Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Государство как главная властвующая и организующая сила общества призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию. Такое сотрудничество и взаимодействие государственных и общественных организаций, в том числе и частных, способствует стабильности общественной жизни, установлению в обществе режима реальной демократии.

Содержание работы

Введение 3
Понятие и причины существования государства 4
Функции государства 5
Признаки и структура государства 6
Типология государств 7
Тенденции в развитии современного государства 8
Форма государства 9
Форма государственного правления 10
Правовое государство 11
Особенности реформирования государственного устройства в современной России 12
Государственная власть в Российской Федерации 13-14
Заключение 15
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

политология готовый реферат.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

 Важной тенденцией  в развитии современного государства  выступает демократическая ограниченность  суверенитета государства, которая идет на смену его абсолютному суверенитету. Раньше любая попытка дать рекомендации со стороны мирового сообщества тому или иному государству расценивалась как вмешательство в его внутренние дела. Сейчас, в условиях современного взаимозависимого мира, решение отдельных проблем требует определенного разумного самоограничения суверенитета.   

 Тенденция децентрализации  государственной власти. Власть  перераспределяется между высшими  государственными структурами в  пользу местных структур в  целях придания им больших демократических начал и самостоятельности в решениях, то есть наблюдается развитие самоуправления.    

 Важными тенденциями  в развитии современного государства  также выступают: тенденция к  интеграции экономической и политической  жизни, тенденция к оживлению национальных движений и дроблению уже существующих государств.   

 Тенденция к интеграции  проявляется в увеличении количества  государств, входящих в Европейское  Сообщество, которое в 1994 г. пополнилось  еще тремя государствами - Австрией, Швецией и Финляндией и насчитывает 15 стран.   

 Одновременно с  процессами интеграции идут процессы  дезинтеграции, то есть дробления  государств, создания самостоятельных  государств на основе распавшихся  федераций, выделения автономий  из унитарных государств, предоставления им более широких полномочий, вплоть до создания самостоятельного государства.   

 Стремление к самостоятельности  и обособлению можно оценить  положительно, если бы процессы  дезинтеграции не сопровождались  этническими конфликтами. Европа в последнее время переживает более 150 этнических конфликтов, которые подрывают стабильность любой политической системы. Поэтому политологи говорят о необходимости определения пределов для государств, образующихся на базе национально-политических движений.   

 Важная тенденция  в развитии современного государства  - стремление иметь собственную  идеологию, объединяющую общество. Государство теряет свою интеграционную  функцию, когда не существует  объединяющей идеи. В условиях  многонационального государства нужна идея, которая объединила бы народы, населяющие Россию, укрепила основы патриотизма и общности исторической судьбы различных социально-политических и национальных сил. Наличие идеи могло бы способствовать укреплению стабильности государства.    

 Еще одна важная тенденция связана с сокращением бюрократического управленческого аппарата и уменьшением расходов на его содержание.    

 Государственные служащие-бюрократы  имеют свои эгоистические интересы, не совпадающие с интересами  государства. 

 

6.Форма государства   

 Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.   

 Форма государства определяет - кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в  нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.    

 От формы государства зависит  сама политическая жизнь, в  обществе, устойчивость государственных  институтов.   

 Элементы формы государства.   

 › форма правления. Характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;   

 › форма государственного устройства. Отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные;  

 › политический (государственный) режим. Представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политический (государственные) режимы. 

 

7. Форма государственного правления    

 Форма государственного правления  - это элемент формы государства,  характеризующий организацию верховной  государственной власти, порядок  образования ее органов и их  взаимоотношения с населением.   

 В зависимости от  положения главы государства  формы правления подразделяются на монархии и республики.   

 Монархия (от греч. "единовластие") - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (короля, царя, шаха, императора).   

 Признаки монархии: власть передается по наследству; осуществляется бессрочно; не зависит от воли населения.   

 Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета государства является монарх, и ограниченными, в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие его власть.   

 Республика (от лат. "государственные, общественные дела") - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от воли избирателей или представительного органа.   

 Признаки республики:  

- выборность власти;  

- зависимость от воли  избирателей; 

- срочность полномочий  органов управления;   

 В зависимости от  того, кто формирует правительство,  кому оно подотчетно и подконтрольно,  республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.   

 В президентской  республике президент избирается  независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Президент наделяется правом отлагательного вето (от лат. "запрет") на решения законодательного органа.   

 В парламентской  республике правительство формируется  законодательным органом и отвечает  перед ним. Парламент может  путем голосования выразить вотум  недоверия деятельности правительства  в целом, главы правительства,  конкретного министра.   

