Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит краткие ответы на популярные вопросы по курсу "Теории государства и права".

Файлы: 1 файл

ШПОРЫ ТГП.doc

— 568.00 Кб (Скачать файл)

 

25.Нормативно-правовой  акт: понятие, признаки, виды.

Нормативный правовой акт - основной источник права, поскольку принятие данных актов является монополией государства. Это акт - документ компетентного правотворческого органа, содержащий юридические нормы.

Признаки нормативного правового акта:

1. В отличие от других  источников права нормативный  правовой акт можно достаточно  быстро подготовить, изменить, дополнить и т.д.;

2. С его помощью  можно четко, определенно закрепить  общественные отношения, подпадающие  под правовую регламентацию, а  также соответствующие права  и обязанности.

Недостатком данного  источника права является возможность  его быстрой отмены в угоду определенных политических сил в государстве. Виды нормативных правовых актов:

Законы:

- федеральные конституционные;

- федеральные законы;

- законы Субъектов  Федерации;

Указы Президента РФ:

- нормативные;

- ненормативные (индивидуальные  правовые акты);

- смешанные.

Постановления Правительства  РФ, нормативные правовые акты министерств  и ведомств РФ.

Решения губернаторов (глав субъектов Федерации).

Акты муниципалитета:

- акты глав муниципальных  образований;

- акты представительных  органов власти;

- совместные акты глав муниципальных образований и представительных органов власти.

Локальные акты (например, уставы предприятий, положения учреждений и других организаций).

Необходимо отметить, что все нормативные правовые акты, кроме законов, называются подзаконными, поскольку по своей юридической силе они стоят ниже законов и не должны им противоречить.

26. Система  нормативных актов в РФ.

Нормативные акты различаются  прежде всего по своей юридической  силе. Система нормативных актов  делится на законы и подзаконные нормативные акты.Законы: Конституция РФ – Федеральные конституционные законы – Федеральные законы – Законы субъектов федераций. 
Подзаконные нормативные акты: Указы президента РФ – Постановления правительства РФ – ведомственные нормативные акты - локальные законы. 
Закон обладает наивысшей юридической силой. Это акт представительского органа власти, который обладает верховенством по отношению к другим актам.РФ: высший представительский орган власти- Совет Федерации, законодательный орган- Государственная Дума 
Конституция –основный закон любого государства 
- она обладает верховенством 
- является базой для любого текущего законодательства 
- в случае противоречия законов Конституции, вопрос решается конституционным судом 
- нормы Конституции могут применяться непосредственно  
- носит учредительный характер, принимается всенародно 
- усложн. порядок принятия, применения 
Федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, отнесенным к исключительному ведению РФ и названным в Конституции (например, по введению чрезвычайного положения, о судебной системе). Принимаются совместным решением 2-х палат квалифицированным большинством ( Дума-2/3, СФ-3/4). В отношении этих законов Президент не имеет права вето. 
Федеральные законы принимаются по вопросам, относящимся к ведению РФ и совместному ведению РФ и субъектов РФ. Не могут противоречить Конституции и Федеральным конституционным законам. Не различаются между собой по юридической силе. 
- кодифицированные (Кодексы) 
- законы, регулирующие отдельные отношения (например, Закон об акционерных обществах) 
Принимаются Государственной Думой простым большинством голосов. Президент обладает правом вето. Процедура: проект представляется в Думу, 3- и чтения, принимается, подлежит одобрению СФ (если не возражают, значит одобрен), в течение 14 дней подписание Президентом и обнародование. Если применено право вето, то закон возвращается на рассмотрение. Президентское вето может быть преодолено совместным голосованием Думы и СФ квалифицированным большинством. 
Законы субъектов федерации принимаются по вопросам совместного ведения РФ и субъектов, а также относящиеся исключительно к ведению субъектов.

