Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Вопросы о государстве, рассматриваемые в «Теории государства и права», его
понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу
основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется
тем, что названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы
различных слоев общества. Рожденное противоречивым обществом государство само
неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и
социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его
целостность и управляемость, государство выполняет потребности общества, служит
его интересам.[1]

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 2
1. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА.. 4
1.1. Понятие и признаки функций государства. 4
1.2. Эволюция функций государства. 5
1.3. Классификация функций государства. 7
1.4. Формы и методы осуществления функций государства. 9
2. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ.. 11
2.1. Политическая функция. 12
2.2. Экономическая функция. 13
2.3. Социальная функция. 15
2.4. Экологическая функция. 17
2.5. Налогообложение. 19
2.6. Защита прав и свобод граждан. 19
3. ОСНОВНЫЕ ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ.. 22
3.1. Функция обороны.. 23
3.2. Функция взаимодействия с другими государствами и
международными организациями. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
ЛИТЕРАТУРА.. 31

Файлы: 1 файл

курс (2).docx

— 63.18 Кб (Скачать файл)

Курсовая: Функции государства

Курсовая: Функции государства

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ. 1

ВВЕДЕНИЕ. 2

1. ФУНКЦИИ  ГОСУДАРСТВА.. 4

1.1. Понятие и признаки функций  государства. 4

1.2. Эволюция функций государства. 5

1.3. Классификация функций государства. 7

1.4. Формы и методы осуществления  функций государства. 9

2. ОСНОВНЫЕ  ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ.. 11

2.1. Политическая функция. 12

2.2. Экономическая функция. 13

2.3. Социальная функция. 15

2.4. Экологическая функция. 17

2.5. Налогообложение. 19

2.6. Защита прав и свобод граждан. 19

3. ОСНОВНЫЕ  ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ.. 22

3.1. Функция обороны.. 23

3.2. Функция взаимодействия с другими  государствами и

международными организациями. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28

ЛИТЕРАТУРА.. 31

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы о государстве, рассматриваемые в «Теории государства и права», его

понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу

основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется

тем, что названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы

различных слоев общества. Рожденное противоречивым обществом государство само

неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и

социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его

целостность и управляемость, государство выполняет потребности общества, служит

его интересам.[1]

Теория государства для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны

государства использует понятие функции государства – характеристики именно

того, что и как государство «делает».[2]

В философии под функциями понимается внешнее проявление свойств какого – либо

объекта в определенной системе отношений. В юридической литературе нет

единства мнений относительно категории «функции государства». Под последними

обычно подразумеваются: основные направления, стороны или виды деятельности

государства, его практическая деятельность. Однако функции не могут

реализовываться внутри самой государственной организации: они реализуются в

воздействии на общественные отношения.

Возникнув как продукт общества, государство становится по отношению к нему

управляющей системой, силой, воздействующей на все важнейшие процессы,

происходящие в нем.

Функции государства – это направления деятельности, но не сама деятельность.

[3] В функциях государства выражаются его сущность, цели и задачи. Функции

государства сложное по своему содержанию явление.

[4]

Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое

значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы,

но и рассмотреть его под углом зрения его разносторонней деятельности,

функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточно

высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность

выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его

организованности и эффективности.[5]

Рассматриваемая в настоящей курсовой работе тема приобретает все большее

значение в новых политических условиях, когда Российской государство начинает

создавать свою политическую систему, укреплять властную вертикаль. Цель

данной работы определить перечень функций, присущих государству.

1. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

1.1. Понятие и  признаки функций государства

Функциями государства называют основные, социально значимые направления его

деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным

задачам определенного исторического этапа разки вития общества, а также

механизм государственного воздействия на происходящие в нем процессы.

[6]

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение и структура

государства, т.е. его внутреннее строение, которое определяется в первую

очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет.

Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная

необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной

деятельности.[7]

Иногда понятие функций государства ограничивается представлением об основных

направлениях деятельности государства лишь «по управлению обществом» или,

наоборот, расширяется за счет включения в их понятие и содержание «механизма

государственного воздействия на развитие общественных процессов».

[8] Кроме того, ранее существовала точка зрения на функции государства как

на предметно-политическую характеристику содержания его деятельности.

[9]

Существенными признаками функций государства являются:

- предметная деятельность  государства в важнейших сферах  общественной

жизни;

- направленность этой  деятельности на выполнение тех  задач и целей,

которые стоят на конкретном историческом этапе развития общества;

- определенные формы (чаще  всего правовые) реализации государственных

функций, связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных,

методов.[10]

Формирование функций происходит в процессе становления и развития

государства. Последовательность возникновения тех или иных функций зависит

от важности и очередности задач, стоящих перед обществом. В разные

исторические периоды приоритетное значение могут приобретать различные цели

государства, а, следовательно - и его различные функции.

Каждая из функций государства имеет определенное содержание, которое

показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы

они решают. Содержание функций не остается неизменным - оно меняется вместе с

изменениями, происходящими в обществе. На содержание функций современных

государств оказывают влияние национальные факторы, научно-технический

прогресс, процессы информатизации и др.

