Формы государтсвенного правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Значение данной темы состоит в том, что политика как сфера деятельности по руководству обществом входит в жизнь каждого человека достаточно рано. «Если бы люди были ангелами, - как-то заметил один из авторов американской конституции и основателей государства (США) Дж. Мэдисон, - то не требовалось бы никакого правительства». Политика прежде всего, подразумевает государство, его внешнюю и внутреннюю политику. Люди смотрят телевизор, читают газеты, а значит так или иначе участвуют в жизни своего государства и человеку совсем не безразлично кто и управляет этим государством, как в нем власть.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ
1.1. Форма государственного правления – элемент формы государства
1.2. Соотношение типа и формы государства
1.3. Форма правления в России
ГЛАВА 2. МОНАРХИЯ – ТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
2.1. Неограниченная монархия
2.2. Ограниченная монархия
ГЛАВА 3. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ
3.1. Парламентская республика
3.2. Президентская республика
3.3. Смешанная форма
3.4. Советская республика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

диплом формы правления.docx

— 95.20 Кб (Скачать файл)

Глава правительства это  может быть премьер-министр, председатель совета министров, канцлер и он  назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную  исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое  правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль над исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми  полномочиями, поскольку он разрабатывает  и принимает государственный  бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в  том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую  структуру высших органов государственной  власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу  личности, создает справедливые условия  человеческого общежития, которое  основанное на началах правовой законности36.  Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется полномочиями, на практике оказывает мало влияния на осуществление государственной власти. Его политическое действие может быть реализовано только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них политическую ответственность.      Чисто парламентарных республик не так уж много. К ним можно отнести Германию, Венгрию, Италию, Индию, Чехию, Словакию, Эстонию и некоторые другие. В тех странах, где многопартийность обусловливает действие парламентарного государственного режима, следствием его являются частые правительственные кризисы. 

В современных посттоталитарных государствах большую роль играет и  власть главы государства, как правило, президента. Ее не всегда можно отнести  к исполнительной или законодательной  власти. Это подчас самостоятельная  власть, вытекающая из статуса главы  государства как гаранта конституции. Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом  и парламентом, между президентом  и правительством, но и созданием  при президенте специальных органов (администрации, управления делами, комиссий, комитетов, аналитических центров, представителей и т.п.), содействующих  президенту в осуществлении его  полномочий главы государства, гаранта  конституции, например в реализации его права законодательной инициативы. Но кроме администрации президента его необходимые управленческие указы подготавливаются членами  правительства, они же исполняют  эти указы, если президент придает им юридическую силу.    Стабильность и эффективность функционирования всей системы государственной власти в условиях парламентской республики в значительной мере зависит от политических партий, их способности и готовности найти необходимые компромиссы на почве конституционализма и в рамках парламентской борьбы за власть.       Парламентские республики в настоящее время существуют в Австрии, ФРГ, Италии, Швейцарии и других странах.

 

       Рассмотрим  пример парламентской республики  на Швейцарии. Несмотря на то  что официальное название страны - Швейцарская Конфедерация, по форме  государственного устройства это  федеративное государство. Оно  состоит из 23 кантонов, 3 из которых  делятся на полукантоны. В Швейцарии  имеется многообразная система  различных форм местного управления  и самоуправления; каждый кантон  самостоятельно определяет вопросы их организации. Большинство кантонов в административном отношении делятся на округа и общины. В мелких кантонах и полукантонах имеются только общины. В каждом кантоне действует своя конституция, работают парламент и правительство. Границы их суверенитета определены в федеральной Конституции: "Кантоны суверенны в той мере, в какой их суверенитет не ограничивается федеральной конституцией. Они осуществляют все права, которые не переданы федеральной власти" (ст.3)37.

Ныне  действующая Конституция  принята  референдумом 14 апреля 1999 г. и вступила в силу с 1 января 2000 г. Она не внесла радикальных изменений  в государственное  устройство страны, а лишь объединила накопившиеся многочисленные поправки к прежней Конституции 1874 г. в новый текст и внесены некоторые новые положения, как правило, пользующиеся широкой поддержкой среди населения. Так, в обновленный Основной закон вошли статьи, закрепляющие права детей, молодежи, право на забастовку.

