось, она может быть смягчена (например, условно-досрочное освобождение).

Виды ответственности  могут быть выделены в зависимости  от того, на нормы какой отрасли  права, посягает правонарушение: а) уголовно-правовая; б) административная; в) гражданско-правовая; г) материальная ответственность рабочих и служащих; д) дисциплинарная. Перечисленные виды юридической ответственности рассмотрены в разделах данного пособия, освещающих соответствующие отрасли права.

По цели и способу  реализации различают штрафную (карательную) и правовосстановительную ответственность.

Штрафная юридическая  ответственность применяется за дисциплинарные и административные проступки, а также за преступления. Возникновение, осуществление этой ответственности происходит с непременным участием органов государственной власти, имеет четкие процессуальные формы, устанавливаемые нормативными актами. Кроме того, ни при каких обстоятельствах правонарушитель не может сам осуществить данную форму ответственности.

Иной характер носит  правовосстановительная ответственность. Этот вид ответственности заключается  в восстановлении нарушенного права, в исполнении невыполненной обязанности. В отличие от карательной, данный вид ответственности может быть осуществлен и без участия органов государственной власти. Достаточно, что правонарушитель выполнил свои обязанности, прекратил противоправное состояние. Процессуальные нормы регулируют порядок осуществления правовосстановительной ответственности только в случае спора между сторонами. Примером правовосстановительной ответственности является гражданско-правовая ответственность.

49. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность

Любое противоправное деяние, как уже отмечалось, влечет за собой юридическую ответственность. Однако из этого общего правила имеются исключения, связанные с особенностями криминогенных общественных отношений, когда законодательством специально оговариваются такие обстоятельства, при наступлении которых ответственность исключается.

Невменяемость. Обусловленная  болезненным состоянием психики  или слабоумием неспособность лица отдавать себе отчет в своих действиях  или руководить ими в момент совершения правонарушения. Законодатель выделяет два критерия невменяемости: медицинский (биологический) и юридический (психологический).

Медицинский критерий предполагает следующие расстройства психической  деятельности лица: хроническая душевная болезнь; временное расстройство деятельности; слабоумие; иное болезненное состояние психики.

Под юридическим критерием  понимается такое расстройство психической  деятельности человека, при котором  он теряет способность отдавать отчет  в своих действиях либо не способен руководить своими действиями. Отсутствие способности отдавать отчет в  своих действиях образует интеллектуальный момент юридического критерия.

Не подлежит также  наказанию лицо, совершившее преступление в состоянии вменяемости, но до вынесения  судом приговора заболевшее душевной болезнью, лишающей его возможности  отдавать отчет в своих действиях или руководить ими.

Необходимая оборона. Она  имеет место при защите гражданином  своих прав и законных интересов, а также прав и законных интересов  другого лица, общества, государства  от преступного посягательства, независимо от возможности избежать его либо обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

Защита от нападения, не сопряженного с насилием, опасным  для жизни обороняющегося или  другого лица, либо с угрозой применения такого насилия, является тоже правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

Крайняя необходимость. Этот вид противоправного деяния допустим в случаях устранения опасности, угрожающей интересам государства, общественным интересам, личности или  правам данного лица или других граждан, если эта опасность не могла быть устранена другими средствами, а причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.

Действие в состоянии  крайней необходимости становится общественно полезным актом только при соблюдении ограничительных условий, относящихся к опасности и к мерам по ее устранению.

Одно из условий крайней  необходимости - наличие опасности, угрожающей интересам государства, общественным интересам, личности. Источниками  опасности могут быть стихийные  силы природы, животные, различного рода механизмы, человек и др.

Второе условие состоит  в наличии опасности, которая  уже начала превращаться в действительность в форме причинения вреда или  создания реальных условий, при которых  правоохраняемым интересам грозит неминуемая опасность.

Причинение вреда можно  считать оправданным только тогда, когда у человека не было другого  выхода и он мог спасти более ценное благо лишь путем причинения вреда  правоохраняемому интересу. Для подавляющего большинства граждан совершение действий в состоянии крайней необходимости является субъективным правом.

Малозначительность правонарушения, не представляющего общественной опасности. Вопрос о признании деяния малозначительным решается на основе совокупности фактических  обстоятельств каждого конкретного дела. Здесь учитывается характер деяния, условия его совершения, отсутствие существенных вредных последствий, незначительность причиненного ущерба и т. д. Кроме того, действие или бездействие признается малозначительным только в том случае, если совершившее его лицо не только не причинило существенного вреда общественным отношениям, но и не намеревалось его причинить.

Казус. В силу многообразия общественных отношении многие из них  трудно заранее предусмотреть и  закрепить законодательно, поэтому  они не подпадают под действие права. Государство охватывает правовыми рамками лишь те из них, которые на сегодняшний день являются наиболее важными и актуальными, т. е. требуют правового разрешения.

51. Понятие  и виды правовых (юридич) средств.

Термин  "правовые средства", в свою очередь, тоже имеет известную неопределенность. В одном ряду с ним можно поставить слова "правовые явления", "правовые феномены", "правовые факторы", "правовые условия" и т.п., которые вполне могут считаться синонимами.

Сам термин "средство" (в юридическом, естественно, смысле) достаточно широко используется как в международно-правовых документах, так и во внутригосударственном законодательстве, как на конституционном уровне, так и в текущих нормативных актах.

Классифицировать правовые средства можно по различным основаниям. В зависимости от степени сложности их подразделяют на первичные (элементарные) и комплексные (составные). Если к первым относятся простейшие и неделимые предписания - субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания, льготы и запреты и т.п., то ко вторым - комбинированные, состоящие, в свою очередь, из простейших - договор, норма, институт, правовой режим и пр. По выполняемой роли они делятся на регулятивные (дозволения) и охранительные (меры защиты); по предмету правового регулирования - на конституционные, административные, гражданские, уголовные и др.; по характеру - на материально-правовые (рекомендации) и процессуальные (иск); по значимости последствий - на обычные (штраф) и исключительные (смертная казнь); по времени действия - на постоянные (гражданство) и временные (премия); по виду правового регулирования - на нормативные (установленные в нормах права запреты) и индивидуальные (акт применения права, акт реализации прав и обязанностей); по информационно-психологической направленности - на стимулирующие (льготы) и ограничивающие (приостановления) и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"