Формы государтсвенного правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Значение данной темы состоит в том, что политика как сфера деятельности по руководству обществом входит в жизнь каждого человека достаточно рано. «Если бы люди были ангелами, - как-то заметил один из авторов американской конституции и основателей государства (США) Дж. Мэдисон, - то не требовалось бы никакого правительства». Политика прежде всего, подразумевает государство, его внешнюю и внутреннюю политику. Люди смотрят телевизор, читают газеты, а значит так или иначе участвуют в жизни своего государства и человеку совсем не безразлично кто и управляет этим государством, как в нем власть.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ
1.1. Форма государственного правления – элемент формы государства
1.2. Соотношение типа и формы государства
1.3. Форма правления в России
ГЛАВА 2. МОНАРХИЯ – ТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
2.1. Неограниченная монархия
2.2. Ограниченная монархия
ГЛАВА 3. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ
3.1. Парламентская республика
3.2. Президентская республика
3.3. Смешанная форма
3.4. Советская республика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

диплом формы правления.docx

— 95.20 Кб (Скачать файл)

Верховный правитель заявил, что, согласно ст. 34 Конституции Малайзии, парламент не может самостоятельно, без консультации с наследственными  правителями, принимать какие-либо решения по вопросам, затрагивающие  честь и привилегии наследственных правителей. Более того, в знак протеста наследственные правители на определенный период времени вообще блокировали  конституционный процесс. Они отказывались подписывать какие-либо законопроекты, принятые по инициативе правительства, как на федеральном уровне, так  и на уровне отдельных штатов21.

Возникший конституционный  кризис в итоге разрешился в пользу правительства, и соответствующий  законопроект был все-таки подписан в декабре 1983 года. Но уже в январе 1984 года под давлением наследных правителей в Конституцию Малайзии были внесены новые поправки, восстановившие как 30-дневный срок, в течение которого Верховный правитель или какой-нибудь другой наследный правитель мог воспользоваться правом отлагательного вето,  так и первоначальную конституционную формулировку относительно механизма введения чрезвычайного положения. Данным поправкам, предшествовала устная договоренность премьер-министра с наследными правителями о том,  что последние не могут злоупотреблять своим правом отлагательного вето ни на федеральном уровне, не на уровне штатов22.

Как показывает практика Великобритании, а также некоторых других конституционных  монархий, влияние главы государства  обычно возрастает в случае, когда  ни одна политическая партия не располагает  парламентским большинством и у  государя появляется определенная свобода  при формировании правительства. Так, в 1957 и 1963 гг. победившая на парламентских  выборах в британскую палату общин консервативная партия не могла выдвинуть согласованную кандидатуру на пост премьер-министра. В сложившейся ситуации решающее слово оказалось за королевой Елизаветой ÌÌ, которая в 1957 году поддержала кандидатуру Г. Макмиллана, а в 1963 году – А. Дугласа-Хьюма23. Выходящих за конституционные рамки. Так, в 1981 г. Попытки государственных переворотов были предприняты в Испании и Таиланде. Их неудача во многом была обусловлена отказом монархов обоих государств поддержать заговорщиков24

Роль монарха может  оказаться достаточно весомой и  в условиях,  Современный государствовед И.А. Кравец выделяет три типа конституционной монархии: парламентарную, дуалистическую и именуемую термином «монархический конституционализм»25.

Парламентскую монархию иногда отождествляют с завуалированной  формой парламентской республики26. Это неверно, хотя необходимо учитывать, что для парламентской республики, появившейся впервые в середине 70-х годов 19 века во Франции, прообразом служила именно парламентская монархия, а не наоборот. Парламентская республика – более поздняя форма правления  по сравнению с парламентарной монархией. Кроме того, парламентарная монархия в зависимости от статуса государя, который может играть декоративную или реальную роль в политической жизни страны относится, или к конституционной монархии, или дуалистической.

«Дуалистический монарх»  всегда обладает реальной властью, хотя и ограниченной в некоторой мере (например, Император Всероссийский  после 1906 г. до 1917 г.), где уже можно  наблюдать возникающее или довольно развитое разделение властей, во всяком случае, отделение законодательной  власти от исполнительной. Законодательная  власть разделяется между венценосцем  и парламентом, который избирается подданными или их определенной частью, если избирательное право цензовое. Исполнительная власть принадлежит государю, осуществляющему ее непосредственно или через назначаемое им правительство. Кроме того, «монарх является человеком, который законами страны призван быть верховным государственным органом»27. Судебная власть, как правило, принадлежит государю, но она может быть и независимой.

Однако, разделение властей  при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются  депутатским корпусом, глава государства  пользуется правом абсолютного veto, т.е. без его утверждения они не вступают в силу. Кроме того, монарх обычно обладает полномочиями издавать чрезвычайные указы, имеющие силу законов, а главное государь может распускать парламент, фактически заменяя дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска парламента в 1974 году очередные парламентские выборы состоялись лишь в 1989 году28.

Правительство, если таковое  есть, за свою деятельность несет ответственность  лишь перед монархом, но отнюдь не перед  парламентом, который может воздействовать на исполнительную власть, только используя  свое право устанавливать бюджет государства.

