Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит краткие ответы на популярные вопросы по курсу "Теории государства и права".

Файлы: 1 файл

ШПОРЫ ТГП.doc

— 568.00 Кб (Скачать файл)

 

52.Механизм правового регулирования и его элементы.

Механизм правового  регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Этот механизм позволяет:

-обеспечить комплексное воздействие различных средств на общественные отношения, поведение людей;

-показать динамику права, механизм его реального функционирования;

-выявить специфические функции и регулятивные возможности каждого из явлений правовой действительности, его связи с иными правовыми явлениями и процессами.

Элементами механизма  правового регулирования являются отправные, реально функционирующие фрагменты правовой системы, отражающие основные этапы воздействия права на общественные отношения. Различают: этап регламентации отношений; этап возникновения индивидуальных прав и обязанностей; этап реализации прав и обязанностей. На каждом из этапов в качестве системообразующих центров, определяющих основное содержание этапа, выделяются основные элементы механизма правового регулирования. Вокруг них в качестве своеобразных подсистем группируются все иные юридические явления и процессы, образующие вспомогательные элементы механизма правового регулирования (правосознание, правовая культура, юридическая техника и др.).

Можно выделить следующие  элементы механизма правового регулирования:

норма права (в ней  устанавливается модель удовлетворения интересов);

юридический факт или  фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;

правоотношение (нормативные  требования здесь конкретизируются для соответствующих субъектов);

акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования);

охранительный правоприменительный  акт (употребляется в случае правонарушения).

Эффективность механизма  правового регулирования напрямую зависит от того, насколько грамотно определены цели регулирования и насколько оптимально подобраны средства для их достижения.

При формировании цели моделируется желаемый результат и мотивируется комплекс средств, способных, по мнению субъекта, привести к ее достижению.

53. Сущность и основные приоритеты правовой политики государства.

Правовая политика –  особая форма выражения государственной  политики, средство юридической легитимации, закрепления и осуществления  политического курса страны, воли ее официальных лидеров и властных структур. Будучи осознанной, консолидированной, эта политика воплощается прежде всего в законах, конституциях, кодексах, других основополагающих нормативно-правовых актах, направлена на охрану и защиту данного социального строя, развитие и совершенствование общественных отношений. Правовая политика – мощное средство преобразования общества.

Главная задача российской юридической политики – правовое обеспечение проводимых реформ, демократизации общественной жизни, стабильности и  правопорядка в стране. Сегодня с этой задачей она, к сожалению, в полной мере не справляется. Многие важные законодательные акты еще не приняты, хотя потребность в них ощущается весьма остро. Это значит, что соответствующие общественные отношения остаются неурегулированными, пущены на самотек и стихию. Там вольготно себя чувствуют мафиозные структуры, которые пытаются сами их «регулировать» своими правилами и в своих интересах.

Можно выделить следующие стержневые принципы правовой политики:

социальная обусловленность;

научная обоснованность;

устойчивость и предсказуемость;

легитимность, демократический  характер;

гуманность и нравственные начала;

справедливость;

гласность;

сочетание интересов  личности и государства;

приоритетность прав человека;

соответствие международным  стандартам.

Разумеется, все эти  принципы тесно взаимосвязаны.

Правовая политика всегда обслуживала и обслуживает прежде всего интересы государства, а через  государство – интересы всего  общества, его граждан. И укрепление государственности, о чем сегодня  много говорят и пишут, предполагает в первую очередь упрочение ее правовых основ. В противном случае она обречена на слабость, рыхлость и недееспособность. Попытки проводить ту или иную политику без правового обеспечения, как правило, терпят провал и по этой причине – из-за недостатка нормативно-правовой базы, скрепляющей правовой воли, выраженной в юридических нормах.

54. Законность: понятие, принципы, гарантии. Правопорядок.

