Формы правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Разделение государств на монархии и республики имеет важное значение для политической жизни мира. Такое разделение и внутренняя классификация их на абсолютную, дуалистическую, парламентскую монархии, парламентскую и президентскую республики всегда имели и имеют довольно жесткий характер.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ…...……..4

ГЛАВА 2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ...……..7
§1. Монархия ……………………………………………………………7
§2. Республика …………………………………………………………14

ГЛАВА 3. НЕТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ ………...………….22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………24

Список использованных источников и литературы…………………….26

Файлы: 1 файл

курсовая ТГиП - копия.docx

— 54.07 Кб (Скачать файл)

Один раз в год Конгресс собирается на очередную сессию. Президент может кроме того , созывать чрезвычайные сессии. Конгресс сам назначает сроки перерыва в работе и окончания сессии. Палаты, как правило, проводят свои заседания раздельно. Однако основная деятельность Конгресса осуществляется не на пленарных заседаниях палат, а разнообразными комитетами, создаваемыми обеими палатами. Так в комитетах проходит большая часть законодательной работы. В настоящее время в Конгрессе имеется приблизительно около 60 комитетов. Среди них есть постоянные комитеты, занимающиеся строго определёнными вопросами, отнесёнными к их ведению, и  специальные комитеты, создаваемые для изучения конкретной проблемы.

Компетенция Конгресса определена Конституцией. В соответствии с разделом 8 статьи 1 Конгресс имеет право устанавливать различные пошлины, налоги, сборы, заботиться о совместной обороне и благосостоянии США. Кроме того, каждая палата обладает предоставленными только ей полномочиями. К примеру, Палата представителей наделена правом возбуждать обвинения против федеральных гражданских должностных лиц   (импичмент), а Сенат – правом решать вопрос о виновности в порядке импичмента. Кроме того, Сенат утверждает высших должностных лиц, назначенных президентом, одобряет заключенные им международные договоры. Однако в основной сфере деятельности – законодательной – парламенты обладают равными правами.

Законодательная деятельность Конгресса проходит  три стадии. Первое чтение законопроекта означает внесение его на рассмотрение в палату и определение комитета, которому он будет передан. В комитетах фактически решается судьба законопроекта: он может быть отклонён, может быть существенно изменён. Второе чтение означает обсуждение билля в палатах , когда депутаты могут вносить изменения и дополнения. Наконец, третье чтение – проведение голосования по законопроекту. В случае отклонения билля одной из палат создаётся «согласительный комитет» из представителей обеих палат, который должен выработать общее мнение. После одобрения билля обеими палатами он отсылается президенту для утверждения.

       В странах  Латинской Америки часто встречаются  «суперпрезидентские республики». Эта форма правления  -  практически  независимая, слабо контролируемая  законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной  формы с полудиктаторским управлением.

       В современном  цивилизованном обществе принципиальных  различий между формами не  существует. Их сближают общие  задачи и цели.

 

 

ГЛАВА 3. НЕТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

 

Говоря о смешанных, нетипичных формах правления, можно отметить тот факт, что утрачивается жесткость существующих традиционных классификаций по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (например, в Малайзии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентской республики (Колумбия по конституции 1991г.).

Такие модификации форм обусловлены несколькими причинами. Во-первых, практика последних десятилетий показывает, что для управляемости государством важно не только и, может быть, не столько разделение властей и система взаимных сдержек и противовесов, сколько установление необходимых взаимосвязей, взаимодействия, взаимосогласованности в работе высших органов государства. Отсутствие этого, как свидетельствует опыт противоборства законодательной и исполнительной власти в России (а отчасти и внутри исполнительной власти) ведет к кризису всей политической системы. Создание смешанных и «гибридных» форм улучшает взаимодействие органов государства, хотя это происходит либо за счет уменьшения роли парламента, либо за счет сокращения полномочий президента, либо путем установления подчинения правительства одновременно и парламенту и президенту, что создает известную неопределенность в его положении. Какие-то плюсы почти всегда сопровождаются определенными минусами. Например, превалирует долговременная тенденция значительного усиления власти премьер-министра, который из первого среди равных  превращается по существу в хозяина правительства в условиях парламентской формы правления: сам назначает и смещает министров без утверждения парламента. Роль правительства как коллегиального органа вытесняется единоличной властью премьер-министра.

Во-вторых, «чистые» формы правления имеют недостатки, присущие форме как таковой. Например, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму.

В-третьих, возникновение смешанных форм связано с распространением и восприятие во все большем числе стран мира общечеловеческих ценностей, влиянием гуманистических идей и институтов.

