Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 21:38, шпаргалка

Описание работы

Понятие, предмет, метод КП как отрасли права.
Место КП в системе права. Значение и задачи КП в развитии государства , общества, личности. Демократизм КП.
Источники конституционного права, их понятие и виды.

Файлы: 1 файл

gotovye_shpory_KP.docx

— 290.77 Кб (Скачать файл)

40. Правовой статус граждан Республики Беларусь как конституционно-правовой институт.

Права и  свободы гражданина предопределены его правовой принадлежностью к  государству. Когда речь идет о правах и свободах человека, то имеется  виду их естественная природа происхождения, то есть они принадлежат человеку уже в силу рождения. Гражданин  же, наряду с естественными правами, обладает и некоторыми дополнительными, которые ему предоставляются  государством и которыми не вправе пользоваться лица, не являющиеся гражданами соответствующего государства. Например, только гражданин обладает избирательным  правом, только на него возлагается  обязанность защищать отечество  и т.д.

В некоторой  мере разграничения понятий «права человека» и «права гражданина»  обусловлены наличием в юридической  науке двух направлений по данной проблеме: естественно-правового и  позитивистского. Сторонники первого  подхода исходят из признания  прав в силу природы самого человека, а закон, по их мнению, выступает  лишь как средство фиксации уже существующих этих прав. В то же время позитивисты  полагают, что права могут дароваться человеку только государством, которое  их определяет и закрепляет в законе.

Вместе  с тем, в современных условиях обе концепции прав человека и  гражданина взаимодействуют, между  ними нет противостояния, они как  бы дополняют друг друга. Ведь сегодня  общепризнанно, что есть права, которые  действительно являются прирожденными (право на жизнь, на личную неприкосновенность и др.). Однако, без юридической  определенности и защиты они не могут  обеспечиваться в полной мере.

В тоже время  нельзя не согласиться с тем, что  есть права, которые могут быть реализованы  лишь в результате правотворческой  деятельности государства. При этом важно, чтобы данная деятельность основывалась на принципах гуманизма, свободы, справедливости и др. Только при таком подходе  позитивизм может получить свое достойное  развитие.

41. Принципы прав человека. Классификация основных прав  и свобод граждан.

Принципы прав человека определяют основные направления теоретической и практической деятельности в области прав человека, отражают основополагающие, существенные, устойчивые идеи, на которых базируется система прав человека. Можно выделить следующие важнейшие принципы прав человека: ценность человека, его прав и свобод (принцип гуманизма);принцип свободы; принцип естественности и неотъемлемости прав, вытекающий из присущего человеческой природе достоинства; принцип всеобщности и универсальности прав человека; принцип равноправия; общепризнанность и общеобязательность норм международного права в области прав человека; принцип уважения, поощрения и соблюдения прав человека; принцип терпимости (толерантности);принцип справедливости. Основополагающим принципом прав человека является принцип гуманизма. Классификация прав человека по сферам их действия. Выделяются гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные права. К гражданским (личным) правам относятся:– право человека на жизнь;– право на свободу и личную неприкосновенность;– право на уважение достоинства, присущего человеческой личности;– право на свободное передвижение и свободный выбор места жительства;– право на справедливое и публичное судебное разбирательство;– на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающее человеческое достоинство обращения и наказания. – право на гражданство;– право на создание семьи и охрану семьи. Политические права:– на свободу мысли, совести и религии;– на свободу убеждений и свободное выражение их; – на свободу мирных собраний и ассоциаций; – право принимать участие в управлении государственными делами непосредственно или через свободно избранных представителей;– равного доступа к государственной службе в своей стране.

Экономические права:– на труд, справедливое и удовлетворительное его вознаграждение;– на частную собственность;– право на предпринимательство; – на свободное распоряжение рабочей силой.

Социальные права:– право человека на достойный уровень жизни; – на социальную защиту; – на социальное обеспечение; – на жилище; – право на отдых;– право на благоприятную окружающую среду;– на охрану здоровья.

Культурные права:– право человека на образование; – право на национальное достоинство;– на свободное участие в культурной жизни общества; – на свободный доступ к ценностям отечественной и мировой культуры;– право на свободу художественного, научного, технического творчества и преподавания;– на интеллектуальную собственность; – право на защиту моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов.

42. Личные права и  свободы граждан, их содержание  и гарантии.

