Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Вопросы о государстве, рассматриваемые в «Теории государства и права», его
понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу
основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется
тем, что названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы
различных слоев общества. Рожденное противоречивым обществом государство само
неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и
социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его
целостность и управляемость, государство выполняет потребности общества, служит
его интересам.[1]

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 2
1. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА.. 4
1.1. Понятие и признаки функций государства. 4
1.2. Эволюция функций государства. 5
1.3. Классификация функций государства. 7
1.4. Формы и методы осуществления функций государства. 9
2. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ.. 11
2.1. Политическая функция. 12
2.2. Экономическая функция. 13
2.3. Социальная функция. 15
2.4. Экологическая функция. 17
2.5. Налогообложение. 19
2.6. Защита прав и свобод граждан. 19
3. ОСНОВНЫЕ ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ.. 22
3.1. Функция обороны.. 23
3.2. Функция взаимодействия с другими государствами и
международными организациями. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
ЛИТЕРАТУРА.. 31

Файлы: 1 файл

курс (2).docx

— 63.18 Кб (Скачать файл)

взаимодействия с другими государствами).

2. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ  ФУНКЦИИ

Внутренние функции - это основные направления деятельности государства внутри

страны. К внутренним функциям государства относятся:

1. функция охраны законности  и правопорядка, прав и свобод  граждан

государства;

2. функция легализованного  осуществления принуждения в  отношении

различных социальных групп и индивидуумов;

3. политическая функция (обеспечение  народовластия и государственного

суверенитета);

4. экономическая функция (выработка экономической политики, формирование

и контроль за расходованием государственного бюджета, установление системы

налогообложения, ценовой политики, управление государственными предприятиями

и т. д.);

5. социальная функция (создание  системы социальной защиты населения,

систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т. д.);

6. экологическая функция (деятельность, направленная на охрану,

восстановление и улучшение природных условий жизни людей);

7. идеологическая функция (пропаганда определенных идей  и ценностей с

помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе

официальной идеологии подрастающего поколения и т. д.).

[18]

Такой набор функций государства - свидетельство полного огосударствления

общества, характерное для тоталитарных режимов. С изменением социальной

структуры общества на современном этапе насилие в отношении многих социальных

групп перестает быть актуальным. Государство уменьшает свое присутствие в

экономике. Не может быть признана главной и идеологическая функция: общество

должно развиваться в условиях идеологического и политического плюрализма. На

первый план выходит охрана интересов, прав и свобод человека. В деятельности

государства важны также учет и координация интересов различных групп населения,

защита прав меньшинств, охрана окружающей среды.

[19]

Рассмотрим каждую из функций государства подробнее.

2.1. Политическая  функция

Все функции государства носят политический характер, однако в политической

области действует целая система политических институтов, учреждений

государственных органов, через которые осуществляется функции народовластия.

Это прежде всего представительные органы, выбираемые народом и уполномоченные

от имени народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного

самоуправления, а так же осуществление народом своей власти непосредственно,

через референдум.

Обладая верховенством в системе государственной организации, представительные

органы сосредотачивают в своих руках государственное руководство обществом,

выполняют функцию публичной власти, защиты конституционного строя. Содержание

данной функции составляют:

- реализация волеизъявления  народа в форме законодательства

(правотворчества);

- обеспечение государственного  суверенитета, определение правового

положения конкретных территорий и управление ими;

- официальное представительство  общества, т.е. будучи носителем

политической власти, государство представляет собой юридическую личность,

субъект права. Вместе с тем осуществление функции обеспечения народовластия

предполагает наличие правовых отношений между государством и обществом,

зависимость государства от общества, ответственность перед ним;

- защита конституционного  строя, которая реализуется как  специальными

органами (Конституционным судом), так и непосредственно народом, путем

осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного изменения

или устранения существующего конституционного строя.

2.2. Экономическая  функция

Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования

государства от полного невмешательства в экономику (концепция “государства -

ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и

регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства

социалистического типа).

В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились

хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со

стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая

строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.

Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую

и валютно-денежную системы.

В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской

деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности,

добросовестной конкуренции экономика развивается на основе саморегулирования.

