Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 23:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".

Файлы: 1 файл

Otvety_k_ekzamenu_KPRF (1).doc

— 409.50 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие   отрасли конституционного права, ее предмет и метод, структура.

КП РФ как отрасль рос.права — система внутр.согласованных юр.норм (правил особого рода, обеспечиваемых гос.принуждением), регулирующих опред.сферу общ.отнош-й. Внутр.согласованность этих норм иногда нарушается, некот.рассогласованность возникает в рос.КП по объективным (в силу движения самой жизни) и по субъективным причинам (напр., некоторые полож-я законод-ва суб-тов РФ не соответствуют ФЗ), но они устраняется принятием нов.законод-ва, поправок к нему, реш-ями КС— органа конст.контроля. Несогласованность по принципиальным вопросам недопустима: в этом случае право м.опровергать само себя. Как отрасль рос.КП включает нормы фед.К-ии и фед.норм.актов, относящихся к предмету КП, а также соответствующие нормы к-ций, уставов (осн-х з-нов) и иных актов суб-тов РФ (республик, краев, областей, автономных округов и др.). КП - основополагающая отрасль права, регулирующая наиболее фундаментальные общ.отнош-я, кот.охватываются: конст.строй гос-ва, формы и способы осуществления власти в гос-ве; основы пр.полож-я личности; гос.устр-во, т.е. территориальная (национально-территориальная) организация гос-ва; система, порядок формирования (включая избирательное право), пр-пы организации и деят-ти органов гос. власти и МСУ в гос-ве. Эти общ.отнош-я составляют предмет КП.

Предметом регулир-ия КП явл.общ. отнош-я, кот., с одной стороны, способны поддаваться норм.-пр.воздействию и, с др.стороны, в интересах общ-ва требуют такого воздействия. Общ. отнош-я, составляющие предмет КП, имеют свои характерные особ-ти, позволяющие выделить их из всей совок-ти общ. отнош-й, регулируемых правом: 1. Отнош-я, регулир-ые КП, возникают во всех сферах общ.жизни: пол.(устр-во гос-ва и организация гос. власти), эк.(основы соц.-эк. структуры общ-ва), соц. (основы пр.статуса личности), нравственной;2. КП регулирует не все общ.отнош-я в этих сферах, а только базисные, фундаментальные отнош-я, составляющ.основу построения всей пр.системы, др.отраслей права. Базовые общ. отнош-я, регулир-е КП, касаются 2 крупных областей пр.регул-я: 1)пр-пы отнош-я чел-ка и гос-ва, 2)устр-во гос-ва и организация гос.власти. Важность этих отнош-й опред-ся тем, что на совр.этапе развития общ-ва гос-во явл.абсолютно преобладающим способом его организации, необходимым условием существования человеч.цивилизации. Регулир-е отнош-й чел-ка и гос-ва происходит путем закрепления приоритета чел-ка в сис-ме ценностей общ-ва, признания, соблюдения, гарантирования и защиты его естеств-и неотъемлемых прав. Регулир-е отнош-й чел-ка и гос-ва находит отражение в таких институтах КП, как основы конст..строя и основы пр.статуса чел-ка и гр-на. Регулирование устройства государства и организации госуд. власти осуществляется через:1) установление осн.пр-пов устр-ва гос-ва и организации гос.вл.в числе основ конст.строя - базовых полож-й, определ-х дальнейшее регулир-е гос. институтов; 2) установление формы гос.устр-ва:3) установление системы органов власти, разграничение этой системы по горизонтали (разделение властей) и по вертикали: система органов гос.вл. и система МСУ и его органов. Отдельное место занимает К.РФ, кот.явл.одновременно и источником и предметом конст.-пр.регулир-я. Т.о. КП- это отрасль рос.права, представляющая собой сис-му пр.норм, регулирующих основы взаимоотношений чел-ка и гос-ва, устр-ва гос-ва и организации гос.вл.путем закрепления в К.РФ и конст.законод-ве основ конст.строя, основ пр.статуса чел-ка и гр-на, федерат.устр-ва, основ организации системы гос.вл.и МСУ. Методы: императивный метод – предписывает поступать только определённым образом; диспозитивный метод – предоставляет выбор вариантов поведения субъектам конституционно-правовых отношений. дозволения – наделение субъекта конституционно-правовых отношений  определёнными полномочиями; обязывания – возложение на субъекта определённых обязанностей; запрещения – запрет определённых действий;  субординации – подчинение нижестоящих органов вышестоящим; координации; репрессивные методы.  Структура конституционного права Российской Федерации распадается на вполне обособившиеся Общую и Особенную части - наиболее крупные отраслевые подразделения. Общая часть конституционного права - это совокупность обладающих высшей юридической силой нормативных установлений, которые являются едиными как для самой ведущей отрасли, так и для национального права в целом. Особенная часть - структурное подразделение системы конституционного права, представляющее собой совокупность специальных институтов, выступающих как способ предметной интеграции норм, регулирующих отдельные виды конституционно-правовых отношений. И Общая, и Особенная части органически взаимосвязаны между собой и только в совокупности образуют единое конституционное право Российской Федерации. Этим достигается более строгая адекватность правового отражения общественных отношений, структурированность нормативного материала и его отраслевая однородность. 8. Общая и Особенная части в системе отрасли конституционного права имеют собственную структуру. Основным структурообразующим фактором Общей части служит отраслевой режим правового регулирования; структура Особенной части определяется дифференциацией отношений, охватываемых конституционным правом в целом.

