Формы правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 07:40, курсовая работа

Описание работы

В теоретическом осмыслении государства особое место занимает форма правления, поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе. В современном мире актуальность темы обусловлена постоянным развитием общества, переходом его от одной ступени развития к другой. Все больше стран стремятся к демократическому правовому государству, а его функционирование невозможно без четко отлаженной структуры формирования и осуществления государственной власти.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие формы правления и её соотношение с другими элементами формы государства…………………………………………………………..5
2.Виды форм правления…………………………………………………………..9
2.1.Монархическая форма правления…………………………………….9
2.2.Республиканская форма правления………………………………….15
3. Форма правления в Российском государстве……………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….25
Библиографический список……………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

Курсовая моя-2.docx

— 57.49 Кб (Скачать файл)

 

Содержание.

                                                                                                                   Стр.

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Понятие формы правления и её соотношение с другими элементами формы государства…………………………………………………………..5

2.Виды форм правления…………………………………………………………..9

2.1.Монархическая  форма правления…………………………………….9

2.2.Республиканская  форма правления………………………………….15

3. Форма правления в Российском государстве……………………………….23

Заключение……………………………………………………………………….25

Библиографический список……………………………………………………..29

 

Введение.

В теоретическом осмыслении государства  особое место занимает форма правления, поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную  власть в государственно организованном обществе. В современном мире актуальность темы обусловлена постоянным развитием общества, переходом его от одной ступени развития к другой. Все больше стран стремятся к демократическому правовому государству, а его функционирование невозможно без четко отлаженной структуры формирования и осуществления государственной власти.

Объектом исследования в данном случае выступает государство как  особая политическая, структурная и территориальная организация общества. Предметом исследования являются различные формы правления в зависимости от исторических, правовых и национальных предпосылок в современном обществе.

Целью является выявление наиболее актуальной на сегодняшний день формы правления для большинства государств.

При написании  работы были поставлены следующие задачи:

    • Изучить понятие формы государственного правления; факторы, определяющие многообразие форм государственного правления;
    • Изучить республику и монархию их понятие признаки и виды, а также рассмотреть нетипичные формы правления.
    • Определить форму правления в Российской Федерации.

Методологической основой работы является общенаучный метод.

Данная  работа основана на трудах и научных статьях: М. М. Василика, В.Е. Чиркина, И.М. Степанова, Ф.М. Решетникова и др.

Уже Аристотель, вслед за Платоном, столкнувшись с самыми разными формами  организации и осуществления  государственной власти в древнем  мире, попытался разработать классификацию  государств по критерию, кто и как  правит в этих государствах, т.е. по форме правления. 

Со времен Платона и Аристотеля теоретическая политико-правовая мысль  пыталась выявить причины, определяли те или иные формы правления. На протяжении многих столетий выдающиеся люди стремились выделить самое основное в формах государства и по возможности спрогнозировать их развитие. В трудах Августина, Гоббса, Монтескье, Руссо, Радищева и многих других были сделаны попытки обобщить и систематизировать знание о формах правления, нащупать самые глубинные начала их возникновения и развития. Чаще всего форму правления

пытались определить в ее связи с типом государства, классовой структурой, экономическим  направлением развития общества и т.д. И забывали о таких факторах, влияющих на форму правления, как исторические традиции, национальная психология, религиозность, культурная среда, географическое положение  и многое другое.

Современная теория государства удерживает все  то позитивное, что было накоплено  на предыдущих этапах и вместе с  тем учитывает то, чему раньше не придавалось существенного значения. Попробуем рассмотреть формы  правления и ее разновидности  с современной точки зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие формы правления и её соотношение с другими элементами формы государства.

Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.

Более полное представление о форме  конкретного государства дает анализ трех его составляющих — формы правления, государственного устройства, государственно-правового режима.

Термин «форма правления» (реже –  «форма государственного правления») содержится во многих конституциях стран  мира (Бразилии 1988 г., Иордании 1952 г., Казахстана 1995 г., Мексики 1917 г., Эфиопии 1994 г. и др.). Почти всегда говорится о том, является государство монархией  или республикой (исключениями являются Израиль и Камбоджа до 1993 г., где  использовались просто название «государство», например «Государство Израиль»).

