Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 23:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".

Файлы: 1 файл

Otvety_k_ekzamenu_KPRF (1).doc

— 409.50 Кб (Скачать файл)

4. Эволюционной причиной частичного  пересмотра конституционных норм  выступает реформа правовой системы,  обусловленная стремлением уйти от утраты Конституцией ее фактической силы,

5. Внешняя причина бывает продиктована  изменением геополитического положения,  окружения страны, провозглашением  независимости.

После августа 1991 г. в стране сложилась  новая внутриполитическая обстановка. Распался Союз, рухнул тоталитарный режим, ушла в небытие КПСС, началась ломка старой экономической системы общества.

Однако сразу нельзя было уничтожить прежнюю правовую систему общества. В ней происходили лишь принципиальные изменения. Наглядным свидетельством этого являются те изменения и дополнения, которые вносились в Конституцию РСФСР 1978 г. В частности, в связи с новыми веяниями в ст. 12 Конституции вносится дополнение о продаже или ином отчуждении земельных участков, т. е. признается частная собственность на землю, но не пахотную. Подобная судьба постигла многие статьи Конституции, которые уже не соответствовали новым реалиям, сложившимся в Российской Федерации.

Вместе с тем в Конституцию  вносятся новые статьи. Так, появляются ст. 11, регламентирующая несколько иначе статус государственной собственности Российской Федерации; ст. 67, закрепляющая за гражданами право на возмещение государством всякого вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и должностных лиц, и т. д.

Но как бы ни обновлялась Конституция РСФСР, она все же ни по структуре, ни по содержанию не могла служить юридической базой тех коренных преобразований, которые осуществлялись или осуществляются в Российской Федерации. Требовался новый основной закон государства, отражающий сложившиеся в стране принципиально иные общественные отношения по сравнению с теми, которые навязала обществу Советская власть. В результате Съездом народных депутатов Российской Федерации принято два постановления о подготовке проекта новой Конституции, так как старая включала в себя всевластие Советов, и это был тот барьер, перед которым начали останавливаться реформы.

 

  1. Разработка и принятие Конституции России 1993 года.

Конс-ция 1978 г. стала входить в  острое противоречие с процессами перестройки.Был  учрежден новый высший орган гос.власти - Съезд народных депутатов. К искл. ведению Съезда был отнесен широкий  круг вопросов, в том числе принятие Конс-ции РСФСР, внесение в нее изм-ний и доп-ний. Гос-во стало называться РФ, был введен пост Президента.В текст Конс-ции была инкорпорирована Декларация П и С чел-ка и гр-на РФ. Открылись возможности для создания пол. партий и общ. объединений.Над Верховным Советом стоял  Съезд. Согласно Конс-ции Президент был наделен немалыми правами. Назначения главы Прав-ва и ряда министров осущ-лись Президентом с согласия Верховного Совета. Не допускались роспуск или приостановление Президентом деят-сти Съезда и Верховного Совета. Юр. несовершенство механизма гос.власти сказывалось тем, что в стране усилилась острая поляризация политических сил. В самом парламенте борьба двух тенденций - реформаторской и оппозиционной - постоянно порождала осложнения и кризисы. Когда началась радикальная экон.реформа (начало 1992 г.), Верх. Совет и особенно Съезд систематически противостояли деят-ности Президента. Антипрезидентские силы готовились к использованию ст. 121, к-рая предусм. отрешение Президента от должности. Началось резкое обострение отношений Президента с Верховным Советом. Такое развитие событий ясно указывало на то, что несовершенство Конс-ции постоянно приводит к кризисам, но не содержит способов их преодоления, более того, подталкивает полит. силы не к конст-ным, а к силовым методам разрешения противоречий, что таило опасность гражданской войны.

Порядок принятия Конституции Российской Федерации определялся Указом Президента Российской Федерации «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» от 15 октября 1993 г. В соответствии с Указом Президента РФ процедура принятия Конституции регламентировалась Положением о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1992 г.