Законность – это основная категория юридической науки и практики. Даже самый совершенный закон будет действенным лишь тогда, когда он выполняется, влияет на общественные отношения, поведение и сознание людей, т. е. эффективность права можно охарактеризовать понятием «законность». Законность, таким образом, – это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.

Формирование гражданского общества потребует качественно  нового уровня законности. Законность формулирует общий принцип отношения  общества к праву в целом.

Сущность законности состоит в настойчивом и точном, строгом соблюдении, исполнении и применении законов и подзаконных актов, которые действуют на территории государства, всеми субъектами права, а именно гражданами, должностными лицами, государственными и общественными организациями.

Принципы законности – это принципиальные положения правовой жизни общества, которые выражают содержание законности.

К принципам законности относят:

единство законности;

верховенство законности;

связь законности с культурой;

связь законности с целесообразностью;

всеобщность законности;

гарантирование прав и свобод личности;

неотвратимость наказания  за нарушение закона.

Единство законности – это понимание и применение нормативных актов, оно должно быть одинаковым на территории всей страны.

Всеобщность законности обозначает равенство всех перед законом независимо от благосостояния, социального положения, национальности и других признаков. Последовательное претворение в жизнь данного принципа реализует и гарантирует права и свободы личности, а также равную ответственность всех перед законом.

Существует взаимосвязь законности с общей культурой населения страны. От культурного уровня общества будет зависеть состояние законности. Законность же опирается на правовые (культурные) законы и правовую культуру. Цивилизованные, культурные законы формируют нормативную базу законности, а правовая культура является условием для создания правовых законов и их качественной реализации.

Связь законности с целесообразностью проявляется в недопустимости отступлений от предписаний законов по соображениям полагаемой целесообразности.

Гарантированность прав и свобод личности проявляется в конституционной обязанности государства защитить права и свободы человека и гражданина.

Гарантиями законности являются условия и средства, которые могут создать прочную основу точной и строгой реализации законов всеми субъектами права.

В систему гарантий законности входят социально-экономические, политические, идеологические, юридические и общественные гарантии.

Верховенство Конституции  и закона понимается таким образом, что законы имеют высшую юридическую силу и выступают главным регулятором всех общественных отношений. Иные нормативные акты при этом являются подзаконными и принимаются на основании и во исполнение законов.

Неотвратимость наказания  за нарушение закона состоит в том, что каждое правонарушение должно быть раскрыто, а виновные в его совершении обязаны понести соответствующее содеянному наказание.

Правопорядок - это порядок  в общественной жизни, который создается  в результате строгого и неуклонного  соблюдения норм права всеми государственными органами, общественными и хозяйственными организациями, должностными лицами и гражданами. Он представляет собой результат действия правовых норм, их неуклонного соблюдения.

Законодательство является нормативной основой правопорядка. Законность есть средство, условие создания правопорядка.

 

 

55. Понятие  и структура правовой системы.

Понятие «национальная правовая система» – одно из самых обширных по содержанию и включает в себя всю без исключения совокупность правовых явлений и процессов, которые действуют в какой-либо отдельно взятой стране.

В каждой стране работает свое право – своя национальная (национально-государственная) система  позитивного права, которая имеет  свою специфику и индивидуальные черты.

Наряду с этим такие  различные национальные системы права можно объединить в ряд групп (правовых общностей, типов). При этом каждая из этих групп включает в себя несколько «родственных» (близких по своему генезису и правовым характеристикам) национальных систем права.

Знаменитый французский  юрист Р. Давид (эксперт в области сравнительного изучения права)


 

такие группы однородных национальных систем позитивного права  назвал «правовыми семьями», «семьями систем права». Эти названия обширно используются и в российской литературе.

Р. Давид в своей  классификации различных национальных систем позитивного права (и их объединения в соответствующие «правовые семьи», «семьи систем права») отталкивается от двух критериев, анализируемых и учитываемых в их совокупности.

