Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 21:38, шпаргалка

Описание работы

Понятие, предмет, метод КП как отрасли права.
Место КП в системе права. Значение и задачи КП в развитии государства , общества, личности. Демократизм КП.
Источники конституционного права, их понятие и виды.

Файлы: 1 файл

gotovye_shpory_KP.docx

— 290.77 Кб (Скачать файл)

 

19. Значение, основные принципы, особенности и структура Конституций Беларуси. Действующая Конституция Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г., – пятая в истории конституционного развития страны. Конституция 1919 г.Первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии (ССРБ) была принята на I съезде Советов Белоруссии 3 февраля 1919 г. Однако принятие ее стало не итогом долгого пути правового развития государства, наработки реального правового фундамента, а скорее политической декларацией с минимальным оформлением структуры власти, конституционным обозначением переломного момента истории. Характеристика:1) закрепила образование республики и ее классовую сущность – диктатуру пролетариата и беднейшего крестьянства.2) установила основные принципы социалистического строя и советской формы власти в ССРБ. Поставлена задача полного подавления буржуазии, уничтожения всякой эксплуатации человека человеком, полного устранения деления общества на классы, беспощадного подавления эксплуататоров, установления социалистической организации общества и победы социализма во всех странах. Закреплена идея представительной демократии – было провозглашено: «Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству – Советам рабочих, крестьянских и солдатских депутатов», 3) определила структуру органов власти и управления:- съезд Советов Белоруссии;- Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК); - Малый президиум, Большой президиум, которые формировались ЦИКом. На Большой президиум возлагались функции правительства (ст. 27, 29), так как Конституция не предусматривала создания СНК. 4) декларировала права трудящегося и эксплуатируемого народа.5) в Конституции не регламентировалась структура и компетенция местных органов власти, ничего не говорилось об избирательном праве и бюджете республики.В 1920 г. Конституция 1919 г. была дополнена и действовала до 1927 г.II-ой Всебелорусский съезд Советов, проходивший 17 декабря 1920 г. в Минске внес существенные изменения и дополнения в Конституцию БССР, в которых определялась система, структура, порядок комплектования центральных органов Советской власти и их взаимоотношения. Конституция 1927 г.Вторая Конституция Белорусской Социалистической Советской Республики была принята 11 апреля 1927 г. VIII Всебелорусским съездом Советов. К этому времени был образован СССР (30 декабря 1922 г.), в 1924 г. принята Конституция СССР, явившаяся основой для принятия республиками, вошедшими в его состав, своих основных законов. Характеристика:1) классовый характер советского государства. В ст. 2 записано: «Белорусская Советская Социалистическая Республика – есть социалистическое государство диктатуры пролетариата, осуществляющее свои задачи на основе союза рабочих и крестьян».2) принцип всевластия Советов. Конституция провозглашала: «Вся власть в пределах БССР принадлежит Советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов».3) статус БССР. Суверенные права БССР: принимать и изменять конституцию республики, решать вопрос об изменении границ (ст. 24), создавать свои органы власти и управления (ст. 3, 31, 45, 53 и др.) и др.4) конкретные «предметы ведения» верховных и центральных органов БССР. К числу верховных органов власти были отнесены Съезд Советов БССР и ЦИК (в период между съездами). Очередные Съезды Советов БССР должны были созываться ЦИК один раз в год. Центральные органы власти республики – Президиум ЦИК и Совет Народных Комиссаров также наделялись компетенцией в сфере законотворческой деятельности. Президиум ЦИК в период между сессиями ЦИК являлся «высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти Белорусской Социалистической Советской Республики». 5) Местным органам власти и управления в Конституции посвящено четыре главы (VII-X), в которых раскрываются их система, структура, порядок комплектования. Что же касается компетенции, то она не получила должного отражения и дана в общем плане. Законодатель в ст. 54 дает перечень шести направлений работы местных Советов (окружных и районных съездов Советов, их исполкомов, а также городских, местечковых и сельских Советов).6) По Конституции БССР 1927 г. избирательное право не только не было всеобщим, но оно было и не равным, и непрямым (ст.ст. 26, 57).7) В отличие от Конституции СССР 1924 г., которая не содержит ни раздела, ни главы о правах и свободах граждан СССР, Конституция БСССР 1927 г. в первой главе «общие положения» закрепляет демократические права и свободы, устанавливает обязанности граждан БССР. Конституция 1937 г. Важное значение для развития парламентаризма имела Конституция БССР 1937 г. (принята 19 февраля 1937 г.). Новая Конституция БССР полностью соответствовала Конституции СССР 1936 г.

