Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Государство как главная властвующая и организующая сила общества призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию. Такое сотрудничество и взаимодействие государственных и общественных организаций, в том числе и частных, способствует стабильности общественной жизни, установлению в обществе режима реальной демократии.

Содержание работы

Введение 3
Понятие и причины существования государства 4
Функции государства 5
Признаки и структура государства 6
Типология государств 7
Тенденции в развитии современного государства 8
Форма государства 9
Форма государственного правления 10
Правовое государство 11
Особенности реформирования государственного устройства в современной России 12
Государственная власть в Российской Федерации 13-14
Заключение 15
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

политология готовый реферат.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                       3

  1. Понятие и причины существования государства                       4                    
  2. Функции государства                                                                    5
  3. Признаки и структура государства                                              6
  4. Типология государств                                                                   7
  5. Тенденции в развитии современного государства                     8
  6. Форма государства                                                                        9
  7. Форма государственного правления                                          10
  8. Правовое государство                                                                  11
  9. Особенности реформирования  государственного устройства в современной России                                                                     12
  10. Государственная власть в Российской Федерации               13-14

 Заключение                                                                                             15

Список использованной литературы                                                     16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государство как главная властвующая и организующая сила общества призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию. Такое сотрудничество и взаимодействие государственных и общественных организаций, в том числе и частных, способствует стабильности общественной жизни, установлению в обществе режима реальной демократии.

Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от их принадлежности какому-либо роду или племени. Это означает, что государство имеет свою территорию, определяет ее границы и защищает от нападения извне. Постоянное население данной территории, как правило, имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами. Государственная власть распространяется и на находящихся в стране иностранцев и лиц, не имеющих гражданства. Однако они имеют особое правовое положение.

О гражданском обществе в российской политической жизни ныне говорят многие, не очень представляя себе, что это такое. Разумеется, такое состояние порождено десятилетиями, когда само понятие гражданского общества было исключено из отечественного теоретико-юридического знания. Но хотя сейчас гражданское общество вошло в научный и политический оборот, оно не должно стать неким фетишем. Утверждения типа «демократия невозможна без развитого гражданского общества», на мой взгляд, не следует принимать на веру.

Вот почему стоит обратиться к истокам появления этого понятия, его первоначальному содержанию, и сравнить его с нынешним пониманием гражданского общества.

Размышление о социальных институтах всегда включает прогнозы об их будущем. И эти прогнозы – неважно, сбываются они или нет - как импульсы из будущего организуют настоящее: подвигают на политические действия, даже влияют на оценки и переоценки прошлого. Связь времен - реальная вещь. Но эти прогнозы имеют разный характер, особенно когда касаются таких социальных институтов, как государство и право. В одних прогнозах государство и право должны отмирать при определенных условиях (при построении коммунистического общества). В других - они вечны, т.к. преподнесены человечеству богом. В третьих - одному из конкретных государств предназначалось быть «тысячелетним рейхом», хотя просуществовало это государство всего двенадцать лет. В концепциях, ведущих свое происхождение от утверждений Платона, государство, возникнув первоначально как «совершенное» и представляя собой живой организм, постепенно вырождается, разрушается (точно так же, как это происходит с живым организмом).

Целью моей работы является рассмотрение государства как политического института.

1. Понятие и причины существования государства   

 Государство - это  политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управление социальными процессами на определенной территории. Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения.   

 С момента своего  возникновения государство неоднозначно  трактовалось в истории политической  мысли. Выдвигались самые разнообразные причины возникновения и существования государства: в теологической теории это - Божественная сила; в договорной - сила разума, сознания; в психологической - факторы психики человека; в органической - биологические факторы; в материалистической - социально-экономические факторы; в теории насилия -военно-политические факторы.    

 В литературе выделяются  факторы, влияющие на образование  государства: географические, этнические, демографические, информационные.   

 Возникновение государственности  обусловлено причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо в качестве главной, определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения социально-экономической жизни, как инструмент упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных личностей. 

 

2. Функции государства   

 Функции государства  - это основные направления деятельности  государства по решению стоящих  перед ним задач. Государство  выполняет ряд функций, которые  отличают его от других политических институтов. Они подразделяются на внутренние и внешние.    

 Внутренние функции: экономическая; социальная; организаторская; правовая; политическая; образовательная; культурно-воспитательная.    