1.  Юридико-технический критерий (структура действующего права, источники права, юридическая терминология, конструкции, концепции, правовые принципы, методы и практика работы юристов и т. д.).

2. Идеологический критерий (политические и экономические, философские принципы, мировоззрение и общественные идеалы, на которые опирается соответствующее национальное право).

Этот подход дает возможность  понимать под национальной правовой системой исторически сложившуюся  совокупность норм права отдельной  страны, а также употребляемые  в этой стране механизмы правотворчества, правореализации и государственного принуждения, которые призваны обеспечить подобающее функционирование действующих норм права.

На основе данных критериев  была выдвинута следующая классификация  «правовых семей современного мира»: 1) семья общего права; 2) романо-эманская правовая семья; 3) религиозные системы (мусульманское право); 4) семья социалистических систем права.

Закон признается правовым настолько, насколько он соответствует, формирует и конкретизирует естественные права человека. Несправедливый закон не основывает право.

Законы могут оказывать  воздействие на интуитивное право  человека, на процессы развития его  воли. Однако они не всегда преобладают  в принимаемых индивидуумом решениях. Каждая личность может принимать  во внимание прочие социальные нормы и действовать поперек установлениям официального права.

Требование законности, другими словами, неукоснительного исполнения действующих нормативно-правовых актов касается всех без исключения государственных органов, должностных  лиц, иных субъектов конкретных правоотношений. К лицам, не выполняющим предписания законов, будут применены меры государственного принуждения.

56. Классификация  правовых систем. Основные семьи  (системы) современности.

В настоящее время  в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. В каждой стране исторически в зависимости от национальных традиций, культуры, менталитета и других факторов социально-экономического и политического характера сложилась своя система права. Каждая национальная система права имеет свои особенности и характерные черты, что позволяет говорить о ее самобытности.

В научной литературе принято выделять следующие основные правовые семьи:

англосаксонскую (Англия, Северная Ирландия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.) исторически сложилось в Англии  в результате формирования   общего   права, дополнения его правом справедливости;  2) основным источником    служит    норма, сформулированная   судьями   и  выраженная в судебных прецедентах;3) нет   четкого  деления  норм   права   по отраслям, отсутствует деление на частное и публичное право;

романо-германскую (ФРГ, Франция, Австрия) исторически   сложилась   в     результате рецепции римского права;                  2) основными источниками являются нормативные правовые акты; 3) система права делится на  отрасли   права, признается деление на публичное и  частное право

Мусульманская (Иран, Ирак, Пакистан) исторически     сложилось     на    основе мусульманской религии - ислам;            2) основные источники - Коран, сунна,  иджма, кийас;  и др. 3) система   права   делится  на   уголовное, судебное  и  семейное  право,  отсутствует деление на публичное и частное.

Социалистическая

Индусская

57. гражданское  общество, его структура и признаки.

гражданское общество - это  такое состояние общества, когда человек признается высшей ценностью, соблюдаются и защищаются его права и свободы. Государство способствует динамичному развитию экономики и политической свободе, под контролем общества и его организаций находится государственная и общественная жизнь, основывающаяся на правовых ценностях, идеалах демократии и справедливости.

Принципы, лежащие в основе понимания современного гражданского общества.

1. Экономическая свобода,  многообразие форм собственности,  рыночные отношения.

2. Безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина.

3. Легитимность и демократический  характер власти.

4. Равенство всех перед  законом и правосудием, надежная  юридическая защищенность личности.

5. Правовое государство,  основанное на принципе разделения и взаимодействия властей.

6. Политический и идеологический  плюрализм, наличие легальной  оппозиции.

7. Свобода слова и  печати, независимость средств массовой  информации.

8. Невмешательство государства  в частную жизнь граждан, их  взаимные обязанности, ответственность.

9. Сотрудничество, партнерство  и национальное согласие.

10. Эффективная социальная  политика, обеспечивающая достойный  уровень жизни людей.