Характеристика:1) экономические и политические основы советского общества:- вся власть в БССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся, но все наиболее важные вопросы государственной жизни были отнесены к компетенции СССР. - социалистическая собственность на орудия и средства производства.2) важнейшие принципы социализма – полное политическое и социальное равноправие всех граждан БССР независимо от национальности, расы, пола, вероисповедания, их права и свободы.3) Прекратила существование система съездов Советов. Высшим органом государственной власти республики впервые провозглашался Верховный Совет, который работал в сессионном порядке и не являлся постоянно действующим органом. Очередные сессии созывались два раза в год. Законодательная власть стала принадлежать исключительно Верховному Совету БССР.4) Существенным образом была изменена избирательная система. Провозглашалось, что выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся (Верховный Совет БССР, окружные, районные Советы депутатов и т.д.) осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 5) Впервые Конституция содержала разделы о бюджете, суде и прокуроре.6) Местные Советы депутатов трудящихся, образованные вместо съездов Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, являлись органами государственной власти. Исполкомы местных Советов были отнесены к органам государственного управления.7) Конституцией БССР утвержден герб, флаг республики, т.е. символы белорусской государственности (ст. 119 и ст. 120), а также столица (ст. 121).Конституция 1978 г.В Конституции БССР 1978 г. прежней осталась система органов государственной власти и управления. Высшими органами государственной власти и управления по-прежнему были Верховный Совет, функционирующий в сессионном порядке, и Президиум Верховного Совета – постоянно действующий орган представительной власти. Верховный Совет БССР как высший орган государственной власти БССР стал «правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР и настоящей Конституцией к ведению Белорусской ССР»: была определена исключительная компетенция Верховного Совета. Таким образом, Основной Закон 1978 г. отдавал приоритет Верховному Совету над всеми остальными органами, относящимися к другим ветвям власти. Конституция БССР 1978 г., имея много общего с Конституцией 1937 г., отличается от последней и структурой, и содержанием. Особенно большие изменения глубоко демократического характера внесены по вопросу прав, свобод и обязанностей граждан во втором разделе Конституции БССР «Государство и личность». Впервые на конституционном уровне закрепляется право граждан на участие в управлении государственными и общественными делами (ст. 46), право на жилище (ст. 42), право на государственную охрану здоровья (ст. 40), право на пользование достижениями культуры (ст. 44), право обращаться с жалобами на действие должностных лиц (ст. 56) и другие.Новым в Конституции является и положение, касающиеся экономической системы (глава 2), где наряду с государственной и колхозно-кооперативной собственностью впервые конституционно закрепляется собственность профсоюзных и общественных организаций (ст. 10Изменения в Конституции 1978 г. были направлены на обеспечение разделения властей, принципов формирования правового государства и суверенитета Беларуси. Конституция 1994 г27 июля 1990 года была принята Декларация Верховного Совета «О государственном суверенитете Республики Беларусь». Декларация провозгласила «полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях». В дальнейшем, 25 августа 1991 г., Декларации о государственном суверенитете специальным законом был придан статус конституционного закона, на основании которого были внесены изменения и дополнения в Конституцию 1978 г.  В таких правовых и политических условиях велась разработка новой Конституции Республики Беларусь, которая была принята 15 марта 1994 г.  Согласно Конституции 1994 г. высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти в Республике Беларусь являлся Верховный Совет. Он состоял из 260 депутатов, которые избирались сроком на пять лет. Конституция Республики Беларусь 1994 г. закрепляла за высшим представительным органом право принимать законы, принимать и изменять Конституцию. В 1996 г. Конституция Республики Беларусь подверглась изменениям, которые существенным образом изменили ее содержание. Конституционная реформа была обусловлена конфликтом между законодательной властью и исполнительной властью во главе с Президентом. Наиболее существенные изменения в новой редакции Конституции претерпел раздел IV, посвященный организации и деятельности высших органов государства – Президента, Парламента, Правительства и судов. Произошло перераспределение полномочий между указанными органами, их уточнение.

