Формы государтсвенного правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Значение данной темы состоит в том, что политика как сфера деятельности по руководству обществом входит в жизнь каждого человека достаточно рано. «Если бы люди были ангелами, - как-то заметил один из авторов американской конституции и основателей государства (США) Дж. Мэдисон, - то не требовалось бы никакого правительства». Политика прежде всего, подразумевает государство, его внешнюю и внутреннюю политику. Люди смотрят телевизор, читают газеты, а значит так или иначе участвуют в жизни своего государства и человеку совсем не безразлично кто и управляет этим государством, как в нем власть.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ
1.1. Форма государственного правления – элемент формы государства
1.2. Соотношение типа и формы государства
1.3. Форма правления в России
ГЛАВА 2. МОНАРХИЯ – ТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
2.1. Неограниченная монархия
2.2. Ограниченная монархия
ГЛАВА 3. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ
3.1. Парламентская республика
3.2. Президентская республика
3.3. Смешанная форма
3.4. Советская республика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

диплом формы правления.docx

— 95.20 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 

ГЛАВА 1. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ

         1.1. Форма государственного правления – элемент формы государства

         1.2. Соотношение типа и формы государства

         1.3. Форма правления в России

         ГЛАВА 2. МОНАРХИЯ – ТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

2.1. Неограниченная монархия

 2.2. Ограниченная монархия

ГЛАВА 3. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО     ПРАВЛЕНИЯ

3.1. Парламентская республика

3.2. Президентская республика

3.3. Смешанная форма

3.4. Советская республика

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Моя работа предполагает рассмотрение форм государственного правления различных государств. С момента возникновения государства нарастал интерес к осмыслению формы государства, ресурсов его могущества, выявлению внутренней логики происходящих в нем процессов. Необходимость знаний о государстве для человека обусловлена тем, что они позволяют ему понять глобальные цели развития общества, более четко определить собственную роль в социальных изменениях. Но не менее актуален и повседневный аспект ценности этих знаний. В обыденной жизни человек вступает в бесчисленное множество взаимодействий, большинство которых имеет властный характер: в семье, в школе, на улице, на производстве и т.д. причем в одном случае он сам оказывает властное воздействие, в другом на него влияют. С одной стороны, понимание природы властных отношений позволяет индивиду воздерживаться от использования насильственных средств, в разрешении актуальных вопросов, быть терпимыми к инакомыслию. С другой стороны, знания о устройстве государства, препятствуют превращению человека в объект политических манипуляций более мощных сил. Следовательно, знания о формах государственного правления формируют гражданское правосознание, повышают правовую и политическую культуру.

 Значение данной темы  состоит в том, что политика  как сфера деятельности по  руководству обществом входит  в жизнь каждого человека достаточно  рано. «Если бы люди были ангелами, - как-то заметил один из авторов  американской конституции и основателей  государства (США) Дж. Мэдисон, - то  не требовалось бы никакого  правительства». Политика прежде  всего, подразумевает государство,  его внешнюю и внутреннюю политику. Люди смотрят телевизор, читают  газеты, а значит так или иначе  участвуют в жизни своего государства и человеку совсем не безразлично кто и управляет этим государством, как в нем власть.

Степень разработанности  проблемы.

 Вопросам государственного  правления посвятили свои работы  такие ученые, как Сумбатян Ю.Г.  в работе «Монархия – традиционная  форма государственности», Темпл  Д. «Подкоп под монархию», Палеолог  М. «Царская Россия во время  мировой войны», Мещеряков «Республиканская  форма правления в России».  В осмысление формы государственного  правления заметный вклад внесли  древнегреческие философы Сократ, Платон, Аристотель. Рассматривали  эту проблему Локк и Монтескье.  Отечественные философы, политические  деятели и социологи, такие  как Прокопич, Татищев, Посошков, Салтыков и другие посвятили  свои работы вопросам монархии  и республики, как формам государственного  правления.