1.2. Эволюция функций  государства

Появление тех или иных новых функций на различных этапах развития

государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного,

причинно - следственного характера, не жестко детерминировано новой сущностью

и формой государства. Вместе с тем такая более или менее причинная

зависимость все же характеризует функции государства, которые представляют

собой важнейшие направления деятельности государства в определяющих областях

его существования в экономической, политической, социальной и иных. Основные

функции наиболее "чутки" к сущностным изменениям государства.

Иные же функции подвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных

пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей, традиций

и тому подобное. Поэтому новый тип государства, появившийся в развитии

конкретного государственно-организованного общества, может в явной или

скрытой форме сохранять и иногда развивать некоторые старые функции.

Делаем вывод, что, таким образом, в государственности того или иного общества

сохраняется преемственность функций, но действует и механизм обновления

функций. Например, на появление новых функций влияют самоорганизационные,

субъективные и даже случайностные (синергетические) процессы, а не только та

или иная степень зависимости функций от изменения сущности и формы

государства.

Функции не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным, фундаментальным,

застывшим и неизменным. В зависимости от конкретно - исторических условий

элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение,

становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями. Это могут быть

функции организации общественных работ (например, строительство ирригационных

сооружений в азиатских странах), обеспечение прав и свобод граждан

(современные развивающиеся  страны, в которых осуществляется  переход к

правовому государству), охраны природы (в странах, где серьезно нарушено

экологическое равновесие) и другие.

В дополнение ко всему сказанному отметим, что в настоящее время более важным

становится выделение глобальных функций государства, характеризующих

деятельность современного государства в экологической, демографической,

сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной,

информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других

современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю

цивилизацию.

1.3. Классификация  функций государства

В юридической теории существует множество оснований (критериев) классификации

функций государства. Ученые дают различный перечень этих функций, по-разному

их называют.

Их пытаются подразделять в зависимости от продолжительности их существования

и деятельности: постоянные, присущие государству на всех этапах его развития,

и временные. Первые выполняются государством в течение длительного времени и

чаще всего присущи государству на ряде этапов его существования. Вторые -

обусловлены конкретным периодом общественного развития и по мере перехода к

иному периоду утрачивают свое значение.

В зависимости от социальной значимости на выражающие интересы правящих

классов, слоев, групп, или представляющие, концентрирующие в себе интересы

всего общества.

Предпринимаются попытки классификации функций государства, базирующиеся на

принципе разделения властей. В соответствии с данным критерием функции

подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные.

[11] Каждая из названных функций осуществляется, как правило, не одним, а

совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенной ветви

власти – законодательной, исполнительной и судебной.

[12]

Кроме того, существуют классификации: по сферам «приложения» и осуществления

(политические, идеологические, социальные, экономические), по формам  реализации

(правотворческие, правоохранительные, правоприменительные), на основании

территориального масштаба, в пределах которого они реализуются (федеративные и

унитарные).[13]

По важности в общественной жизни функции делят на основные и неосновные

(подфункции).[14] К последним относят:

учет и координация интересов различных групп населения, защита меньшинств;

вмешательство в экономику с целью социальной защиты человека; охрана окружающей

среды; поддержание общественного порядка[15]

, организация статистического  учета. Однако данная классификация  вызывает

возражения в юридической науке. Ряд ученых полагает, что поскольку функциями

государства являются основные направления его деятельности, признание

каких-либо функций неосновными некорректно.

Наиболее распространенной и широко признанной является классификация функций

государства по объекту воздействия на внутренние и внешние.

[16]

1.4. Формы и методы  осуществления функций государства

Государство осуществляет свои функции в определенных формах. Формы

осуществления функций государства - это однородная деятельность органов

государства, посредством которой реализуются его функции.

Формы осуществления функций государства делятся на правовые и организационные.

К правовым формам относятся:

- правотворческая форма (разработка и принятие юридических норм,

издание нормативно-правовых актов);

- правоисполнительская форма (принятие мер по исполнению норм права,

издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.));

- правоохранительная форма (контроль и надзор за соблюдением и

исполнением норм, а также применение принудительных мер к их нарушителям).

Организационными формами осуществления функций государства являются следующие:

- организационно-регламентирующая (текущая деятельность

государственных структур по обеспечению функционирования органов государства,

связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т. д.);

- организационно-хозяйственная (оперативно-техническая хозяйственная

работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т. д.);

- организационно-идеологическая (повседневная идеологическая работа,

связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов и формированием

общественного мнения).[17]

Государство может осуществлять свои функции и в так называемых внеправовых

формах, т. е. помимо права и даже вопреки ему. В частности, добиваться своих

целей с помощью насилия, угроз, не издавая и не реализуя правовые нормы.

Современным демократическим государствам это, однако, несвойственно.

Другим основанием для классификации функций государства является характер

государственного воздействия на общественные отношения. В соответствии с ним

все функции могут быть разделены на охранительные и регулятивные.

Охранительные функции - это деятельность государства, направленная на

обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и

свобод граждан, экологическая функция, защита государства от внешней угрозы).

Регулятивные функции - это деятельность государства, направленная на

развитие существующих общественных отношений (экономическая, функция

Информация о работе Функции государства