20.Преемственность в конституционном строительстве РБ .Отличие конституции РБ. От 1994 г. От предыдущих Конституций.

Отличительными признаками Конституции Республики Беларусь являются:

  • провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью государства и общества;
  • отсутствие идеологических привилегий (деидеологизированный характер);
  • закрепление в качестве экономической основы многообразия форм собственности на средства производства;
  • закрепление в качестве направления для развития законодательства приоритета общепризнанных принципов международного права;
  • разделение и взаимодействия властей;
  • прямой характер действия норм Конституции.

21. Понятие Конституционного строя. Принципы Конституционного строя.

Василевич Г.А. считает, что «конституционный строй – это такой государственный и общественный строй, который определен демократической конституцией как основным законом страны и для которого характерна … гарантированность прав и свобод человека и гражданина»5.Конституционный строй есть совокупность социальных отношений, а его основы – система принципов и норм, их регламентирующих.Современное определение Конст. Строя заключается в двух аспектах: Исходя из широкого понимания, основы конституционного строя – находящиеся под защитой государства сущностные социально-нравственные установки и политико-правовые правила разумной и справедливой организации общества6.В узком, формально-юридическом смысле основы конституционного строя – это самостоятельный конституционно-правовой институт. Белорусские ученые определяют основы общественного строя как совокупность правовых норм, закрепляющих основополагающие принципы экономической, политической, социальной и духовно-культурной сфер жизни общества в их органическом единстве и взаимозависимости, имеющие базовую, определяющую значимость в данном государстве7.Общая специфика основ конституционного строя может быть выражена в следующем: - основополагающее, фундаментальное, обобщающее значение; - политико-правовой характер; - нормативность и общеобязательность; - юридическое верховенство по отношению к остальным положениям Конституции, всем нормативным актам государства; - определенность и категоричность; - сжатость и концентрированность положений; - постоянность действия; - общеприемлемость, свобода от идеологических установок; - целостность; - устойчивость и особый порядок изменения. В Конституции Республики Беларусь отчетливо прослеживается взаимосвязь между базовыми ценностями общества и закрепленными в ней правовыми принципами. Именно такое сочетание позволяет обеспечить устойчивость строя, его непреходящую ценность. Причем основные цели и ценности белорусского народы выражены уже в Преамбуле Конституции: стремление утвердить права и свободы каждого гражданина Республики Беларусь, желание обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства. Правовое закрепление основ конституционного строя предполагает использование норм с высокой степенью нормативности: норм-принципов, целей, дефиниций, учредительных норм. Такие нормы содержат исходные положения о собственности и характере экономики, о социальных отношениях, о политической власти и характере государства, об идеологическом плюрализме и т.д.Можно выделить четыре главные стороны общественного строя:- основы экономических отношений;- основы социальных отношений;- основы политических отношений;- основы духовно-культурных отношений. Исходя из норм Конституции Республики Беларусь, можно выделить следующие принципы, на которых основывается конституционный строй:1. Провозглашение государственного суверенитета. 2. Гуманный правовой статус человека, при котором он сам, права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - главной обязанностью государства; равенство перед законом и право на равную защиту со стороны закона, независимо от каких-либо обстоятельств; базовые принципы гражданства.3. Верховенство права в смысле всеобщей подчиненности ему и основанной на нем Конституции, ее прямого действия и непосредственного применения; подчиненности высшему закону всех иных правовых актов; указание на соотношение внутригосударственного и международного права. 4. Народовластие, включая определение народа как носителя суверенитета и единственного источника государственной власти; правовые принципы непосредственного народовластия, гарантии народного представительства и предусмотренных Конституцией выборов.

