Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – выяснить какие функции характерны для современного государства. Для ее достижения необходимо решить несколько задач: разъяснить само понятие функций государства; дать классификацию функциям государства; изучить формы осуществления функций;
Данная тема будет актуальна столько, сколько будет существовать государство, так как функции государства – это его сущность, его предназначение, то, ради чего государство создавалось и существует

Содержание работы

Введение
Понятие, признаки и виды функций государства
Понятие функций государства
Признаки функций государства
Виды функций государства
Внешние и внутренние функции государства
Внешние функции государства
Внутренние функции государства
Организационно- правовые формы осуществления функций государства
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по ТГП.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)


                                                                                                                                                               

Министерство образования  Российской Федерации

 

Государственное образовательное учреждение

«Оренбургский государственный университет»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

 

 

 

                               по дисциплине: Теория государства и права

 

                               тема: Функции государства             

   

 

 

 

                                           выполнил: студент ФДОТ

                             группы Д1 Юр (у)

                       Бобылева Н.А.

                Проверил:

 

 

 

 

 

 

Оренбург 2011

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

   Введение

  1. Понятие, признаки и виды функций государства
    1. Понятие функций государства
    2. Признаки функций государства
    3. Виды функций государства
  2. Внешние и внутренние функции государства
    1. Внешние функции государства
    2. Внутренние функции государства
  3. Организационно- правовые формы осуществления функций государства

  Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

          За всю историю существования человеческого общества были созданы тысячи разнообразных государств, различия между которыми были в размерах территории, в длительности существования и во вкладе в развитие человеческой цивилизации. К настоящему времени существенно обогатилось научное знание о важных сторонах функционирования и развития государства и права. Новые процессы в государственно-правовой жизни общества потребовали пересмотра многих привычных представлений.

         Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его целей, задач и функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только государства как особой организации публичной власти, но и общества в целом.

        С помощью целей, задач и функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.

        Цель данной работы – выяснить какие функции характерны для современного государства. Для ее достижения необходимо решить несколько задач: разъяснить само понятие функций государства; дать классификацию функциям государства; изучить формы осуществления функций;

         Данная тема будет актуальна столько, сколько будет существовать государство, так как функции государства – это его сущность, его предназначение, то, ради чего государство создавалось и существует

         Познание функций государства, которые неразрывно связаны с его целями и задачами, предполагает рассмотрение не только их статики, т. е. того постоянного, стабильного, устойчивого, что их характеризует, но и динамики, т. е. того, как они живут, действуют, изменяются, развиваются, как выполняют свое назначение.

         Развитие общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественноисторический процесс, протекающий по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые можно определить как характерные особенности государства, отличающие его от других элементов политической системы общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие,  признаки и виды функций государства

 

1.1.Понятие функций государства

 

Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет  взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего  строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточной точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности1.

Термин "функция" имеет  в отечественной и зарубежной научной литературе далеко не одинаковое значение. В философском и общесоциологическом  плане он рассматривается как "внешнее  проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений"; как совокупность обычных или же специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; наконец, как наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых им предписывается в процессе выполнения ими служебной деятельности (функция врача, полисмена и т.п.)2. В данном случае функция воспринимается как служебная, профессиональная или любая иная потребность или обязанность действовать в соответствии с существующими правовыми и моральными установками и "в соответствующей манере".

Применительно к государству  термин, а вместе с ним и понятие "функция" приобретают несколько  иной смысл и значение. Функции  государства традиционно определяют как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением.

В отечественных и  зарубежных академических источниках существуют различные варианты трактовки функций государства.

Например, еще в 60-е  годы в рамках отечественной юридической  науки получило довольно широкое  распространение представление  о функциях государства как о  предметно-политической характеристике содержания его деятельности.

Не всеми авторами такое представление о функциях тогда разделялось, но, тем не менее, в модернизированном виде оно  в значительной мере сохранилось  и по сей день. В подтверждение  сказанного можно сослаться на определение  понятия "функция государства", в соответствии с которым им охватываются предмет и содержание деятельности государства, а также способы и средства ее обеспечения.

Еще раньше названного варианта трактовки функций государства  в западной, а отчасти и в  отечественной юридической литературе широко допускалось их отождествление как основных направлений деятельности государства с самой его деятельностью. Наиболее ярко это прослеживалось, например, в работах Г. Кельзена при рассмотрении деятельности государства как "чисто юридического феномена", сугубо юридического лица и как своеобразной корпорации. Не вдаваясь в проблемы разграничения функций как основных направлений деятельности и различных аспектов самой деятельности, автор сосредоточил свое внимание лишь на попытках проведения различий между государством-корпорацией и другими сопредельными с ними корпорациями.