Структура гражданского общества:

Экономическая сфера - это совокупность экономических институтов и отношений, составляющих материальную основу жизни общества. В нее входят:

- отношения собственности;

- отношения производства  материальных и нематериальных  благ;

- отношения распределения,  обмена и потребления;

- частные, государственные,  муниципальные предприятия и другие экономические институты.

Политическая сфера - это система институтов и отношений, в рамках которых происходит политическая жизнь и осуществляется государственная власть. К ней относятся:

- государство;

- политические партии, общественные движения, организации, профсоюзы и т.д.;

- политические отношения  между элементами данной системы;

- политическое сознание;

- политические нормы,  традиции;

- право.

Социальная сфера - это совокупность классов, социальных групп общества и взаимоотношения между ними. В нее входят:

- личность;

- семья - базовая ячейка  общества;

- межличностные отношения;

- социальные общности  людей, связанные общими интересами, - нации, классы, социальные группы;

- отношения между крупными  социальными группами (классами, сословиями, национальностями и т.д.).

Информационная сфера - это совокупность непосредственно информации, средств массовой информации, предприятий, организаций, учреждений, граждан, осуществляющих информационную деятельность.

Духовно-культурная сфера - это система нематериальных (духовно-культурных) благ, отношений по поводу них и институтов, через которые реализуются данные отношения:

- образование;

- образовательные институты;

- отношения, связанные  с образованием;

- наука;

- культура;

- искусство;

- религия;

- и др.


 

 

58. Правовое  государство: понятие и признаки.

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым  судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.

Основными признаками правового государства являются:

верховенство закона во всех сферах жизни общества;

деятельность органов  правового государства, которая  базируется на принципе разделения властей  на законодательную, исполнительную и  судебную;

взаимная ответственность  личности и государства;

реальность прав и  свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;

политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном  функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих  в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления  правового государства, видимо, можно  отнести следующие:

преодоление правового  нигилизма в массовом сознании;

выработка высокой политико-правовой грамотности;

появление действенной  способности противостоять произволу;

разграничение партийных  и государственных функций;

торжество политико-правового  плюрализма;

выработка нового правового  мышления и правовых традиций.

Правовое государство - путь к возрождению естественноисторических  прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие.

Суть идеи правового  государства - в господстве права  в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.

В чем же заключается  отличие правового государства  от государства как такового? Государство  как таковое характеризуется  его всевластием, несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола  и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц.

В отличие от него правовое государство связано правом, исходит  из верховенства закона, действует  строго в определенных границах, установленных  обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.

Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

ему присуща государственная  власть как средство проведения внутренней и внешней политики;

оно представляет собой  политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом  базисе общества;

располагает специальным  государственным механизмом;

обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории;

существует благодаря  налогам и другим сборам;

обладает государственным  суверенитетом.

59. Соотношение  государства и права.

Право представляет собой систему общеобязательных, формально закрепленных нормативных актов, предписаний и правил, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы всего общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляя личности субъективные права, а также возлагая на нее обязанности.

Право находится в  тесном взаимодействии с экономикой, политикой и государством.Так, в частности, экономический уровень развития определяет содержание политики и права, являясь системой отношений, которые возникают в сфере производства, потребления, распределения материальных благ. Сущность права также определяется системой экономических отношений. Экономические факторы находят свое отражение в праве, выступают как необходимость и определенная закономерность правового развития. Таким образом, ни один правовой акт не может быть создан без учета экономических условий, экономической необходимости общества и обоснованности.

Непосредственную связь  имеет право с политикой, которая  является средством оптимального решения  задач, поставленных перед обществом, а также имеет непосредственную связь с государством. Через политические решения общество реагирует на различные жизненные ситуации. Поэтому политика только в том случае может являться реальной, действенной, когда она выражает интересы всего населения государства и в то же время обусловливает объективные закономерности функционирования определенной политико-правовой системы.

