Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 21:38, шпаргалка

Описание работы

Понятие, предмет, метод КП как отрасли права.
Место КП в системе права. Значение и задачи КП в развитии государства , общества, личности. Демократизм КП.
Источники конституционного права, их понятие и виды.

Файлы: 1 файл

gotovye_shpory_KP.docx

— 290.77 Кб (Скачать файл)

Он выделил  три основные формы власти народа: государственная власть, общественная власть (например, домовые, дворовые комитеты) и смешанная общественно-государственная  форма (органы местного самоуправления) 9.

В зависимости  от форм волеизъявления народа общепринято  выделять непосредственную (прямую) демократию и представительную демократию.

Как пишет  Н.А. Богданова, непосредственная демократия исключает опосредующее звено при  принятии решения народом. Это его  прямое правление10.

К формам непосредственной демократии относятся: референдум, выборы, отзыв, собрания граждан  и другие предусмотренные законом  формы. Причем некоторые из этих форм могут иметь как императивный, так и консультативный характер.

Представительная  демократия осуществляется через демократически избранных представителей (депутатов), которые должны следовать воле народа.

29. Политическая система общества, ее принципы и особенности.

Политическая система – совокупность взаимодействующих между собой государственных и общественно-политических организаций, объединений, отношения между которыми урегулированы правовыми и политическими нормами, принципами организации и осуществления политической власти в обществе. Элементы политической системы.1) субъекты – носители политической власти (народ, его представители);2) институты: государственные институты (государство, органы государственной власти), а также негосударственные институты – политические партии, общественно-политические организации и др.2) совокупность правовых и политических норм, регулирующих политическую систему;3) политическая культура и политическая идеология;4) взаимоотношения и взаимосвязи между субъектами и институтами политической системы общества. Любая система отношений строится на определенных принципах, правилах, на основе которых субъекты отношений взаимодействуют между собой. Не является исключением и политическая система, которая в зависимости от идеологического и функционального наполнения имеет свои принципы. Единый систематизированный перечень принципов политической системы в конституциях обычно не встречается, его выводят аналитическим путем на основе норм конституции. Причем эти принципы неодинаковы в странах, имеющих разный политический режим.

Рассматривая  демократическую политическую систему  общества, можно выделить следующие принципы:- демократия во всех элементах системы и в системе в целом;- власть народы в различных формах ее проявления;- политический плюрализм (включая многопартийность и плюрализм политической идеологии);

- ролевая  автономия звеньев системы, т.е.  их относительная самостоятельность,  разграничение компетенции, а  не создание всеобъемлющего механизма  под руководством единственной  партии с единственной идеологией;- соревновательность в политическом  процессе (что обеспечивается периодичными  выборами, возможностью политической борьбы за власть законными средствами);- самоуправление коллективов и объединений;- господство права;- демократическое, социальное, светское, правовое государство с разделением власти11.

Особенностью политической системы является специфика целей ее существования – осуществление государственной власти, участие в ней, борьба за нее и т.д., методов и форм взаимодействия ее элементов. Политическая система обладает вторичным характером по отношению к другим отношениям, складывающимся в обществе по поводу различных интересов людей, и направлена на регулирование данных отношений с помощью властных методов.

30. Государство – важнейший элемент политической системы общества. Его характерные конституционные особенности: унитарное, демократическое, социальное, правовое, светское.

Государство является важнейшим элементом политической системы общества в силу того, что  оно располагает системой государственных  органов, обладающих правом принятия властных решений, действие которых распространяется на всю его территорию и на всех членов данного общества. Государство  также определяет статус и других институтов политической системы.В  первую очередь необходимо остановиться на характеристиках формы территориально-политического  устройства государства. Применительно  к нашей стране рассмотрим основные положения, касающиеся унитарного государства.Унитарное государство (от латинского слова «унус» – один, «унитас» – единство) – это единое государство, которое не имеет в своем составе государственных образований (хотя в его составе могут быть автономии), а его территория состоит только из административно-территориальных единиц, которые не обладают политической самостоятельностью. Признаки унитарных государств:- единая конституция и правовая система;- единая система высших органов государственной власти и управления;- единое общенациональное гражданство;- отсутствие в составе территории государственных образований. Виды унитарных государств. Унитарное государство состоит в основном из административно-территориальных единиц, но в сложном унитарном государстве имеются автономные единицы. В простом унитарном государстве существует только административно-территориальное деление, автономных образований нет.В зависимости от сочетания центрального управления и местного самоуправления в административно-территориальных единицах в научной литературе предлагается несколько классификаций. По степени централизации принято различать:

централизованные; децентрализованные; относительно децентрализованные государства.