Таким образом, утверждение  о существовании «монархического  конституционализма» как разновидности  конституционной монархии, неверно. И.А. Кравец, цитируя А.Н. Медушевского, отмечал: «конституционализм монархический становится возможным в тех странах, где демократические силы не имеют реальной социальной опоры, распылены и вынуждены в силу апеллировать к государству; власть отделена от общества, а монарх становится в полной мере заложником бюрократии, не находя ей противовеса в народном представительстве»29. Такое понимание «монархического конституционализма» отличается от общепринятых подходов в государствоведении.

Социологический метод А.Н. Медушевского  не позволяет ответить на вопрос об источнике власти в  государстве и о характере  отношений между его законодательными и исполнительными органами. Если конституционная и дуалистические монархии различаются политико-правовым статусом  главы государства, правительства  и парламента, то «монархический конституционализм» представляет собой не специфическую, отличную от других ограниченных монархий, форму правления, а указывает  на характер политического режима.

Государствоведение на пороге 19-20 веков, в зависимости от источника  власти, выделяло две категории конституционных  монархий: это конституционные монархии, основанные на принципе народного суверенитета; и конституционные монархии, основанные на монархическом принципе. К первым относились Испания, Португалия, Бельгия, Норвегия, Швеция, а также государства Балканского полуострова - Греция, Румыния, Сербия и Болгария; ко вторым – германские государства, Австрия и Дания30. Различие между двумя категориями конституционных монархий: германской монархией, построенной на монархическом принципе, и романской монархии, построенной на принципе народного суверенитета, определялось следующим образом. В германских монархиях конституция была актом самоограничения абсолютного монарха. Парламенты имели права, только предоставленные им конституцией, следовательно, при разрешении вопросов об объеме полномочий монарха и, в особенности, при разрешении конфликтов между парламентом и главой государства. В этом принципе заключалось, по словам Г. Еллинека, «все юридическое ядро монархического начала»31. Поскольку конституция по целому ряду вопросов не требовала участия народного представительства, то для их решения полномочия власти осуществлялись монархом непосредственно в рамках дуалистической модели единоличного правления государя и парламента.

Коллегиальная монархия представляет собой исторически сложившуюся разновидность ограниченной монархии наделяющей полномочиями главы государства несколько равных по статусу наследственных правителей, обладающих правом интерцессию, т.е. возможностью отменять решения друг друга; либо сосредотачивающей суверенную власть в особом  в особом совете государей, возглавляющих отдельные территориальные части страны, от имени и по коллективному согласию которых выступает назначенный ими верховный правитель. Ярким примером данной разновидности ограниченного монархического правления является античная Спарта, возглавляемая двумя архагетами – наследственными царями, выполняющими функции верховных жрецов, военачальников и судей по наследственным и семейным делам32.

Кроме того, цари входили  в состав совета старейшин, 28 членов которой были пожизненно выборными  должностными лицами из числа полноправных спартиатов, достигших 60-ти летнего  возраста. Совет старейшин коллегиально рассматривал все вопросы, выносимые  на обсуждение в народное собрание (апеллу)33.

Современным примером коллегиальной  монархии являются ОАЭ. В этой стране функции главы государства осуществляются совместно Высшим федеральным советом, состоящим из семи эмиров и заседающим четыре раза в год и президентом. Последний избирается Высшим федеральным советом из своего состава сроком на пять лет и является его председателем. Каждый эмир в совете имеет один голос, причем наследственным правителям крупнейших эмиратов ОАЭ – Абу-Даби и Дубаи – принадлежит право абсолютного вето34.

Можно сделать вывод о  том что, ограниченная монархия - это  разновидность монархической формы  правления, в которой высшая государственная  власть рассредоточена между монархом и другими органами. Ограниченная монархия подразделяется на конституционную, дуалистическую и коллегиальную. Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия и парламентарная монархия. Парламентарная монархия — вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).

Дуалистическая монархия - вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений. Коллегиальная монархия представляет собой разновидность ограниченной монархии наделяющей полномочиями главы государства несколько равных по статусу наследственных правителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ  ФОРМА ГОСУДАРТСВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ

3.1. Парламентская республика

 

Парламентская республика –  это разновидность  современной  формы государственного правления, при которой верховная  роль в  организации государственной  жизни  принадлежит парламенту.

Главной отличительной особенностью парламентской  республики является принцип политической ответственности  правительства перед парламентом.

 В целом же она  характеризуется следующими чертами:

-  верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением;

-  президент является главой государства, но не главой правительства;

-  правительство формируется только парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте) или к партийной коалиции;

-  правительство ответственно перед парламентом;

- президент избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом;

- наличие должности премьер-министра, который является главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции;

-  правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах - большинства нижней палаты), а в случае утраты такой поддержки оно либо уходит в отставку, что означает правительственный кризис, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения внеочередных парламентских выборов;

-  президент как глава государства обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами35.   

         В такой республике правительство  формируется парламентским путем  из числа депутатов, принадлежащих  к тем партиям, которые располагают  большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом  о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в  парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство  членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу  государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских  выборов.    

В парламентарной республике глава государства не играет сколько-нибудь существенной роли среди других государственных  органов. Как правило, глава государства  в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства  является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства  в современных парламентарных республиках  неодинакова. В Италии, например, президент  республики избирается членами обеих  палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют  по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В  федеративных государствах участие  парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями  членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным  собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального  представительства. Выборы главы государства  в парламентарной республике могут  осуществляться и на основе всеобщего  избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.             

Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями:

1) обнародует законы;

2) издает декреты;

3) назначает главу правительства

4) является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.      

Информация о работе Формы государтсвенного правления