Все важные решения в  государстве осуществляются посредством  права, которое объединяет самые  важные политические интересы, а также  является действенным инструментом их полного достижения.

Соотношение права и  государства проявляется:

1)  в единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и право, и государство являются инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связаны с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения;

2)  различии государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права.

Это происходит по той  причине, что роль государства в  обществе – устанавливать и обеспечивать определенный порядок, а роль права  – создавать для реализации данного  порядка юридический механизм;

3)  взаимодействии государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства;

4)  противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства.

Выделяют модели взаимоотношений  права и государства:

тоталитарная;

либеральная;

прагматическая.

 

60. Разделение  властей как принцип правового  государства.

В Конституции, Основном Законе государства, закрепляется базовый  принцип организации власти. В  Российской Федерации им является принцип разделения властей. Он был выработан в процессе развития демократических государств, всей мировой практикой.

Суть его содержится в том, что:

1) демократический политический режим может установиться в определенном государстве лишь при условии соблюдения разделения функций власти между независимыми государственными органами;

2) выделяют три основные функции государственной власти: законодательную, исполнительную, судебную;

3) каждая из данных функций должна осуществляться самостоятельно соответствующими органами государственной власти, так как соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в работе одного государственного органа непременно приводит к ее чрезмерному сосредоточению, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима;

4) каждый государственный орган в процессе реализации одной из трех функций государственной власти взаимодействует с государственными органами других ветвей власти. Это взаимодействие проявляется в ограничении ими друг друга.


 

Данная схема взаимоотношений  получила название системы сдержек  и противовесов. Она является единственно возможной для организации государственной власти в современном демократическом государстве.

В частности, на федеральном  уровне организации государственной  власти в Российской Федерации система  сдержек и противовесов в соответствии с Конституцией имеет следующую структуру.

1.  Законодательный орган – Федеральное Собрание – принимает законы, а также определяет нормативную основу для деятельности всех органов государственной власти, оказывает влияние парламентскими способами на работу органов исполнительной власти. Важным инструментом влияния на них является возможность постановки вопроса о доверии Правительству. Федеральное Собрание в той или иной степени участвует в формировании Правительства и судебных органов Российской Федерации.

2.  Исполнительный орган – Правительство Российской Федерации – реализует исполнительную власть в государстве. Правительство отвечает за приведение к исполнению законов, а также, взаимодействуя с законодательными органами различными способами, влияет на законодательный процесс в государстве. Например, оно обладает правом законодательной инициативы. Если законопроекты требуют для исполнения привлечения дополнительных федеральных средств, то они должны получить обязательное заключение Правительства. Президент РФ имеет возможность распустить законодательный орган государства, что является противовесом, при наличии права постановки вопроса о недоверии Правительству со стороны Федерального Собрания.

3.  Судебные органы – Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации – обладают правом законодательной инициативы в сфере их ведения. Эти суды разбирают конкретные дела в границах своей компетенции, сторонами которых становятся федеральные органы других ветвей государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне главную роль играет Конституционный Суд Российской Федерации.

61. Общая характеристика  законодательной власти в РФ.

Законодательный процесс  в РФ – это совокупность определенных действий Федерального Собрания РФ, направленных на принятие нормативно-правовых актов.

Стадии законодательного процесса: 1) законодательная инициатива; 2) предварительное рассмотрение законопроектов; 3) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе; 4) принятие закона; 5) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации; 6) подписание Президентом РФ и обнародование закона.

Существует особая стадия законотворческого процесса – преодоление  разногласий между Советом Федерации  и Государственной Думой РФ. Эта  стадия не всегда присутствует в законотворческом процессе, а только в случае возникновения таких разногласий по содержанию текста закона.