 Экономическая функция  государства выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций.   

 Социальная функция  состоит в удовлетворении потребностей  людей в работе, жилье, поддержании здоровья; в предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; в страховании жизни, собственности, здоровья.   

 Правовая функция  включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя от разрушительных действий экстремистов.    

 Культурно-воспитательная  функция направлена на создание  условий дтя 'удовлетворения культурных  потребностей населения, приобщения их к достижениям мировой художественной культуры, возможности самореализации в творчестве.   

 Политическая функция  государства состоит в обеспечении  политической стабильности, осуществлении  властных полномочий, выработке  политического курса, отвечающего потребностям и чаяниям широких слоев населения, или поддержании политического господства класса-собственника.   

 Экологическая функция.  С помощью законодательства государство  устанавливает правовой режим  рационального природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению здоровой, нормальней среды обитания.   

 Внешние функции - функции взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, технологической, культурной, торговой областях с другими государствами, функция защиты от внешних угроз - обороны страны. 

 

3. Признаки и структура государства    

 Признаки государства:  

 наличие публичной  власти, выделенной из общества  и не совпадающей с населением  страны, материализованной в специфических  принудительных учреждениях и распространяющейся на всю территорию страны и на всех находящихся там лиц (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, тюрьмы);  

 система налогов,  податей, займов (необходимы для материального обеспечения государственной политики: экономической, социальной, оборонной, для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью);   

 территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени, вероисповеданию);   

 суверенитет (присущее  государству верховенство на  своей территории и независимость в международных отношениях);   

 право (государство  не может существовать без  права, так как последнее юридически  оформляет государственную власть  и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки  и формы осуществления функций государства);   

 монополия на легальное  применение силы, физического принуждения  (возможность лишить граждан высших  ценностей, каковыми являются  жизнь и свобода, определяет  особую действенность государственной  власти).   

 Структура государства   

 По разделению власти: 

 система законодательных  (представительных) учреждений; 

 исполнительно-распорядительные  органы; 

 судебные органы.  

 По выполняемым функциям.  

 Органы, осуществляющие внутренние функции: 

= охрана правопорядка, безопасности (полиция, суд, прокуратура); 

= социально-экономическое  регулирование (финансово-налоговый  аппарат, органы связи, коммунальной  службы, транспорта; 

= духовное производство (учреждения образования, культуры, органы информации).   

 Органы, осуществляющие внешние функции: 

- вооруженные силы; 

- разведка; 

- органы межгосударственных  отношений. 

 

4.Типология государств    

 Типология государств - это их специфическая классификация,  проводимая в основном с позиции  двух подходов: формационного и  цивилизационного.    

 При формационном подходе  главным критерием являются социально-экономические  признаки (общественно-экономическая  формация). Независимости от типов  экономического базиса выделяют  следующие типы государств рабовладельческий,  феодальный, буржуазный, социалистический.    

 Достоинства формационной типологии:  

- использует плодотворную  идею делить государства на  основе социально-экономических  факторов, которые действительно  влияют на общество;  

- показывает поэтапный,  исторический характер развития  государства.   

 Недостатки:  

- формационная типология  однолинейна и характеризуется  запрограммированностью, а история  многовариантна и не всегда "вписывается"  в начерченные для нее схемы;   

- недооцениваются духовные  факторы (религиозные, национальные, культурные).    

 При цивилизационном  подходе основным критерием выступают  духовные признаки - культурные, религиозные,  национальные, психологические.    

Достоинства цивилизационной типологии:  

- факторы культуры  выделены как существенные в  определенных условиях;  

- в связи с расширением  количества духовных критериев,  которые характеризуют особенности  тех или иных цивилизаций, получается  более "заземленная", близкая  к реальности типология государств.   

 Недостатки цивилизационной типологии: 

- недооцениваются социально-экономические факторы; 

- по сути, эта типология  не столько государства, сколько  общества. 

 

5.Тенденции в развитии современного государства   

 В развитии современного  государства можно выделить несколько  тенденций.

Ведущей тенденцией в  развитии многих государств, особенно европейских, является стремление к созданию подлинно демократического, правового государства. Данный тезис отражается в конституциях многих европейских стран.   

 Конституция Российской  Федерации, принятая всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г., провозглашает нашу страну демократическим, правовым и федеративным государством с республиканской формой правления.   

Информация о работе Функции государства