Формы государтсвенного правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Значение данной темы состоит в том, что политика как сфера деятельности по руководству обществом входит в жизнь каждого человека достаточно рано. «Если бы люди были ангелами, - как-то заметил один из авторов американской конституции и основателей государства (США) Дж. Мэдисон, - то не требовалось бы никакого правительства». Политика прежде всего, подразумевает государство, его внешнюю и внутреннюю политику. Люди смотрят телевизор, читают газеты, а значит так или иначе участвуют в жизни своего государства и человеку совсем не безразлично кто и управляет этим государством, как в нем власть.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ
1.1. Форма государственного правления – элемент формы государства
1.2. Соотношение типа и формы государства
1.3. Форма правления в России
ГЛАВА 2. МОНАРХИЯ – ТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
2.1. Неограниченная монархия
2.2. Ограниченная монархия
ГЛАВА 3. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ
3.1. Парламентская республика
3.2. Президентская республика
3.3. Смешанная форма
3.4. Советская республика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

диплом формы правления.docx

— 95.20 Кб (Скачать файл)

-в-четвертых, президентская форма правления исключает или серьезно ослабляет ее зависимость от различных и переменчивых партийно-фракционных пристрастий, сильно проявляющихся в парламентской деятельности.

Вместе с тем нельзя не учитывать, что в рамках президентской  республики возрастает опасность противостояния законодательной и исполнительной ветвей власти, особенно когда, как это нередко бывает на практике, избранный народом президент представляет одну партию, а большинство депутатов парламента принадлежат к другой партии или блоку партий. Последняя ситуация не раз складывалась в зарубежных странах, а сегодня имеет место, например, как в США, так и в России.

При президентской республике Президент - одновременно и глава  государства, и глава исполнительной власти. М.Н.Марченко, президентскую  республику иногда именует дуалистической республикой, подчеркивая тем самым  факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной - в руках парламента. Президент, как и Парламент, избирается народом  и потому политической ответственности  перед парламентом не несет (импичмент - это ответственность не за политику, а за умышленное тяжкое правонарушение). Правительства как коллегиального органа обычно нет, министры каждый в  отдельности подчинены президенту. Министров и других назначенных  им должностных лиц исполнительной власти президент может смещать  самостоятельно. Президент и его  кабинет не нуждаются в доверии парламента, но в то же время они не могут распускать Парламент. Отношения между ними строятся на системе сдержек и противовесов. Президент может тормозить законодательную деятельность парламента, налагая на принятые им законы отлагательное вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах парламента.

Достоинство президентской  республики в том, что независимо от того, какие партии господствуют в исполнительной или законодательной  власти, обе эти ветви власти вынуждены  сотрудничать, что придает режиму устойчивость. А также, прежде всего  в том, что всенародно избранный  президент являет собой средоточие общенациональных устремлений, выступает  символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству. Эта форма дает полномочия одному лицу, которое может осуществлять руководство в чрезвычайных обстоятельствах. И не случайно, сталкиваясь с теми или сложными проблемами, некоторые  страны усиливают значение поста  президента. Президентская система  правления в принципе обеспечивает большую степень политической стабильности, чем парламентская, т.к. кабинет министров  назначается на фиксированный срок, определенный конституцией.

К недостаткам данной формы  можно отнести следующее:

- во-первых, в отличие от парламентской формы правления, она таит в себе возможности трений во взаимоотношениях исполнительной и законодательной ветвей власти и провоцирования конституционного кризиса. Вероятность последнего особенно возрастает, если президент и парламентское большинство принадлежит к различным партиям или политическим течениям. Предположения, что президент всегда находится над партийной борьбой и политиканством лоббистов, могут не иметь под собой веских оснований. Иными словами, выбор между парламентской и президентской формами правления может означать выбор между единым, но нестабильным руководством и руководством стабильным, но чреватым конфликтом двух властей;

- во-вторых, едва ли существует оптимальный способ избрания президента. Любой из них имеет свои сильные и слабые стороны. На первое место по значимости выходит метод президентских выборов. Прямые выборы представляются наиболее простыми и демократичными. Но моделей прямых выборов тоже много, а выбор способов не всегда зависит от президента. Президентская власть может оказаться в большей зависимости от законодательной ветви, от которой может зависеть многое, например, процедура переизбрания президента на второй срок в чрезвычайно усложненном порядке.

Также существует классификация основных видов президентской республики: классическая президентская модель, суперпрезидентская и полупрезидентская.