Правом законодательной  инициативы обладают субъекты, перечисленные  в Конституции РФ. Все субъекты законодательной инициативы в Федеральное Собрание РФ вправе вносить законопроекты по вопросам, относящимся к их ведению, и в пределах своей компетенции. Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в управлении документационного обеспечения Аппарата Государственной Думы, где заводится электронная регистрационная карта, в которой отражаются все стадии законодательного процесса.

Предварительное рассмотрение законопроекта в Государственной  Думе начинается по истечении 14 дней. Предварительное  рассмотрение законопроекта осуществляется специальным комитетом по рассмотрению законопроекта. На этой стадии законопроект должен пройти правовую экспертизу.

После предварительного рассмотрения законопроект представляется в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Думы не позднее чем за 14 дней.

Рассмотрение законопроекта  может проходить в трех чтениях. Законопроект может быть принят в  первом же чтении, только если не возникает  никаких разногласий по тексту законопроекта. В противном случае должна быть проведена  процедура урегулирования разногласий.

После прохождения всех согласительных процедур (либо при  их отсутствии после первого же чтения) законопроект должен быть принят. С  этого момента законопроект считается  федеральным законом.

Федеральный закон, принятый Государственной Думой, не может быть подписан Президентом РФ и обнародован, если не был одобрен Советом Федерации.

Одобрение Совета Федерации может быть в выраженной (в виде постановления Совета Федерации)

и молчаливой формах (в  виде отсутствия какого бы то ни было ответа на законопроект в течение 14 дней со дня его поступления на рассмотрение Совета Федерации).

Подписание и обнародование  федерального закона, принятого Государственной  Думой и одобренного Советом  Федерации, осуществляется Президентом  РФ в течение 14 дней со дня его поступления.

Президент РФ обладает правом отлагательного вето в отношении поступивших к нему на подпись федеральных законов. Отлагательное вето означает, что Президент РФ обладает не абсолютным правом в отношении воспрепятствования обнародованию «неугодных» федеральных законов, а ограниченным, так как Федеральное Собрание может в установленной форме преодолеть вето Президента РФ (в этом случае Президент обязан подписать закон в течение 7 дней).

 

62. общая характеристика  исполнительной власти РФ.

Исполнительная деятельность представляет собой основанную на законах реализацию соответствующими органами государственной власти функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, обеспечения безопасности государства и охраны общественного порядка, обороны страны и т.д. При этом необходимо отметить, что основополагающим принципом государственного устройства РФ является закрепленный в ст. 10 Конституции РФ принцип разделения властей, в соответствии с которым государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Опираясь на понятие исполнительной власти, законодательство РФ вместе с тем не отказывается от выработанных административно-правовой теорией понятий. Следовательно, с точки зрения теории административного права органы исполнительной власти осуществляют государственно-управленческую деятельность и являются субъектами государственного управления как одной из форм государственной деятельности наряду с законодательной и судебной.

Функционирование органов  исполнительной власти носит непосредственно деятельностный характер, т.е. в процессе его осуществления непосредственно реализуются функции государства в различных сферах: политических, хозяйственных, социальных и др.

Содержание деятельности органов исполнительной власти заключается в осуществлении ими определенных функций путем использования государственно-властных полномочий, которыми они наделены законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ. Задачи, функции и полномочия органа исполнительной власти образуют компетенцию этого органа.

Реализация принадлежащих этим органам юридически властных полномочий осуществляется в административном порядке. Следовательно, деятельность органов исполнительной власти носит государственно-властный характер и представляет собой единый процесс, в котором исполнительная и распорядительная стороны взаимно обусловлены.

Полномочия органов  исполнительной власти выражаются прежде всего в том, что они в пределах своей компетенции издают нормативные  правовые акты и обеспечивают их исполнение организационными и юридическими средствами. Акты органов исполнительной власти, с одной стороны, подзаконны, т.е. изданы на основе и во исполнение закона, а с другой - направлены на регулирование общественных отношений в сфере их деятельности. Следовательно, акты органов исполнительной власти носят исполнительно-распорядительный характер.

