Формы государтсвенного правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Значение данной темы состоит в том, что политика как сфера деятельности по руководству обществом входит в жизнь каждого человека достаточно рано. «Если бы люди были ангелами, - как-то заметил один из авторов американской конституции и основателей государства (США) Дж. Мэдисон, - то не требовалось бы никакого правительства». Политика прежде всего, подразумевает государство, его внешнюю и внутреннюю политику. Люди смотрят телевизор, читают газеты, а значит так или иначе участвуют в жизни своего государства и человеку совсем не безразлично кто и управляет этим государством, как в нем власть.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ
1.1. Форма государственного правления – элемент формы государства
1.2. Соотношение типа и формы государства
1.3. Форма правления в России
ГЛАВА 2. МОНАРХИЯ – ТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
2.1. Неограниченная монархия
2.2. Ограниченная монархия
ГЛАВА 3. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ
3.1. Парламентская республика
3.2. Президентская республика
3.3. Смешанная форма
3.4. Советская республика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

диплом формы правления.docx

— 95.20 Кб (Скачать файл)

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Соотношение типа и формы государства

 

Как уже отмечалось, тип  государства - это совокупность основных черт, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, а форма государства - это структурный, территориальный и политический способ организации государства, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Эти  два понятия взаимосвязаны, соотносятся  между собой как содержание и  форма, где определяющую роль играет содержание, т.е. тип государства. Однако и форма государства оказывает  немалое влияние на существование  и развитие типа государства, на процесс  замены одного исторического типа государства  другим.

 От типа государства  в конечном счете зависит характер  формы правления. В государствах, не связанных экономическими  узами обмена и вынужденных  объединяться посредством сильной  централизованной власти, естественной  формой правления является монархия; для обществ, основанных на  рыночных отношениях между свободными, политически равными собственниками, характерна республиканская форма  правления.

 Вместе с тем, государства  каждого исторического типа могут  облекаться во множество форм, которые зависят от следующих  факторов:

- уровня экономического  развития общества;

- соотношения классовых  сил;

       - международной обстановки;

- национальных и культурных  традиций;

- географических, климатических  и иных условий существования  того или иного государства.

 Так, история свидетельствует,  что основными формами правления  рабовладельческого государства  были монархии и республики.

 Монархии, в свою очередь,  подразделялись на следующие  виды:

- деспотические (древние  Вавилон, Египет, Индия), основанные  на азиатском способе производства, обусловливающем практически неограниченную власть монарха и его обожествление;

- античные (древнеримская  империя I в. до н.э. - V в. н.э.), на первых стадиях которых  наряду с монархическими существовали  республиканские институты, а  на более поздних стадиях монарх  опирался на военную бюрократию.

 Рабовладельческими республиками  были:

- аристократическая республика (Римская республика VI - I вв. до н.э.), в которой органами государственной  власти формально считались народные  собрания, однако они не обладали  правом законодательной инициативы, а могли лишь принимать или  отклонять предложения особых  должностных лиц, именуемых магистратами; кроме того, решения народных  собраний должны были утверждаться  Сенатом, избираемым недемократическим  путем;

- демократическая республика (Афинское государство), высшим органом  государственной власти которой  было Народное собрание, принимавшее  законы, решавшее вопросы войны  и мира, выступавшее в качестве  судебной инстанции. Высший орган  управления - Совет пятисот избирался  демократическим путем на один  год. Вместе с тем из общественно-политической  жизни исключались женщины, лица, не достигшие двадцатилетнего возраста и вольноотпущенники.

 Характерными формами  правления в феодальных государствах  были монархии и городские  республики.

 Феодальные монархии  подразделялись на следующие  виды:

- раннефеодальные, отличавшиеся  слабостью центральной государственной власти, большой степенью децентрализованности и существованием множества самостоятельных княжеств;

- сословно-представительные, в которых власть монарха была  ограничена тем или иным сословно-территориальным  представительством (во Франции - Генеральными штатами, в Англии - парламентом, в России - земскими соборами);

- абсолютные, которые характеризовались  ослаблением или полной утратой  роли сословно-представительных  органов, усилением власти монарха,  который сосредоточивает в своих  руках всю полноту законодательной,  исполнительной и судебной власти4.

 Своеобразной формой  феодального государства были  городские республики (Венеция, Генуя,  Великий Новгород, Псков), высшими  органами власти в которых  были городские советы, состоящие  в основном из городской знати.  В некоторых республиках существовали  вече - собрания всех свободных  горожан, на которых решались  многие вопросы внутренней жизни  города-республики. Однако решающая  роль принадлежала все-таки Советам  феодальной аристократии.