Положение о всенародном голосовании охватывало совокупность правовых норм, регулировавших наиболее существенные отношения, связанные с его проведением. Причем эта совокупность складывалась из двух четко выраженных групп правовых норм. Первая группа закрепляла принципы всенародного голосования, т. е. его исходные начала, на основе которых осуществлялось голосование. Принципы устанавливали, как и каким путем должно было проводиться это голосование, кому принадлежит право участия в нем и кто не мог быть субъектом голосования. В частности, в соответствии со ст. 2 Положения всенародное голосование объявлялось всеобщим и равным, проводилось путем тайного голосования. Правом участия в нем наделены все граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста. Его были лишены граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержавшиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору. Вторая группа охватывает нормы права, которые наполняют указанные принципы конкретным содержанием, устанавливают порядок проведения всенародного голосования.

Систему избирательных комиссий, на которых были возложены функции  проведения всенародного голосования, возглавляла Центральная избирательная комиссия, состоявшая из председателя и 20 ее членов.

Участковые избирательные комиссии осуществляли непосредственное руководство голосованием, определяли его результаты по участку и сообщали сведения в окружную избирательную комиссию.

Согласно ст. 14 Положения о всенародном  голосовании как гражданам, так  и общественным объединениям предоставлялось право беспрепятственно вести агитацию «за» или «против» проекта новой Конституции.

По итогам всенародного голосования  участковые избирательные комиссии составляли протокол, в котором указывалось общее число избирателей, число неиспользованных бюллетеней, их количество, выданное в день голосования, число действительных голосов и т. д.

Окружные избирательные комиссии составляли протокол, в котором указывались  те же сведения, что и в протоколе участковых избирательных комиссий. Центральная избирательная комиссия производила подсчет голосов, поданных в ходе всенародного голосования на всей территории Российской Федерации и официально его опубликовала.

 

  1. Структура и основные особенности содержания Конституции РФ 1993 года.

Структура К-и – принятый в ней порядок, посредством кот.устанавливаются определ.система группировки однородных конст.норм в разделы, главы и последовательность их расположения. Последовательность расположения в к-и соответствующих комплексов норм зависит от нескольких факторов:учет взаимосвязи этих норм др.с др.,первичность и производность их др.от др.,определ.концепции,заложенные в к-и. К 1993г. состоит из преамбулы и 2 разделов. Раздел 1-ый содержит собственно к-цию и состоит из 9 глав. 2-ой раздел именуется «заключительные и переходные полож-я». Структура действ.К-и РФ существенно отличается от структуры предшествовавш.к-и.В структуре к-и отражаются те концептуальные идеи,на кот.она основана: 1) 1-ый раздел назыв. «основы конст.строя Росии»;2) зафиксирован переход на парламентскую систему; 3) окрывает перечень глав об органах гос.вл.глава о Президенте РФ.В этом проявл.статус През-та как главы гос-ва;4) послед-но и четко проведен пр-п разделения властей. Логично располагаются главы о Фед.Собрании,Прав-ве,суд.власти;5) закреплены нов.начала федерат. устр-ва,определяющие статус суб-тов РФ,пр-пы разграничения полномочий;6)отсутствует раздел о гос.плане эк.и соц.развития России; 7) название главы «П и С чел-ка и гр-на» показывает самоценность личности как таковой,без увязки ее статуса непосредственно с гос-вом. В разделе 2-ом К РФ закрепляются полож-я о введении нов.К-и в действие, фиксируются прекращение действия прежней к-и,соотношение К-и и Федерат.дог-ра,порядок применения з-нов и иных НПА, действовав.до встепления в силу наст.К-и,основания на кот.продолжают действовать ранее образованные органы. Особенности К: 1. В ней впервые получил конституционное закрепление принцип верховенства Конституции Российской Федерации. В этом отражается утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства, также, с ее принципами должна сообразовываться деятельность всех государственных структур, граждан во всех сферах жизни. Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе и республик, которые также имеют свои конституции. 2. В ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории России. Высшая юридическая сила Конституции означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России и что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. 3. Конституция является ядром правовой системы России. Ее принципы и положения играют направляющую роль для всей системы текущего законодательства. Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества - устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. 4. К юридическим свойствам Конституции относится ее особая охрана. В этом задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

 

  1. Функции конституций в современном мире.