По  форме правления  Швейцария - парламентская  республика оригинального типа. Политический режим - демократический. Законодательную власть осуществляет парламент - Федеральное  собрание, которое состоит из 2 палат - Национального совета и Совета кантонов. В Национальный совет входят 200 депутатов, избираемых на 4 года всеобщим голосованием на основе пропорционального  представительства. В Совете кантонов заседают 46 депутатов (по 2 от кантонов и по 1 от полукантонов); часть их избирается местными парламентами, часть  назначается правительствами кантонов. Срок полномочий членов Совета кантонов - от 3 до 4 лет. Конституция устанавливает, что очередные сессии парламента проводятся 1 раз в год. Они созываются федеральным правительством. По требованию правительства, депутатов парламента или нескольких кантонов могут быть созваны чрезвычайные сессии.

 

     Помимо  законодательной  деятельности "по всем вопросам, относящимся к ведению  федерации", Федеральное собрание наделено  рядом других функций, определенных  Конституцией. Оно избирает правительство,  Федеральный суд, канцлера и  главнокомандующего армией. Федеральное  собрание определяет бюджет, ратифицирует  договоры с иностранными государствами,  имеет право объявлять  войну  и заключать мир. В его   компетенцию входит одобрение  конституций  кантонов и принятие  решений о  мерах, обеспечивающих  выполнение кантонами  своих  федеральных обязанностей. Федеральное  собрание также правомочно решать  вопросы о мерах по охране "внутреннего  порядка" и по предотвращению "угрозы Федерации". Оно, кроме  того, контролирует федеральную   администрацию, вооруженные силы, обладает правом помилования.  Контроль за деятельностью   правительства выражается в основном  в форме интерпелляций и рассмотрения  ежегодных отчетов правительства   о своей деятельности. Однако  парламент  не вправе потребовать  отставки правительства  или  отдельных его членов.

 Высшую  исполнительную  власть осуществляет Федеральный   совет - правительство Швейцарии.  В  его состав входят 7 человек,  избираемых Федеральным собранием.  Правительство  формируется из  представителей коалиционных партий, обладающих большинством в   парламенте. Во главе Федерального  совета стоит Президент, ему  помогает Вице-президент. И тот  и другой ежегодно избираются  Федеральным собранием  из  числа членов правительства. Один  и тот же человек не может  быть избран Президентом или  Вице-президентом 2 раза подряд. Президент  председательствует в Федеральном  совете и выступает  от имени  федерации в отношениях с другими  государствами. Иных прерогатив  по сравнению с остальными  членами  правительства он  не имеет. Выборы  членов Федерального совета происходят каждые 4 года после избрания Национального совета. Члены парламента, избранные в Федеральный совет, уже не могут осуществлять депутатские полномочия, а также состоять на службе федерации или кантонов. Полномочия Федерального совета достаточно обширны: в его ведении находятся экономические, финансовые и социальные вопросы  федерального уровня, оборона страны, разведка. Правительство руководит  внешней политикой, решает споры  между кантонами по поводу применения федерального законодательства. За ним  закреплено право принятия чрезвычайных мер.

 Определенные  полномочия  возложены на Федеральный   совет в сфере законодательства. Он обладает правом законодательной   инициативы, рассматривает законопроекты,  внесенные палатами Федерального  собрания или кантонами, и дает  по ним заключения. Правительство  может самостоятельно издавать  различные нормативные  акты, а при осуществлении им чрезвычайных  полномочий - общеобязательные постановления.  Заседания правительства проводятся  каждую неделю, решения принимаются   единогласно. Руководство различными  сферами государственной жизни   распределено в правительстве  между департаментами (внутренних  дел, иностранных дел, финансов и таможен и др.)38.

Парламентская республика в  России сейчас невозможна. Для этого нужны сильный парламент и мощные партии, а их и в помине нет. При парламентской республике страной правит депутатское большинство. Глава правительства, премьер-министр, – лишь первый среди равных. Он вынужден учитывать мнение своих товарищей по партии, потому что (как правило) занимает пост председателя правящей партии. Если он не будет слушать, что ему говорят депутаты от его фракции, а тем более министры, то его быстро вынудят покинуть должность сначала лидера партии, а потом – и главы правительства. Этот механизм работает во всех парламентских республиках. Поэтому так мало покушений на убийство премьер-министров. Для российских экспертов парламентская республика является большим соблазном, потому что может помочь разрешить противоречия в тандеме Путин – Медведев. Можно сказать что, Россия становится парламентской республикой, Медведев сохраняет президентский пост и получает номинальную власть, Путин остается главой правительства, но с реальными полномочиями, и все довольны.

