Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 21:38, шпаргалка

Описание работы

Понятие, предмет, метод КП как отрасли права.
Место КП в системе права. Значение и задачи КП в развитии государства , общества, личности. Демократизм КП.
Источники конституционного права, их понятие и виды.

Файлы: 1 файл

gotovye_shpory_KP.docx

— 290.77 Кб (Скачать файл)

В Республике Беларусь сложилась целая система  конституционно-правовых санкций. С  определенной долей условности рассмотренные  меры конституционно-правовой ответственности  можно сгруппировать.

Первая группа санкций обращена к физическим лицам и направлена на правильное оформление их отношений с государством.

Вторая группа санкций предусматривает меры, принимаемые в отношении политических партий, иных общественных объединений, религиозных организаций и других коллективных субъектов.

Третья группа санкций относится к государству в целом, государственным органам и должностным лицам. Базовым здесь является положение о том (ст. 2 Конституции Республики Беларусь), что государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности.

К особенностям конституционно-правовых санкций можно  отнести то, что они:

Во-первых, очень часто носят ярко выраженный политический характер как по основаниям применения, так и по кругу субъектов;

Во-вторых, круг субъектов, уполномоченных применять такие санкции, очень широк (практически все органы государственной власти и должностные лица, а также граждане, например, в случае отзыва депутата);

В-третьих, следует учитывать то обстоятельство, что высшие органы государственной власти и должностные лица во многом определяют собственную ответственность, и поэтому здесь очень важно соблюсти конституционный принцип «сдержек и противовесов»;

В-четвертых, применение конституционно-правовых санкций, за редким исключением, не влечет судимости или иного состояния наказанности;

В-пятых, в конституционно-правовой ответственности на первый план выступает правосстановительная функция, и лишь в немногих случаях преследуется карательная цель, то есть наказание лица, совершившего конституционно-правовой деликт;

В-шестых, конституционно-правовая санкция существует не как санкция какой–либо одной нормы конституционного права и как следствие этого, формулируются они не в качестве части каких-либо норм, а как самостоятельные нормы в виде диспозиции;

В-седьмых, конституционно-правовые санкции могут быть применимы к субъекту, поведение которого с формально-юридической точки зрения невиновно.

11. Понятие и предмет науки конституционного права.Источники науки КП.

Наука конституционного права – это систематизированное и объективированное знание об отрасли конституционного права, ее развитии в прошлом и настоящем, прогнозировании тенденций ее развития в будущем.Наука конституционного права отличается от отрасли тем, что представляет собой систему знаний, а отрасль – это система правовых норм. Существование науки конституционного права обусловлено существованием самой отрасли, так как наука изучает данную отрасль, ее элементы, развитие и т.д.Кроме того, различно и функциональное значение: у науки – изучение, у отрасли – регулирование. Если предметом отрасли являются конституционно-правовые отношения, то предметом науки конституционного права являются:- нормы конституционного права и их формы выражения (акты конституционного законодательства);- конституционные правоотношения, их субъекты, объекты, содержание;- эффективность реализации и воздействия конституционно-правовых норм на правоотношения;- историческое развитие отрасли;- правоприменительная практика. Источниками науки конституционного права являются источники отрасли конституционного права, практика, складывающаяся в процессе реализации конституционно-правовых норм, труды ученых-конституционалистов.

12. Методологические основы исследования в науке конституционного права.

Методы, используемые в науке  конституционного права:- общелогические методы (анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, сравнение);- диалектический – дает возможность изучать конституционно-правовые нормы и институты в движении, развитии и всесторонне;- формально-юридический анализ – исследование содержания нормативного материала;- сравнительно-правовой метод – используется для сравнения зарубежного и отечественного конституционного права в целях выявления наиболее эффективных моделей конституционно-правового регулирования и возможности их перенесения в то или иное государство;- исторический – изучение конституционно-правовых институтов в историческом развитии;- системный – позволяет рассматривать отрасль конституционного права как систему взаимосвязанных составных частей;- статистический – использует при изучении конституционного права статистические данные;- социологический – позволяет изучать конституционное право на основе общественного мнения, проведения различных социологических экспериментов;- метод правового моделирования – идеальное воспроизведение исследуемых объектов применительно к определенной ситуации.

13. Возникновение и развитие науки конституционного права.