Характеризуя состояние  изученности проблемы, приходится констатировать, что несмотря на множество научных  трудов в данной области, остаются неразрешимыми  достаточно важные актуальные вопросы, требующие дополнительных исследований: например, какая форма правления  более прогрессивна и к какой  форме государственности должны стремиться страны: республика? Монархия? Или другая форма правления? Отдельные  аспекты данной темы, хотя и получили определенное освещение в работах  многих авторов, нуждаются в дальнейшем углубленном изучении, как в комплексе, так и с позиции частного анализа.

 

Предметом исследования стали: формы государственного правления, выраженные в монархии и республике.

 

Целью исследования является: определение понятия монархии и республики, выяснение их основных признаков и классификации.

 

Для достижения указанной  цели поставлены следующие задачи:

1. Исследовать основные  признаки монархий и республик,  выделить их основные черты  и сформулировать определение.

2. Отграничить понятия  ограниченной и неограниченной  монархии; парламентской и президентской  республики.

3. Рассмотреть разные  формы правления на примере  определенных стран, выделить  положительный опыт.

Научная новизна. Квалификационная работа представляет собой одну из попыток комплексного исследования форм государственного правления на общетеоретическом уровне, в которой система устоявшихся юридических и исторических категорий и понятий использована с учетом проводимого исследования. Одновременно в ней обобщены некоторые практические данные, проанализированы научные взгляды ряда исследователей по изучаемой проблематике.

Методологическая основа: общенаучные и частные методы познания. Общенаучными явились общелогические (анализ, синтез), сравнительный, системный, исторический методы. Среди частных использовались формально-юридический метод и, метод анализа философской, юридической и исторической литературы (документальный метод).

Практическая значимость работы. Содержащиеся в работе положения, могут быть положены в основу дальнейших исследований форм государственного правления, соотношения типа и формы государства, а также для исследования сходных  проблем в области теории государства  и права и конституционного права.

Структура работы. Квалификационная работа состоит из введения; трех глав, включающих параграфы; заключения; списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ

1.1. Форма государственного правления – элемент формы права

 

 Форма государственного правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением, т.е. эта категория показывает, кто и как правит в государстве.

Теоретическая наука выделяет и исследует общие закономерности возникновения и развития различных  социальных явлений и процессов. Она апеллирует к их повторяющимся, наиболее типичным свойствам и формам проявления. Реальная же жизнь более  сложна и многообразна. Конкретные государственно-правовые явления служат внешним выражением не только закономерного, но и случайного, не только прогрессивного, но регрессивного. Их сущность предопределяется особенностями функционирования этих явлений во времени и пространстве.

Существенные черты той  или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера  тех производственных отношений, которые  сложились на данной ступени экономического развития. Так, республика рабовладельческого общества имеет больше родственных  свойств с рабовладельческой  монархией, нежели с республикой  в период капитализма, так как  республика, и монархия при рабовладельческом  строе – лишь различные формы  проявления экономической и политической власти рабовладельцев, разные инструменты  достижения единых задач и целей. Однако экономический строй общества, определяя всю надстройку в целом, характеризует форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание. Среди факторов, обусловливающих специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени. Итоги политической борьбы за власть находят свое выражение в порядке организации и структуре всего государственного механизма, в тоталитарных либо демократических методах его деятельности.

На форму государства  оказывает влияние также национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к  формированию федеративной государственности), уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны.

При анализе формы государств следует учитывать также и  влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции. В этой связи происходит адаптация государственного аппарата, в ходе которой менее развитые в экономическом и политическом отношении страны используют опыт более развитых государств и создают органы одинаковой функциональной направленности.

  Исследуя форму правления как одну из разновидностей форм государства, следует руководствоваться сложившимся и практически подкрепленным представлением о том, что форма правления есть способ организации государственной власти, включающий порядок образования и деятельности высших и местных государственной органов, порядок взаимоотношений их друг с другом и с населением1.