 

  1. Нормы конституционного права: понятие, особенности и виды.

КПН- это общеобязательные, абстрактные, формально-опред.в констит.-пр.актах правила, установл.и охраняемые гос-вом и направленные на регулирование общ. отнош-й, составляющих предмет КП, путем установления П и О их участников. Нормы КП содержат в себе св-ва, характерные для любой пр.нормы, и специфические кач-ва, определяемые принадлежностью к КП. К общим св-вам относится: нормативность, т.е.норма представляет собой правило, образец поведения лиц, выступающий в кач-ве соц.регулятора общ.отнош-й через определение П и О участников этих отнош-й. Обобщенность нормы означает, что она рассчитана на неоднократное применение к возникающим общ.отнош-ям и устанавливает правило поведения, кот.д.следовать суб-ты этих отнош-й. Общеобязательность проявл.в необх-ти подчинения ей всех суб-тов, на кот.распространяется действие этой нормы. Формальная определ-ть означает, что нормы содержатся в опр.актах — источниках права, письм.актах-док-тах, имеющих юр.силу. Признаки КПН:1) круг общ.отнош-й - предмет регулирования КПН; 2) источники, в кот.содержатся КПН, из кот.особо необходимо выделить К.- осн.з-н гос-ва; 3) учредит.хар-р предписаний. Это выраж-ся в том, что они закрепляют и оформляют осн.общ.-пол.институты и регулируют собственно процесс создания пр.норм. Этот признак наиболее характерен для норм, содержащихся в К-и; 4) разнообразие норм КП. КПН отличаются многообразием своих видов, среди кот.большое место занимают так называемые «специализированные» нормы - общие, дефинитивные и декларативные нормы. Нормы КП имеют своеобразную структуру (имеют обычно диспозицию). Классиф-ция КПН: 1.По содерж-ю: нормы закрепляющие основы конст.строя; нормы, регулир.П и С чел-ка и гр-на; нормы, определ.федерат.устр-во РФ; нормы, определ.порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации гос.вл; нормы, закрепляющие систему МСУ; нормы, определяющие статус К.2. По функциям, кот.выполняют пр.нормы: регулятивные, охранительные и специализированные. Регулятивные КПН регулируют общ.отнош-я, определяя П и О их участников. Охранительные закрепляют меры юр.отв-ти и меры защиты суб-ных прав. Особ-ть специализированных норм -непосредственно на основе них ПО не возникают. Они имеют дополнит.хар-р, кот.выражается в том, что при регулир-и общ.отнош-й они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализир.нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с др.стороны, нормы, регулирующ.действие и применение др.норм: оперативные и коллизионные нормы. Общие направлены на фиксирование в обобщенном виде опр.элементов регулируемых отнош-й. Дефинитивные закрепляют признаки опред.пр.категории. Декларативные отражают пр-пы регулирования общ.отнош-й нормами данной отрасли права, закрепляют задачи данной совок-ти пр.норм. Оперативные изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя,т.о.,служебные ф-ции.Коллизионные определяют, какие нормы из совок-ти возможных применяются к данному отнош-ю. 3. По форме предписания:  управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие устанавл.право суб-та совершать действия, предусм.нормой. К ним относится большое кол-во норм, определ.права чел-ка и гр-на. Обязывающие устанавл.обяз-ть суб-та совершать опред.действия.Запрещающие .устанавл.обяз-ть суб-та воздерживаться от опред.действий, не совершать их. 4. По методу прав. регулирования: императивные и диспозитивные. В императивных нормах содержатся категорические предписания, кот.не м.б.заменены др.по усмотрению суб-та. Диспозитивные определ.возм-ть совершения или несовершения к-л действия, выбора варианта поведения.5. По хар-ру регулятивных отнош-й: материальные и процессуальные. Материальные определяют содерж-е пр.регулир-я, П и О суб-тов права. Процессуальные закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действ-ть. 6. По юр.силе: в завис-ти от того, какой акт явл.источником нормы, а также от разграничения предметов ведения м/у Фед-й и ее суб-тами. Наивысшей юр.силой обладают нормы К.РФ как осн.з-на гос-ва, а также нормы, содержащиеся в межд.дог-рах. 7. По терр-рии действия: нормы, кот.действуют на всей терр-и РФ, нормы, кот.распростр.на часть ее терр-ии. 8.По хар-ру действия: нормы прямого действия и опосредованные. 9.По действию: постоянные, временные и чрезвычайные нормы.