В централизованном унитарном государстве во все звенья административно-территориального деления назначаются «сверху» чиновники Органы местного самоуправления, как правило, отсутствуют.

В децентрализованном унитарном государстве нет назначенных на места (в административно-территориальные единицы) представителей «центра», обладающих общей компетенцией по управлению. На местах, в мелких административно-территориальных единицах созываются сходы, собрания граждан, в более крупных избираются советы. Местные должностные лица (например, казначей, шериф, мер, губернатор и т.д.) тоже зачастую избираются непосредственно населением.Республика Беларусь является унитарным государством. Об этом свидетельствует ст. 1 Конституции Республики Беларусь, которая прямо определяет нашу республику как унитарное государство. Далее это подтверждается в ст. 9: «Территория Беларуси едина и неотчуждаема. Территория делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы». В Беларуси действует единая Конституция, единые органы власти, единое гражданство. Государство не содержит в себе каких-либо государственных образований с самостоятельным политическим статусом, а также автономий.Также выделяют такие характеристики государства как правовое, демократическое, социальное, светское.О сущности и признаках правового государства написано много, исследователи выделяют различные признаки правового государства, однако в них неизменно включаются два главных аспекта:1) Свобода человека и наиболее полное обеспечение его прав. В основу правового государства всегда ложится свобода человека, выраженная в системе его неотъемлемых прав.2) Ограничение правом государственной власти. Среди правоограничивающих мер можно выделить принцип разделения властей и верховенства закона.Правовое государство для выполнения своей основной функции – защиты и охраны прав и свобод граждан – должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих защиту субъективных прав человека. Следует отметить, что в исторических реалиях не было еще идеального правового государства. Необходимо учитывать трудности реализации всех принципов правового государства, их зависимость от состояния экономики и расстановки политических сил, от уровня социальной культуры и степени солидарности общественных интересов, от внешних факторов и взаимоотношений в мировом сообществе, от национальных и исторических особенностей страны. Поэтому провозглашение правового государства не есть конституционная констатация уже достигнутого и завершенного процесса, а длительное развитие, поэтапный процесс, который не имеет конечных границ. О демократизме государства судят по таким важнейшим конституционным установлениям как народовластие, разделение властей, политическое, экономическое и идеологическое многообразие. В практической деятельности государства особенно важен политический режим, который служит гарантией реализации конституционных прав и свобод граждан.Возможность пользоваться основными правами и свободами может быть ограничена, причем конституции по-разному формулируют основания таких ограничений: «в целях сохранения единства нации», «в интересах общего блага», «защиты конституции и существующего строя», «охраны принципов морали», «обеспечения требований социального и правового государства». Характеристика государства как социального означает, что государство служит обществу и стремится свести к минимуму социальные различия, создает такие условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство явилось продолжением и дополнением правового государства и связано с поддержкой и развитием прав второго поколения. Перед социальным государством, во-первых, стоит задача создать условия или обеспечить достойный уровень жизненного существования человека. Во-вторых, оно принимает индивидуальные права в их сочетании с общественными интересами и коллективными правами различных групп людей. В-третьих, социальное государство защищает права человека посредством соединения государственного регулирования с саморегулированием гражданского общества.Социальное государство обязывается помогать тем, кто не способен к труду, а также тем, которые в силу разных обстоятельств не в состоянии обеспечить себя прожиточным минимумом (удовлетворительным, достойным). Деятельность социального государства связана с перераспределением имеющихся в обществе благ в соответствии с принципами социальной справедливости. Для этого государство направленной политикой стимулирует предпринимательство и экономический рост, финансирует программы образования, здравоохранения, поддержки науки и культуры, создает благоприятные условия для развития творческих способностей человека, занимается поддержкой безработных, инвалидов, пожилых людей, женщин-матерей, несовершеннолетних, беженцев и т.д.Основные функции социального государства:обеспечение социальной устойчивости общества;ограничение социальной конфликтности и напряженности;охрана труда и здоровья граждан;