Образование, реорганизация  и ликвидация федеральных органов  исполнительной власти осуществляется в соответствии с законодательством  РФ Президентом РФ путем определения  структуры федеральных органов  исполнительной власти.

Органы исполнительной власти субъектов РФ создаются, реорганизовываются и ликвидируются в соответствии с законодательством субъектов  РФ главами субъектов РФ или их законодательными органами.

Таким образом, органы исполнительной власти - это создаваемые в системе исполнительной власти государственные органы, имеющие определенную законодательными и иными нормативными правовыми актами компетенцию (функции и полномочия), направленную на реализацию законов и иных нормативных правовых актов в конкретных областях государственной жизни.


 

 

63. Судебная  власть в РФ.

Статья 10 Конституции  закрепляет положение, согласно которому государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

понимания судебной власти: структурное и функциональное. Структурное  понимание подразумевает под  судебной властью систему специальных  государственных органов – судов; функциональное – специфическую функцию суда.

Судебную власть можно  охарактеризовать по ряду признаков.

Первый признак вытекает из Конституции, согласно которой судебная власть – это вид государственной власти. Сам термин «власть» обозначает наличие полномочий и возможностей их реализации. Прилагательное «судебная» конкретизирует, кому принадлежат полномочия. Отсюда следует второй признак.

Второй признак – судебная власть принадлежит только судам. О судах как специальных органах будет сказано ниже.

Третий признак судебной власти – исключительность. Полномочия, предоставленные судебной власти, предоставляются только ей. Никакие другие органы не могут дублировать судебную власть ни при каких обстоятельствах.

К исключительным полномочиям  судебной власти относятся: осуществление правосудия; конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов разъяснение вопросов судебной практики; участие в формировании корпуса судей; и др.

Четвертый признак судебной власти представляет собой триединство таких свойств, как независимость, самостоятельность, обособленность.

Независимость означает, что суд при принятии решений  по делу не связан чьей-либо волей. Решение  суд принимает самостоятельно. Судья  зависит только от закона, правосознания и совести. Независимость – это не только право суда, но и его обязанность. Судьи обязаны противостоять любым попыткам посягнуть на свою независимость, опираясь на закон, который предусматривает целый набор гарантий независимости судей – материальных, социальных, гарантий безопасности и т. д.

Самостоятельность судебной власти подразумевает самостоятельное  принятие решений судом. Суд не обязан (да и не вправе) советоваться с кем-либо по поводу принятия промежуточных и  тем более итоговых решений по делу.

Решения суда не нуждаются  ни в чьем санкционировании и утверждении.

Обособленность судебной власти вытекает из ее независимости  и самостоятельности. Это означает, что суды образуют автономную систему, включающую не только суды (в узком  смысле слова), но и другие подразделения, обеспечивающие их жизнедеятельность. Однако обособленность судебной власти не означает ее изоляции. Различные ветви власти взаимосвязаны. Судебная власть, в частности, немыслима без власти законодательной, поскольку может осуществляться и совершенствоваться только в рамках закона. Законодательная власть в свою очередь определяет судебные процедуры, судейский статус и т. п. Кроме того, исполнение решений невозможно без тесного сотрудничества судебной власти с властью исполнительной.

Пятый признак – особый процессуальный порядок деятельности судебных органов. Свои полномочия суд осуществляет в порядке, который определен законом. Порядок судопроизводства регламентируется целым рядом процессуальных кодексов (УПК, АПК, ГПК, КоАП).

Судопроизводство – специфическая деятельность органов судебной власти. Оно начинается в предусмотренных законом случаях и протекает в установленной процессуальной форме. Существует несколько видов судопроизводства – конституционное, административное, гражданское, уголовное, арбитражное.

Шестой признак – подзаконность судебной власти. Несмотря на высокий статус судебной власти, она не может действовать по собственным правилам. Выше уже отмечалось, что суд зависит только от закона.