 

  1. Конституционно-правовые отношения: понятие, виды, основания возникновения и 
    прекращения.

КПО- возникающая на основе норм КП общ.связь м/у суб-тами, выражающ-ся в форме субъект.юр.П и О и поддерживаемая принудит.силой гос-ва. Классификация КПО: 1.По способу индивидуализации суб-тов: общие и конкретные. Общие ПО- .ПО, основанные на таких общих П и О, суб-ы кот. не имеют поименной индивидуализации. Суб-тами таких ПО выступают все суб-ты в рамках пр.системы, каждый находится в отнош-и с каждым. Конкретные ПО- это отнош-я, суб-ты кот.определены путем поименной индивидуализации. Конкретные ПО: относительные и абсолютные. В относительных ПО поименно определены все суб-ты. В абсолютных ПО поименно определена одна сторона -носитель суб.права. 2. В завис-ти от ф-ций норм, на основе кот.возникают КПО: регулятивные и охранительные ПО. Регулятивные возникают вследствие правомерного поведения их суб-тов на основе действия регулят.норм, через них реализуются их П и О. Охранительные возникают вследствие неправомер.поведения суб-тов на основе охранит.юридических норм, через них реализуются меры юр.отв-ти и меры защиты суб.прав.3. Регулятивные отнош-я в завис-ти от хар-ра П и О суб-тов и разновидностей регулятивных КПН: ПО активного и пассивного типа. ПО активного тина складываются на основании обязывающих норм, возлагают на лицо обяз-ть совершить опред.действия КПО пассивного типа складыв-ся на основании управомочивающих и запрещающих норм и характер-ся пассивной обяз-тью обязанного суб-та соблюдать права др.лица или соблюдать установл.запрет. Еще виды КПО : материальные и процессуальные, временные и постоянные, по конст.-пр.институтам, на основе кот.они возникают, по суб-там. Для возникновения, изменения или прекращения КПО необходимы юр.факты – жизн.обст-ва, с кот.пр.норма связывает возникновение, изменение или прекращениеПО. Юр.факы: События –обстоят-ва, не зависящие от воли людей (рождение чел-ка).Действия как волевое поведение людей, внешн.выражение их воли и сознания раздел-ся на правомерные и неправомерные. Правомерное действие - волевое поведение, кот.соответствует пр.предписаниям, согласуется с содерж-м П и О суб-тов. Неправомерное - волевое поведение, кот.не соответствует пр.предписаниям, ущемляет суб.права, не согласуется с возлож.на лиц юр.обяз-ми. КПО возникают, изменяются или прекращаются под действием не одного, а неск.юр.фактов, образующих фактич.состав (система юр.фактов, необход-х для наступления юр.последствий.

 

  1. Субъекты и объекты конституционно-правовых отношений.

