Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 23:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".

Файлы: 1 файл

Otvety_k_ekzamenu_KPRF (1).doc

— 409.50 Кб (Скачать файл)

 

  1. Политический и идеологический плюрализм как принципы конституционного строя.

Пр-цип полит. многообразия (плюрализма) означ. создание возможностей оказывать  влияние на полит. процесс всем соц.-полит. или иным организациям, деят-сть к-рых имеет полит. аспект и находится в рамках Конст-ции.Полит. плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в полит. деят-сть широких слоев населения, легализует конст-ную полит. оппозицию, создает условия для преодоления апатии народа и отчуждения его от власти, порожденных годами тоталитаризма. В РФ, указывается в КРФ (ст. 13), признаются полит. многообразие, многопартийность. Общ. объед-ния равны перед законом. Запрещается создание и деят-сть общ. объед-ний, цели или действия к-рых направлены на насильственное изменение основ конст-ного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности гос-ва, создание вооруженных формирований, разжигание соц., расовой, национ. и религиозной розни.Полит. плюрализм - это свобода полит. мнений и полит. действий, что проявляется в деят-сти независимых объед-ний гр-н. Вот почему надежная конст-но-правовая защита полит. плюрализма - предпосылка не только реализации при-ципа народовластия, но и фун-вания правового гос-ва.Основные хар-ки данного пр-ципа: 1)идеологическое многообразие означ. возможность нормального сосуществования в общ-ве различных философских, полит., правовых, экономю, религиозных взглядов, идей, теорий. Каждый вправе свободно создавать, распространять, защищать свои взгляды и идеи. Пр-цип идеологического многообразия явл. развитием неотъемлемых прав чел-ка на свободу мысли, слова, инф-ции, совести, вероисповедания; 2)невозможность установления никакой идеологии в качестве гос-ной или обязательной - необходимая гарантия пр-ципа идеологического многообразия. Эта гарантия означ., во-первых, что гос-во не должно вмешиваться в сферу идеологии путем подчинения к-л идеологическому направлению, в т.ч. полит., во-вторых, гос-во не вправе устанавливать к-л идеологию в качестве общеобязательной, т.е. ограничивать права чел-ка на свободу совести, мысли и слова; 3)пр-цип полит. многообразия, или многопартийность, свобода образования и деят-сти полит. партий. Полит. партии явл.ажнейшими S-тами полит. отн-ний, а также правовых отн-ний по формированию орг.гос.власти. Основное назначение партий - выражение воли населения или отдельных его групп (слоев). В полит-ки развитом общ-ве партии занимают промежуточное положение между индивидом и гос-вом, выступая в качестве соединительного звена между ними. Пр-цип многопартийности означ., что не допускаются ограничения на создание партий по признаку выражаемых ими идей, не допускается существование одной партий и запрещение др. Невозможно также объявление одной из партий «руководящей», занимающей преимущественное положение по сравнению с другими; 4)свобода общ-х объед-нии. Общ. объед-ния - это добровольные формирования гр-н, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. К общ. объед-ниям относятся и полит.партии. Ст.13 закрепляет равенство общ-х объед-ний перед законом; 5)пределы пр-ципа идеологического и полит.плюрализма. Свобода идеологической и полит., а также иной общ. деят-сти не м.б. безграничной. Пределы такой свободы К РФ устанавливает через запрет создания и деят-сти общ. объед-ний, цели или действия к-рых направлены на: 1)насильственное изменение основ конст-ного строя и нарушение целостности РФ; 2)подрыв безопасности гос-ва; 3)создание вооруженных формирований; 4)разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

 

  1. Конституционно-правовой статус общественных объединений в России.

Общ-ным объед-нием явл. добровольное формирование, возникшее в рез-те свободного волеизъявления гр-н, объединившихся на основе общности интересов. Право гр-н на объед-ние вкл. в себя право создавать на добровольной основе общ. объед-ния для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общ. объед-ния либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общ.объед-ний. Создание общ. объед-ний способствует реализации прав и законных интересов гр-н.Учредителями общ. объед-ния явл. физ. лица и юрид. лица - общ. объед-ния, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на к-ром принимается устав общ. объед-ния, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Учредители общ. объед-ния - физ. и юрид. лица - имеют равные права и несут равные обязанности.Члены общ. объед-ния - физ. и юрид. лица - имеют равные права и несут равные обязанности. Участниками общ. объед-ния являются физ. лица и юрид. лица - общ. объед-ния, выразившие поддержку целям данного объед-ния и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деят-сти без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусм. уставом. Участники общ. объед-ния - физ. и юрид. лица - имеют равные права и несут равные обязанности.Учредителями, членами и участниками общ. объед-ний м.б. гр-не, достигшие 18 лет, и юрид. лица - общ. объед-ния, если иное не установлено настоящим ФЗ, а также з-нами об отдельных видах общ. объед-ний. Иностранные гр-не и ЛБГ наравне с гр-нами РФ могут быть учредителями, членами и участниками общ. объед-ний, за исключением случаев, установленных ФЗ или международными договорами РФ.Членами и участниками молодежных общ. объед-ний м.б. гр-не, достигшие 14 лет.Общ. объед-ния могут создаваться в одной из след. организационно-правовых форм:общ.организация;общ. движение;общ. фонд;общ. учреждение;орган общ. самодеятельности;Общ. объед-ния независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деят-сть общ. объед-ний основывается на пр-ципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общ. объед-ния свободны в опр. своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деят-сти. Деят-ность общ. объед-ний д.б. гласной, а инф-ция об их учредительных и программных документах - общедоступной.

