Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Тема «Функции государства» является для меня наиболее интересной из всех представленных. Понятие функций государства теория государства и права использует для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства. Само понятие функции заимствовано из математики, но в юриспруденции оно наделено новым смыслом. Это понятие появилось и стало использоваться в рамках марксистско-ленинского подхода к государству.

Содержание работы

1.
Введение.
3 стр.
2.
Понятие функции государства.
4 стр.
3.
Соотношение функций с целями и задачами и принципами государства.
7 стр.
4.
Отличие функций государства от функций государственных органов
8 стр.
5.
Классификация функций государства.
10 стр.
6.
Организационные и правовые формы осуществления функций государства.
20 стр.
7.
Методы осуществления функций государства: понятие и виды.
24 стр.
8.
Заключение.
25 стр.

Список используемой литературы
26 стр.

Файлы: 1 файл

функции государства.docx

— 52.83 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное  образовательное

учреждение высшего профессионального  образования

 

Петербургский государственный  университет

сервиса и экономики

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по  дисциплине

Теория государства и права

 

 

 

На тему: «Функции государства»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   Выполнил студент

                                                                                   1 курса заочного отделения

                                                                                   специальность     Юриспруденция

                                                                                  

                                                                                   Зачетная книжка

                                                                                  Проверил

 

 

 

 

Великие Луки

2012 г.

Содержание

1.

Введение.

3 стр.

2.

Понятие функции государства.

4 стр.

3.

Соотношение функций с  целями и задачами и принципами государства.

7 стр.

4.

Отличие функций государства  от функций  государственных органов

8 стр.

5.

Классификация функций государства.

10 стр.

6.

Организационные и правовые формы осуществления функций  государства.

20 стр.

7.

Методы осуществления  функций государства: понятие и  виды.

24 стр.

8.

Заключение.

25 стр.

 

Список используемой литературы

26 стр.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

Тема «Функции государства» является для меня наиболее интересной из всех представленных. Понятие функций государства теория государства и права использует для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства. Само понятие функции заимствовано из математики, но в юриспруденции оно наделено новым смыслом. Это понятие появилось и стало использоваться в рамках марксистско-ленинского подхода к государству. В западной же науке вопрос о функциях государства практически не рассматривается, речь обычно идёт о целях и задачах государства. На современном этапе развития отечественной теории государства и права функциональный подход к деятельной стороне государства сохранился, но в нём расширилось и углубилось понимание социального назначения государства, и была отвергнута роль классовых характеристик государства в его функциях. Функциональный подход изучения теории государства и права позволяет более глубоко изучить процесс формирования эволюции государственности. При рассмотрении различных функций, которые государство выполняло на различных этапах, мы можем более глубоко понять природу такого сложного социального института как государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие функции государства.

           Термин “функции государства” применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение. Основные направления деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве имеют общую природу. Их первостепенной целью является обеспечение гармоничной жизнедеятельности общества.

         В функциях государства выражается  его сущность, та реальная роль, которую государство играет в  решении основных вопросов общественного  развития и прежде всего в  удовлетворении разнообразных интересов  населения страны. Функции государства  устанавливаются в зависимости  от основных задач, стоящих  перед государством на том  или ином этапе его развития, и представляют собой средство  реализации этих задач. Содержание  задач государства определяется  различными внутренними и внешними  факторами. Так, кризисные явления  в экономической жизни страны  требуют концентрации усилий  государства, всех его органов  на решении экономических задач.  Рост преступности заставляет  государство своевременно предпринимать  серьезные практические действия  по усилению борьбы с ней,  выявлению и устранению причин  и условий, которые ее порождают.  Угроза внешней агрессии мобилизует  государственный механизм на  подготовку населения страны  к ее отражению.

          Государственные функции характеризуются некоторыми общими чертами:

1. Содержание каждой функции  государства складывается из  совокупности однородных аспектов  государственной деятельности. Сходные  стороны государственной деятельности  объединяются в одну функцию  исходя из специфики и характера  тех общественных отношений, на  которые они воздействуют.

2. В отличие от функций  многочисленных государственных  органов (финансовых, народного образования,  прокуратуры), специально предназначенных  для определенной деятельности, функции государства охватывают  его деятельность в целом. Сказанное  не умаляет значения отдельных  органов в осуществлении определенных  функций государства, поскольку  иногда эти органы играют ведущую  роль в решении основных задач  государства (например, ведущая роль  вооруженных сил в выполнении  функции обороны страны от  нападения извне). Таким образом,  функции государства необходимо отличать от функций его отдельных органов. Если функции государства отвечают основным, общественно значимым направлениям его деятельности, которым подчинена работа всего государственного аппарата и каждого из его органов, то далеко не всегда в функциях отдельных государственных органов находит выражение социальное назначение и сущность государства.

3. Функции государства  носят комплексный, собирательный  характер. В них воплощается сосредоточение  усилий государства на решающих, жизненно важных направлениях  его внутренней или внешней  деятельности.