КПО- возникающая на основе норм КП общ.связь м/у суб-тами, выражающаяся в форме суб.юр.П и О и поддерживаемая принудит.силой гос-ва. Суб-ты КПО- участники общ.отнош-й, регулируемых КП, кот.по своим особенностям фактически м.б.носителями юр.П и О и кот.приобрели св-ва суб-та в силу норм КП. Способность выступать суб-том КПО –конст.правосубъектностью. Круг суб-тов КПО отлич-ся опред.спецификой. Суб-ми КПО м.выступать: физ.лица (гр-не, иностранцы, лица без гражд-ва /права последних 2 категорий ограничены/); гос-во, обладающее суверенитетом на всей терр-и и независимостью в отнош-ях с др.гос-вами; органы гос. власти (центральные, региональные, гос. органы МСУ); депутаты парламентов и региональных законодательных собраний, представительных органов МСУ; общности людей (народ данной страны, народы суб-ов фед-и, население адм.-территор. единиц); гос.-территор.образования (части федерации, автономии); органы МСУ (районные, городские, сельские); ассоциации гр-ан (полит. партии, массовые общ. организации, профсоюзы, религиозные объединения).

Объект ПО – это  то,на что направлено правоотношение. Объекты констит.-пр.отношений: гос.территория, самоопределение наций,полит.власть, поведение людей,действия гос.органов  и общественных организаций, личный материальные ценности, собственность, права и свободы чел-ка, личные неимущественные блага: честь,достоинство, совесть.

 

  1. Источники конституционного права России как отрасли: понятие, виды.

Источник права — это внешняя форма выражения пр.норм. В соотв-ии с этим источниками КП явл.разл.формы выражения констит.-пр.норм. Система источников существенно зависит от гос.-территориального устройства страны. В РФ, где имеется к-ия и система законод-ва не только на уровне федерации, но и в каждом регионе, в систему источников входят норм.акты и федерации и ее суб-тов. Источники КП м.разделить на 2 основные сферы: естественное право и позитивное право. Естественным правом явл.общечеловеческие представления о свободе, справедливости, неотъемлемости прав чел-ка. В России в числе источников права признается лишь позитивное право. Источники КП м.разделить по их юр.силе на следующие виды: 1. КРФ – явл.основным источником КП. Ее роль обусловлена разл.факторами, характеризующими полож-е среди др.источников КП. 1. она выступают наивысшей формой воплощения гос.воли народа. Она принимаются народом или от имени народа, устанавливает основополагающие принципы организации и жизнед-ти общ-ва и гос-ва. Она касаются сущности и формы гос-ва, механизма гос. власти, функционирования гражд.общ-ва, прав и свобод чел-ка и гр-на. 2. К РФ обладают высшей юр.силой. З-ны и все др.НПА, принимаемые в стране, действия гр-н, обществ.объединений, должностных лиц и гос.органов не должны противоречить К-и. 3. Конституц.нормы явл. первичными и имеют учредит.хар-р. Для КРФ не существует каких-либо обязательных предписаний позитивного права. 4. нормы к-ии явл.важнейшим источником не только КП, но и всех др.отраслей права; они составляют основу пр.регулирования всех обществ.отнош-й. 2. З-ны обладают наибольшей после К-и юр.силой и явл.самым распростр.источником КП. Конечно, источником КП явл.не все з-ны, а только те, кот.содержат конституц.-пр.нормы. По территории действия з-ны делятся на общенацион.и региональные, в РФ — з-ны федерации и з-ны суб-тов федерации. 3. НПА исполн.власти. К ним относятся многочисленные акты, издаваемые главой гос-ва, прав-вом, министрами и т. д. Важность этих актов в жизни каждой страны объясняется ролью в гос.механизме главы гос-ва и прав-ва. Акты исполн.власти явл.источником КП лишь тогда, когда содержат его нормы. 4. НПА констит.контроля (надзора). К ним относятся реш-я констит.суда. Они явл.источниками КП, если носят норм.-пр.хар-р и содержат констит.-пр.нормы о конст-ти з-нов, о толковании конституции и т. д. 5. Реш-я ОМС. Такие нормы имеются, напр., в уставах, статутах муницип.образований, поскольку они регулируют отнош-я, связанные с осуществлением публичной власти. 8. Нормы межд.права, междунар.и внутригос.дог-ры. Эти акты служат источником КП в том случае, если регулируют конституц.проблемы и предусмотрено их прямое применение в данной стране. 9. К-ии республик – суб-тов РФ, Уставы. 10. Регламенты палат Фед.собрания. 11. Действующие практы бывшего СССР и РСФСР.