 Буржуазному государству  свойственны две основные формы  правления: конституционная монархия  и республика (парламентская, президентская  и смешанная).

 Формами правления  социалистических государств являются  такие виды республик, как Парижская  Коммуна, советская республика  и республика народной демократии.

 Таким образом, конкретная  форма государства предопределяется  историческим типом государства.  Вместе с тем государства определенного  исторического типа имеют некоторые  формы, присущие только им.

 Необходимо также отметить, что разнообразие форм правления  и политических режимов не  беспредельно и имеет свои  логические и исторические границы.  Так, цивилизованному государству  присущ лишь демократический  режим и для него неприемлемы  фашистский, тоталитарный или авторитарный  режимы. Точно также в демократическом  государстве не может быть такой формы правления, как абсолютная монархия с ее произволом и беззаконием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Форма правления в России

 

Согласно статье 1 Конституции Российской федерации, «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»5.

При подготовке новой Конституции  России отчетливо выделились многие проблемы теории и практики государственного устройства, в том числе о форме правления. Суть обсуждений сводилась к альтернативе: президентская или парламентарная республика должна быть утверждена в нашей стране. Однако сторонники жесткой альтернативы не учитывали, что в современных условиях, сложившиеся в XIX в., изменяются, происходит взаимопроникновение элементов различных форм правления. Возникают смешанные, «гибридные» формы. Данные процессы отражают новые тенденции современного политического развития, чаще всего вызванные необходимостью повысить уровень управляемости государства, придать большую самостоятельность и стабильность органам исполнительной власти.

Форма правления, то есть порядок  организации и взаимоотношения  высших органов государства, зависит  от многих факторов: соотношения социально-политических сил, уровня правовой и политической культуры и т.д.

Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в РФ в качестве формы правления установлена  президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными  президентскими республиками рядом  особенностей 6.

Во-первых, наряду с признаками президентской республики (это, в  частности, контроль Президента за деятельностью  Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что  парламент может выразить недоверие  Правительству, но это не влечет правовых последствий: решение об отставке правительства принимает Президент. Он вправе не согласиться с парламентом. В России нижняя палата парламента неоднократно оценивала работу Правительства как неудовлетворительную, и никаких последствий это не влекло. Если же в России парламент попытается настаивать и в течение трех месяцев вторично выразит недоверие Правительству (именно такой срок установлен Конституцией) то тем самым поставит под удар: президент вправе выбрать и уволить правительство в отставку или распустить нижнюю палату парламента. Во-вторых, налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом. В Конституцию РФ заложена идея об арбитражной власти президента: он арбитр в отношениях всех других публичных институтов. Президент стремится усилить свои полномочия и за счет парламента (регулирование указами Президента таких вопросов, для которых нужен закон), и за счет правительства (регулярные вызовы раз в неделю премьер-министра для отчета, прямые указания ему и министрам, непосредственное руководство Президента так называемыми силовыми и некоторыми другими министрами). В этих целях президент имеет и укрепляет собственный аппарат - Администрацию президента, которая, по существу, поставлена над правительством. Огромная роль этого органа в России несопоставима с ролью подобных органов - «дома президента» во Франции, администрации Белого дома в США и тем более Канцелярии президента в Германии. Положение парламента принижено (в том числе путем использования финансовых и других материальных рычагов парламента и парламентариев), роль Правительства в основном ограничена хозяйственными вопросами, оно не является центром политического руководства страной и средоточием исполнительной сласти: ее главой на деле является президент, хотя это не предусмотрено Конституцией. Субъекты Федерации, их многие губернаторы часто выступают с независимых позиций. Наконец, в-третьих, уникальность России как федерации не может быть отраженной в механизме государственной власти, особенно с учетом того, что в ряде ее республик также существует институт президентства.

Прошло два срока правления  первого российского президента, легитимно его сменил другой. Этот период был сложным, президентская  форма правления (смешанная форма  правления с доминированием президента) выдержало серьезные испытания. В ее развитии можно выявить «маятниковые» колебания от «точки» властвования Советов до «точки» слияния потоков движений «Единство» и «отечество - вся Россия». Президентская форма правления стабилизировалась, прошла нереволюционная передача власти. Президент получил возможность воздействия на решения парламента через лояльное большинство во фракциях Государственной Думы, главы субъектов Федерации больше не образуют многочисленное объединение в Совете Федерации. По существу система президентской власти в России - это уже сформировавшаяся развивающаяся структура, со своими противоречиями, но уже относительно устоявшаяся.