Наука конституционного права  возникла во 2-ой половине 19-20 в. и развивалась параллельно с отраслью конституционного права. Беларусь в этот период находилась в составе Российской империи, поэтому наука конституционного права до обретения Беларусью независимости общая с российской, а затем – советской. Этапы развития: А)дореволюционный период (2-ая пол. 19 – нач. 20 в.)Чичерин Борис Николаевич – один из идеологов либерализма. В 1866 г. Чичерин защитил докторскую диссертацию «О народном представительстве».В данном периоде можно выделить два этапа:А) до принятия Манифеста 1905 г.4 – акцент в науке был сделан на изучении зарубежных форм правления; Б) после 1905 г. – разработка теории новой формы правления в России; акцент на проблемы народного представительства и его соотношения с верховной самодержавной властью. Следует отметить тесную связь науки с философскими учениями. Отсюда можно выделить три направления в науке конституционного права того периода:- либерализм.Чичерин Б.Н.: пытался перенести в Россию западную модель государственной власти, обосновывал необходимость конституционной монархии, предлагал 2-хпалатный парламент с сословным представительством, придерживался идей естественного права, правового государства, разделения властей, охраны государством прав человека, независимости суда.- позитивизм.Коркунов Н.М.: выступал против признания естественного права; исследовал предмет государственного права, в который включал организацию государственной власти, установление прав и обязанностей человека; исследовал вопросы о подзаконности указов и других актов управления.- социологический позитивизм.Алексеев А.С.: усматривал связь конституционного права с социологией, социальными факторами, социально-политическими явлениями; признавал приоритет законов в правовом государстве.2) советский период25 октября 1917 г. был принят Декрет о власти, оформивший государственный переворот.Наука конституционного права пошла по иному пути развития. В основу легло учение марксизма-ленинизма. Наука характеризовалась классовым подходом. Признавалась руководящая роль государства в обществе, отрицались демократические принципы, происходило усиление исполнительной власти и т.д.3) 80-90-е годы характеризовались радикальным изменением взглядов ученых, отказом от коммунистической идеологии, поворотом к демократическим ценностям.4) современный период.Основой для исследований является признание идеи верховенства права, демократизма, гражданского общества. Получают свое научное развитие такие институты как конституционный строй, политическая система общества, правовой статус личности.

14. Понятие, сущность Конституции и ее социальное назначение. Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. В настоящее время сущность конституции заключается в том, что она отражает баланс социальных интересов. В результате этого достигается устойчивость общества как сложной системы. Кроме того, конституция в силу объективного развития человеческого общества уже не ограничивается лишь утверждением сложившихся отношений, но использует и другие методы. Можно выделить три варианта:1. Конституция закрепляет уже сложившиеся в обществе отношения. 2. Конституция своими нормами даёт основу для возникновения новых, не существовавших ранее, общественных отношений. 3. Конституция своими нормами программирует общественное развитие на будущее. Используются нормы программного, целеполагающего характера. Функции Конституции. Под функциями конституции понимают ее общественное предназначение. Наиболее распространенной является позиция, согласно которой выделяют три основные функции конституции .Первая функция конституции – юридическая. Она выражается в том, что это основной закон, закон законов. Конституция – главный источник права страны, лежащий в основе всей системы правового регулирования всех общественных отношений. Вторая функция – политическая. Конституция определяет устройство государства, его отношения с отдельными людьми и их группами, служит правовой основой политической системы. Третья функция – идеологическая. Конституция как наиболее авторитетный закон обращается к признанным в обществе ценностям (права человека, собственность, демократия, семья и др.).

15.Форма и структура Конституции Р. Б.

Конституция Республики Беларусь –  Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования  важнейших общественных отношений.

В настоящее  время сущность конституции заключается  в том, что она отражает баланс социальных интересов. В результате этого достигается устойчивость общества как сложной системы.

Кроме того, конституция в силу объективного развития человеческого общества уже  не ограничивается лишь утверждением сложившихся отношений, но использует и другие методы. Можно выделить три варианта:

1. Конституция  закрепляет уже сложившиеся в  обществе отношения. 

2. Конституция  своими нормами даёт основу  для возникновения новых, не  существовавших ранее, общественных  отношений. 

3. Конституция  своими нормами программирует  общественное развитие на будущее.  Используются нормы программного, целеполагающего характера.

Функции Конституции.

Под функциями  конституции понимают ее общественное предназначение. Наиболее распространенной является позиция, согласно которой  выделяют три основные функции конституции.

Первая  функция конституции – юридическая. Она выражается в том, что это основной закон, закон законов. Конституция – главный источник права страны, лежащий в основе всей системы правового регулирования всех общественных отношений.

Вторая  функция – политическая. Конституция определяет устройство государства, его отношения с отдельными людьми и их группами, служит правовой основой политической системы.

Третья  функция – идеологическая. Конституция как наиболее авторитетный закон обращается к признанным в обществе ценностям (права человека, собственность, демократия, семья и др.).

