Формы правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Разделение государств на монархии и республики имеет важное значение для политической жизни мира. Такое разделение и внутренняя классификация их на абсолютную, дуалистическую, парламентскую монархии, парламентскую и президентскую республики всегда имели и имеют довольно жесткий характер.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ…...……..4

ГЛАВА 2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ...……..7
§1. Монархия ……………………………………………………………7
§2. Республика …………………………………………………………14

ГЛАВА 3. НЕТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ ………...………….22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………24

Список использованных источников и литературы…………………….26

Файлы: 1 файл

курсовая ТГиП - копия.docx

— 54.07 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ…...……..4

 

ГЛАВА 2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ...……..7

§1. Монархия ……………………………………………………………7

§2. Республика …………………………………………………………14

 

ГЛАВА 3. НЕТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ ………...………….22

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………24

 

Список использованных источников и литературы…………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Разделение государств на монархии и республики имеет важное значение для политической жизни мира. Такое разделение и внутренняя классификация их на абсолютную, дуалистическую, парламентскую монархии, парламентскую и президентскую республики всегда имели и имеют довольно жесткий характер.

Основные различия представленных форм правления рассматриваются как в учебной так и научной литературе. В принципе в монархии глава государства – наследственный и пожизненный, в республике – выборный и на определенный срок, в абсолютной монархии конституция и парламент отсутствуют, разделения властей не существует, вся полнота власти сосредоточена в руках монарха, в дуалистической монархии законодательствует парламент, а управление страной возглавляет король, перед которым несут ответственность министры, в парламентских монархиях король царствует, но не правит: состав правительства определяет парламент, перед которым оно и отвечает. В президентской республике взаимоотношения главы государства, парламента, правительства напоминают отношения в дуалистической монархии, но место короля занимает избираемый президент, а в парламентской республике они похожи на отношения в парламентской монархии.

Указанные выше критерии для различения форм правления и ныне сохраняют свое   значение, все они (кроме явственно выраженной дуалистической монархии) существуют в различных государствах мира. Но на их базе и наряду с ними, путем совмещения и появления новых признаков создаются неизвестные ранее формы, причем эта тенденция набирает силу: «чистых», традиционных форм остается все меньше , а формы правления во вновь возникающих государствах, как правило, соединяют разные черты. Именно поэтому в данной курсовой работе большое внимание будет уделено подобным формам правления.

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ

Форма  правления  -  организация  верховной  государственной  власти  и  порядок  ее  образования.  Характер  формы  правления  в  конечном  счете зависит  от  типа  общества.  В  обществах,  не  связанных  экономическими  узами  обмена  и  вынужденных   объединяться  посредством  централизованной  государственной  власти,  естественной  формой  правления  представляется  монархия.  Там,  где  форма  правления  не  сопряжена  с  иерархической  системой  феодальной  собственности  на  землю  и  ее  верховным  собственником  в  лице  самого  монарха,  она  принимает  вид  деспотии.  Для  обществ, основанных  на  обменных  отношениях  между  свободными,  политически  равными  субъектами - собственниками,  характерна  республиканская  форма  правления. 

Форма  правления  обусловливается  также  конкретной  расстановкой  социально - политических сил  и  результатами  борьбы  между  ними  (действие  этого  фактора  особенно  ярко  проявляется  в  революционные  периоды);  историческими  особенностями  отдельных  стран;  особенностями  культуры  народа,  аккумулирующей  исторический  и  политический  опыт,  обычаи  и  навыки  жизни  в  условиях того  или  иного  государства;  влиянием  в  стране  политических  процессов,  в  том  числе  военных.

Политический  режим  влияет  на  форму  правления  более  опосредствованно,  определяет  те  ее  меняющиеся  черты,  которые  связаны  с  исторически  конкретными  политическими  ситуациями  в  государстве.

Это  объясняет, почему   невозможен  прямой  перенос  политической  формы,  исторически  возникшей  в  одной  стране,  в  другие  страны,  хотя  вполне  возможно  использование  мирового  и  частного  опыта  отдельных  народов  с  его  последующей  адаптацией  к  конкретно - историческим  условиям  того  или  иного  государства.

Теория  государствавыработала  несколько  их  классификаций.  Наиболее  распространенная  из  них  -   это   деление  форм  государства  по  числу  правящих  лиц.   Если  власть  принадлежит  одному  -  монархия,  если  многим  -  аристократия,  если  всем  -  демократия,  или  республика. 

Существовали  и  другие  классификации.  Монтескье,  например,  обращал  внимание  на  различные  принципы - силы,  которые,  по  его  мнению,  движут  государственную  жизнь.  Он  полагал,  что  добродетель  воплощается  в  демократии  (республике),  умеренность  -  в  аристократии,  честь  -  в  монархии,  страх  -  в  деспотии.

Как бы то ни было,  зафиксированное Геродотом деление форм  правления  дошло  до  наших  дней.  Фишеровский  словарь  права  называет  его  классическим.  Правда,аристократическая  форма   была  утрачена  в  ходе  развития  государственности,  а  стало  быть,  и   в  отражающей  это  развитие  теории.  В  результате  сегодня  идет  речь  о  различении  монархии  и  республики,  хотя  отдельные  элементы  аристократической  формы  правления  существуют  и  до  сих  пор  (например,  палата  лордов  в  английском  парламенте).

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними. Форма государственного правления дает возможность уяснить:

-    как создаются  высшие органы государства, и каково их  строение;

- как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

-  как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

-   в какой мере  организация высших органов государства   позволяет обеспечивать права  и свободы гражданина.