В научной  литературе существуют различные подходы  к понятию формы правления. Сторонники узкой трактовки этого понятия  связывают форму правления только  или, прежде всего, с правовым положением главы государства. Приверженцы  широкой трактовки включают в  это понятие отношения высших органов государственной власти с центрами экономической и политической власти и даже политическую среду. Узкая  трактовка недостаточно учитывает  роль других государственных органов, в том числе парламента, правительства, широкая придает понятию формы  несвойственный ей характер.

Форма правления  традиционно определяется как характеристика структуры и взаимоотношений  высших органов государства. Нередко  перечень этих органов ограничивают главой государства, парламентом и  правительством. Такой подход  делает акцент на органах, играющих решающую роль в управлении государством. Однако если понимать государственное управление в более широком смысле, то стоит  учитывать и роль судебной власти, особое значение органов конституционного контроля.

В управлении государством участие принимают  также местные органы государства (советы в социалистическом государстве,  назначенные представители государственной  власти в других странах). Наконец, само управление предполагает не только прямые, но и обратные связи органов государственной власти с населением.

Форму правления  нельзя отождествлять с управление государством. Последнее - гораздо более  широкое понятие. Кроме того, название существующей формы правления не всегда дает правильное представление  о способе управления. Великобритания или Япония – монархии, но монарх фактически не обладает властными полномочиями и отнюдь не управляет государством. Под формой правления понимается способ организации верховной  государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании1.

С давних времен различаются две основные формы правления: монархия и республика. Монархия преобладала в государствах древнего мира и в средние века. Республика стала господствующей формой правления в Новое время. Ныне подавляющее количество государств мира являются республиками, хотя и  монархическая форма правления  вовсе не исчезла. Главное различие между ними состоит в условиях замещения поста главы государства  и его ответственности. Монарх (царь, император, король, султан и т.д.) занимает свой пост по наследству и пожизненно, он является неприкосновенной особой, никакой ответственности не подлежит и, как правило, не может быть смещен со своего поста. В республике глава государства избирается из среды граждан на определенный срок, он может быть досрочно смещен (например, в порядке импичмента).

В развитых странах (Европа, Япония, а также  Канада, Австралия и др., где монарх представлен генерал-губернатором) различия между монархией и республикой  практически не имеют значения: по степени демократичности порядка  управления монархия Испания мало чем  отличается от соседней республики Португалии. В развивающихся странах различия между монархией и республикой  могут иметь весьма существенное значение для демократизации политического  строя. Монарх в этой группе стран  обладает весьма реальными властными  полномочиями, подданство (гражданство) рассматривается как личная верность монарху, он направляет работу парламента и даже распускает его на многие годы и правит без него. Поэтому, например, в тех арабских странах, где существует монархия, их политический строй существенно отличается от республик, хотя во всех этих странах  применяются, правда в разной степени, принципы шариата (для сравнения: абсолютная монархия в Саудовской Аравии, где  запрещены все партии, а парламента нет, и президентская республика в Египте, где существует многопартийность, довольно активно действует парламент, но в рамках «ценностей египетского общества»).2

Хотя  разделение государств на монархии и  республики продолжает оставаться основным при классификациях форм правления, иногда возникают смешанные, гибридные  формы. В монархиях появляются отдельные  республиканские черты (например, периодические  выборы монарха раз в 5 лет в  Малайзии или «коллегиальная монархия»  в ОАЭ), в республиках к власти приходят, по существу, монархические (пожизненные) президенты. В некоторых  случаях появляется и наследственность: сын пожизненного президента Ким  Ир Сена в КНДР еще до смерти последнего (1984 г.) был объявлен будущим руководителем правящей партии и государства.

Отсутствие  достаточных различий в политическом строе европейских монархий и  республик, черты гибридности и некоторые другие факторы иногда ведут к попыткам замены понятий монархии и республики иными категориями (парламентская или иная форма правления). Однако для анализа именно формы правления утвердившееся на протяжении веков различие существенно.