 Официальной главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной главой государства выступает руководитель правительства.    

 Смешанные республики (полупрезидентские, полупарламентские). Их характерной чертой является  двойная ответственность правительства  и перед президентом, и перед парламентом. Президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства является президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства председательствует на заседаниях кабинета министров утверждает его решения.   

 Парламент имеет  возможность контролировать правительство  путем утверждения ежегодного  бюджета страны, а также посредством  права вынесения правительству  вотума недоверия. 

 

8. Правовое государство   

 Правовое государство  - это ферма организации и деятельности  государственной власти, при которой  само государство, все социальные  общности, отдельный индивид уважают  право и находятся в одинаковом  отношении к нему. В таком случае  право выступает способом взаимосвязи государства,   общества   и   индивида.   Принцип   правового   государства    

 Предполагает, что  все правовые акты соответствуют  основному закону страны - конституции.    

 Отличительные признаки  правового государства:  

 ~ верховенство закона во всех сферах жизни общества. Закон устанавливает права и обязанности участников общественных отношений. В законах учитываются тенденции социального развития, требования равенства и справедливости, защищаются нравственные ценности общества;  

 гарантии прав личности, возможности ее свободного развития. Реализация гарантий обеспечивается через принцип невмешательства государства в дела гражданского общества и обязанностью государства создавать условия для реализации прав личности;  

 ~ взаимная ответственность государства и личности. Она взаимна благодаря тому, что государство и индивид в равной мере ответственны за свои действия перед законом. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности связан с тем, что, подчиняясь праву, государство и граждане не могут нарушать его предписаний и несут ответственность за нарушение взятых на себя обязанностей;  

 ~ принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.    

 Социальное государство  представляет собой форму организации государственной власти, для которой свойственна забота о благосостоянии граждан, создании достойных условий существования, равных возможностей реализации их талантов и способностей, благоприятной среды обитания. Такое государство формирует новый тип социальных связей между людьми, основанный на принципах социальной справедливости, социального мира и гражданского согласия.   

 Функции социального  государства не сводятся к  поддержке малообеспеченных семей,  инвалидов, пенсионеров, безработных.  Оно принимает на себя ответственность за поддержание своих граждан, социальный мир в обществе. Становление социального государства в промышленно развитых странах представляет собой новый шаг в государственном строительстве.  

 

9. Особенности реформирования государственного устройства в современной России   

 Государственное устройство  России исторически складывалась  так, что сочетало в себе  элементы унитарного государства,  федерации и конфедерации.   

 Унитарным оно было  с точки зрения применения  власти. Унитарное - это единое государство, с единой конституцией и гражданством, единой системой высших органов власти, права и судопроизводства. Функционирует единая система законодательства, единая правовая; и денежная системы.   

 Федеративным оно  могло считаться потому, что создавалось нередко на базе договоров как союзное, то есть народ вступал в Российскую империю (или Советский Союз).   

 Федерация - это  такое государство, которое имеет  в своем составе государственные  образования (республики, штаты,  кантоны, провинции, земли), обладающие определенной самостоятельностью, со своим административно-территориальным делением и законодательством.   

 В федерации имеются  высшие федеральные органы власти  и высшие: органы власти на  уровне субъектов федерации. В  федерации существуют два уровня власти: федеральный и республиканский. Полномочия органов власти обоих уровней разграничены федеральной конституцией. Для федерации характерно наличие двойной правовой системы, двойного гражданства, двухпалатного парламента, одна из палат которого представляет интересы субъектов федерации, а вторая - общенациональные интересы.   

 Конфедеративным было  потому, что некоторые государства  сохраняли за собой право выхода  или добивались этого права  различными способами, в том  числе с помощью международного сообщества, как, например, Польша и Финляндия.   

 Конфедерация - достаточно  рыхлое объединение государств. Они существовали в определенные  исторические периоды в ряде  стран, но очень быстро распадались  или становились федерациями.  На практике конфедерация обычно являет собой союз нескольких независимых государств, объединяющихся для проведения единой политики в определенных целях. В конфедерации отсутствуют единый высший законодательный орган, единое гражданство, а страны- участницы конфедерации в полном объеме осуществляют международную деятельность.   

 По Конституции  Советский Союз представлял собой  федерацию, а по способам применения  или реализации самостоятельности  - унитарное государство. Право  на самоопределение, вплоть до  отделения и образования самостоятельного государства, было записано во всех конституциях республик СССР, и в начале 90-х гг. оно было использовано всеми союзными республиками.    

Информация о работе Функции государства