Не могут противоречить  федеральному законодательству. 
Частью правовой системы РФ являются общепризнанные нормы международного права, а также международные договоры. Пример: венская конвенция правил купли-продажи, в которой закреплен принцип приоритета норм международного права по отношению к внутренним законам (если они ратифицированы на территории РФ). 
Указы Президента РФ обладают максимальной юридической силой среди подзаконных нормативных актов. Указы- нормативные акты, распоряжения –индивидуальные. Имеют прямое действие (без одобрения).  
Постановления правительства носят нормативный характер, принимается большинством, подписываются председателем. Распоряжения- индивидуальный характер. Президент обладает правом отмены, если акт не соответствует законам или Указам Президента. 
Ведомственные нормативные акты- инструкции положения, приказы- подлежат регистрации в Министерстве юстиции (иначе недействительны). Официальный источник опубликования- “Российские вести”. Если акт затрагивает межведомственные интересы, то без публикации недействителен. 
Локальные акты- уставы, коллективные договоры- акты, действующие внутри какой-либо организации и не распространяются вне ее. 

 

27. Понятие, признаки, виды законов и подзаконных актов

Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной  власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической  силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) принимается только органом  законодательной власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и  издания определяется Конституцией  России и Регламентами палат  Федерального Собрания РФ;

3) в идеале закон должен выражать  волю и интересы народа;

4) обладает высшей юридической  силой, и все подзаконные акты  должны соответствовать ему и  ни в чем не противоречить;

5) регулирует наиболее важные, ключевые  общественные отношения.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

по их юридической силе (Конституция  РФ, федеральный конституционный  закон, федеральный закон, закон  субъектов Федерации);

по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума  или законодательным органом);

по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

по сроку действия (постоянные законы и временные);

по характеру (текущие и чрезвычайные);

по сферам действия (общефедеральные  и региональные);

по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);

по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими  словами, органические - ГК РФ, УК РФ и т.д.);

по значимости содержащихся в них норм (конституционные и  обыкновенные);

по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.

Подзаконные акты - это  изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические  нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них.

Выделяют следующие  виды подзаконных актов, расположенные  по иерархии.

1. Указы Президента  РФ.

2. Постановления  Правительства РФ. 

3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов.

4. Решения и  постановления местных органов  государственной власти (например, областных представительных, законодательных  структур - Саратовской областной  Думы, Астраханского областного  Представительного Собрания).

5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

6. Нормативные  акты муниципальных (негосударственных)  органов. Эти акты принимаются  в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

7. Локальные  нормативные акты. Это нормативные  предписания, принятые на уровне  конкретного предприятия, учреждения  и организации и регулирующие  их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).


 

28. Действие  нормативных актов во времени,  в пространстве и по кругу  лиц.

Действие закона – это свойство нормативных актов, а также всей системы законодательства той или другой страны, которое выражается в состоянии реального действия предписаний закона в определенный период времени, на определенной территории, в отношении конкретного круга лиц.

Действие закона в  соответствии с общим правилом реализуется  в отношении:

  1. всех граждан;
  2. организаций;
  3. государственных органов;
  4. объединений.

Закон действует  во времени и пространстве, а также  по кругу лиц. Отношение правовой нормы с пространством и временем проявляется, например, в том, что даже формирование правовой нормы является актом, который совершается во времени и пространстве. Форма правовой нормы устанавливает, в каком конкретно месте и в какой момент предписанное поведение должно быть реализовано.

Действие закона во времени обусловлено вступлением  его в силу и утратой силы.Законы становятся обязательными, а именно вступают в законную силу с конкретного момента, установленного соответствующим нормативным актом. Это происходит:

  1. по истечении общего ранее предусмотренного срока в том случае, если он установлен в тексте закона;
  2. немедленно вслед за официальным принятием и опубликованием текста закона;
  3. по истечении специально предусмотренного срока для определенного закона (нормативно-правового акта) после его опубликования.