Форма государства должна быть представлена тремя элементами. Если выдавать за форму государства только какой-то один элемент, то строгой взаимосвязи между формой государства и ее содержанием не будет.

Современная теория государства  и права как наука может  предложить более глубокое и достаточно обоснованное понимание формы правления, наметить более реальный прогноз  развития этих форм. Не менее важно  при этом учитывать исторические традиции, национальную психологию, религиозность.

Существенные изменения в форме правления в России произошли в конце 1998 г. В связи с формированием нового правительства, которое поддерживает парламент и укрепляет его позиции.

Можно сделать вывод о  том, что форма правления в  России является полупрезидентской  республикой с доминирующим положением президента. Существенные фактические изменения в форме правления в России (пока что без изменения конституционных норм) произошли в конце 1998 г. Система президентской власти в России - это уже сформировавшаяся устоявшаяся развивающаяся структура, имеющая свои противоречия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МОНАРХИЯ – ТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

2.1. Неограниченная монархия

 

Монархия — форма правления, которая исторически предшествует диктатуре и республике. Её пережили практически все существовавшие до XVIII в. государства (исключением являются, например, Сан-Марино и некоторые кантоны Швейцарии, всегда бывшие республиками). Многие историки рассматривают её как естественную фазу исторического развития. В широком смысле монархией называется форма правления, при которой власть правителя наследуется. В узком смысле монархией называют лишь такую наследственную форму правления, при которой власть государя ограничена, например, представительными органами (земские соборы в России, кортесы в Испании, генеральные штаты во Франции и т. д.). Однако даже при неограниченной монархии государям приходилось так или иначе считаться с мнением подданных, часто выражавшемся через рекомендации советчиков, народные восстания, угрозу дворцовых переворотов и цареубийств. В марксизме неограниченную монархию называют по-разному в зависимости от общественно-экономической формации: для азиатского способа производства используют термин «деспотия», а для эпохи перехода от феодализма к капитализму — «абсолютная монархия».

В эпоху Просвещения такая  форма правления впервые получила своё идеологическое подкрепление. Этой форме государственного устройства благоприятствовали богословы, приписывающие  верховной власти божественное происхождение, и римские юристы, признававшие за государями абсолютную власть древних  римских императоров. Замечательно сформулировал смысл абсолютной монархии Людовик XIV в своей афористической фразе «Государство — это я».

На протяжении всего девятнадцатого века, после Великой Французской  Революции происходит процесс постепенной  демократизации и ограничения власти монарха. Однако этот процесс проходил неравномерно, например в России абсолютная монархия просуществовала вплоть до двадцатого века.

Абсолютная или неограниченная монархия (от лат. absolutus — безусловный) — разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха. Так неограниченная монархия подразделяется на: деспотическую, абсолютную и самодержавную.

В деспотическом варианте, есть ни что иное, как всеобщее рабство  перед одной персоной (пример тому – Древний Восток: Ассирия, Персия, Египет и др.), в абсолютистском –  всевластие бюрократического аппарата с его доминирующим аристократическим  началом. При абсолютизме монарх выступает как часть государственной машины, олицетворяя собой главного чиновника, что невозможно при деспотизме, основа которого сакральный идеал, и самодержавии, строящимся на принципах религиозной морали и народном доверии. Но самодержавная монархия – всегда лишь абстрактный образ безраздельной власти нравственного начала, который пока еще не удалось воплотить в реальности.

В современных условиях абсолютная монархия существует в Саудовской Аравии, Омане и других мусульманских странах. Такие государства, как правило, имеют октроированные конституции, не ограничивающие власть королей, эмиров, шахов, калифов и султанов (например, Временная конституция Катара 1972 года)7.

Монархи Саудовской Аравии и Омана считаются также высшими  духовными лицами, что еще более  укрепляет политическую силу царствующих  персон. Однако, их власть не безгранична: особая роль принадлежит правящей семье, которая на своем совете решает, в частности, вопросы престолонаследия (наследует необязательно сын прежнего монарха) и может заставить монарха отречься от престола8.

Как уже было сказано выше, самодержавие в чистом виде не существует нигде, но разработка этого идеала занимала умы многих российских мыслителей. Так, опираясь на труды славянофилов, Л.А. Тихомиров писал: «Только по недоразумению думают, что монархия и самодержавие исключают «народную  свободу», на самом же деле оно обеспечивает ее более чем всякий шаблонный  конституционализм. Только самодержавный  царь мог без всякой революции  одним своим манифестом освободить двадцать миллионов рабов»9.

Информация о работе Формы государтсвенного правления