Однако стоит заметить, что Россия пока не готова к парламентскому правлению. Для того, чтобы возникла парламентская республика, необходим  мощный парламент, наделенный значительными  властными полномочиями. Наша же Государственная Дума вместе с Советом Федерации – лишь тень настоящего парламента. Результатом слабости парламента является слабость партий. Российские партии привыкли, что они не имеют реальной власти, и давно смирились с судьбой. Люди, которые решают «реальные вопросы», идут в администрацию президента и правительство, а не на Охотный ряд. Поэтому, если внезапно ввести парламентскую республику, нас, скорее всего, ждет смена партий и меняющих друг друга правительств. Именно так получилось на Украине после «оранжевой революции», когда кабинеты министров менялись чуть ли не ежегодно, а политики заключали самые невозможные союзы. Например, председатель Социалистической партии Мороз (она считалась «оранжевой») заключил договор с Януковичем и делегировал своих представителей в возглавляемое последним правительство.

Для того, чтобы ввести в  стране парламентскую республику, требуется  переходный период лет в 10, чтобы  партии научились «правилам игры»  и поняли, как работает избирательный  механизм.

 

И, главное, надо, чтобы в  стране возник сильный избиратель. Что это значит? Это значит, что  гражданин приходит к урне для  голосования с ясным пониманием своих интересов и четко осознает, почему он голосует за ту или иную политическую силу. У нас же до сих пор существует поддерживаемое властью «голосование с позиции наугад». Люди так и говорят: «Проголосую за Жириновского, он интересный». Такое поведение возможно потому, что избиратель прекрасно понимает, что в рамках российской политической модели Жириновский никогда не придет к власти. Если бы результатом его выбора было получение ЛДПР министерских кресел, избиратель вел бы себя по-другому. Да и сам Жириновский, яркий политик и умный человек, также придумал бы себе более солидный имидж. Поляки в 90-е годы сделали «переходный период». В стране действовала «временная Конституция», в соответствии с которой президент обладал значительной властью. Модель была похожа на французскую. Последняя считается смесью президентской и парламентской республики, когда рядом с сильным правительством, формируемым на основании большинства в парламенте, существует сильный президент. В «нулевые» полякам это надоело, и они приняли постоянную Конституцию, сильно урезавшую полномочия президента и превратившую страну в парламентскую республику. Но к тому времени у них уже появилась сильная партийная традиция.

Так что вряд ли получится решить проблемы, введя парламентскую республику. Нужен переходный период и хотя бы две-три избирательных кампании в полновластную Думу для того, чтобы механизм заработал. В этот период обойтись без сильного президента никак нельзя.

. Так что если «парламентскую республику» и сделают на скорую руку, она мало изменит наш режим, похожий на ГДР39.

Из приведенных примеров нетрудно отметить, что форма правления  государством - республика – является лишь «точкой отправления». Если же посмотреть объективно, то становится ясно, что каждое государство является особенным, с индивидуальными тонкостями всего государственного устройства. В основном эти особенности являются исторически-сложившимися. 

 

 

 

 

 

3.2. Президентская республика

 

Президентская республика характеризуется  значительной ролью президента в  системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы  правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной  — в руках парламента.

 Отличительные черты президентской республики:

    1. внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Колумбия, либо коллегией выборщиков — США);
    2. внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и фактически, и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства (Камерун, Кот-д’Ивуар). Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку;
    3. в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентской республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике часто президент лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).

Президентская республика как  одна из форм государственного правления  имеет ряд достоинств, которые нельзя не учитывать:

- во-первых, она в принципе создает особенно благоприятные условия и предпосылки для реализации принципа разделения властей;

-во-вторых, всенародно избранный президент олицетворяет единство страны, выступает символом единства нации и т.д;

 -в-третьих, эта форма позволяет сосредоточить высшую управленческую власть в одних руках, что особенно важно в условиях быстрого решения серьезных общенациональных проблем и необходимости концентрации сил на переходных, кризисных и иных особых этапах развития страны;

Информация о работе Формы государтсвенного правления