Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Развитие общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественный исторический процесс, протекающий по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые можно определить как характерные особенности государства, отличающие его от других элементов системы общества.

Файлы: 1 файл

7692.Функции государства. Институт управления. 2012.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

 

Тема курсовой работы: «Функции государства»

 

 

Оглавление

 

 

 

 

Введение

 

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Развитие общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественный исторический процесс, протекающий по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые можно определить как характерные особенности государства, отличающие его от других элементов системы общества.

Вопросы о государстве и его функциях всегда относились к числу основополагающих и дискуссионных и в обществе и в теории государства и права, поскольку сущность государства прямо и непосредственно затрагивает интересы различных слоев, классов общества, политических партий. Это и обуславливает актуальность рассматриваемой темы в рамках исследования по теории государства и права. Особенно актуален этот вопрос для Российской Федерации в период становления правового государства, смены приоритетов в социально-экономическом и культурном развитии общества, постановке новых стратегических целей и задач.

Объект исследования представленной работы – функции  государства в современный период времени, а также формы и методы их осуществления.

Предметом исследования выступают общественные отношения в части реализации государственных функций, деятельность государства в осуществлении государственных функций, формы и методы правового регулирования общественных отношений.

Цель курсовой работы – наиболее полное раскрытие понятия  и признаков функций современного государства, классификация видов функций государства и освещение форм и методов их осуществления.

Для достижения указанной  цели поставлены следующие задачи:

-  раскрытие понятия  функций государства и определение  признаков функций государства;

-  характеристика функций государства на основе критериев классификации;

-  рассмотрение форм и методов осуществления функций государства.

- анализ эволюции функций Российского государства на современном этапе.

Изучение и  исследование выбранной темы проходило с помощью следующих методов:

- изучение исторической  и правовой базы по теме  «Функции государства» в конкретизации  его признаков;

- анализ источников  и литературы, которые отражают  данную тему в современных  условиях и в динамике времени;

- личные наблюдения и выводы в процессе изучения методической литературы.

 

1. Понятие и признаки функций государства и их соответствие историческому типу государства, его целям и задачам

    1. Понятие и признаки функций государства

 

В юридической  литературе можно насчитать до двух десятков определений функций государства. В работах значительной части правоведов функции государства рассматриваются как основные направления его деятельности, выражающие его сущность и социальное назначение. Подобные точки зрения высказывают Перевалов В.Д., Корельский В.М., Лазарев В.В. При определении функции они используют также такие категории как цели, задачи, управление, воздействие и отождествляют функции государства с его деятельностью.

В ряде работ  функции государства рассматриваются  как сущность (содержание) деятельности государства во внутренней и внешней сферах, как отношение политически господствующего класса к остальным классам и политическим группам1.

Морозова Л.А. в своей известной статье «Функции Российского государства на современном  этапе» предложила трактовку функций не только как направлений его деятельности, но и как механизма государственного воздействия на общественные процессы2.

Авторы учебника Матузов Н.И. и Малько А.В. дают следующую характеристику понятия функций государства. Функции государства показывают, что должно делать государство для достижения и осуществления тех целей и задач, которые стоят перед ним в определенный исторический период. Функция отражает скоординированные направления деятельности государственного механизма3.

Таким образом, современная юридическая наука  предлагает трактовку функций государства  не только как направлений его  внутренней и внешней деятельности, но и механизма государственного воздействия на общественные процессы. Данную трактовку можно считать правильной, так как выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений, воздействует на состояние общественных процессов.

Насколько многообразно в юридической литературе представлены формулировки функций государства, настолько же многообразно авторы трактуют и их признаки. В целом авторы единодушны в определении признаков. Среди основных признаков функций государства можно выделить следующие:

1. Функции государства  непосредственно выражают и предметно  конкретизируют его классовую  и общечеловеческую сущность. Их  содержание учитывает классовые,  групповые (корпоративные), национальные  и частные интересы членов  общества.

2. В функциях  государства воплощается и раскрывается  его активная служебная роль  как важнейшей части надстройки  по отношению к своему базису, реализуется разносторонняя практическая  деятельность внутри страны и  на международной арене.

3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности.

4. В функциях  государств различных исторических  типов проявляются и объективируются  присущие им особенности и  закономерности развития, динамика  социально-экономических, политических  и духовных преобразований в  жизни общества4.

Функции государства обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому невыполнение государством своих функций несомненно вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества.

