Шпаргалка по "Конституционное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 13:54, шпаргалка

Описание работы

Конституционное право РФ – отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной сферах и т. д., обеспечивающая реализацию конституционных норм через осуществление конституционного контроля.

Конституционное право – самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет: 1) собственный предмет правового регулирования; 2) собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

Файлы: 1 файл

кп.docx

— 92.32 Кб (Скачать файл)

Законодательными актами Российской Федерации предусмотрены различные  ограничения прав и свобод иностранных  граждан и лиц без гражданства. В частности, они не имеют доступа  к государственной службе, отправлению  правосудия, не могут участвовать  в общественных объединениях политического  характера и т. д. Иностранные  граждане и лица без гражданства  не подлежат призыву на военную службу.

Правовой статус беженцев и вынужденных  переселенцев. 
Политическое убежище. 
Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. 
Статус беженца не распространяется на лицо: 
1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества; 
2) которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем; 
3) которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; 
4) за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства; 
5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев. 
6) которое покинуло страну своего постоянного места жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 
 
Политическое убежище Российской Федерации не предоставляется, если: 
- лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; 
- лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;  
- лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование; 
- лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека; 

 

 

 

 

 

Вопрос 30

Решение сложных вопросов приобретения и прекращения гражданства может быть доверено только строго определенным государственным органам, полномочия которых установлены законом. К числу таких органов относятся: Президент РФ, Министерство внутренних дел РФ и его территориальные органы, Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» закрепляет полномочия каждого из них.

В Законе регламентируется порядок  производства по делам о гражданстве  — порядок подачи и форма заявлений, сроки подачи и рассмотрения заявлений, исполнение решений по делам о  гражданстве. В соответствии с Законом  Указом Президента РФ (в редакции от 19 августа 2009 г.) утверждено Положение  о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Последними изменениями, в частности, предусмотрен отказ от процедуры  оформления наличия у детей в  возрасте до 14 лет гражданства РФ по рождению, за исключением случаев, когда ребенок остался без  попечения родителей и не имеется документов, подтверждающих наличие у нею российского гражданства.

Важной гарантией соблюдения законности при решении вопросов гражданства  является возможность обжалования  этих решений. Так, решение полномочного органа об отклонении заявления по вопросам гражданства может быть обжаловано в суд. Отказ в рассмотрении заявлений по вопросам гражданства, а также другие действия должностных  лиц, нарушающие порядок рассмотрения дел и исполнения решений, могут  быть обжалованы вышестоящему должностному лицу либо в суд.

Весьма демократический порядок  приобретения российского гражданства  помогает многим людям приобрестигражданство РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 31

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право.Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.

Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его институтов и  регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при  выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах  в исполнительные органы власти и  органы местного самоуправления.

Однако термин «избирательное право» используется не только для  обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как  название одного из субъективных прав российских граждан. В этом случае различается активное избирательное право – право избирать, т.е. право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; пассивное избирательное право – право избираться, т.е. право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Избирательное право Российской Федерации имеет свои источники. Ими являются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников относятся:

1) Конституция Российской  Федерации, конституции республик  в составе Российской Федерации;  уставы краев, областей, городов  федерального значения, автономной  области, автономных округов;

2) Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных  гарантиях избирательных прав  и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации»;* другие федеральные законы,** а  также законы субъектов Российской  Федерации, подробно регламентирующие  организацию и порядок выборов  в различные органы государственной  власти и органы местного самоуправления;

3) указы и распоряжения  Президента Российской Федерации,  акты глав администраций и  других руководителей исполнительных  органов субъектов Российской  Федерации по вопросам организации  и проведения выборов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 32

Под источниками избирательного права понимаются формы внешнего выражения его норм. В современных условиях система источников российского избирательного права представлена общепризнанными нормами (принципами) международного права, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами различного вида и уровня, решениями Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Федерации.

Отнесение общепризнанных норм (принципов) международного права и международных  договоров Российской Федерации  к источникам российского избирательного права напрямую вытекает из Конституции  РФ (ст. 15), которая предусматривает, что они являются составной частью правовой системы Российской Федерации. К источникам данного ряда можно отнести Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. с Протоколами к ней, Европейскую хартию местного самоуправления 1985 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Декларацию о критериях свободных и справедливых выборов, принятую на 154-й сессии Совета Межпарламентского союза 26 марта 1994 г., и др. С учетом участия России в СНГ к источникам избирательного права следует отнести Конвенцию СНГ о правах и основных обязанностях человека от 25 мая 1995 г., Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках СНГ от 7 октября 2002 г. Значение международных договоров в качестве источников российского избирательного права многогранно. Во-первых, в них закрепляются общепризнанные стандарты периодических и обязательных, открытых и гласных, свободных и справедливых, подлинных и нефальсифицированных выборов. Во-вторых, они возлагают на Российскую Федерацию обязательства по предоставлению гражданам оговоренных в них избирательных прав и свобод и недопущению незаконных ограничений и посягательств на данные права и свободы. В-третьих, они имеют приоритет при возникновении коллизий (разночтений) с нормативными правовыми актами Российской Федерации, предполагающий безусловное исполнение международных договоров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 34.

Финансирование выборов в РФ осуществляется из средств бюджета соответствующего уровня: 1) в федеральные выборные органы – из средств федерального бюджета; 2) в выборные органы субъектов РФ – из средств бюджета субъекта РФ.

Средства  на проведение выборов федеральных  органов власти и должностных  лиц поступают в Центральную  избирательную комиссию, которая  распределяет эти средства между  всеми избирательными округами в  соответствии со схемой избирательных  округов.

Сумма средств, поступающих из бюджетов на финансирование выборов, рассчитывается исходя из отчета Центральной избирательной  комиссии о расходовании средств при подготовке и проведении предыдущих выборов с учетом изменения минимального размера оплаты труда.

Средствами, поступившими из федерального (или  субъектов РФ) бюджета в окружные, территориальные, участковые избирательные  комиссии, распоряжаются председатели соответствующих комиссий. Они же представляют отчеты о расходовании этих средств.

Общий объем денежных средств, обеспечивающих выборы в государственные органы власти, включает в себя избирательные  фонды кандидатов, политических партий, избирательных блоков.

Избирательные фонды включают в себя денежные средства: 1) принадлежащие собственно кандидату (они не могут превышать 50 % от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда); 2) выделенные кандидату выдвинувшей его политической партией, политическими партиями, входящими в выдвинувший его избирательный блок (они не могут превышать 50 % от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата); 3) добровольные пожертвования граждан (не более 5 % от предельной суммы расходов из средств избирательного фонда кандидата) и юридических лиц (не более 50 % от той же суммы).

Предельная  сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата не может превышать 6 млн руб.

Избирательные фонды кандидатов обеспечивают проведение предвыборной агитации и иные действия кандидата по участию в выборах.

Политической  партии предоставляются средства федерального бюджета на участие в выборах, если: 1) федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией либо избирательным блоком, в составе  которого политическая партия принимала  участие в выборах депутатов  Государственной Думы, получил по результатам выборов не менее 3 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу; 2) по результатам выборов депутатов Государственной Думы по одномандатным избирательным округам было избрано не менее 12 кандидатов, выдвинутых политической партией либо избирательным блоком (при условии, что выдвинутый список кандидатов получил по результатам выборов не менее 3 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании); 3) зарегистрированный кандидат на должность Президента РФ, выдвинутый политической партией или избирательным блоком, в составе которого политическая партия принимала участие в выборах Президента РФ, получил по результатам выборов не менее 3 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании (п. 5 ст. 33 ФЗ от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 23 июня, 8 декабря 2003 г.)).

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Конституционное право"