Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена такой теме функции государства. Эта тема актуальна для современного общества, так как при переходе к рыночной экономике и кардинальном реформировании социально-экономических отношений нашего общества важную роль играет изучение таких понятий в формирующемся правовом государстве. Особенно актуальна эта проблема для нашего общества в условиях бурного обновления законодательства, в период кризиса жизненных ценностей, которые переживает современное общество.

Содержание работы

Введение 2
1.Понятие и классификация функций государства 4
2.Функции государства и государственный механизм 8
3.Формы и методы осуществления функций государства 11
4. Функции Российского государства 13
1.Внутренние функции Российского государства 16
2.Внешние функции Российского государства 22
Заключение 25
Библиография 27

Файлы: 1 файл

Функции государства.Понятия и виды.АН.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

функции государства

ПЛАН:

Введение 2

  1. Понятие и классификация функций государства 4
  2. Функции государства и государственный механизм 8
  3. Формы и методы осуществления функций государства 11

4. Функции Российского государства 13

  1. Внутренние функции Российского государства 16
  2. Внешние функции Российского государства 22

Заключение 25

Библиография 27

 

2

Введение.

Преобразования, начавшиеся в Российской Федерации, затронули все сферы жизни общества и государства. Экономическая, социальная, политическая составляющая общественной жизни в течение очень короткого периода времени были кардинально преобразованы, начиная с теоретических основ и заканчивая практической реализацией. Особое внимание, как ученых теоретиков, так и практических специалистов вызывал и вызывает вопрос касающейся роли государства, его места и роли в жизни общества. Функции государства и порядок их реализации остаются дискуссионной позиции, особенно в части деятельности правоохранительных структур. Тенденция к снижению роли государства в экономике, обеспечении безопасности, социальной и политической сфере постепенно отходит на второй план. Учитывая специфику Российского общества, а также исторический опыт, государство постепенно возвращает себе утраченные позиции, оставляя в прошлом теории Адама Смита и Маршалла.

Данная курсовая работа посвящена такой теме функции  государства. Эта тема актуальна для современного общества, так как при переходе к рыночной экономике и кардинальном реформировании социально-экономических отношений нашего общества важную роль играет изучение таких понятий в формирующемся правовом государстве. Особенно актуальна эта проблема для нашего общества в условиях бурного обновления законодательства, в период кризиса жизненных ценностей, которые переживает современное общество.

Цель данной работы попытаться осветить основные формы и методы осуществления функций государства.

В процессе работы была использована научная и периодическая литература. Думаю, что знание таких понятий, как функции государства,

 

/ /

3

является  сегодня совершенно необходимым условием формирования нашего мировоззрения и юридического профессионализма.

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым.

Вопросы о  государстве и его функциях в  обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и дискуссионных и в государствоведении. Это объясняется тремя основными причинами:

• Вопросы сущности государства и его места в политической системе 
прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов 
общества, политических партий

  • Только государство из всех социальных институтов способно оказывать решающее воздействие на характер и сущность политической системы
  • Государство само по себе является сложным и неоднородным социально-политическим явлением.

Развитие  общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественноисторический  процесс, протекающий по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые можно определить как характерные особенности государства, отличающие его от других элементов политической системы общества. Поэтому функции государства и рассматриваются в настоящей работе, в том числе - в свете известных теории государства и права различных концепций возникновения государства и присущих ему функций.

Сказанное обуславливает  актуальность рассматриваемой проблемы в рамках исследования по теории государства и права.

Итак, в данной курсовой работе ставится цель рассмотреть теоретические основы вопроса о функциях государства.

 

/

4

1. Понятие и классификация функций  государства

Социальную  и политическую природу государства  обнаруживают его функции, ибо любой феномен наиболее ярко проявляется тогда, когда действует. Функции государства - это основные направления его деятельности, обусловленные объективной потребностью объединенных обменными отношениями людей решать общие дела1. Содержание этих дел обуславливается исторически определенным характером общества.

Другими словами, функции государства - это основные направления

внутренней  и внешней деятельности государства, в которых выражаются и

конкретизируются   его   классовая   и   общечеловеческая   сущность   и

социальное  назначение.

Таким образом, функции государства непосредственно  выражают,

предметно   конкретизируют   его   сущность,   национальные   и   частные

интересы  членов общества.

Функции государства  объективны. Они не зависят ни от сознания и воли объединившихся в сообщество людей, ни от тех, кто этим сообществом управляет. Главной - генеральной - функцией государства является реализация "общих дел". Реализация этой функции обеспечивает объективные предпосылки человеческого существования, как то: природные условия, обеспечение жизнедеятельности, здоровья граждан, социально-культурные условия, экономические и политические условия.

Необходимо  упомянуть о том, что практически  все, известные ныне теории происхождения и функций государства в основе своей имеют две основные концепции, принимающие во внимание ту или иную сторону государственной деятельности. Это, во-первых, - концепция государства как воплощения идеи "всеобщего блага ".