установление  минимального размера заработной платы;поддержка  семьи, материнства, отцовства и  детства, инвалидов и пожилых  граждан;установление государственных  пенсий, пособий, иных гарантий социальной защиты.Республика Беларусь является светским государством. Ст. 16 Конституции устанавливает, что религии и вероисповедания равны перед законом, а взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Церковь в Беларуси отделена от государства. Законом, регулирующим статус религиозных организаций, является Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях».

31. Конституционно-правовой статус  политических партий и других  общественных объединений.

Политическая партия – это активная часть общества, объединенная общими целями, ставящая своей задачей завоевание, удержание и использование государственной власти в определенных целях.

Признаки:

- продолжительность  существования;

- организационная  структура;

- общность  целей, идеалов, интересов;

- стремление  к власти;

- поиск  народной поддержки.

Партии  – это один из важнейших компонентов  политической системы. Они активно  участвуют в политическом процессе: в выборах, формировании органов  государства, принятии политических и  государственных решений, их реализации и т.д.

От других общественных объединений партии отличаются тем, что открыто борются за места  в парламенте и правительстве, дающие возможность осуществлять управление государством.

Функции партии:

- выработка  определенной программы;

- привлечение  новых членов в партию;

- участие  в формировании и контроле  за деятельностью органов государственной  власти;

- мирное  разрешение социальных конфликтов;

- национальная  интеграция;

- идеологическая  функция;

- формирование  и выражение политической воли  народа.

Конституционализация партий – закрепление принципов деятельности и статуса политических партий в конституциях. Наиболее активно данный процесс стал протекать после Второй мировой войны и был связан с развитием демократических институтов в различных государствах. Конституционные нормы о политических партиях касаются различных аспектов их деятельности, но в основном содержат лишь общие принципы регулирования (плюрализм партий, запреты определенного вида партий, установление пределов деятельности и т.д.).

Законодательная институционализация партий – регулирование деятельности партий посредством законов (прежде всего, о политических партиях). Законодательные нормы о политических партиях могут быть объединены в следующие группы:

- определение  понятия политической партии, ее  роли в политической системе;

- порядок  создания и прекращения деятельности  политических партий;

- требования  к идеологии и программным  положениям;

- требования  к организационному строению  и порядку деятельности;

- финансово-экономическая  база;

- взаимоотношения  партий с публичной властью  (участие в выборах, формирование  органов власти, принятие решений);

- запреты  и ограничения, касающиеся деятельности  партий.

Партийные системы.

Для стран  с демократическим режимом характерно наличие нескольких политических партий и соответственно определенной партийной  системы.

Социальной  основой многопартийности является само общество, состоящее из различных  социальных групп с противоречащими  друг другу интересами. Каждая социальная группа может быть представлена на политической арене соответствующей  партией или партиями.

Партийные системы отличаются значительным разнообразием, что объясняется социальными, национальными, историческими, религиозными и иными  особенностями каждого государства.

Многочисленные  многопартийные системы можно подразделить на следующие основные группы:

1. Многопартийные системы без монопольно господствующей партии. При этой форме многопартийности ни одна партия не располагает абсолютным большинством в парламенте и поэтому вынуждена идти на различного рода политические союзы с целью создания коалиционного правительства.

2. Многопартийные системы с монопольно господствующей партией. При этой форме многопартийности абсолютное парламентское большинство принадлежит одной партии, которая формирует однопартийные правительства.

3. Двухпартийные системы представляют собой своеобразную разновидность многопартийности.

Для двухпартийных  систем наиболее типичной отличительной  особенностью является монопольное  господство на политической арене двух главных партий, которые попеременно  сменяют друг друга у власти. Одна из этих партий выступает в роли правящей, другая – оппозиционной. Время от времени они меняются местами. Подобная система создает  серьезные препятствия для формирования других партий.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"