Прекращение действия нормативных  актов связано с истечением срока  их действия, на который принимается тот или другой акт; в связи с прямой отменой:

  1. нормативного акта имеющим на то полномочия органом государственной власти;
  2. по причине фактической замены нормативного акта.

Действие нормативных  актов в пространстве реализуется  на основании территориального и экстерриториального принципов:

  1. территориальный принцип предполагает действие нормативно-правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ функционирования правотворческого органа, полномочия которого распространяются на данной территории;

2. экстерриториальный принцип действия нормативных актов предполагает распространение правовых актов какого-либо субъекта правотворчества за границы территории его юрисдикции.

Действие нормативных  актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов.

На основании общего правила нормативные акты должны распространяться на всех лиц, которые  находятся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан  этого государства, так и на лиц без гражданства, иностранцев).

В некоторых случаях  действие законодательства может распространяться и на ее граждан, находящихся за границей государства.

Иностранцы и лица без гражданства лишены возможности  действовать как граждане Российской Федерации, притом что представители иностранных государств обладают правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности).

 

29. Понятие,  принципы и виды правотворчества.

Правотворчество - деятельность компетентных органов (государственных, муниципальных и др.) по разработке и принятию нормативных правовых актов.

В основе правотворческого процесса лежит ряд принципов :

1)  демократизм и гласность правотворчества связаны с процедурой разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом за счет привлечения граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации, референдума как высшей формы проявления демократизма правотворчества;

2)  профессионализм связан с качеством правотворчества, эффективностью механизма принятия государственных решений, опосредован привлечением компетентных специалистов, которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов;

3)  законность выражается в требовании, что вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна реализовываться в рамках закона, и прежде всего Конституции РФ, в контексте правил юридической техники, юридической иерархии правовых актов, начал демократизма и гуманизма;

4)  научный характер выражается в объективной обусловленности правового акта социально-экономическими, политическими, социальными условиями конкретного государства, в целесообразности регламентирования данной группы общественных отношений подобным образом и т. п., это дает возможность достичь эффективности и обоснованности правовых предписаний;

5)  связь с правоприменительной практикой позволяет законодателю судить об эффективности принятых правовых решений, корректировать свою работу с учетом выявленных практикой правотворческих ошибок

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни); 
2) правотворчество государственных органов (например, парламента, правительства); 
3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, президента, министра); 
4) правотворчество органов местного самоуправления; 
5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации); 
6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов). 
В зависимости от значимости правотворчество подразделяется на:

1) законотворчество - правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой; 
2) делегированное правотворчество - нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа; 
3) подзаконное правотворчество - здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций. Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах.

 

30-продолжение

в) подписание закона Президентом  РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2 ст. 108 Конституции  РФ, Президент в течение четырнадцати дней подписывает одобренный закон  и обнародует его); 
4) опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются)

30. Понятие  и стадии законотворческого процесса.

Законотворческий процесс - главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты. 
Законотворчество - сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии: 
1) законодательная инициатива - закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его - право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения; 
2) обсуждение законопроекта - важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до высокого уровня качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение; 
3) принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона - главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на три подстадии: 
а) принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы); 
б) одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ "федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации"; согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, "федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации");


 

31.Систематизация нормативных актов: понятие, виды

Правовая система государства – это большое количество нормативно-правовых актов, предписаний, которое требует определенной группировки, классификации для удобного и целесообразного использования их в процессе правоприменения. Таким образом, в правовой системе функционирует большое количество нормативных актов, что и определяет необходимость осуществления их систематизации. В юридической науке получили развитие три вида систематизации.

1. Инкорпорация – это деятельность по объединению правового материала, при котором он полностью или частично размещается в различных сборниках в установленном порядке. Инкорпорацией могут заниматься как государственные органы, так и общественные организации и отдельные граждане, поэтому различают инкорпорацию официальную, неофициальную, официозную.