 

  1. Конституционно-правовой статус политических партий в России.

Одно из наиболее важных мест в институционной основе полит. плюрализма занимают полит. партии, выражающие полит.волю своих членов и содействующие  выражению полит. воли гражд. общ-ва. Партии явл. важнейшим элементом полит. системы любого демократ. гос-ва. Без них сегодня практически невозможно само осуществление гос.власти. В РФ общ-ные отн-ния, возникающие в связи с реализацией гражд. права на объед-ние в полит. партии и особенностями создания, деят-ти, реорганизации и ликвидации полит. партий, регулируются ФЗ от 11 июля 2001 г. «О полит. партиях».Согл. этому з-ну (ст. 3) полит. партия - это общ-ное объед-ние, созданное в целях участия гр-н РФ в полит. жизни общ-ва посредством формирования и выражения их полит. воли, участия в общ-ных и полит. акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов гр-н в орг.гос.власти и орг.мсу. Партийные системы современных демократ. стран весьма разнообразны, что объясняется соц, национ. историч., религиозными и иными особенностями, свойственными каждому гос-ву. Необходимость многопартийности в демократ. странах и ее специфические черты обусловлены прежде всего тем, что соц. основой многопартийности явл. само общ-во, состоящее из различных соц. слоев и групп с противоречивыми интересами. И чем сложнее соц. структура общ-ва, тем больше причин для образования различных полит. партий. Кроме того, многопартийность в демократ.общ-ве обусловлена наличием в нем конкурирующих группировок, к-рые борются между собой за влияние в парламентских и др. выборных органах, за то, чтобы провести своих сторонников на выборные должности. Полит. партии имеют программные док-ты, публикуемые для всеобщего сведения. Полит. партии вправе выдвигать кандидатов в депутаты, вести предвыборную агитацию, пользоваться гос. СМИ. В представит. орг.гос. власти и МСУ разрешается создание организационных структур полит. партий. В др. гос. орг-х и орг-хмсу, а также в Вооруженных Силах РФ создание организационных структур полит. партий не допускается. Полит. плюрализм - это не только возможность состоять в любой действующей в рамках К РФ партии. Такая возможность гарантирует равные права гр-нам на участие в полит.процессе, независимо от их партийной принадлежности.

 

  1. Российская  Федерация  как  светское  государство. Конституционно-правовой  статус

религиозных объединений.

В К РФ (ч.1 ст.14), сказано, что РФ-светское гос-во. В РФ не существует офиц-ной, гос-ной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным, содержание этого положения раскрывает ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 1997 г., где сказано, что религиозные объедин-я равны перед з-ном. Религиозные объединения отделены от гос-ва, т.е. гос-во не вмешивается в опред.гр-ном своего отн-ния к религии и религиозной принадлежности.Деят-сть орг.гос власти и мсу не сожет сопровождаться публичными религиозными обрязами и церемониями. В то же время гос-во охраняет законную деят-сть религиозных объединений. С др.стороны религиозные объединения не выполняют ф-ций орг.гос.власти, не участвуют в выборах в органы гос.власти и в оргнаы мсу.Отделение религ.объединений от гос-ва не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с др.гр-нами в управлении делами гос-ва. Школа свободна от церкви.

 

  1. Многообразие форм собственности и свобода экономической деятельности как принцип

конституционного  строя.

В экономической сфере жизни  общества государство признает все  формы собственности, в том числе и частную собственность, устанавливая принцип экономического плюрализма. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в нашем государстве “гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности”.

“Важную роль в обеспечении единства экономического пространства играет единство правового пространства, которое  обеспечивается установлением правовых основ единого рынка”, а также  закрепление в Конституции принципа верховенства федерального закона.

Факторами обеспечения единства экономического пространства являются также установление основ федеральной политики и  федеральных программ в области  экономического развития Российской Федерации, единых стандартов, метрической системы, статистики и бухгалтерского учета, запрещение введения и эмиссии других денег, кроме рубля, который является денежной единицей Российской Федерации.

Успешное функционирование рыночной экономики неразрывно связано с  обеспечением свободы экономической деятельности, которая означает право граждан и их объединений на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательства и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Свобода экономической деятельности - необходимое условие формирования и функционирования рыночной экономики. Однако, поощряя свободу экономической деятельности, Конституция запрещает такую экономическую деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Для экономической системы РФ характерно многообразие форм собственности. Правовое регулирование отношений собственности  осуществляется нормами ряда законодательных  актов, центральное место среди  которых принадлежит конституционным  нормам, служащим основой для всего правового регулирования отношений собственности в стране.