На основании приведенных  признаков сформулируем определение судебной власти:судебная власть – это исключительные полномочия, предоставленные независимым и обособленным государственным органам – судам – для самостоятельного разрешения правовых вопросов, отнесенных к их компетенции, а также основанная на законе реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

Определение судебной власти как суда или системы судов  также не является ошибкой. Его надо рассматривать как дополнительную структурную характеристику понятия «судебная власть».

64. Понятие,  структура и виды правового  статуса личности.

Правовой статус личности – это прежде всего правовое положение человека, которое отражает его действительное состояние при взаимодействии с государством и обществом.Классификация правовых статусов личности прежде всего проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают правовые статусы:

общий, который включает в себя, помимо внутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и зафиксированные в международно-правовых документах;

конституционный. Данный статус должен обладать устойчивостью, его существование длится до тех  пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и своем большинстве;

отраслевой, который состоит  из правомочий и иных компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы (гражданским, трудовым, административным правом и др.);

родовой. Родовой статус личности выражает специфику правового положения конкретных категорий людей, имеющих какие-нибудь дополнительные субъективные права и обязанности;

индивидуальный статус показывает особенности положения  отдельного человека в зависимости  от его возраста, профессии, пола, участия в управлении государственными делами и т. п.

Защита общего правового  статуса личности предусмотрена  как внутренним законодательством, так и международным правом. Его  характерным признаком считают  стабильность, которая обусловлена  особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, разумных и предсказуемых его изменений, способных обеспечивать сохранение генофонда страны, темпы производства материальных, а также духовных ценностей, свободное развитие каждой личности. Как любая основа, на которой образуются новые качества, стабильность конституционного статуса личности зависит от того, как полно она будет соответствовать действительным общественным отношениям.

В структуру понятия  правового статуса входят также следующие элементы:

правовые нормы, устанавливающие  данный статус;

правосубъектность;

основные права и  обязанности;

законные интересы;

гражданство;

юридическая ответственность;

правовые принципы;

правоотношения общего типа.

66. Право в объективном и субъективном смысле.

В субъективном смысле правом называют обеспеченную законом меру возможного поведения граждан или организаций, которая нацелена на достижение целей, связанных с удовлетворением их интересов.

Субъективные права  находятся в тесной связи с возможностями или свободой поведения, принадлежащих лицам, субъектам, как бы «прикрепленными» к субъектам. От этого и произошло название субъективных прав. Субъективные юридические права, в том числе и обязанности, и ответственность, появляются и действуют на основе законов, общеобязательных норм.

Правоспособность является предпосылкой субъективного права, иными словами, общая или абстрактная  способность иметь права. Субъективное право, являясь компонентом конкретного  правоотношения, зарождается на основании юридического факта.

К субъективному праву  относится и возможность самостоятельно совершать определенные действия, и  возможность требовать определенного  поведения от другого лица, так  как подобное поведение определяет осуществление субъективного права.

Юридическое пространство жизни общества обусловливается  тем, что наряду с категорией субъективного  права существует объективное право. Под этим понимается особое социальное образование, особый интерес общества в целом, находящийся на одной  ступени и в тесном взаимодействии с такими институтами общества, как демократия, государство, мораль.

Объективное право не «прикреплено» к какому-либо субъекту, а живет как объективный факт, не что иное, как действующее наличное звание всего общества. По-другому его называют позитивным правом. Объективное право, в отличие от морали, обычаев и особенно требований естественного права, является «позитивным», поскольку установленные нормы поведения специально создаются людьми и властно утверждаются в общественной жизни в качестве неизменного и неопровержимого императивного критерия для обязательного поведения.

Основная особенность  объективного (позитивного) права как  основы юридических прав и обязанностей состоит в том, что оно является нормативным образованием. Другими словами, оно состоит из юридических норм, из которых складывается право определенной страны.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"