Официальная инкорпорация предполагает принятие унифицированных сборников и собраний, а также инкорпорированных актов теми органами, которые издали эти акты. Данная инкорпорация осуществляет подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специальными, уполномоченными на такую деятельность государственными органами.

Неофициальные систематические собрания формируются различными ведомствами, научными и учебными заведениями, а также частными лицами без поручения и контроля правотворческого органа. Одним из видов систематизации является хронологическая систематизация документов по официальной дате их опубликования.

Предметная инкорпорация – это такой вид систематизации, который позволяет выделить действующие нормативные акты высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью. Предметная инкорпорация является результатом глубокого изучения и анализа материала, который объединяют по отраслевому признаку.

2. Кодификация – это одна из разновидностей систематизации, осуществляющая деятельность по основательной (внешней и внутренней) переработке действующего законодательства через подготовку и принятие нового кодификационного акта, который приводит правовые нормы к единой юридической силе, которая сообщается новому акту законодательным государственным органом.

Существуют следующие виды кодификации:

всеобщая кодификация (формирование сводных кодифицированных актов по главным отраслям законодательства;

отраслевая кодификация (систематизация норм права по какой-либо отрасли или подотрасли права);

специальная кодификация, соединяющая нормы права института  или группы институтов права.

3. Консолидация – это систематизация нормативных актов, которая создается путем устранения и преобразования нормативных актов, их унификации и создания законодательства крупных однородных блоков как важного промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией.

Таким образом, все виды систематизации – это процедуры  по обработке, а также упорядочению законодательства, его улучшению, устранению противоречий, несогласованностей. Это также обоснованная, необходимая и определенная деятельность уполномоченных лиц и органов, через которую осуществляется упорядочение законодательства в целях использования и применения ее на практике.

 

32. Понятие  и структурные элементы системы  права. Методы правового регулирования.

Система права – это нормативное образование, включающее в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, которые тесно взаимодействуют между собой и которые обусловлены системой общественных отношений.

В качестве структурных  элементов системы права выступают:

правовые институты;

отдельные юридические  нормы;

отрасли права.

Юридическая норма является одним из основных элементов системы права, который выступает как регулятор конкретных видов общественных отношений.

Правового результата можно  достигнуть действием не одной правовой нормы, а их совокупностью. Такие  совокупности родственных норм называются правовыми институтами.

Первостепенное в объединении правовых норм в правовой институт – это признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений. Например, институт основ статуса человека и гражданина – в конституционном праве, в гражданском – институт собственности и наследия и т. д.

В правовом институте объединяются нормы разнообразных видов с учетом их классификации. В него могут включаться нормы различной юридической силы, различные по территории действия и по иным признакам.

Существуют такие понятия, как отраслевой институт и комплексные институты.

Отраслевой институт формирует нормы одной отрасли права, например институт наследования.

Комплексные институты соединяют нормы разных отраслей права, например институт избирательного права, в который включены нормы административного и конституционного права.

Отрасль права представляет собой совокупность правовых институтов, которые регулируют относительно самостоятельную сферу сходных отношений, например имущественных, брачно-семейных и др.

Отрасль права является крупным подразделением системы права.

Система права формируется  из отраслей, а сами отрасли –  из подотраслей, институтов и норм права.

Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права, являющуюся уже не институтом, но и не отраслью права. Например, избирательное, авторское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; муниципальное – подотраслью административного.

На территории РФ действуют  федеральные законы, федеральные  конституционные законы, законы субъектов  Федерации. Дата принятия закона – это день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Законы должны быть официально опубликованы в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Они вступают в силу одновременно на всей территории страны в течение 10 дней после дня их опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу. Высшие представительные органы власти субъектов РФ могут принимать законы по вопросам, которые относятся к их компетенции. При этом они не должны противоречить федеральному законодательству.

Особое место в системе  подзаконных актов занимают указы  Президента, которые принимаются  по вопросам нормативного характера  и не должны противоречить Конституции  и федеральным законам. Обычно они  вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после их официального опубликования.