Главной задачей конституционного регулирования является юридическое  закрепление форм собственности, признаваемых и защищаемых государством. В Российской Федерации такими формами являются частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности.  Под частной собственностью понимается собственность граждан, их объединений, юридических лиц, не являющихся государственными и муниципальными организациями и предприятиями.  Государственная собственность Российской Федерации выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов Федерации. Муниципальная собственность - собственность, принадлежащая местному самоуправлению.

По своему юридическому содержанию любая форма собственности означает право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Конституция гарантирует равную защиту всех форм собственности. Действующем  законодательстве реализуется принцип  единства квалификации и санкций  за преступления против собственности, чьей бы она ни была. Таким образом, Российское государство охраняет собственность в ее различных формах на равных основаниях.

 

  1. Конституционный статус России как социального государства.

Согл.ч.1ст.7 К РФ Россия-СГ. Главная задача СГ-достижение такого общ-го прогресса, к-рый основывается на закрепленных правом принципах соц.равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответств-ти. СГ д.стремиться к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех гр-н и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот.Признаки СГ: 1) гос-во стремиться свести к минимуму соц.различия; средством, к-рое использует СГ, чтобы противостоять соц.неравенству явл.соц.обеспечение 2) гос-во создает условия достойной жизни и свободного развития чел-ка;, обеспечивая прожиточным минимумом, закрепл.свободы труда, защита от безработицы. 3) защита детей и молодежи, обеспечение гос-ной поддержки семьи, материнства, отцовства, инвалидов и пожилых гр-н. 4) гос-во охраняет окруж.среду  5) устанавл.гос-ные пенсии и пособия и др. Наиболее хар-ные черты СГ отражаются в его соц.политике, к-рая предст.собой часть общей политики гос-ва. главной задачей соц.пол-ки явл. достижение благосостояния чел-ка и общ-ва, обеспечения равных и справедливых возможностей для развития личности. Главная задача соц.равзития российс.общ-ва определяет основные направления соц.пол-ки.

 

  1. Конституционный статус России как правового государства.

В соот. со ст.1 К РФ РФ-ПГ. Пр-ципы ПГ: 1)высший приоритет П и С чел-ка и гр-на." все что не запрещено, то дозволено" . К РФ закрепила за чел-ком и гр-ном П и С, соответ. международным правовым стандартам. В ст.2 К РФ установлено, что признание, соблюдение и защита П и С челк-а и гр-на-обязанность гос-ва. 2) организ-ция и функ-рование суверенной гос.власти на основе ПРВ. К РФ предусм.:гос.власть в нашей стране осуществл. на основе разделения на закон., исполн. и суд. (ст.10). Закон. власть осущ. ФС (СФ и ГД), испон.-Правит-во, суд.-органы правосудия, суды. Президент, по К РФ, обеспечивает согласованное функцион-ние и взаимодействие органов гос.власти. 3)взаимная правовая ответст-ть гос-ва и гр-н. На гос-во возложена ответст-ть за создание условий для достойного и свободного развития личности, а гр-н ответст-нен перед гос-вом за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него К РФ и иными законод-льными актами. 4) приоритет норм международ.права над нормами национальн.права. ч.4 ст.15 К РФ закрепила приоритет общепризнанных принципов и норм междунард.права 5) верховенство права, означ.прежде всего верх.з-на, выражается: а) в том, что основополагающие общ-ные отн-ния регулируются з-нами, тем самым обеспечивается реальность и незыблемость П и С гр-н, их надежный правовой статус, юридическая защищенность. б) во всеобщности, не д.оставаться неурегулированными наиболее существенные области жизни общ-ва. в) господстве, К РФ закреп, что орг.гос.власти, органы мсу, должн.лица, гр-не и их объединения обязаны соблюдать К РФ и законы. 6) конституционное закрепление независимости судей., К РФ закр. в ст. 120, независимость судей и что они подчиняются только К РФ и ФЗ.7) сформированность ГО, единство ГОи ПГ в том, что они формируются одновременно на опр.этапе историч.развития при наличии опр.условий, ГО базируется на рыночной экн-ке, полит.плюрализме, связи с ДГ. Организ-ция и деят-сть основных институтов ГО осущ. с участием гос-ва и в соотв.с К РФ, действующим.законод-вом.

 

  1. Защита конституционного строя: субъекты, формы, методы.

Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по ФЗ (ст.3 К РФ). Цели: 1)возрождение России; 2)соблюдение прав человека, обеспечение гражданского мира и согласия. Органы: 1)Президент РФ - гарант Конст-ции, может отменять антиконституционные акты, накладывать вето, может вносить запрос в КС РФ (ст.82 К РФ); 2)ФС РФ; 3)Кон.Суд РФ; 4)армия. Процедуры: особый порядок принятия и изменения Конст-ции РФ и главы 1. Средства: конституционно-правовые и уголовно-правовые (запрет организации и деятельности общ. объединений, призывающих к насильственному свержению власти - ст.13 К РФ).

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"