          Итак, форма  правления является одной из  составляющих формы государства  и в совокупности с формой  государственного устройства и государственно-правового режима выражает сложившуюся обстановку в том или ином государстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Виды форм правления.

2.1. Монархическая форма  правления.

Монархия  – это такая форма правления, при которой верховная государственная  власть осуществляется единолично и  переходит, как правило, по наследству.

Основными признаками классической монархической  формы правления являются:

    • существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);
    • наследственный порядок преемственности верховной власти;
    • представительство государства монархом по своему усмотрению;
    • юридическая безответственность монарха.

Монархия  возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала  основной формой государственного управления. В буржуазном же обществе сохранились  лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления.

В современном мире существует три  вида монархии: абсолютная(по внешним признакам в связи с принятием конституции она становится полу абсолютной),дуалистическая и парламентарная.

Абсолютная монархия(в «чистом виде») – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть, по закону всецело принадлежит одному лицу, царю, королю, императору. Конституция при такой форме правления отсутствует.

Абсолютизм  – это форма правления, при  которой верховная власть в государстве  полностью и безраздельно принадлежит  монарху. Власть достигает наивысшей  степени централизации. Абсолютный монарх правит, опираясь на чиновничий бюрократический аппарат, постоянную армию и полицию, ему подчиняется церковь, как идеологическая сила.

 В  настоящее время таких монархий  уже нет: в последней из них  султанате Омане в 1996 г. монарх  даровал конституцию. Правда, нет  конституции в королевстве Бутан,  но там есть закон о национальном  собрании, и этот своеобразно  формируемый парламент собирается  на сессии, хотя выполняет на  деле лишь совещательные функции.  Абсолютные монархии теперь «обшиты»  конституционной или парламентской  оболочкой. По существу, монарх властвует безраздельно, даже в некоторых конституциях говорится, что вся власть исходит от монарха (а не народа), он имеет право абсолютного вето по отношению к законодательным актам своеобразного парламента: их решения не вступают в силу без согласия монарха, но по форме в такой монархии есть признаки ограниченной монархии. В некоторых конституциях (Бахрейн, Кувейт) даже говорится об ответственности правительства перед парламентом (по традиции правительство возглавляет сын, брат или другой близкий родственник правящего монарха). К тому же, например, в Брунее, в парламенте численно преобладают лица, являющиеся его членами по должности, то есть назначенные монархом. Парламент по существу рассматривается как особая форма мусульманского института аш-шура – совещания правителя с авторитетными людьми. Да и конституция, хотя документ называется таким образом, не является основным законом. Подлинной же конституцией считаются две священные мусульманские книги – Коран и сунна (особенно первый). Учитывая указанные обстоятельства, все же правильнее называть сохранившиеся монархии полу абсолютными.

Большинство из рассматриваемых монархий имеют  теократические черты. В наиболее отчетливой форме они выражены в арабских монархиях, в султанате Бруней. Это  – теократические полу абсолютные по форме и абсолютные по существу монархии. Особую роль в полу абсолютной теократической монархии играет семейный совет. Он, в частности, определяет преемника монарха (это не обязательно старший сын монарха), может заставить отречься монарха от престола. Связи органов государства с населением своеобразны. Во-первых, они определяются религиозными догмами. Во-вторых, они персональны, основываются на верности монарху и принадлежности к общине правоверных (умме). В-третьих, они, по существу, односторонни. Хотя существует маджилис (право любого правоверного члена уммы прийти на прием к монарху, что на практике не всегда осуществляется), эти связи имеют характер повиновения. В-четвертых, такие связи осуществляются в значительной степени через авторитетных лиц в общине правоверных. Назначаемые местные органы государства состоят из членов королевской семьи (губернаторы) и других приближенных к монарху лиц. В связях с населением они выступают не столько как представители государства, сколько как олицетворение монаршего дома.

Информация о работе Формы правления