На основании федеральных  законов, указов Президента Правительство  РФ издает постановления и распоряжения, которые регулируют отношения в  сфере управления экономическими и социально-культурными процессами. Они вступают в силу со дня их подписания, если не установлен другой срок введения в действие.

Методы правового  регулирования.

Под методом правового  регулирования, применяемым в отрасли  права, понимается набор способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета регулирования.

Каждая отрасль права  имеет свой специфический метод  правового регулирования, который  определяется спецификой общественных отношений и характеризуется следующими специфическими чертами:

1) характером положения  участников правоотношения;

2) особенностью содержания  правоотношений;

3) особенностью состава  юридических фактов;

4)спецификой ответственности.

Не вдаваясь в дискуссию о том, должен ли в отрасли права быть только один метод регулирования или их может быть несколько, отметим, что в сложенных отраслях, к которым относится и предпринимательское право, обычно используются несколько методов регулирования.

Укажем, что регулируя хозяйственно-правовые отношения, используются и императивные, и диспозитивные методы правового регулирования, так как в предмет входят и горизонтальные отношения (отношения равенства) и вертикальные отношения (отношения типа управление-предприниматель). К другим методам правового регулирования относятся следующие.

Важнейшим методом правового  регулирования, используемым в хозяйственном (предпринимательском) праве, служит метод  автономных решений - МЕТОД СОГЛАСОВАНИЯ. При таком методе субъект предпринимательского права самостоятельно решает тот или иной вопрос, а при вступлении в правовое отношение отделает по согласованию с другим его участником.

В процессе государственного регулирования предпринимательской  деятельности применяется МЕТОД  ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРЕДПИСАНИЙ. При таком методе одна сторона правового отношения дает другой предписание, обязательное для выполнения.

Для регулирования предпринимательских  отношений может использоваться и МЕТОД РЕКОМЕНДАЦИЙ. При его  применении одна сторона правового  отношения дает другой стороне рекомендацию о порядке ведения предпринимательской деятельности.

Кроме того, используется МЕТОД ЗАПРЕТОВ. Например, в Законе РФ об охране окружающей среды установлены  запреты на недопущение действий хозяйствующими субъектами, причиняющих вред окружающей среде.


 

 

33. Общая характеристика  отраслей российского права.

Правовые отрасли - основные, наиболее крупные структурные подразделения системы права,регулирующие соответственно и наиболее обширные сферы (области) общественных отношений. В данном случае не ставится цель дать их развернутую характеристику, а лишь показать, что каждая отрасль имеет свою специфику, свой предмет и метод, занимает особое положение в общей системе, отличается от другихотраслей и тем самым доказывает и оправдывает свое право на самостоятельное существование. 

1. Конституционное право.  В круг ее ведения входят  такие вопросы, как формирование  и структура представительной, исполнительной  и судебной власти, принципы их  деятельности, политическая система,  экономическая основа, формы собственности, федеративное устройство, административно-территориальное деление, избирательная система, правовое положение (статус) граждан, их права, свободы и обязанности, общественный строй и др. 
Главным нормативным актом этой отрасли, естественно, является Конституция государства, выступающая основополагающей базой для всего текущего правотворчества.  
2. Административное право. Регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц Для осуществления своих оперативных функций все субъекты указанной деятельности наделяются необходимыми полномочиями, компетенцией. Объектами управления выступают экономика, наука, культура, образование, здравоохранение, оборона, правопорядок, охрана прав граждан и т.д.

3. Финансовое право.  Предмет данной отрасли - финансовые отношения, формирование и исполнение госбюджета, денежное обращение, банковские операции, кредиты, займы, налоги. Субъектами этих отношений выступают все юридические и физические лица.