Функции государства  различны, порядок их возникновения  и изменения зависит от очередности  задач, которые встают перед обществом  в ходе его эволюции, и целей, которые  он преследует. Задача – это то, что требует разрешения, а функция – вид деятельности, направленной на такое разрешение. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а следовательно, и разные его функции. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых – к возникновению других.

Содержание  функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в  данной сфере оно совершает, чем  конкретно занимаются его соответствующие  органы.

Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми органами. Одна задача может решаться посредством выполнения нескольких функций. Отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства5.

Обобщая вышеизложенное, можно дать следующее понятие  функции государства: это основные направления деятельности государства  по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных его сущностью и социальным назначением. Существенными признаками функций государства являются их непосредственная связь с сущностью и социальным назначением государства, направленность на решение задач в интересах достижения государственных целей, которые бывают различными на определенных исторических отрезках времени, видоизменяются в процессе становления, укрепления и дальнейшего развития государства.

 

1.2 Соответствие функций государства историческому типу государства, его целям и задачам

 

Появление тех  или иных новых функций на различных  этапах развития государственности  конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно - следственного  характера, не жестко детерминировано  новой сущностью и формой государства. Вместе с тем такая более или менее причинная зависимость все же характеризует функции государства, которые представляют собой важнейшие направления деятельности государства в определяющих областях его существования в экономической, политической, социальной и иных.

Основные функции  наиболее "чутки" к сущностным изменениям государства.

Иные же функции  подвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и тому подобное. Поэтому новый тип государства, появившийся в развитии конкретного государственно-организованного общества, может в явной или скрытой форме сохранять и иногда развивать некоторые старые функции.

Делаем вывод, что, таким образом, в государственности того или иного общества сохраняется преемственность функций, но действует и механизм обновления функций. Например, на появление новых функций влияют самоорганизационные, субъективные и даже случайностные (синергетические) процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменения сущности и формы государства.

Функции не являются чем-то раз и навсегда, навечно  данным, фундаментальным, застывшим  и неизменным. В зависимости от конкретно - исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями. Это могут быть функции организации общественных работ (например, строительство ирригационных сооружений в азиатских странах), обеспечение прав и свобод граждан (современные развивающиеся страны, в которых осуществляется переход к правовому государству), охраны природы (в странах, где серьезно нарушено экологическое равновесие) и другие.

В дополнение ко всему сказанному отметим, что в  настоящее время более важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.

В заключение данного  параграфа можно сделать следующий  вывод: последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии. В задачах государства определяются его социальное назначение, историческая миссия в тот или иной исторический период. Задачи и цели государства зависят от исторических этапов развития государства, его типов.

  

  1. Виды функций государства и их характеристика

 

В связи с  тем, что государство выполняет  множество функций, содержание которых  весьма разнообразно, необходима их классификация.

Функции государства классифицируются по следующим критериям.

1. По сферам  деятельности:

- внутренние - направлены  на решение внутренних задач  страны, показывают степень активности  воздействия государства на данное  общество (экономическая, социальная, налоговая, развития образования,  культуры, науки, экологическая, охраны правопорядка,);

- внешние –  нацелены на установление и  поддержание определенных отношений  с другими государствами (функция  обороны страны, поддержания мира, сотрудничества с другими государствами).

2. По продолжительности  действия:

- постоянные – осуществляются в течение длительного времени, на многих этапах существования государства (экономическая, налоговая, охраны правопорядка);

- временные  – осуществляются на определенных  этапах существования государства  (функции, осуществляемые в переходный  период государства).

3. По социальной  значимости:

- главные (основные) – имеющие приоритетное, стратегическое  значение на конкретном этапе  развития общества (экономическая, социальная, экологическая);

- производные  – носят вспомогательный, дополняющий  характер по отношению к главным  функциям (налоговая функция как  производная от экономической,  функция развития образования,  культуры, науки как производная от социальной)6.

В юридической  литературе характеристика видов функций  государства чаще всего производится по критерию сферы деятельности. В  своей работе я также придерживаюсь  данной классификации.

 

2.1. Внутренние  функции государства

 

Как уже отмечалось выше, среди внутренних функций государства можно выделить экономическую, социальную, функцию налогообложения, развития образования, культуры, науки; экологическую, охраны правопорядка.

  1. Экономическая функция.

Вторая половина XX столетия характеризуется тем, что в развитых странах мира в число основных стала входить экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает пропорции между отдельными ее отраслями. Возникли государственный сектор экономики, в большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую часть ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны7.

Информация о работе Функции государства