Вмешательство государства имеет определенные пределы:

- выработке экономической  политики;

- управлению предприятиями  и организациями, составляющими

государственную собственность. Их круг должен быть ограничен важнейшими

отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной

энергетикой, деятельностью в космосе, транспортом, связью и т.д.;

- установлению правовых  основ рынка и ценовой политики, в частности,

стимулированию государственными средствами предпринимательства и свободного

труда, обеспечения равноправия всех форм собственности, правовой защите

собственника, принятию мер для пресечения монополизма и недобросовестной

конкуренции, охране прав потребителя и пр.;

- регулированию внешнеэкономических  отношений государства

В периоды экономических кризисов, состояния депрессии, на переходных этапах

вмешательство государства в экономику увеличивается. Это характерно,

например, для современного этапа развития России. Как показывает опыт,

экономические реформы, которые в настоящий момент реализуются в нашей стране,

не могут быть результативными без адекватного воздействия государства на

развитие экономических процессов. Отсюда - большой массив законодательных

актов в этой области и экономические мероприятия, проводимые государством,

например, приватизация жилого фонда, государственной и муниципальной

собственности, земельная реформа и т.д.

Политическая и экономическая функции выступают одновременно и как внешние

функции государства. Так как «внешние функции есть не что иное, как развитие и

продолжение внутренних функций»[20].

2.3. Социальная  функция

Социальная функция многообразна по содержанию и масштабна по объему

деятельности. Главное ее назначение - обеспечить общественное благополучие,

создать равные возможности для всех граждан в его достижении.

Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они

считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-

либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование,

достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту

от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.

Так в Конституции Российской Федерации[21]

в частности сказано: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту,

в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных

случаях предусмотренных законом”.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и

укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной,

муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность,

способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и

спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм

социального обеспечения и благотворительность. Кроме этого в РФ принят ряд

важнейших законов и других актов, направленных на социальную защиту отдельных

категорий граждан, например: жертв политических репрессий

[22], малообеспеченных граждан, ветеранов

[23] и др.

Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного

уровня граждан.

В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению

государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья

граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме

государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.)

образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений

культуры. Что касается управления и организации их работы, то они автономны,

свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь недопустимо.

Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин

имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в

настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в

производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во

многих государствах образование является обязательным.

Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу

творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства

без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия.

Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому -

непременная составная часть воспитательного процесса.

Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской

Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.

Основы государственной политики в области образования закреплены, в частности в

Законе РФ “Об образовании”[24], в сфере

защиты интересов граждан в охране здоровья - в Законе “О медицинском

страховании граждан в Российской Федерации”

[25], в области культуры - в Основах законодательства Российской Федерации о

культуре[26] и др.

2.4. Экологическая  функция

Непосредственно примыкает к социальной экологическая функция, которая

обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое

благополучие граждан, их экологическую безопасность.

Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного мира.

Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные

природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя

неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы - дело

всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и

возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально

обеспечить защиту окружающей среды.

В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных

богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение.

Они затрагивают интересы всех народов и государств.

Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются

промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число

наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших

общегосударственных задач.

Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все

звенья механизма государства и его органов.

Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации

[27] говорится: “Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются

в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов проживающих на

соответствующей территории”.

Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся в

основах земельного законодательства, основах законодательства о недрах, а

также в земельных и водных кодексах.

В основе осуществления функции лежат следующие принципы:

- природные богатства  подлежат охране со стороны  государства

независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет;

- использование природных  богатств должно быть рациональным,

соответствовать развитию государства;

- неукоснительное соблюдение  природоохранительных законодательств  и

строгая ответственность за его нарушение;

Так, в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях предусмотрены различные

меры наказания за правонарушения в области охраны окружающей среды.

[28]

Проведение этих принципов обеспечивает целенаправленность

природоохранительных функций на решение задач, стоящих перед государством в

области охраны и рационального использования природных ресурсов.

Кроме этого, в России действует Закон “Об охране окружающей среды”

[29], которым определены обязательства государства перед своими гражданами

по обеспечению нормальной среды обитания.

2.5. Налогообложение

Данная функция обусловлена тем, что бюджет государства, как и бюджет его

структурных и региональных единиц состоит целиком из различного рода налогов,

сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Так, в бюджете Москвы на 1992

год они составили 96, 6 % , в том числе налог на прибыль (52, 7%), подоходный

налог с физических лиц (17, 3%), акцизы (косвенные налоги на отдельные виды

товаров - 9,6%) и налог на добавленную стоимость (19,8%). Аналогичные

Информация о работе Функции государства