Финансовая деятельность в значительной мере носит исполнительно-распорядительный характер. Методы регулирования - контроль, ревизии, властные предписания. Однако в условиях перехода к рынку все  более раздвигаются рамки самостоятельности, возникла система коммерческих банков. 
4. Земельное право. Отрасль призвана регулировать вопросы землепользования и землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земли в соответствии с их административно-хозяйственным назначением (государственные, колхозные, совхозные, фермерские, арендные, городские и т.д.). Подотраслями данной отрасли выступают лесное право, водное и горное. Основной нормативный акт - Земельный кодекс.

5. Сельскохозяйственное право. Регулирует порядок организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, колхозов, акционерных обществ, арендаторов, их взаимоотношения с другими субъектами (госорганами, предприятиями, учреждениями, членами самих этих хозяйств); порядок использования и оплаты труда, распределения доходов; отражает особенности сельскохозяйственного производства. 
Колхозные общественные отношения имеют свою специфику, связанную с тем, что колхозы - не государственные организации, многое в них основано на саморегуляции, самоуправлении. Право опосредствует эти отношения не императивными, а главным образом диспозитивными методами (закреплением, охраной, рекомендациями, содействием, помощью и т.д.). Основные нормативные акты - Примерный устав сельскохозяйственной артели и уставы конкретных колхозов, законодательство о собственности, аренде и др. 
6. Трудовое право. Предмет данной отрасли - сфера трудовых отношений (формы рациональной организации труда, его оценка и оплата, определение тарифных ставок, разрядов, окладов, норм выработки; рабочее время, отпуска; прием на работу и увольнение; порядок заключения трудовых соглашений). Субъектами трудовых отношений выступают рабочие и служащие, государственные, общественные и кооперативные организации, профсоюзы.  
7. Гражданское право. Наиболее крупная отрасль, регулирующая обширную область имущественных и личных неимущественных отношений (имя, честь, достоинство, авторство). Весь гражданский оборот, хозяйственная деятельность предприятий, организаций, учреждений и граждан осуществляются на основе норм гражданского права 

В силу своей обширности и комплексности гражданское  право как отрасль имеет многочисленные подотрасли: наследственное право, изобретательское, авторское, патентное, жилищное, транспортное и т.д.

Основной нормативный  акт - Гражданский кодекс РФ. Некоторые  подотрасли также кодифицированы (Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс, Устав железных дорог). В условиях становления рыночных отношений роль гражданского права возрастает.

8. Семейное право. Примыкает и тесно связано с гражданским правом. Тем не менее это самостоятельная отрасль, регулирующая порядок заключения и расторжения брака, отношения между супругами, родителями и детьми, вопросы патронирования, усыновления, опеки и попечительства, имущественного положения членов семьи, их взаимных прав и обязанностей. Основной нормативный акт - Семейный кодекс.

9. Уголовное право.  Совокупность норм, определяющих, какие  общественно опасные (вредные)  действия и поступки следует  считать уголовно наказуемыми; правомочия компетентных органов по отношению к лицам, совершившим преступления, основания и условия привлечения их к ответственности; принципы карательной политики государства, виды и систему санкций, составы конкретных деяний, формы и степень вины и т.д. Основной нормативный акт - Уголовный кодекс. Метод регулирования - императивно-запретительный. 
10. Уголовно-исполнительное право. Включает в себя нормы, регламентирующие порядок отбывания наказания лицами, осужденными судом к лишению свободы, а также деятельность соответствующих государственных органов и учреждений по перевоспитанию правонарушителей в местах заключения. Основной нормативный акт - Уголовно-исполнительный кодекс.

11. Уголовно-процессуальное  право. Отрасль, регулирующая  деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания по раскрытию и рассмотрению уголовных дел, определяет процессуальные формы этой деятельности, права и обязанности участвующих в ней субъектов (подследственных, подсудимых, свидетелей, потерпевших, экспертов, представителей обвинения и защиты), их правовое положение. Основополагающий нормативный акт - Уголовно-процессуальный кодекс.  
12. Гражданское процессуальное право. Совокупность норм, регулирующих деятельность органов правосудия и других участников процесса при разрешении споров о праве гражданском, а также по трудовым, семейным, личным, финансовым и иным делам. В гражданском процессе действуют в основном те же субъекты, что и в уголовном. Различия заключаются в предмете и методах регулирования. В состав данной отрасли входят также нормы, регламентирующие работу арбитражных и нотариальных органов. Главный нормативный акт - Гражданский процессуальный кодекс. Строгое соблюдение всех процессуальных норм служит важной гарантией реализации материальных.