Государство, пишет в  связи с этим Г. Кельзен в своей  широко известной работе "Общая  теория права и государства", если рассматривать его как "чисто  правовой феномен, как юридическое лицо", есть не что иное, как корпорация. Его черты и особенности в полной мере охватываются общим понятием корпорации. "Вопрос, однако, заключается в том, как государство-корпорация отличается от других корпораций"3.

Отвечая на него, автор  приходит к выводу о том, что основное различие между ним и другими корпорациями заключается "в нормативном порядке", который сам устанавливается государственной корпорацией. С юридической точки зрения, "проблема государства-корпорации по своему существу есть проблема национального правового порядка".

Помимо названных вариантов  понимания и трактовки функций  государства по этому вопросу  существуют и иные расхождения. В  частности, понятие функций иногда ограничивается представлением об основных направлениях деятельности государства лишь "по управлению обществом" или, наоборот, расширяется за счет включения в их понятие и содержание "механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов"4. При таком подходе в первом случае невольно упускаются из поля зрения возможность и реальность воздействия государства на общественные отношения не только в связи и по поводу управления обществом, но и в связи с управлением и регулированием экономики, его воздействием на международные экономические, политические и иные отношения.

Во втором случае, как  справедливо подмечалось в учебной  и научной литературе, предпринимается  ничем не оправданная попытка  смешения функций государства в  целом с функциями его механизма, нередко понимаемого как система  госорганов, как аппарат государства.

Наличие различных точек  зрения и подходов к рассмотрению и определению функций государства  является вполне естественным и понятным, имея в виду сложность и многогранность рассматриваемой материи. В теоретическом  и практическом плане, однако, было бы более оправданным и конструктивным в дальнейшем сосредоточиться не на анализе различных представлений и воззрений, а на выделении и рассмотрении общих черт и особенностей самих функций государства. Что выделяет функции государства как явление среди других государственных и негосударственных явлений? Чем отличаются и характеризуются они?

Отвечая на эти вопросы, необходимо обратить внимание на следующие  их общие черты.

1. Функции государства  имеют комплексный, синтезирующий  характер. Как основные направления деятельности государства они никогда не отождествляются и не могут отождествляться с самой деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства.

Однако это не механическое и тем более не стихийное и  не автоматическое сложение. За ним  всегда стоит осознанная, целенаправленная деятельность различных государственных  органов, всего государственного аппарата. В политических и государственных системах, построенных на однопартийной основе, как это было, например, в СССР, координирующую и направляющую деятельность обычно выполняют стоящие у власти политические партии.

2. По своему характеру,  содержанию и назначению функции  государства никогда не бывают социально выхолощенными, нейтральными. Они всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства. В них неизменно проявляется та реальная, социально обусловленная и ориентированная роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства.

Речь идет при этом не только о государствах различных  типов, государствах, существующих в  условиях различных общественно-экономических  формаций. Речь идет также и об однотипных государствах, но отличающихся друг от друга различной экономической и социально-политической ролью, различной степенью вмешательства в решение вопросов экономики и общества5.

В качестве примера можно  сослаться на далеко не одинаковую роль буржуазного государства по отношению к экономике и обществу на ранних и на более поздних, включая современный, этапах развития капитализма. Эта роль, вопреки иногда высказываемому мнению, по мере становления и совершенствования в странах Запада рыночных отношений не только не ослабевала, а, наоборот, непрерывно возрастала.

Это, в частности, нашло  свое отражение на ранних этапах развития капитализма в теории "государства  ночного сторожа", отражавшей идеи полного или, по крайней мере, минимального вмешательства государства в дела экономики и общества. А на более поздних этапах - в теории "государства всеобщего благоденствия", символизировавшей активную, многократно возросшую роль государства в решении вопросов экономики и общества.

Применительно к современному Российскому государству, существующему и функционирующему в переходный период, можно с полной уверенностью сказать, что, следуя общей тенденции расширения роли и значения государства в отношении экономики и общества, его деятельность и функциональная активность по мере развития рыночных отношений будет не сужаться, а, наоборот, еще больше возрастать. Кардинальному изменению будут подвергаться лишь сферы "приложения" деятельности государства, формы и методы его воздействия на окружающую экономическую и социально-политическую среду.

3. В функциях государства  прослеживается прямая связь  не только с социально-классовой  сущностью и содержанием государства,  но и с его непосредственными,  стоящими перед ним на том  или ином этапе его развития  основными целями и задачами. Характер функций определяется не только типом государства, его социально-классовой природой, сущностью и назначением, но и особенностями стоящих перед ним целей и задач. Приоритетность и масштаб реализации первых в значительной мере обусловливаются важностью и масштабностью последних. Функции как средства достижения целей и решения основных государственных задач во многом зависят и определяются характером этих самых целей и задач.

Информация о работе Функции государства