Классической президентской  республикой являются Соединенные  Штаты Америки. В конституции  США, а именно в статье IV утверждается следующее: «Соединенные Штаты гарантируют  каждому штату в настоящем  Союзе республиканскую форму  правления». Республиканская форма  правления в США реализовалась  в виде президентской республики: президент республики - глава государства  и правительства; правительство  не несет ответственности перед  Конгрессом; президент не обладает правом роспуска палат Конгресса.

За основу построения системы  государственной власти был взят принцип разделения властей, который  в американских условиях трансформировался  в так называемую систему сдержек  и противовесов. В конституции  было проведено организационное  разделение между тремя ветвями  власти - конгрессом, президентом и  верховным судом, каждому из которых  была предоставлена возможность  действовать самостоятельно в конституционных  рамках. Установленные отношения  между названными органами имеют  целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать  одной из частей этой системы действовать  в направлении, противном направлениям других органов. Фактические отношения  между тремя основными органами власти - конгрессом, президентом (он именуется  не президентом республики, а президентом США) и верховным судом постоянно изменяются, но сам принцип разделения властей остается незыблемым.

Все установленные полномочия законодательной власти принадлежат  Конгрессу Соединенных Штатов, который  состоит из Сената и Палаты представителей. Но конституция говорит не о законодательной  власти вообще, а лишь о полномочиях  законодательной власти, указанных  в самой конституции. Следовательно, Конгресс обладает ограниченными законодательными полномочиями. Это обусловлено тем, что в США имеется еще 50 законодательных  собраний штатов, которые законодательствуют в соответствии со своими полномочиями.

Исполнительная власть осуществляется Президентом, его полномочия весьма объемны. В его непосредственном подчинении находится весь государственный  аппарат управления: министры, главы  многочисленных ведомств, он непосредственно  руководит огромным исполнительным аппаратом. Президент республики и  исполнительный государственный аппарат  образуют в США президентскую  власть. Президент формирует администрацию, кабинет министров, исполнительные правления. Кабинет министров является консультативным органом, президент  не обязан следовать его советам. Кабинет министров не принимает  никаких правительственных актов.

Президент США избирается косвенным путем сроком на 4 года. Одно и то же лицо может избираться президентом не более двух раз. Избирательная  компания по выборам президента начинается задолго до того, как избиратели явятся на избирательные участки, чтобы  проголосовать за выборщиков. Предусматривается  (поправка ХII к Конституции), что если ни один из кандидатов не будет избран единственном туре всеобщих выборов, то перебаллотировка кандидатов, получивших большее число голосов, осуществляется в парламенте или его нижней палатой.

 

Конгресс США избирается на основе всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании. Сенат состоит из 100 сенаторов: каждый штат избирает по два сенатора сроком на 6 лет. Сенат обновляется на 1/3 каждые 2 года.

Каждая палата Конгресса  имеет свою внутреннюю разветвленную  систему вспомогательных органов, которые призваны содействовать  выполнению конституционных полномочий: председатели палат, комитеты, партийные  фракции, административно-технические  службы. Председателем палаты представителей является спикер, формально избираемый палатой. Он занимает пост президента республики вслед за вице-президентом  в случае вакансии.

Определив указанные полномочия, конституция записала, что «конгресс имеет право издавать все законы, которые будут необходимы и уместны» для реализации перечисленных полномочий. Это конституционное положение позволяет конгрессу расширять свою компетенцию. Конституция установила для конгресса ряд запретов: не присваивать дворянские титулы, не нарушать процессуальные права граждан, не облагать налогом или пошлиной товары, вывозимые из штата, не выдавать деньги из казначейства иначе как на основе закона.

Компетенция палат Конгресса  не одинакова. Только в палату представителей могут вноситься финансовые законопроекты. Она формулирует также обвинения  в порядке импичмента в отношении  президента республики и других высших должностных лиц, избирает президента республики в случае, если ни один кандидат не получит абсолютного большинства  голосов выборщиков. Верхняя палата также наделена исключительными  полномочиями. Только сенату принадлежит  право ратифицировать международные  договоры, утверждать назначения на высшие должности в государстве, производимые президентом, решать вопрос о виновности должностного лица в порядке импичмента, избирать вице-президента, если ни один кандидат не получит абсолютного  большинства голосов выборщиков. Сенат рассматривается как орган, представляющий интересы штатов и обеспечивающий преемственность государственной власти, с этой целью сенат обновляется по частям.