Формы правления в значительной мере различаются в зависимости  от того, осуществляется ли власть одним  лицом, или же она принадлежит  коллективному выборному органу. В первом случае, согласно сложившемуся представлению, имеет место монархическая  форма правления, во втором - республиканская. При монархической форме правления источником власти и ее носителем является монарх. При республиканской источником власти объявляется народ, а ее носителем - выборные государственные органы. 
Классификация форм правления государства в зависимости от числа лиц, стоящих у власти, является одной из старейших и широко признанных в юридическом мире классификаций. В процессе её проведения используется количественный критерий. Количественный критерий классификации форм государственного правления является далеко не совершенным. Он сильно упрощён и не даёт возможности провести четкую грань в ряде случаев между монархической и республиканской формой правления. Следует заметить, что предостережения в отношении упрощённости количественного критерия классификации форм правления постоянно следовали от многих авторов, таких как Платон, Аристотель, Монтескье, Н. Коркунов. Например, Платон пытался свести различие форм правления к различию трёх добродетелей - мудрости, мужества и умеренности, из которых каждая может преобладать то в одном, то в другом государстве 2. Это подтолкнуло ряд исследователей к тому, чтобы не ограничиваться только данным критерием, а разрабатывать и другие.

В отечественной и зарубежной литературе, в особенности ранних лет, довольно широко применялись так  называемые юридические критерии. Суть их, по общему признанию, сводилась  к тому, что в процессе классификации  форм правления за основу брались  не количественные или любые иные факторы, а юридическое положение (статус) высших государственных органов и правящих лиц. Различие между монархической и республиканской формами правления, констатировал в связи с этим Н. Коркунов, заключается не в наличии различного числа правящих или иных, второстепенных по своему характеру их особенностей, а в различном «юридическом положении» правящих лиц 3. При республиканской форме правления все лица, участвующие в организации государственной власти, ответственны перед народом от избирателя до президента, стоящего во главе республики и призванного действовать от ее имени. При монархической форме правления есть безответственный орган власти, называемый монархом. Именно в этом различии ответственности и безответственности, заключается отличие президента республики от монарха, а не в объеме и характере их функций, как иногда утверждается в литературе. Например, президент США пользуется большей властью, чем английская королева. Однако президент ответственен перед конгрессом и потому не монарх. Английская же королева, напротив, безответственна и потому, несмотря на всю ограниченность своей власти, остается все же монархом.

Юридические критерии классификации  форм правления широко использовались также известным русским ученым-юристом  Ф. Кистяковским. Он всячески подчеркивал, что «юридическое различие между  монархией и республикой нужно  искать не в компетенции правительственной  власти, а в ее организации, именно в юридическом положении носителя этой власти». Юридическое положение может выражаться в выборности (в условиях республики) или наследственности (в условиях монархии) высших органов государства и самой государственной власти. Выборность и наследственность как критерии подразделения форм правления государства на республики и монархии органически сочетаются с такими их немаловажными признаками, как срочность пребывания у власти главы государства в условиях республики и соответственно бессрочность - в условиях монархии.

Различное юридическое положение  носителей власти как общий критерий классификации форм правления может  выражаться в ответственности их перед народом, нацией, парламентом  и т. д. в условиях республики и  полной безответственности в условиях существования монархии. Различное  юридическое положение носителей  власти в условиях республики и монархии проявляется в том, что в первом случае в организации и деятельности высших и местных государственных  органов преобладают принципы коллегиальности, а во втором - единоличности.

Классифицируя формы правления  государства, важно подчеркнуть, что  подразделение форм на монархию и  республику является исторически первой и самой общей их классификацией. Противоположность монархической и республиканской форм проявляется уже на самых ранних ступенях развития государственной жизни. Та и другая выступают в истории как основные формы организации жизни государства. Уже Орда была организована либо на началах единоличного властвования, либо «на принципе товарищества». Руководящее и «решающее значение имеет либо воля одного лица, стоящего над всеми другими, либо воля всей совокупности полноправных членов Орды». Глубокое и разностороннее исследование форм правления с неизбежностью требует, во-первых, изучения их не вообще, а применительно к конкретным условиям жизни общества и государства. А во-вторых, - дальнейшего подразделения основных форм правления на отдельные виды и подвиды.

 Следовательно, можно сделать вывод о том, что монархия – это исторически сложившаяся форма правления, при которой во главе государства стоит единоличный монарх, наделенный властью и занимающий престол в соответствии с наследственным принципом, а республика – это форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями.

Информация о работе Формы государтсвенного правления