В науке КП принято выделять юр.,пол., идеологическую, правовую, гумманистическую, учредительную, организационную ф-ции  к-ции. 1).Юр-я ф-ция заключ.в том, что к-ция явл.основным источником права, содержащим исходные начала для всей прав.системы. 2)Пол.ф-ия состоит в том, что К устанавл.основы организации гос.власти, основы взаимоотношений гос-ва «личности, определяет принципы функционирования пол.системы в целом. Она заключ.в признании и закрепл-и полит. многообразия,многопарт-ти,идеологич.плюрализма.К не допускает вмешвт-ва обществ.объединений в деят-ть органов гос-ва и тем более создание полит.организаций в их структурных подразделениях.В свою очередь и гос.органы не д.вмеш-ся в деят-ть общ.формиров-ний. 3)Идеолог.ф-ция проявляется в способности К оказывать влияние на дух.жизнь общ-ва путем распространения и утверждения опред.пол.и пр.идей, представлений и ценностей. 4)Прав.ф-ция заключ.в том,что К выступает ядром прав.ситстемы общ-ва,учрежд.основополаг.прав.полож-я,авляющиеся исходными и определяющими для разл.отраслей права.К-ция как бы стягивает действие законод-ва в единую целостную систему,придавая ему согласованный хар-р. 5)Гуманистическая ф-ция состоит в том,что в К-и воплощены общечелов. ценности,закреплены П и С,характерные для цивилизован.общ-ва,объявл-ся составной частью прав.системы гос-ва общепризнан.пр-пы и нормы межд.права и межд.дог-ры РФ.6)Учридительная ф-ция. 7) Организационная ф-ция: выражается в формировании, организации и деятельности гос. и институционной структуры. Организация гос. механизма как и осн. формы его деятельности д.б. юр. регламентированы, а это задача К.

  1. Юридические свойства конституции.

Юр.св-ва К-ции - это признаки, позволяющ.отличить ее от актов текущего закон-ва. К юр.св-вам К-ции относятся: учредит.хар-р. легитимность, верховенство, стабильность, прямое действие, база текущего закон-ва, реальность, программность. 1. Учред.хар-р К проявл.в том, что ее нормы закрепляют основы гос.и обществ.устр-ва, учреждают важнейшие гос.институты, через кот.реализуется гос.власть, пр-пы их создания и деят-ти. Кроме того, конст.нормы устанавливают порядок создания всех действующих в гос-ве пр.норм  их иерархию в пр.системе. 2. Легитимность К.(она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом гос-ва – парл-м или же органом, спец.созданным для принятия к-ции, - учред.собранием), кот. принадлежит вся полнота гос.вл. 3. Верхов-во КРФ означает ее приоритетное полож-е в системе НПА, действующих на тер-и РФ. Верхов-во КРФ проявл-ся не только по отнош-ю к закон-ву, кот.будет принято в будущем, но и к закон-ву, принятому до вступления КРФ в силу. Верх-во КРФ обеспеч-ся особым порядком ее принятия и изменения; приданием конст.нормам высшей юр.силы; повышенной пр.защитой конст.предписаний. 4. Стабильность К-и - важнейшее условие режима зак-ти, устойчивости всей пр.системы и организации гос.вл., определенности отнош-й м/у личностью и гос-вом. Стабильность К зависит от многих факторов (от расклада соц.-пол.сил, действующих на пол.арене страны, от уровня пол.и пр.культуры гр-н, от совершенства полож-й самой К-и и др.). Гарантией стабильности КРФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конст.поправок. 5. КРФ имеет прямое действие: нормы КРФ явл.непосредственно действующими, т.е. для их осуществления не требуется в кач-ве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующ.отраслевых пр.норм. Многие нормы КРФ, в силу высокого уровня обобщенности пр.регулирования, нуждаются в дополнит. регламентации путем принятия актов текущего закон-ва. 6. Реал-ть К: соответствие конст. предписаний складывающимся в действ-ти обществ.отнош-м.Т.е.к-я д.отражать достигнутую ступень развития общ.отнош-й в пол., эк., соц.сферах, в противном случае она будет фиктивной. 7. К явл.юр.базой текущего закон-ва. Данное св-во К проявл.в том, что конст.нормы служат отправной точкой для всех отраслей рос.права. 8. Программность К:сформулированные в ней нормы-пр-пы, нормы-цели определяют осн.направления, цели и задачи дальнейшего развития общ-ва и гос-ва.

 

  1. Прямое и опосредованное действие конституции.