В литературе выделяются также комплексные отрасли: хозяйственное право, природоохранительное (экологическое), военное, торговое, прокурорско-надзорное и другие, соединяющие в себе разнородные нормы и институты, регулирующие соответственно сложные, "конгломеративные" отношения. Международное право не входит ни в одну национальную систему права, поэтому ни одно государство мира не может считать его своим. Оно занимает особое (наднациональное) место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. В нем выражается коллективная воля народов, выступающих субъектами данного права. Его нормы и институты закрепляются в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН. Эти акты определяют взаимные права и обязанности государств - участников мирового сообщества, принципы их взаимоотношений, поведение на международной арене. 
В международном праве сохраняется деление на частное и публичное. Последнее регулирует имущественные и иные отношения между гражданами и организациями различных стран, их процессуальное положение, юрисдикцию, порядок и условия применения к ним законодательства того государства, на территории которого они временно или постоянно находятся.


 

 

34. Частное  и публичное право

Деление на частное и  публичное право – это разделение на группы, которые систематизируют правовые нормы, служащие для обеспечения общезначимых (публичных) интересов, т. е. интересов государства и общества в целом (конституционное, административное, уголовное, процессуальное, финансовое, военное право), и правовые нормы, которые защищают интересы частных лиц (гражданское, семейное, трудовое право и т. д.).

Публичное право непосредственно связано с публичной властью, которой обладает государство.

Частное право призвано обслуживать прежде всего потребности частных лиц (физических или юридических), которые имеют властные полномочия и выступают как свободные и равноправные собственники. Частное право связывают с появлением и развитием института частной собственности и отношениями, которые возникают на его основе. Частное право развивалось исторически одновременно с частной собственностью.

Соотношение частного и  публичного права:

1) частное право – совокупность правовых норм, которые регулируют и охраняют интересы частных собственников свободных субъектов рынка, а также их отношения в процессе производства и обмена. В то же время публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок работы органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, иных государственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на действующий порядок;

2) частное право не может осуществляться без публичного, так как последнее служит для охраны и защиты первого;

3) частное право в своей реализации опирается на публичное. В общей правовой системе публичное и частное право тесно взаимосвязаны, и их разграничение до какой-то степени является условным.

Частное право является правом лично-свободным. В своих границах субъект может реализовывать его в произвольном направлении.

Основная функция частного права состоит в распределении материальных и иных благ, в фиксировании их за конкретными субъектами.

Основная функция публичного права состоит в регуляции отношений между людьми велениями, которые исходят от единственного центра, каким является государственная власть.

35. Понятие  и виды юридического процесса.

юридический процесс — это разновид-ность процедур, причем наиболее совершенная (как, например, самолет среди транспортных средств). Процедура властной государственной деятельности становится ее наиболее совершен ной формой — юридическим процессом, когда она регулируется общими правилами, правовыми нормами и, что очень важно, регламентируется полно, детально. Наличие отдельных и даже ряда процессуальных норм еще не превращает официаль ную процедуру в юридический процесс. Диалектическое пре вращение количества в качество происходит тогда, когда воз никает развернутая регламентация властной деятельности системой процессуальных норм. Так, за последние годы возникли арбитражный, избирательный, законодательный процессы.