Структура Конституции – это ее организационное строение, внутренняя последовательность расположения ее составных частей. Структура большинства кодифицированных конституций имеет общие черты и состоит из:

  1. Преамбулы (введения);
  2. Основной части;
  3. Заключительных и переходных положений.

Иногда встречаются приложения.

Конституция Республики Беларусь также состоит из данных элементов.

В преамбуле сжато сформулированы руководящие начала, на которых базируется Конституция.

Основная часть состоит из восьми разделов, в которых заключено 6 глав.

Девятый раздел представляет собой заключительные и переходные положения.

16. Юридические свойства Конституции.

В статье 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» дано определение Основного закона. Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Исходя из данного определения, можно выделить характерные черты Конституции Республики Беларусь. Главной, как видится, является её высшая юридическая сила. Конституция – это нормативный правовой акт, которому должны соответствовать все остальные акты законодательства. Наличие данного признака неоднократно прослеживается в различных статьях самого текста Конституции.- Основополагающий, учредительный характер – заключается в том, что Конституция учреждает основы развития общества и государства, регулирует наиболее важные общественные отношения.- Предмет конституционного регулирования – еще одна отличительная черта Конституции, которая выводит ее на первый план в системе права (см. вопрос 2).- Реальность, которая обозначает, что Конституция соответствуют фактически существующим общественным отношениям.- Прямое действие. Важным свойством любой конституции является её непосредственное действие (либо большей части её норм). Данное свойство основного закона не позволяет превратить его в декларативный, недействующий документ. Принцип прямого действия не избавляет субъектов правотворчества в целом ряде случаев от необходимости конкретизировать положения Конституции в законодательстве, принимая нормы как материального, так и процессуального права. Таким образом, исключения из данного правила могут быть предусмотрены в самом тексте Основного Закона, когда для регулирования какого-либо вопроса устанавливается необходимость принятия специального нормативного правового акта, к которому и отсылает Конституция.- Стабильность – это длительность действия конституции без внесения существенных изменений. Стабильность конституции основывается на незыблемости самого социального строя, в условиях которого она принимается и который оформляет- Особый порядок принятия и изменения – это специально усложненные процедуры представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении изменений, дополнений в Конституцию.

17. Толкование Конституции Республики  Беларусь.

Под толкованием понимается деятельность по установлению точного содержания правового акта для его практической реализации. Толкование не должно противоречить самому толкуемому акту и не должно создавать новых правоотношений.

Конституция Республики Беларусь предоставляет  Парламенту право принимать законы о толковании Конституции (ч. 1 ст.97-98).

Согласно  п. 1 ст. 97 Конституции круг субъектов законодательной инициативы по отношению к данным законам так же, как и у законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, сужен (Президент или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом). Кроме того, для принятия таких законов требуется не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат Парламента.

Оправдано ли введение ограничения  в отношении круга субъектов  права законодательной инициативы в процедуре принятия законов  о толковании Конституции?

Толкование  Конституции Парламентом может  быть обусловлено необходимостью уяснения смысла норм (как при наличии, так  и при отсутствии спора).

В отличие  от Парламента, Конституционный суд  Республики Беларусь может дать казуальное толкование норм Основного закона при  рассмотрении конкретного дела (в  виде заключений).

18. Действие Конституции, порядок её изменения и дополнения. Согласно действующей редакции Конституции вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены и через референдум. А разделы Конституции I , II, IV и VIII могут быть изменены только путём референдума. Таким образом, согласно действующей редакции Конституции Республики Беларусь правом на предложение о внесении изменений и дополнений в Основной Закон обладают две группы субъектов:1) Президент, Национальное собрание и избирательный корпус в количестве не менее 450 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом (при изменении путем референдума);2) Президент и не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом (при внесении законопроекта в Парламент).Данный вариант пересмотра Конституции, предусматривающий усложнённую процедуру принятия закона, является более сложным. Во-первых, определены периоды, в течение которых названный закон приниматься не может: в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей. Во-вторых, установлена необходимость двух его обсуждений с промежутком в три месяца и принятие его квалифицированным большинством в 2/3 голосов от полного состава каждой из палат Парламента. В-третьих, разделы I, II, IV, VIII могут быть изменены только путём референдума. Конституция считается принятой, если за неё проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат. Какие-либо иные особенности процедуры принятия Парламентом новой Конституции на сегодняшний день не установлены. Можно предположить, что в отношении принятия новой Конституции должны выполняться требования статей 138 и 139 действующего Основного Закона, регулирующие порядок внесения в Конституцию изменений и дополнений. Таким образом, Конституция Республики Беларусь относится к категории жёстких конституций, изменение которых связано с прохождением более сложной процедуры, чем требуется для принятия обычных законов.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"