5. Политический  и идеологический плюрализм, включая  гарантии многообразия и свободного  участия граждан в политической  жизни; гарантии саморазвития  гражданского общества, свободы  его институтов, в частности общественных  объединений. 6. Общие принципы действия  государственной власти, установление  республиканской формы правления,  принципа разделения, самостоятельности  и взаимодействия властей, необходимых  сдержек и противовесов. 7. Унитаризм  как принцип государственно-территориального  устройства. 8. Принцип социального  государства, основные социальные  задачи и обязанности государства  во имя развития личности, достижения  благосостояния, социальной защиты  и безопасности граждан. 10. Многообразие  и свобода экономической деятельности, гарантии права собственности  и равенства правовой защиты всех ее форм; соотношение регулирующей экономической роли государства и свободы хозяйственной деятельности; принцип социального партнерства как ведущий в экономических отношениях; гарантии единства внутреннего экономического пространства страны. 11. Геополитические принципы: основы создания союзов с другими государствами; основные принципы внешней политики и равноправного участия в мировом сообществе; обязанность соблюдать общепризнанные принципы (не нормы!) международного права. 12. Целостность и устойчивость конституционного строя, взаимодополняющее действие и применение его правовых основ, их верховенство по отношению к другим положениям Конституции, незыблемость и особый порядок изменения.

К сожалению, в основах конституционного строя  Республики Беларусь ничего не сказано  о признании различных форм и  видов самоуправления – местного самоуправления, самоуправления институтов гражданского общества и их гарантиях. Эти нормы следовало изначально закрепить в разделе I, а затем уже в соответствующей главе.

22. Характеристика конст. Строя РБ. Законодательство Республики Беларусь, закрепляющее и регулирующее основы конституционного строя.

Конституционный строй в его демократическом  понимании обладает определенными свойствами (чертами), которые характеризуют его с позиций демократизма, гуманизма и справедливости:- подчинение государства праву;- признание и гарантированность прав человека (соответствующих общепризнанным принципам и нормам международного права);- разделение власти и система сдержек и противовесов;- многообразие форм собственности;- Богданова Н.А. определяет конституционный строй как закрепленное конституционно-правовыми нормами устройство государства и общества, а также положение человека в системе отношений: государство – общество – личность8.

По мнению Лучина В.О. конституционный строй – это система общественных отношений, выражающих и обеспечивающих суверенитет народа, основные права и свободы человека и гражданина, определяющих принципы гражданского общества, тип и форму государства, организацию государственной власти и местное самоуправление.

Общая специфика основ конституционного строя может быть выражена в следующем:

- основополагающее, фундаментальное, обобщающее значение;

- политико-правовой  характер;

- нормативность  и общеобязательность;

- юридическое  верховенство по отношению к  остальным положениям Конституции,  всем нормативным актам государства; 

- определенность  и категоричность;

- сжатость  и концентрированность положений; 

- постоянность  действия;

- общеприемлемость, свобода от идеологических установок; 

- целостность;

- устойчивость  и особый порядок изменения.

Характиристика конституционного строя.

Раздел I Конституции Республики Беларусь называется «Основы конституционного строя». Изменение положений данного раздела допустимо в особом порядке – только путем референдума, что свидетельствует об особой значимости принципов и норм, содержащихся в этом разделе.

В Конституции  Республики Беларусь отчетливо прослеживается взаимосвязь между базовыми ценностями общества и закрепленными в ней  правовыми принципами. Именно такое  сочетание позволяет обеспечить устойчивость строя, его непреходящую ценность.

Причем  основные цели и ценности белорусского народы выражены уже в Преамбуле  Конституции: стремление утвердить  права и свободы каждого гражданина Республики Беларусь, желание обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои  народовластия и правового государства.

Правовое  закрепление основ конституционного строя предполагает использование  норм с высокой степенью нормативности: норм-принципов, целей, дефиниций, учредительных  норм. Такие нормы содержат исходные положения о собственности и  характере экономики, о социальных отношениях, о политической власти и характере государства, об идеологическом плюрализме и т.д.

Можно выделить четыре главные стороны общественного строя:

- основы  экономических отношений;

- основы  социальных отношений;

- основы  политических отношений;

- основы  духовно-культурных отношений.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"