Шпаргалка по "Конституционное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 13:54, шпаргалка

Описание работы

Конституционное право РФ – отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной сферах и т. д., обеспечивающая реализацию конституционных норм через осуществление конституционного контроля.

Конституционное право – самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет: 1) собственный предмет правового регулирования; 2) собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

Файлы: 1 файл

кп.docx

— 92.32 Кб (Скачать файл)

ВОПРОС№1. 
Конституционное право РФ – отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной сферах и т. д., обеспечивающая реализацию конституционных норм через осуществление конституционного контроля. 
 
Конституционное право – самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет: 1) собственный предмет правового регулирования; 2) собственные, специфические методы регулирования общественных отношений. 
 
Система конституционного права – совокупность норм конституционного права, структура которой обусловлена системой конституционно-правовых отношений. Система конституционного права включает: 1) нормы; 2) институты. 
 
Конституционно-правовой институт – совокупность норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. Институты конституционного права: 1) основы конституционного строя; 2) основы правового статуса человека и гражданина; 3) федеративное устройство государства; 4) система органов государственной власти и органов местного самоуправления. 
 
Помимо конституционного права как отрасли права, выделяется конституционное право России как наука. Наука конституционного права – совокупность идей, теорий и взглядов о конституционно-правовых институтах и отношениях, а также о практике применения норм конституционного права и его историческом развитии в России. 
 
Наука конституционного права – самостоятельная наука. У нее есть собственный предмет изучения и специфические методы, благодаря чему она и выделяется в самостоятельную науку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС№2. 
Основные, определяющие критерии любой отрасли права – самостоятельный предмет и специфический метод правового регулирования. Предмет любой отрасли права составляют определенные группы общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. 
В соответствии с преобладающим подходом к пониманию предмета конституционного права (иногда употребляется термин «объект конституционно-правового регулирования») конституционное право в России, как и в любой стране, регулирует два основных блока общественных отношений: 
связанные с правовым статусом личности и ее взаимоотношений с государством и гражданским обществом; 
связанные с организацией государства и функционированием публичной власти 
Предмет регулирования конституционного права – отношения, которые регулируются нормами конституционного права и складываются в процессе взаимодействия человека и государства по поводу устройства государства, формы правления, а также по поводу основ конституционного строя 
 
Предмет изучения науки конституционного права: 1) сущность, структура отрасли российского конституционного права, его источники; 2) фактические отношения, регулируемые нормами конституционного права; 3) практика реализации норм данной отрасли; 4) история самой науки конституционного права, построение прогнозов ее развития. 
 
Методы науки конституционного права: 1) исторический; 2) сравнительно-правовой; 3) системный; 4) статистический; 5) конкретно- социологический и др. 
 
Конституционное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права. Оно является основой всей системы права РФ. Связь с уголовным правом РФ выражается в том, что именно Конституция РФ содержит нормы о правах человека и гражданина, принципы защиты естественных прав человека, основы гуманизации уголовного права. 
 
Гражданское право не менее тесно связано с конституционным, так как в Конституции РФ закрепляется право частной собственности, которое является основным для гражданских правоотношений. 
 
Конституционное право России связано и с другими отраслями права РФ: с трудовым – в Конституции закреплено право граждан на труд и отдых, основные гарантии безопасности и оплаты труда; с административным – конституционные нормы устанавливают компетенцию высших федеральных органов власти и принципы деятельности всех других органов; с экологическим – Конституция содержит положение о всеобщем праве на экологически чистые условия жизни и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС№3 
 
Конституционно-правовые отношения – массовые и наиболее значимые для общества отношения, нацеленные на осуществление власти и суверенитета народа, а также на защиту прав и свобод гражданина и личности. 
 
Конституционно-правовые отношения возникают во всех сферах жизнедеятельности общества: конституционного строя РФ; федеративного устройства; защиты прав и свобод личности; основ государственной власти и принципов ее функционирования в РФ, иных сферах, регулируемых нормами Конституции РФ. 
 
Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются на основании юридических фактов. Юридические факты: события (они не зависят от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин) и действия (они являются следствием волеизъявления человека, т. е. изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон). Особенности конституционно-правовых отношений: 1) особое содержание и предмет; 2) особый субъектный состав; 3) значительное число видов. 
 
