Формы государственного правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить и выявить общее и особенное в современных формах государственного правления.
В соответствии с выбранной целью были поставлены следующие основные задачи:
1. Определить формы правления как самостоятельного элемента формы государства.
2. Классифицировать современные формы правления.
3. Рассмотреть монархические и республиканские формы правления.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Форма государственного правления…………………………...5
1.1. Понятие формы государственного правления………………………..5
1.2. Проблемы классификации форм правления………………………….7
Глава 2. Основные формы правления…………………………………..12
2.1. Монархия………………………………………………………………12
2.2. Республика…………………………………………………………….18
Глава 3. Нетипичные (смешанные) формы правления……………….25
3.1. Монархия с республиканскими элементами………………………..25
3.2. Республика с монархическими элементами………………………...26
3.3. Теократическая республика………………………………………….28
Заключение………………………………………………………………………...29
Библиографический список……………………………………………………..31
Приложения………………………………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

формы гос правления ТГП.docx

— 81.10 Кб (Скачать файл)

Различие между монархической  и республиканской формами правления, констатировал в связи с этим Н.М. Коркунов, заключается не в наличии  различного числа правящих или иных, второстепенных по своему характеру, лиц, их особенностей, а в различном  «юридическом положении» правящих лиц.

При республиканской форме  правления, пояснял автор, все лица, «участвующие в распоряжении властью», ответственны перед народом от «последнего  избирателя до президента», стоящего во главе республики и призванного  действовать от ее имени. В монархии же все обстоит как раз наоборот, а именно – в условиях монархии «имеется и безответственный орган власти», называемый монархом. Именно в этом различии ответственности и безответственности, подытоживал Н.М. Коркунов, заключается «различие президента республики и монарха, а не в объеме и характере их функций», как это иногда утверждается в литературе. В самом деле, президент США пользуется большей властью, нежели английская королева. Однако президент «ответствен перед конгрессом и потому не монарх». Английская же королева, напротив, «безответственна и потому, несмотря, на всю ограниченность своей власти, остается все же монархиней.

Выборность и наследственность как критерии подразделения форм правления государства на республики и монархии органически сочетаются с такими их немаловажными признаками, как срочность пребывания у власти главы государства в условиях республики и соответственно бессрочность – в условиях монархии.

Данные критерии, впрочем, как многие другие, имеют, естественно, относительный и к тому же формально-юридический  характер, поскольку в реальной жизни  иногда бывает все наоборот. Однако, тем не менее они довольно широко использовались раньше в процессе классификации  форм правления как дополнительные критерии. В качестве таковых они  могут быть использованы и сейчас.

Во-вторых, различное юридическое  положение носителей власти как  общий критерий классификации форм правления может выражаться, по мнению ряда авторов, в ответственности  их перед народом, нацией, парламентом  и т.д. в условиях республики и  «полной безответственности» в  условиях существования монархии.

Об ответственности государственных  органов – носителей власти как  признаке республики и безответственности носителя власти как признаке монархии говорится также в работах  и других авторов.

Наконец, в-третьих, различное  юридическое положение носителей  власти в условиях республики и монархии проявляется в том, что в первом случае в организации и деятельности высших и местных государственных  органов преобладают принципы коллегиальности, а во втором – единоличности.

Подразделение форм правления  на монархию и республику является исторически первой и самой общей их классификацией. Противоположность монархической и республиканской форм проявляется уже на самых ранних ступенях развития государственной жизни. Та и другая выступают в истории как основные формы организации жизни государства.

Таким образом, различают  следующие формы правления:

  • Республика: Президентская республика; Парламентарная республика; Смешанная республика.
  • Монархия: Абсолютная монархия; Конституционная монархия; Дуалистическая монархия; Парламентарная монархия; Сословно – представительная монархия.

Некоторые учёные выделяют другие формы правления, такие как: суперпрезидентская республика; советская республика; диктатура; аристократия; джамахирия; теократия; технократия; нетократия; идеократия; олигархия; плутократия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные формы правления

 

    1. Монархия

 

Монархия – это форма единоличного правления, при которой власть передаётся по наследству. Эта власть нередко обожествляется.  В Японии Император до 1945 г. считался сыном богини Солнца - Аматерасу. Ныне божественное происхождение власти монарха мало кого волнует. Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого общества. В Средние века она стала основной формой государственного правления. Из истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для себя  и своих потомков в результате иногда выборов, но чаще насилия,  изредка приглашения,  т.е.  вполне земных процедур. Из этого исходит и большинство действующих конституций монархических государств. Главное, однако, не в том, как в конституции характеризуется монарх. Бельгийская конституция 1831 г., например, вообще такой характеристики не содержит.  Главное - в полномочиях монарха. В зависимости от того,  каковы они, мы различаем монархические формы правления. Монархии бывают абсолютными, когда власть монарха ничем (например, конституцией) и никем (например, парламентом) не ограничена, и конституционными.

Юридическими признаками монархии являются:

  1. Существование единоличного главы государства, обладающего властью пожизненно;
  2. Престолонаследие как способ передачи верховной власти;
  3. Осуществление монархом правления по собственному усмотрению, а не от имени народа;
  4. Отсутствие юридической ответственности монарха, то есть он не отвечает за принимаемые решения, ответственность возлагается на министров, которые действуют от имени монарха.