Наконец, изменения в форме правления, появление «гибридных» черт связаны с давлением и борьбой прогрессивных сил. Примерами могут служить появление новой конституции Непала 1990 г. и фактическое изменение формы правления в Иордании в связи с королевскими прокламациями в 90-х годах при сохранении прежней власти одного и того же монарха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

 Целями данной работы  было рассмотрение и изучение  форм  государственного правления. Этот вопрос уже достаточно  разработан в теории государства  и права, но продолжает по-прежнему вызывать интерес, поскольку существование чистых «классических» форм правления уже уходит в прошлое и на смену им приходят смешанные формы.

Так, например, парламентская  республика,  скорее  всего,  окажется  недееспособной.  В  парламенте,  сформированном  не  на  партийной,  а   на  индивидуальной  основе,  вряд  ли  сложится  устойчивое  большинство  и  оппозиция.  Фракционная  структура  находится  в  зачаточном  состоянии:  политические  течения  не  устоялись,  фракции  малочисленны,  количество  их  велико,  а  персональный  состав  подвижен,  внутрифракционная  дисциплина  отсутствует,  межфракционные  отношения  нестабильны.  В  таких  условиях  неизбежны  постоянные  правительственные  кризисы (если  правительство  вообще  удастся  сформировать),  частые  смены  кабинета,  а  следовательно,  и  курса.  Общество  может  совсем  потерять  управляемость,  а  там  недалеко  и  до  реставрации  тоталитаризма.

       В  президентской  республике  правительство  более  независимо  от  раздираемого  противоречиями  парламента,  а  потому  способно  к  радикальному  реформированию.  Президентская  республика  также  соответствует  традициям  посттоталитарных  обществ,  но  в  этом  и  кроется  ее  основная  опасность.  У  президента  и  правительства  велик  соблазн  не  тратить  время  на  поиски  компромиссов  с  парламентом,  а,  превратив  его  в  чисто  декоративный  орган,  быстро  проводить  реформы.  Но  от  усиления  авторитарности  рукой  подать  до  новой  диктатуры.  И  все  же  при  отсутствии  в  обществе  ясно  выраженных  социально - политических  интересов   и  нормальной  партийной  системы  президентская  республика  кажется  более  предпочтительной,  если  не  единственно  возможной,  формой  посттоталитарного  государства.  Необходимо  лишь,  чтобы  исполнительным  структурам  не  удалось  полностью «подмять»  другие  ветви  власти.

В настоящее время монархий в мире довольно много и «гибридные» формы монархий не представляют большого интереса для исследователей: число их вариантов из-за характера самой формы правления довольно ограничено. Гораздо более перспективными являются смешанные и «гибридные» формы республики, имеющие множество разновидностей. Наблюдается самое различное соединение элементов парламентской и президентской республик, а иногда появления таких черт, которых не было  ни у одной из этих форм. В последнем случае происходит не просто смешение различных сторон отдельных разновидностей республиканской формы правления, а рождается новое качество, возникает своеобразный гибрид. 

Несмотря на имеющиеся минусы создания смешанных и «гибридных» форм правления, в целом, как показывает опыт многих стран, этот процесс имеет большие перспективы и в большинстве случаев – это позитивное явление.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Часть вторая. М. 1996.
  2. Вышинский А.Я. Вопросы теории государства и права. М. 1985.
  3. Геродот.  История в  девяти  книгах. Л.,1982
  4. Государственный строй и политико-правовые идеи России второй половины ХIХ столетия. Воронеж. 1987.-124с
  5. Дюги Л. Общество, личность, государство. СПб. 1909
  6. Ильин И.А. О монархии и республики. // Вопросы философии. 1991. №4,5
  7. Лузин В.В. К вопросу  о форме правления в России в начале 20 века. // Вест. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1994. №1. С.70-77
  8. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М. 1997
  9. Коротких М.Г. Самодержавие и судебная реформа 1864 года в России. - Воронеж. 1989.-185с.
  10. Мамут Л.С.  Сверим  ориентиры:  наука  о  государстве  и  праве  нуждается  в  радикальном  обновлении.  Пульс  реформ.   М.   1989.
  11. Общая теория права.  Учебник . М.  1993.
  12. Политические теории и политическая практика в развитых капиталистических странах. Марченко М.Н.  М.. 1992. – 384с.
  13. Правовые системы стран мира. Решетников Ф.М., М., 1993.-256с
  14. Политические институты США. Отв. ред. Борисюк В.И., М., 1988.-272с.
  15. Тихомирова Л.В., Тихомиров  М.Ю. Юридическая энциклопедия . М.- 1997.-с. 312
  16. Хропанюк. В.Н.  Теория государства и права.  М. 1993.

Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления  в современном государстве. // Государство и право. 1994. №1. С.109-115


Информация о работе Формы правления