Виды конституционных правоотношений: 1) конкретные конституционно-правовые отношения (в них четко определены субъекты, их права и обязанности); 2) правоотношения общего характера (в них не закрепляется четко субъектный состав и не определяются их права и обязанности). 
 
В зависимости от сферы возникновения конституционных правоотношений выделяют конституционно-правовые отношения: 1) связанные с установлением конституционных основ гражданского общества; 2) конституционного строя РФ; 3) регулированием правового статуса личности РФ. 
 
Содержание конституционно-правовых отношений: взаимные либо односторонние права и обязанности субъектов конституционных правоотношений. При этом субъекты конституционных правоотношений не равны между собой, поэтому конституционные отношения имеют структуру «власти – подчинения». Субъекты конституционных правоотношений: 1) физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), лица со специальной правоспособностью); 2) государственные образования (РФ, субъекты РФ, федеральные органы государства РФ и субъектов РФ); 3) общественные объединения. 
 
Объект конституционных отношений – предмет, по поводу которого возникают правоотношения. 
 
Методы конституционного права – совокупность специфических приемов и способов правового воздействия на отдельные общественные отношения в сфере конституционного регулирования. 
 
Главной особенностью методов конституционного права является их разнообразие, которое сформировалось в силу значительного числа регулируемых общественных отношений. 
 
Способы конституционного регулирования на общественные отношения: 1) дозволение; 2) возложение обязанностей; 3) запрет. 
 
Конституционно-правовые методы: 1) императивный; 2) диспозитивный и др.

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС№4 
Российское государство – это федерация. 
 
РФ образовано совокупностью относительно самостоятельных территориальных образований, субъектов РФ. 
 
Субъект РФ – ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования. 
 
Ограниченная правоспособность субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции. 
 
В РФ действуют следующие принципы образования территории субъектов РФ: 1) территориальный принцип; 2) национальный принцип; 3) национально-территориальный (смешанный) принцип. 
 
Территориальный принцип формирования субъекта РФ означает, что границы такого субъекта определяются исключительно наличием значительной охватываемой территории и большим числом проживающего населения. По этому принципу, как правило, образуются края, области, а также города федерального значения. 
 
Национальный принцип означает, что образование субъекта РФ связано с особенностями национального состава населения. Субъекты РФ, образованные согласно национальному принципу, нередко имеют небольшую территорию, но включают в себя объединения народов России и потому выделены в самостоятельные субъекты РФ. 
 
Смешанный тип формирования субъекта РФ включает в себя черты и национального, и территориального принципа. 
 
Виды субъектов РФ: 1) 21 республика в составе РФ (это самостоятельные субъекты РФ, в которых присутствуют черты государственности, они вправе самостоятельно определять внутреннюю политику субъекта РФ); 2) 6 краев (эти субъекты РФ формируются на основе территориального принципа и отличаются обширной территорией); 3) 49 областей (так же, как и края, построены по территориальному принципу, но обладают сравнительно небольшой площадью территории); 4) 2 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург(они причислены к субъектам РФ только в силу своей значительной территории и численности населения); 5) Еврейская автономная область (единственный субъект РФ с такой правовой формой); 6) 10 автономных округов (они образуются по национальному принципу и для сохранения исторически сложившихся взаимосвязей внутри округа). 
 
В зависимости от вида субъекта Федерации дифференцируется их правовое положение внутри государства и во взаимоотношениях с другими субъектами рФ. 
 
Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей), а значит, частично зависят от решений государственных органов. Края же и области в составе рФ обладают приблизительно равным объемом полномочий. 
 
Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом». 
 
Признаки субъектов РФ: 1) не обладают государственным суверенитетом; 2) не имеют права на самоопределение в силу принципа территориальной целостности РФ; 3) статус граждан РФ одинаков на всей территории РФ независимо от субъектов РФ, в котором проживает гражданин; 4) осуществляют полномочия в соответствии с федеральным законодательством; 5) все субъекты РФ равноправны.

 

 

 

ВОПРОС№7 
Источник права (в широком смысле слова) – совокупность документов и принципиальных положений, на которые опирается правоприменитель в осуществлении своей деятельности, включая принципы морали и правосознания. 
 