Превращение деятельности субъектов  публичной власти в упорядоченный процесс принятия решений и их исполнения осуществляется с помощьюпроцессуальных норм. Наличие развернутого процессуального законодательства — главный признак юридического процесса. Чем более детально и полно нормы права регламентируют функционирование власти, чем дальше идет процессуализация, тем лучше для общества, госу дарства, граждан. Процессуализация создает условия для повы шения эффективности всей государственной и муниципальной работы..Во-первых, соответствующие правила закрепляют оптималь ные (с точки зрения субъектов правотворчества) технологии осуществления публичной властной деятельности, алгоритмы ее функционирования.Во-вторых, процессуализация означает самоограничение власти, способствует унификации властных процедур, повыше нию их гласности. Развитиепроцессуального законодательст ва — это один из важнейших путей реализации основного принципа правового государства — подчинение власти праву.В-третьих, процессуальные нормы информируют невласт ных субъектов о порядке решения вопросов, закрепляют гаран тии реализации их прав и законных интересов, право на защи ту. Соответственно объекты административного воздействия превращаются в субъектов процессуальных правоотношений.Как родовая общность юридический процесс состоит из множества элементов. Их группировка может быть проведена по разным критериям. 
По признаку субъекта властной деятельности можно выде лить процессы голосования (выборы президентов, губернаторов, депутатов и др., проведение референдумов), процессы осуществления представительной (правотворческие, бюджетные и др.), а также исполнительной власти и судопроизводство.А по содержанию различаются процессы правотворчества, регулятивного правоприменения (оперативно-распорядительные, правонаделительные) и юрисдикционные. Они отличаются тем, какой акт готовится, принимается, исполняется.

36. Соотношение системы права и системы законодательства:

1)  система права как его содержание – это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений;

2)  система законодательства – это внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов;

3) право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом;

4) проводить анализ структуры системы права необходимо вместе с внешней формой права, которой является система законодательства, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.

Законодательство является прежде всего местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в правовые акты.

Строение законодательства воспринимается правоведами как  система только потому, что оно  является внешним проявлением объективно действующей структуры права.

Структура права является закономерностью. При исследовании системы законодательства, строении нормативно-правовых актов проявляется  реальная, объективно обусловленная  потребность работы самостоятельных  отраслей права, подотраслей, юридических норм.

Между системой права  и системой законодательства можно  выделить, таким образом, следующие  различия:

1) норма права – это первичный элемент системы права. В то же время первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт;

2) система законодательства по своему объему материала обширнее системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву;

3) деление права на отрасли и институты, в отличие от законодательства, базируется на предмете и методе правового регулирования;

4) структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства;

5) система права имеет объективный характер. А система законодательства создается под большим влиянием субъективного взгляда законодателя. Разграничение между системой законодательства и права вызвано главным образом потребностями классификации, систематизации законодательства, деятельностью органов государственной власти, направленной на упорядочение законодательства, а также создание стройной, логичной системы.

37. Понятие  и виды юридической практики.

Юридическая практика – это деятельность, направленная на издание, а также толкование и реализацию юридических предписаний, организованная в единстве с уже накопленным социально-правовым опытом.

В функциональном аспекте  можно выделить правоконкретизирующую, контрольную, правосистематизирующую и иные типы практики. Особенность  этих типов заключается в том, что изменения общественных отношений возможны здесь с помощью правотворческих, правоприменительных, распорядительных и праворазъяснительных средств, способов и методов. 
 
Любой тип юридической практики можно подразделить на определенные виды и подвиды. Так, в правоприменительной практике (тип) различают оперативно-исполнительную и юрисдикционную (виды), а последняя, в свою очередь, подразделяется на превентивную, карательную и др. (подвиды). 
 
По субъектам юридическая практика разграничивается, как правило, на законодательную, судебную, следственную, нотариальную и т.п. По этому же критерию возможна и более детальная классификация. Так, к судебной относится практика Верховного Суда Российской Федерации, областных, городских, районных судов. А приняв за основание классификации подведомственность дел судам и категории разрешаемых дел можно говорить о практике конституционных, общих и арбитражных судов, судебной практике, например, по гражданским и уголовным делам и т. д.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"