К гражданским (личным) правам относятся:

– право  человека на жизнь;

– право  на свободу и личную неприкосновенность;

– право  на уважение достоинства, присущего  человеческой личности;

– право  на свободное передвижение и свободный  выбор места жительства;

– право  на справедливое и публичное судебное разбирательство;

– на свободу  от пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающее человеческое достоинство  обращения и наказания.

– право  на гражданство;

– право  на создание семьи и охрану семьи.

43. Политические права и свободы граждан, их содержание и гарантии.

Политические права:

– на свободу  мысли, совести и религии;

– на свободу  убеждений и свободное выражение  их;

– на свободу  мирных собраний и ассоциаций;

– право  принимать участие в управлении государственными делами непосредственно  или через свободно избранных  представителей;

– равного  доступа к государственной службе в своей стране.

44. Социально-экономические  права и свободы граждан, их  содержание и гарантии.

Экономические права:

– на труд, справедливое и удовлетворительное его вознаграждение;

– на частную  собственность;

– право  на предпринимательство;

– на свободное  распоряжение рабочей силой.

Социальные права:

– право  человека на достойный уровень жизни;

– на социальную защиту;

– на социальное обеспечение;

– на жилище;

– право  на отдых;

– право  на благоприятную окружающую среду;

– на охрану здоровья.

 

45. Гарантии основных  прав, свобод и обязанностей.

Конституция РБ содержит в себе обязательство  со стороны государства по осуществлению  прав и свобод граждан, т.е. гарантийный механизм. В целях защиты прав, свобод, чести и достоинства гражданам гарантируется право обращения в суд. Каждый имеет право на юридическую помощь, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, на предприятиях, в учреждениях, организациях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. Каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Несмотря на то, что в Республике Беларусь существует много средств, направленных на охрану прав граждан (это и административный способ защиты прав, и судебный контроль, и прокурорский надзор и т.д.), следует заметить, что права граждан часто нарушаются, а представленные способы защиты недостаточно эффективны, так как они не акцентированы исключительно на защите прав человека и гражданина. Поэтому назрела проблема не только совершенствования уже имеющихся методов, но и создания новых инструментов, гарантирующих и охраняющих права личности. Судебная форма защиты прав человека. Судебная защита прав человека – основной элемент правозащитного механизма государства. Из всех механизмов национального контроля за правами человека обращение в суд в большинстве стран мира считается самым эффективным. Право на обращение в суд отражено в основополагающих правозащитных международных документах. Гражданам РБ гарантируется право на судебную защиту от посягательств на жизнь и здоровье, честь и достоинство, личную свободу и имущество, иные права и свободы, предусмотренные Конституцией РБ и иными актами законодательства, а также от незаконных действий (бездействия) государственных органов, иных организаций, их должностных лиц. Защита прав человека органами конституционного контроля. Институт индивидуальной жалобы. Деятельность КС РБ в области защиты прав человека. Поскольку граждане и другие физические лица в РБ не обладают правом обращения в КС с требованием о рассмотрении конституционности того или иного нормативного акта, нарушающего их основные права, КС вынужден изыскивать иные формы защиты их прав в случаях их нарушения. К основным формам такой защиты, сложившимся к настоящему времени, относятся:1) направление обращений граждан в компетентные органы с просьбой решить поставленные вопросы в соответствии с Конституцией и актами международного и национального законодательства;2) разъяснение гражданам предусмотренной действующим законодательством процедуры защиты их прав;3) принятие КС решений, содержащих предложения правотворческим органам о внесении необходимых изменений или дополнений в действующее законодательство, если определенные нормативные акты противоречат положениям актов более высокой юридической силы, а также в случаях пробелов в законодательстве. Граждане вправе обжаловать в КС решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие или нарушающие их права, свободы и законные интересы. Граждане вправе также направлять в КС индивидуальные и коллективные обращения. Деятельность КС имеет огромное значение в деле защиты прав человека. Несмотря на отсутствие института конституционной жалобы, граждане постоянно обращаются в КС по вопросам защиты своих прав, в результате чего КС ежегодно принимается десятки решений, направленных на защиту конституционных прав и свобод граждан.

Одним из важнейших элементов национальной системы защиты прав человека являются профессиональные союзы. Цель их создания – защита прав работника. Кроме этого профсоюзы борются за создание условий для полной занятости, лучшие условия труда, более высокую зарплату, гарантии от увольнения, сокращение рабочего дня, дополнительные гарантии прав работников.

46. Иностранцы и лица без гражданства: понятие и правовой статус в Республике Беларусь.

Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства*.

Иностранным гражданам могут быть подвергнуты  медицинскому освидетельствованию  принудительно, если в отношении  их имеются достаточные основания  считать, что они имеют болезни, включенные в перечень опасных заболеваний, или установлено, что они прибыли  в Республику Беларусь из региона  массовых эпидемий, опасных заболеваний  людей, животных. Медицинское освидетельствование  иностранцев проводится по решению  учреждений здравоохранения с санкции  прокурора. Иностранные граждане и  лица без гражданства, временно пребывающие на территории Республики Беларусь и желающие получить разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь, подают документы в орган внутренних дел Республики Беларусь по месту предполагаемого жительства. Перечень требуемых документов определяется Советом Министров Республики Беларусь. Ходатайство о получении разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь принимается только после уплаты государственной пошлины или консульского сбора, порядок уплаты и размер которых устанавливаются Советом Министров Республик Беларусь. Решение по ходатайству о получении разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь принимается соответствующим органом внутренних дел Республики Беларусь в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства со всеми необходимыми материалами.Иностранным гражданам может быть отказано во въезде в Республику Беларусь:

  1. если это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан Республики Беларусь и иных лиц;
  2. в интересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения;
  3. если во время прежнего пребывания в Республике Беларусь были установлены факты нарушения лицом законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, таможенного, валютного или иного законодательства;
  4. если при возбуждении ходатайства о въезде лицо сообщило о себе ложные сведения или не представило необходимые документы;
  5. имеются сведения, что он имеет отношение к контрабандной деятельности, незаконной торговле оружием, незаконному обороту наркотиков, организации переправы незаконных мигрантов;
  6. он является или являлся членом террористических либо фашистских организаций или лицом, ведущим пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды;
  7. он освобожден из мест лишения свободы на территории другого государства и (или) имеет неснятую или непогашенную судимость;
  8. он имеет заболевание, включенное в перечень заболеваний, наличие которых препятствует въезду на территорию Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь вправе принимать  решение о допуске в Республику Беларусь иммигрантов сверх установленной  иммиграционной квоты. Разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь иностранным гражданам выдается, если они: находятся в близком родстве с гражданами Республики Беларусь; заключили брак с гражданином Республики Беларусь. Разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь может быть выдано иностранным гражданам и лицам без гражданства и в других предусмотренных законодательством случаях. В частности, такое право имеют иностранцы, прожившие на территории Республики Беларусь не менее семи лет, если они являются: сотрудниками дипломатических, консульских, торговых и иных представительств и учреждений иностранных государств и членами их семей; предпринимателями и членами их семей; сотрудниками международных организаций и членами их семей; работниками средств массовой информации, аккредитованных в Республике Беларусь, и членами их семей. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст.11) иностранные граждане на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

Иностранные граждане в Республике Беларусь равны  перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения  к религии, рода и характера занятий  и других обстоятельств. Им гарантируются  неприкосновенность личности и жилья, другие личные права и свобода.Иностранные  граждане, постоянно или временно проживающие на территории Республики Беларусь, могут перемещаться по территории Республики Беларусь и выбирать место  жительства в Республике Беларусь в  соответствии с правилами пребывания иностранных граждан и лиц  без гражданства в Республике Беларусь. Ограничение в перемещении  и выборе места жительства допускается  только в установленном законом  порядке.

.Лицами без гражданства  в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства*. лица без гражданства могут быть подвергнуты медицинскому освидетельствованию принудительно, если в отношении их имеются достаточные основания считать, что они имеют болезни, включенные в перечень опасных заболеваний, или установлено, что они прибыли в Республику Беларусь из региона массовых эпидемий, опасных заболеваний людей, животных. Медицинское освидетельствование иностранцев проводится по решению учреждений здравоохранения с санкции прокурора .Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории Республики Беларусь и желающие получить разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь, подают документы в орган внутренних дел Республики Беларусь по месту предполагаемого жительства. Перечень требуемых документов определяется Советом Министров Республики Беларусь. Ходатайство о получении разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь принимается только после уплаты государственной пошлины или консульского сбора, порядок уплаты и размер которых устанавливаются Советом Министров Республик Беларусь. Решение по ходатайству о получении разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь принимается соответствующим органом внутренних дел Республики Беларусь в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства со всеми необходимыми материалами. Лицам без гражданства может быть отказано во въезде в Республику Беларусь:

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"