Различают следующие виды монархической формы правления: абсолютная монархия, и ограниченная монархия (сословно – представительная, конституционная: дуалистическая, парламентская).

 

Таблица 1 – Основные различия между видами монархической формы  правления по нескольким признакам

 

Абсолютная монархия

Конституционная монархия

Дуалистическая  монархия

Парламентская монархия

Принадлежность  законодательной власти

 

монарху

разделена между монархом и парламентом

 

парламенту

Осуществление исполнительной власти

 

монарх

формально – монарх, фактически - правительство

 

Наличие главы  правительства

 

монарх

формально – монарх, но с  учетом правительственных выборов

Ответственность правительства

перед монархом

перед парламентом

Право роспуска парламента

 

нет парламента

у монарха (неограниченное)

у монарха (по рекомендации правительства)

Право вето монарха  на решения парламента

 

нет парламента

 

абсолютное вето

предусмотрено, но не используется

Чрезвычайно –  указное законодательство монарха

неограниченное (указ монарха  имеет силу закона)

только в период между  сессиями парламента

предусмотрено, но не используется

Современные страны

Саудовская Аравия, Оман

Иордания, Кувейт, Марокко

Великобритания, Испания, Нидерланды


 

 

Абсолютная монархия (от лат. absolutus — безусловный) — разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.

При абсолютной монархии правительство  или другие органы власти ответственны лишь перед монархом как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при монархе (царе, короле и пр.).

В настоящее время она  практически полностью изжила себя, продолжая сохранять в неизменном виде внешнюю атрибутику и лишь отчасти  прежнее содержание в таких государствах, как Бахрейн, Саудовская Аравия, Катар, Оман, Бруней. В некоторых из этих стран сделаны первые шаги по переходу к конституционной монархии.

Конституционная монархия —  монархия, при которой власть монарха  ограничена конституцией. При конституционной  монархии реальная законодательная  власть принадлежит парламенту, а  исполнительная — правительству.

При конституционной монархии законы принимаются парламентом  и утверждаются монархом. Однако данная прерогатива монарха, так же как  и большинство других его полномочий, имеет формальный характер. В силу сложившейся политической практики и конституционных обычаев монарх, как правило, не отказывается от подписания принятых парламентом законопроектов.

Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия и парламентарная монархия.

Дуалистическая монархия (лат. Dualis — двойственный) — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть.

Дуалистическая монархия есть выражение компромисса между  властвующей феодальной верхушкой  общества и остальной его частью, в котором преобладание все же остается за монархом и его окружением. Обычно дуалистические монархии возникают  в переходные периоды, когда общество меняет тип исторического развития, например, переходит от феодализма к капитализму. В этих условиях монарх отражает интересы уходящего с исторической арены класса феодалов, а парламент  – зародившейся буржуазии.

Исполнительная власть находится  непосредственно в руках монарха, который может осуществлять ее непосредственно  или через назначаемое им правительство. Парламент, которому конституция предоставляет  законодательные полномочия, фактически подконтролен первому лицу государства, обладающему правом вето, и тем  более не оказывает влияния на деятельность исполнительной власти. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть более или менее  независимой.

Однако разделение властей  при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются  парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето, то есть без его  утверждения закон в силу не вступит. Кроме того, монарх обычно может  издавать чрезвычайные указы, имеющие  силу закона и даже более высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной.

Правительство, если таковое  есть, за свою деятельность несет ответственность  лишь перед монархом, но отнюдь не перед  парламентом. Последний может воздействовать на правительство, только используя  свое правило устанавливать бюджет государства. Рычаг этот, хотя и достаточно мощный, может, использоваться лишь раз  в году, а, кроме того, депутаты, вступая  в конфликт с правительством или  через него с монархом, не могут  не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента.

Дуалистической форма  монархии сохранилась в Иордании и Марокко.

Парламентарная монархия — конституционная монархия, в  которой монарх выполняет свои функции  чисто номинально, статус монарха  формально и фактически ограничен  во всех сферах осуществления государственной  власти. Законодательная власть полностью  принадлежит парламенту. Главный  отличительный признак парламентарной монархии - политическая ответственность  правительства перед парламентом  за свою деятельность. Если парламент  выразит правительству недоверие  или откажет в доверии, правительство  должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом. При условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство, действует государственный режим, именуемый парламентарным, или парламентаризм.

Чем шире партийная коалиция, сформировавшая правительство, тем  это правительство менее устойчиво, тем сложнее достигать согласия между партнерами по коалиции относительно различных политических вопросов. Подчас стоит какой-либо партии отозвать своих  представителей из правительства, как  оно утрачивает необходимое большинство  в парламенте и зачастую вынуждено  уйти в отставку.

Напротив, в странах, где  существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия  и др.) или многопартийная система  с одной доминирующей партией (Япония в 1955-1993 гг.) и правительства в  принципе однопартийные, парламентарная модель отношений между парламентом  и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль над  правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте (соответственно в его нижней палате) большинством, через эту партийную фракцию  полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим  получил название системы кабинета, или министериализма. Следовательно, при одной и той же форме  правления - парламентарной монархии возможны два государственных режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит  от существующей в стране партийной  системы.

Информация о работе Формы государственного правления