   По указанным признакам  формы государственного правления подразделяются намонархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ

 

§1. Монархия

Монархия  -  это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

 Монархия  как  форма  правления  отличается  следующими  признаками: 

  1. существование  единоличного  носителя  верховной  власти , - монарха  (фараона,  короля,  царя,  императора,  великого  князя,  шаха,  эмира и  т.п.),  который,  обычно,  пользуется  этой  властью  пожизненно;
  2. наследственным  порядком  преемственности  верховной  власти,  регулируемым  законом  о  престолонаследии  или  обычаем;
  3. тем,   что  монарх  представляет  государство  по  собственному  праву,  которое  не  производно  от  власти  народа  (чаще  всего  подчеркивается  божественное  происхождение  монарха,  благодаря  чему  царь  становится  помазанником  Божьим,   иногда  получает  корону  из  рук  Папы  Римского и т.п.);
  4. отсутствием  юридической  ответственности  монарха  как  главы  государства.

Эти  признаки  в  своей  идеальной  совокупности   встречаются  достаточно  редко.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. История  государственности  была  по  существу  историей  монархий,  и  в  ходе  ее  эта  форма  правления  существенно  видоизменялась.  Вот  почему  первым  основанием  классификации  монархий  является  их  разделение  по  тем  историческим  эпохам,  в  которых  они  существовали  и  существуют.  В  историческом  разрезе  монархии  подразделяются  на  восточно - деспотические,  основанные  на  азиатском  способе  производства;  античные  (рабовладельческие),  в  число  которых  входят  рабовладельческие  государства,  выросшие  на  основе  классической  древности  ( например,  монархия  рабовладельческого  Рима);  феодальные,  к  которым  относятся  раннефеодальные,  отличавшиеся  большой  степенью  децентрализованности,   сословно - представительные,  в  которых  власть  монарха  была  ограничена  тем  или  иным  сословно - территориальным  представительством  (во  Франции -  Генеральными  штатами,  в  Англии - парламентом,  в  Испании - кортесами  и  т.п.),  и  абсолютные   (абсолютизм,  самодержавие),  в  которых  власть  полностью  принадлежит  одному  лицу  и  складываются  такие  государственные  институты,  как  наемная  армия (в  России  ее  не  было),  чиновничество,  королевская  казна  с  системой  податей  и  т.д.;  буржуазные,  в  которых  власть  короля  ограничивается  конституцией  и  парламентом  и  которые  подразделяются   на  дуалистические,  когда  монарх  сохраняет  всю  полноту  исполнительной  власти  (в  частности,  назначает  министров,  ответственных  перед  ним),  и  парламентарные,  когда  монарх  как  глава  исполнительной  власти  ограничен  в  правах  и,  в  частности,  назначаемые  им  министры  зависят  от  вотума  доверия  парламента  (например,  Великобритания,  Швеция).

В свою очередь монархия делится на :

              -   абсолютную

              -   ограниченную(парламентарную)

              -   дуалистическую

              -   теократическую

              -   парламентарную

Абсолютная монархия  -  такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу. По формуле Петровского Воинского устава  - «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.

Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.

Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.

Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII - XVII и Франция до революции 1789 года.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не вправе изменить конституцию.

Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).

Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической.

Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:

           -   правительство формируется  из представителей определенной  партии (или партий) получивших большинство   голосов на выборах в парламент;

          -   лидер партии, обладающий  наибольшим числом депутатских  мест, становится главой государства;

         -   в законодательной, исполнительной  и судебной сферах  власть монарха  фактически отсутствует, она является   символической;

         - законодательные акты принимаются  парламентом и формально подписываются  монархом;

          -   правительство согласно  конституции несет ответственность  не перед монархом, а перед  парламентом.

Примерами такой монархии можно считать  -  Великобританию.

Великобритания- центр Содружества, политического и экономического объединения стран и территорий, входивших ранее в Британскую империю. По форме государственного правления  Великобритания – конституционная монархия. Двухпалатный парламент осуществляет законодательную власть. Срок его полномочий, по закону о парламенте 1911 г. не может превышать пяти лет. Палата общин (нижняя) избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной системе относительного большинства . В её составе 650 депутатов. Палата лордов не избирается, право заседать в ней  приобретается либо по наследству, либо по назначению королевы. Депутаты создают различные комитеты, которые занимаются рассмотрением вопросов, имеющих большое общественное значение. Среди наиболее важных функций парламента – принятие законов и контроль за деятельность правительства. Правом законодательной инициативы пользуются члены парламента, а соответственно и члены правительства , так как министры должны быть обязательно депутатами одной из палат. Правительственные законопроекты имеют приоритет: депутаты, не являющиеся членами правительства, могут вносить законопроект только один день в неделю (в пятницу), в то время как члены правительства вправе представлять законопроекты в любой день недели. Законопроекты могут быть внесены как в верхнюю, так и в нижнюю палату, но как правило, сначала происходит обсуждение в Палате общин , а затем в палате лордов. Законопроект проходит три чтения. В ходе первого чтения оглашаются только  наименование и цель билля, а так же назначается время второго чтения. Во втором чтении законопроект рассматривается в целом и предаётся в один из комитетов для постатейного обсуждения. Затем разбирается доклад комитета, предлагаются поправки и дополнения к статьям билля. В ходе третьего чтения  законопроект вновь обсуждается в целом  и по нему проводится голосование. Законопроект, одобренный  Палатой общин, направляется в палату лордов. Финансовые законопроекты должны быть рассмотрены и одобрены  не позже чем через один месяц с момента поступления в верхнюю палату, иначе билль подписывается  Королевой  без одобрения Палаты лордов. Нефинансовые билли отсылаются королеве на подпись после одобрения их верхней палатой.

Информация о работе Формы правления