Конст-ция - это фундамент  КП, а след., только часть его. Каждая норма Конст-ции обрастает др. нормами из различных источников,  чтобы конст-ные положения не растворились в море КП и не  потеряли свой приоритет опред. нормам конст-ции или всей конст-ции законодатель придает статуе прямого и непосредственного действия, что позволяет заинтересованному S требовать защиты своих прав в суд.порядке, ссылаясь только на конституц-ную формулировку. Такое прямое действие конст-ции наиболее важно для защиты П и С гр-н. В России о непосредственном действии П и С чел-ка и гр-на говорится в ст.18 К РФ, а о прямом действии К РФ - в ч. 1 ст. 15. Прямое и непосредственное действие фактически предусм. и в др. нормах К  РФ ( н-р, не требует никакого доп. разъяснения или доп-нения норма К РФ о том, что Президент РФ вносит законопроекты в ГосДуму . В др.случаях, однако, для применения конст-ной нормы требуется принятие ФЗ или ФКЗ. ВС РФ постановлением от 1995 г. разъяснил судам, что при рассм.дел следует оценивать содержание з-на или иного НПА и во всех необходимых случаях применять К РФ в качестве акта прямого действия. Суд, разрешая дело, применяет непосредственно К РФ: 1) когда закрепленные нормой К РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют доп.регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия ФЗ, регулирующего П и С, обязанности чел-ка и гр-на и др. положения; 2) когда суд придет к выводу, что ФЗ, действовавший на территории РФ до вступления в силу К РФ, противоречит ей; 3) когда суд придет к убеждению, что ФЗ, принятый после вступления в силу К РФ, находится в противоречии с соотв. положениями К РФ; 4) когда з-н либо иной НПА, принятый S РФ по предметам совместного ведения РФ и S-тов РФ, противоречит К РФ, а ФЗ, к-рый  должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует. Прямое действие конст-ции означ: Конст-ция опр.смысл и содержание з-нов, деят-сти законод.власти; непосредственно обязывает суд ссылаться в решениях на статьи Конс-ции; возможность для гр-н и их объед-ний обращаться в суд за защитой своих прав, устан. в Конст-ции; Конс-ция опр.применение з-нов в работе исполн. власти.

 

  1. Порядок изменений и пересмотра действующей Конституции России.

К-ция - акт долговременного действия. Ее важнейшим св-вом явл.стабильность. Юр.гарантией стаб-ти рос.К-и служит особый порядок ее  пересмотра и  принятия конст.поправок, предусмотренный  гл. 9 КРФ. Предложения о поправках и пересмотре полож-й К.РФ, согласно КРФ, м.вносить През-т РФ, Совет Фед-и, Гос.Дума, Прав-во РФ, законодательные (представительные) органы суб-тов Фед-и, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Фед-и или депутатов Гос.Думы. Т.о., круг суб-тов, наделенных правом выступать с инициативой внесения изменений в действующую К. или принятия нов.К-и  не совпадает (ограничен) с кругом суб-тов права законод. инициативы. В КРФ установлен разл.порядок пересмотра. Полож-я гл. 1 «Основы конст.строя», гл. 2 «П и С чел-ка и гр-на», гл. 9 «Конст.поправки и пересмотр К.» не м.б.пересмотрены Фед.Собранием. Если предложение о пересмотре этих глав будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Фед-и и депутатов Гос.Думы, то в соотв-и с ФКЗ созывается Конст.Собрание. Конст.Собрание либо подтверждает неизменность К.РФ, либо разрабатывает проект нов.КРФ, кот.принимается Конст.Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении референдума КРФ считается принятой, если за нее проголосовало > половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие > половины избирателей. Поправки к гл. 3-8 КРФ принимаются в порядке, предусмотр.для принятия ФКЗ, и вступают в силу после их одобрения органами законод.власти не менее чем 2/3 с-тов РФ. Поправка к КРФ в ФЗ - любое изменение текста гл. 3-8 КРФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из полож-й указанных глав КРФ. Изменения вносятся на основании ФКЗ о принятии в РФ и образовании в ее составе нов.с-та РФ, об изменении конст-пр.статуса суб-та РФ. В случае изменения наименования республики, края, области, города фед.значения, автономной области, автономного округа нов.наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 КРФ.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"