4. Функции государства  необходимо также отличать от  видов государственной деятельности, которые могут осуществляться  либо специально уполномоченными  на то органами, либо структурными  подразделениями различных органов  государства. Видами государственной  деятельности являются, например, расследование  уголовных дел, таможенный контроль.

5. Функции государства  нельзя отождествлять с формами  и методами их реализации. Основными  правовыми формами осуществления  функций современного государства  являются правотворчество, исполнительно-распорядительная  и правоохранительная деятельность. Государство в соответствии с  теми задачами, которые стоят  перед ним на том или ином  этапе развития, может использовать  методы убеждения, поощрения или  принуждения в их различных  сочетаниях. Конкретная же функция  государства представляет собой  единство содержания, форм и методов  осуществления государственной  власти, неразрывно связанных с  данным направлением деятельности  государства.

Вся функциональная деятельность государства направлена на достижение генеральной цели: блага человека, его нравственного, материального  и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Государство всегда должно выступать как верховный хранитель  и защитник законных интересов личности. Через личность государство содействует  общественному прогрессу в целом, совершенствует и обогащает всю  систему общественных отношений.

Таким образом, функции государства  — это основные направления его  деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государственного управления обществом.

Все основные направления  деятельности государства в зависимости  от того, в какой сфере общественной жизни они протекают, подразделяются на внутренние и внешние. Жизнь любого современного общества осуществляется в двух основных сферах: внутри страны и на международной арене.

По продолжительности  действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции осуществляются на всех этапах развития государства. Временные же функции прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило имеющей чрезвычайный характер (к ним относятся, например, ликвидация стихийного бедствия, масштабных катастроф, антиконституционных выступлений).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Соотношение функций государства с целями, задачами и принципами государства.

          Функции государства  – это основные направления деятельности государства по решению стоящих  перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают.  

          К наиболее значимым признакам  функций государства относятся:

1. Устойчиво сложившаяся  предметная деятельность государства  в важнейших сферах общественной  жизни;

2. Непосредственная  связь между сущностной характеристикой  государства и его социальным  назначением, которая (связь) реализуется в деятельности государства;

3. Направленность  деятельности государства на  выполнение крупных задач и  достижение целей, встающих на  каждом историческом этапе развития  общества;

4. Определенные  формы реализации функций государства  (чаще всего правовые), связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных методов (Л.А.Морозова)

           Понятие функций  государства не следует отождествлять  с такими понятиями как цели и  задачи государства. Если цель государства  есть то, к чему стремится общество, а задачи – средства ее достижения, то функции – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Следовательно, цели и задачи определяют функции.

           Последовательность  возникновения функций зависит  от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также преследуемых целей.

Эти задачи и цели зависят  от реальных условий:

- потребностей и  интересов населения;

- экономических возможностей  общества;

- нравственного и  культурного уровня общества;

- профессионализма  государственных служащих и структур и др.

  1. Отличие функций государства от функций государственных органов

               Функции государства отражают всю деятельность государства, а не отдельных направлений, их осуществляют весь государственный механизм и входящие в него государственные органы.

              Функции отдельного органа раскрывают социально - целевое назначение конкретного органа, который через функции реализует свою компетенцию. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако сказанное не исключает того, что отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства. Так, защита страны от нападения извне- главная задача военного ведомства.

              Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства.

              В осуществлении функций государства, так или иначе, в большей или меньшей степени, участвуют все эти органы. Напротив, функцию определенного органа не может подменить никакой другой. В то же время все составные части органа должны через свои непосредственные обязанности обеспечить общие функциональные задачи органа.

             Функции государства следует отличать от функций и форм деятельности отдельных органов государства.

В их числе можно назвать  следующие виды деятельности:

  1. Законодательная,
  2. Исполнительная,
  3. Контрольно - надзорная,
  4. Юрисдикционная;
  5. Следственно - дознавательная;
  6. Налоговая;
  7. Пограничные службы ...

            Функции государства – это именно главные направления деятельности государства в целом, в совокупности всех его органов.

            В осуществлении той или иной функции государства принимают участие если не все, то многие органы государства, используются разные формы государственной деятельности. Например, функция охраны правопорядка проявляется в законодательной, исполнительной, контрольно-надзорной, следственной, юрисдикционной и иных формах деятельности.

            Функции государства носят предметный, объективный характер, ибо порождаются самим обществом, вытекают из его природы и объективно возникают перед обществом на определенных этапах его развития. Без этих по своей природе общественных функций общество не может нормально существовать и развиваться.

             Функции государства носят устойчивый характер. Это главные направления деятельности, существующие, как правило, на всем протяжении времени существования государства. Формы и методы осуществления функций могут меняться, но направление деятельности государства остается постоянным.

            Например, экономическая функция Российского государства остается главным направлением его деятельности, однако формы и методы ее осуществления существенно изменились - на смену командно-административны методам прямого, жесткого, управления экономикой пришли экономические методы косвенного, мягкого, воздействия на экономику.

Информация о работе Функции государства