Второй    является    концепция    государства    как    аппарата    для

1 Хропанюк В. Н., под ред. Стрекозова В. Г. Теория государства и права. - Омега-Л, 2006г, с. 165.

2 Общая теория государства и права. Учебник для ВУЗов. Под ред. Проф.Марченко М.Н., М., 2001г. С-161

 

5

осуществления насилия одной части общества над другой. Рассмотрим наиболее значимые из этих теорий. Первую из выше названных концепций развивают, прежде всего, естественно-правовая и органическая теории.

Так, авторы естественно-правовой теории происхождения государства (Г. Гоббс, П. Гольбах , Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо) считали, что государству предшествует естественное состояние человека, а само оно -результат юридического акта, своеобразного "общественного договора", положившего- конец "войне всех против всех". Государство в их трактовке     является     порождением     воли     народа,     изобретением

•з

человеческого   разума.   Органическая теория возникновения

государства (Платон, Аристотель) исходит из того, что общество и государство - единое целое, социальный организм, действующий  по аналогии с человеческим. Поэтому изолированное существование человека вне государства невозможно. По мнению одного из последователей этой теории Г.Спенсера, государство появляется одновременно со своими составными частями - людьми и будет существовать до тех пор, пока существует человеческое общество4. Государственная власть в данном случае трактуется как господство целого над своими составными частями, ее цель - обеспечение благополучия всего народа.

Воплощением второй концепции - идеи насилия - является, прежде всего, теория марксизма. Кроме того, определенное развитие позиции марксизма получили в более поздней теории, связывающей возникновение частной собственности, классов и государства с проявлением внутреннего и внешнего насилия одной части общества над другой. Эта концепция и получила непосредственно название теории насилия. Ее создатели (Е.Дюринг, Л.Гумплович, К.Каутский) утверждали, что государство, возникшее в результате непосредственного политического действия, останется аппаратом угнетения до тех пор, пока не    сотрутся    юридические    различия      между      победителями      и

3 Там же, с. 159.

4 Там же, с. 160.

 

6

побежденными5.

На мой  взгляд, однако, нельзя абсолютизировать ни первую, ни вторую стороны ориентации государственной деятельности, поскольку ей присуще как одно, так и другое. Дело заключается только в том, в каком соотношении между собой находятся потребности государства прибегать к насилию или заботиться о процветании всего общества.6

Классификация функций государства может быть осуществлена по нескольким критериям. Наиболее распространенными являются:

• особенности объекта государственного воздействия, своеобразие 
тех общественных отношений, на которые государство воздействует в 
процессе своей деятельности

• обусловленная общественными отношениями специфика 
содержания каждой функции, то есть более или менее однородных, 
близких друг к другу видов государственной деятельности.

В зависимости  от того, в какой сфере общественной жизни осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат - они подразделяются на внутренние и внешние. Среди внутренних и внешних выделятся также основные и не основные. К основным относят функции являющиеся наиболее важными направлениями деятельности государства но осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.

К не основным функциям государства относятся  направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни. Причем исследователи подчеркивают, что термин "не основные функции" является по большей мере условным и его употребление правомерно лишь потому, что позволяет лучше рассмотреть более широкие по объему функции'.

5 Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 2001, с. 179.

6 Санистебан Л. Основы политической науки. - М., 1995. С-203

 

^> 

7

Осуществление функций государства находится  в тесной связи с особенностями организации и функционирования государственного аппарата.

 

8

2. Функции государства и государственный механизм.

Механизм  государства, охватывающий все государственные  органы, непосредственно олицетворят государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение, его "плоть и кровь". Вне и без государственного механизма нет и не может быть государства.

Понятие "механизм государства" тесно связано с  категорией "государственный аппарат". Последний принято употреблять в двух смыслах—широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с определением механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления. Именно в этом значении как совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин  "государственный  аппарат"  в  науке административного права.

В теории государства  и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется в своем широком значении, т.е. как адекватное категории механизма государства.

Понятие механизма  государства раскрывается через  характерные черты или признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов.

Во-первых, механизм (аппарат) государства—это система  государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции

Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношением и взаимосвязями. При этом необходимо учитывать, какой системообразующий фактор структуры государственного механизма

 

9

в соответствующих исторических условиях данного государства закреплен в его Конституции.

Согласно  ст. 12 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти7.

В-третьих, между  государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов.

Вместе с  тем, от функций государства зависти  и структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.

В-четвертых, механизм государства для обеспечения  возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами, так называемыми "вещественными придатками", на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство.

Особенность этих придатков в том, что они  выделяются в механизме государства не в качестве самостоятельных частей как государственные органы, а именно как вещественные придатки последних. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации,   необходимые   для   функционирования   государственных

Информация о работе Функции государства