 

  1. Конституция России как основной источник конституционного права РФ.

К РФ. КРФ - осн.источник любой отрасли национ.права, и в 1-ую очередь конст-го. Специфика К-и:  1) К принимается народом или от имени народа, она явл.высшей формой воплощения гос.воли народа. Рос.К.93г.б.принята на референдуме, кот.явл.высшим непосредственным выражением власти народа; 2) констит.нормы имеют учредит.хар-р, устанавливая осн.пр-пы существования гос-ва (основы конст.строя), основы организации гос. власти, устанавливают порядок создания иных пр.норм. К нормы первичны, нет др.пр.акта, которому К д.б. бы соответствовать; 3) К определяет некот.виды иных источников права; 4) К РФ обладает высшей юр.силой и непосредственным действием на всей терр-и РФ. З-ны и иные НПА не д.противоречить К РФ; 5) К РФ имеет не только пр., но и большое общ.-пол.и идеолог.значение, закрепляя идеалы, к кот.стремится общ-во индивидов, объедин-ых совместным существованием в рамках РФ. К РФ выступает одним из фундаментальных, основополагающих факторов существования рос.общ-ва; 6) больш-во конст.полож-й имеют общий хар-р, направлены на регулирование широкого круга вопросов жизни общ-ва, затрагивая главные аспекты регламентирования общ. отнош-й. Указанные черты присущи также к-циям респ-к в составе РФ и уставам краев, областей, городов фед.значения, автономной области и автономных округов. Эти акты действуют на терр-и соответствующих суб-тов Фед-и и возглавляют систему пр.актов регионального уровня. В к-иях и уставах суб-тов РФ закрепляется пр.статус регионов как составных частей Фед-и. Региональные к-и и уставы не д.противоречить К РФ.

 

  1. Роль   и    место    общепризнанных    принципов    и    норм    международного    права   и 
    международных договоров в конституционном праве России.

Следует различать межд.дог-ры и  соглашения, заключаемые РФ с др.суверенными  гос-вами, и внутр.дог-ры и соглашения, заключаемые м/у Фед-ей и ее суб-тами или м/у суб-тами Фед-и. КРФ устанавливает, что общепризнанные пр-пы и нормы межд.права и межд.дог-ры РФ явл.составной частью ее пр.системы. К устанавл.приоритет межд.права по отнош-ю к внутр-му, указывая. Включенная в К РФ формулировка "общепризнанные пр-пы и нормы межд.права" таит в себе много неясностей, т.к.в мире не существует общепринятого определения этих пр-пов и норм. Универсальное признание к-л нормы не порождает обязан-ти каждого гос-ва соблюдать ее, если эта норма не нашла своего закрепления во внутр.праве, в акте ратификации или в межгос.дог-ре. Многие исследователи задаются вопросом: существуют ли "общепризнанные пр-пы и нормы межд.права", каково их содерж-е? Весьма многозначительна конст.формула о примате дог-рной нормы по отнош-ю к з-ну. В иерархии источников права ратифицированный межд.дог-р стоит выше, чем з-н,т.к. нормы последнего не м.отменять или противоречить нормам межд.дог-ра. Заключение РФ дог-ров с др.гос-вами регулир-ся ФЗ о межд.дог-рах РФ от 15 июля 95 г. З-н устанавливает, что полож-я официально опубликованных межд.дог-ров РФ, не требующие издания внутригос.актов для применения, действуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных полож-й межд.дог-ров РФ принимаются соответствующие пр. акты. З-ном устанавлив-ся порядок ратификации межд.дог-ров, порядок присоединения РФ к межд.дог-рам, вступление в силу, выполнение, прекращение и приостановление действия межд.дог-ров. Дела о соотв-и К РФ межд.дог-ров, не вступивших в силу (или отдельных их полож-й), разрешаются КС РФ. Если Суд признает их не соответствующими К-и, то такие дог-ры не подлежат введению в действие и применению.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"