 Суперпрезидентская республика - форма государственного управления, при которой принцип разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно у президента. Зачастую президент в суперпрезидентской республике возглавляет правительство, будучи при этом лидером правящей партии (которая при этом может быть единственной или пользоваться значительными внеконституционными преимуществами перед другими партиями). При этом в суперпрезидентской республике предусматриваемый национальной конституцией «диапазон возможного использования президентом его чрезвычайных полномочий более обширен, чем в обычной президентской республике»40: конституционные полномочия президента предусматривают издание указов, имеющих силу закона, возможность распускать парламент своим решением, смещать министров и руководителей административно-территориальных образований и т. д. Установление в стране суперпрезидентской республики может приводить к замене периодического избрания нового главы государства установлением режима «пожизненного президентства» (референдумом или голосованием полностью контролируемого президентом парламента) и/или фактическим назначением нового президента решением предыдущего, с последующим формальным утверждением этого решения на выборах.

В. Е. Чиркин в монографии «Конституционное право зарубежных стран» (1997) выделяет41 три вида суперпрезидентских республик:

президентско-монократическая  республика — форма правления, при  которой президенты возглавляют  единственную разрешённую партию, являющуюся носительницей официально провозглашённой обязательной идеологии (Гана при Кваме Нкруме, Гвинея при Ахмеде Секу Туре, Заир при Мобуту и др.);

президентско-милитарная республика — форма правления, устанавливающаяся  в результате военного переворота с  провозглашением его руководителя главой страны;

президентская республика в  странах с социалистической идеологией (Ангола, Бенин, Республика Конго, Мозамбик), где президент избирается высшим органом единственной в стране правящей партии, — дополняя В. Е. Чиркина, казанский  политолог О. И. Зазнаев предлагает называть этот вид президентско-партократической республикой42.

О суперпрезидентской республике принято говорить применительно  к странам Латинской Америки, особенно в XIX веке, а также ряду стран  Африки и постсоветского пространства: Белоруссия, Туркмения и др.

Особой формой суперпрезидентской республики является такая форма  правления, которая устанавливается  во многих государствах в результате военных переворотов. Это довольно частое явление в развивающихся  странах: со времени образования  независимых государств в Латинской  Америке (приблизительно полтора века назад) в странах этого региона, а также в Азии и Африке произошло  более тысячи военных переворотов, более половины из них были успешными  и привели к созданию новой  системы управления. В этом случае парламент, как правило, распускается (исключение составила, например, Бразилия, где в 1964 г. была проведена лишь его  чистка), правительство и президент  смещаются со своих постов. Создается  новый высший орган - военный совет (революционный совет, совет национального  спасения и т.д.), его председатель - лидер переворота, провозглашается  президентом республики. На места  назначаются военные губернаторы, коменданты и др. Из прежних органов  сохраняются обычно гражданские  суды, но параллельно с ними создаются военные трибуналы, которые судят и гражданских лиц. Хотя в условиях военного управления могут проводиться выборы низовых представительных органов на местах (как трижды было в Алжире и дважды - в Нигерии), они ставятся под надзор военных властей. Создается, таким образом, фактически республика без республиканских учреждений, можно сказать, что это президентско-милитаристкая республика. Впрочем, и в других развивающихся странах используется концепция двойной роли армии (военной и политической) и вооруженные силы служат остовом многих «гражданских» президентских республик (Индонезия, Турция и др.).

Президентская же республика отличается сильной исполнительной властью, наравне с которой по принципу разделения властей нормально  функционируют законодательная  и судебная власти. Эффективно действующий  механизм сдержек и противовесов, существующих в современных президентских  республиках, способствует возможности  гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти. Смешанная республика, по мнению Чиркина В.Е, является неким компромиссом между парламентарной и президентской, где власть реально принадлежит и парламенту и президенту, и они вынуждены сотрудничать по системе «сдержек и противовесов», что существенно влияет на политическую стабильность в государстве. Смешанная форма характерна для переходного периода в становлении государственности того или иного государства. Классическая модель президентской республики берет свое начало в США. Она сыграла значительную роль в образовании иных форм республик, так как являлась неким образцом для законодателей новых государств. Данная модель была воплощена американским народом с целью поиска более сильной, но в тоже время и зависящую от парламента власть. Именно в ней отражаются типичные для всех президентских республик характерные черты. Суперпрезидентская республика - некое подобие извращенной модели президентской республики. Наиболее распространена в странах Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока. Главное ее отличие заключается в сильной роли президента в государстве. Часто перекликающаяся с конституционной монархией, где президент занимает свою должность пожизненно и имеет неограниченные полномочия. Вытекающая в некую форму президентского абсолютизма. Минусом этой формы является то, что верховная власть узурпируется единоличным главой государства, что приводит к частым кризисам в политической сфере. Наиболее часто власть в таких государствах сменяется не «естественным» образом, а в результате революций и переворотов.

Информация о работе Формы государтсвенного правления