Источник права (в узком смысле)  – действующие в государстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права. 
 
Источник конституционного права РФ – совокупность установленных Конституцией РФ, международными актами, федеральными конституционными и федеральными законами нормы, регулирующие основные принципы организации государственного устройства, структуры и функционирования государственной власти в РФ, а также закрепляющие основные права и свободы личности в РФ. 
 
Виды источников конституционного права России: 
 международные акты, например Всеобщая декларация прав человека (принята на Третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.); 
Конституция РФ от 12 декабря 1 993 г.; 
федеральные конституционные законы: а) ФКЗ от 21 июля 1994 г. 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г.); б) ФКЗ от 17 декабря 1997 г. 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями от 31 декабря 1997 г.) и др.; 
внутригосударственные договоры, например Федеративный договор (договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти соответствующих ее субъектов) от 31 марта 1992 г. и др.; 
федеральные законы: а) ФЗ от 28 августа 1995 г. 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 22 апреля, 26 ноября 1 996 г., 17 марта 1997 г., 4 августа 2000 г., 21 марта 2002 г., 7 июля, 8 декабря 2003 г.); б) ФЗ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и др.; 5) законы РФ, например Закон РФ от 28 ноября 1991 г. 1948-I «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г., 31 мая 2002 г.) и др.; 
законы бывшего СССР и РСФСР в части, не противоречащей Конституции РФ; 
указы Президента РФ: а) Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации»; б) Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и др.; 
постановления Правительства РФ, например постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. 693 «Об утверждении Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства Российской Федерации по атомной энергии» (c изменениями от 3 апреля 1997 г., от 8 августа 2003 г.); 
решения и постановления Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, например постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС№8 
Конституция 1993 года устанавливает существование двух видов законов: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Они различаются по юридической силе, предметам ведения, порядку принятия и особенностям применения в их отношении отлагательного вето Президента. 
 
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией, в особом более усложненном порядке, установленном ст. 108 Конституции. Регулированию конституционным федеральным законом подлежат вопросы порядка введения и режима чрезвычайного положения (ст. 56); принятия в федерацию и образования в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъектов (ст. 65, 66); утверждение описания и порядка использования государственных символов России (ст. 70); назначение и проведение референдумов (ст. 84); 
 
 определение режима военного положения (ст. 87); введение чрезвычайного положения на территории страны или в отдельных ее местностях (ст. 88) и т.д. 
 
Федеральные законы в соответствии со ст. 105 Конституции России принимаются ГД и одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом. 
 
 Конституция закрепляет порядок принятия федеральных конституционных законов (ст. 108) и принятия федеральных законов (ст. 105-107). В Конституции установлено также верховенство этих законов над всеми иными актами государственных органов, а также над законами субъектов федерации. 
 
 Принципиальный характер имеют также положения, сформулированные в ст. 15 Конституции, об обязанности соблюдать Конституцию и законы органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений. 
 
 Для характеристики законов как источников конституционного права важное значение имеют положения Конституции о том, что законы подлежат официальному опубликованию. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. 
 
 Законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом. Их официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в “Российской газете” и Собрании законодательства Российской Федерации. Закон вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок вступления в силу. 
 
Федеральный конституционный закон. 
 
 ФКЗ – регулирует наиболее важные вопросы государственного строительства, прямо указанные в конституции, и отличается повышенной стабильностью по сравнению с ФЗ. Для принятия и изменения ФКЗ предусмотрен более сложный порядок, чем при принятии ФЗ: -он принимается только квалифицированным большинством – 2/3 голосов от общего числа депутатов ГД и 3/4 от общего числа членов СФ. -принятый в таком порядке ФКЗ должен быть подписан президентом РФ в 14-дневный срок; президент не имеет права отклонить ФКЗ. 
 
 ФКЗ РФ: -о конст.суде РФ; -об арбитражных судах в РФ; -о референдуме РФ; -о судебной системе РФ; -об уполномоченном по правам человека в РФ; -о правительстве РФ; -о военных судах РФ; -о государственном флаге РФ; -о государственном гербе РФ; -о государственном гимне РФ; -о чрезвычайном положении; -о порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ; -о военном положении.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционное право"