Формы государственного правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить и выявить общее и особенное в современных формах государственного правления.
В соответствии с выбранной целью были поставлены следующие основные задачи:
1. Определить формы правления как самостоятельного элемента формы государства.
2. Классифицировать современные формы правления.
3. Рассмотреть монархические и республиканские формы правления.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Форма государственного правления…………………………...5
1.1. Понятие формы государственного правления………………………..5
1.2. Проблемы классификации форм правления………………………….7
Глава 2. Основные формы правления…………………………………..12
2.1. Монархия………………………………………………………………12
2.2. Республика…………………………………………………………….18
Глава 3. Нетипичные (смешанные) формы правления……………….25
3.1. Монархия с республиканскими элементами………………………..25
3.2. Республика с монархическими элементами………………………...26
3.3. Теократическая республика………………………………………….28
Заключение………………………………………………………………………...29
Библиографический список……………………………………………………..31
Приложения………………………………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

формы гос правления ТГП.docx

— 81.10 Кб (Скачать файл)

Парламентарная монархия существует обычно в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного строя к индустриальному сопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к новым условиям. Примерами парламентарной монархии могут служить Великобритания, Нидерланды, Швеция, Япония, Дания, Бельгия, Испания, Канада, Австралия и др.

В парламентарных монархиях, являющихся наиболее распространенной формой монархии в настоящее время, правительство формируется партией, получившей во время всеобщих выборов  большинство голосов в парламенте, или партиями, располагающими в нем  большинством голосов. Лидер партии, обладающей большинством депутатских  мест, становится главой правительства. Власть монарха является весьма ограниченной во всех сферах государственной жизни  и деятельности, и прежде всего  в законодательной и исполнительной. Причем ограничение это имеет  не формально-юридический, а фактический  характер.

Сословно-представительная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определенному сословию (Земский собор в России, Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органа. В настоящее время подобных монархий в мире нет.

В XV веке в условиях самодержавия возникла сословно-представительная монархия. Началом, условно, этого периода  считается созыв первого русского собора 1549 года (в этот период происходят прогрессивные реформы Ивана-4 и  многое другое, что подготовило новую  эру в развитие государственного аппарата и права). На этот же период приходится принятие 2-х важнейших  законодательных актов: 
судебника 1550 года и  
сборника церковного законодательства 1551 года. 
Концом сословно-представительной монархии считается время правления Алексея Михайловича, когда он перестает собирать земский собор (вторая половина XVII века)4.

 

 

 

    • Республика

 

Республика (от лат.  res publica -  общественное дело) – представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок.

В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.

Например, республиканская  форма  правления  во Франции окончательно установилась лишь с принятием Конституции  1875 г. после двукратной реставрации монархии.  Швейцария и миниатюрное государство Сан-Марино имеют эту форму правления изначально. Большинство же  современных европейских республик обрели ее после военных и революционных потрясений XX века,  связанных,  прежде всего с двумя мировыми войнами. При прочих равных условиях республика - наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего ее органа, включая главу государства, в конечном счете, основываются на мандате народа. Но следует подчеркнуть, что этот вывод верен лишь при прочих равных условиях.

Юридическими признаками республики являются:

  1. Выборность высших органов государственной власти;
  2. Избрание органов верховной власти на определённый срок;
  3. Осуществление власти от имени народа, а не по собственному усмотрению;
  4. Юридическая ответственность органов власти за принимаемые решения;
  5. Принцип разделения власти;
  6. Гарантированность прав человека и гражданина.

В современном мире существуют три  основные разновидности республики: президентская, парламентарная и смешанная (президентско-парламенская), хотя история знает и многие другие разновидности республик: рабовладельческую, аристократическую, советскую, теократическую и др.

 

 

Таблица 2 - Основные различия между  видами республиканской формы правления  по нескольким признакам

 

Парламентская республика

Президентская республика

Смешанная республика

Статус  президента

должность символична, осуществляет представительские функции, все действия и принимаемые акты требуют контрасигнатуры

одновременно  глава государства и глава исполнительной власти

глава государства, но выведен из системы разделения властей, является арбитром и гарантом Конституции

Способ  избрания президента

мандат получает от парламента

мандат получает от народа в ходе всеобщих выборов

Порядок формирования правительства

парламентом на основе парламентского большинства

президентом

совместно президентом  и парламентом (президент представляет кандидатуру премьер-министра, а парламент его утверждает)

Ответственность правительства

перед парламентом

перед президентом (парламент может выразить вотум недоверия)

одновременно  перед президентом и парламентом

Наличие у президента законодательной инициативы

отсутствует

обладает

как правило, не обладает, но в некоторых странах  такое право есть

Право вето президента на решения парламента

отсутствует

сильное право вето (преодолевается квалифицированным большинством парламента)

как правило, слабое право вето (преодолевается простым большинством парламента), в некоторых странах у президента может быть сильное право вето

Право президента распустить парламент

используется  в крайнем случае, когда иным образом  разрешить проблему невозможно

отсутствует

обладает

Наличие поста премьер-министра

имеется

отсутствует

имеется

Современные страны

ФРГ, Италия,  Австрия

США, Аргентина, Мексика

Франция, Румыния,  Россия


 

Парламентская республика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента.

Отличительными чертами  парламентарной республики являются следующие: верховенство парламента; ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, а не перед президентом; формирование правительства на парламентской основе из числа лидеров политических партий, располагающих большинством голосов в парламенте; избрание главы государства либо непосредственно парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью.5

Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом  о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в  парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство  членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу  государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских  выборов. Таким образом, высшая исполнительная власть имеет четко выраженную партийную  принадлежность.

В парламентарной республике глава государства не играет сколько-нибудь существенной роли среди других государственных  органов. Глава государства (президент) при формировании кабинета министров  выполняет не более чем формальную процедуру. Правительство формируется  и возглавляется премьер-министром.

Вместе с тем во многих парламентских республиках высшая исполнительная власть фактически занимает значительно более важное положение  сравнительно с тем, что предписано ей законодательством. Парламентский  контроль за деятельностью правительства  в действительности нередко оказывается декларативным. Напротив, правительство, располагающее правом роспуска парламента, в состоянии контролировать его деятельность и оказывать на него давление.

Парламентарная форма  республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм  общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого  общежития, основанное на началах правовой законности. Достоинством парламентской  республики является единство органов  верховной государственной власти, поскольку исполнительная власть (правительство) назначается и контролируется законодательной  властью и зависит от её поддержки. В случае такой поддержки правительство  имеет возможность проводить  глубокие реформы. Также есть и недостатки. Так, парламентские республики с  большим количеством партий крайне не устойчивы: поскольку ни одна партия не обладает большинством в парламенте, сформировать эффективное правительство  практически невозможно.

Парламентарные республики в настоящее время существуют в Австрии, ФРГ, Италии, Швейцарии, Турции, Ирландии и других странах.

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Президентская республика характеризуется такими признаками, как соединение в руках президента полномочий главы государства и правительства; отсутствие института парламентской ответственности правительства; внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; ответственность правительства перед президентом; сосредоточение в руках президента огромной политической, военной и социально-экономической власти; нередко отсутствие у парламента права на объявление вотума недоверия правительству.6

В президентской республике реализован принцип жесткого разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них осуществляет свои полномочия в течение всего  установленного срока. Право формирования правительства принадлежит президенту, являющемуся одновременно и его  главой. Образуемое таким образом  на внепартийных началах правительство  не несет ответственности перед  парламентом. Президент, со своей стороны, не обладает правом роспуска законодательного собрания.

Главный признак данной формы  правления - отсутствие ответственности  исполнительной власти перед парламентом  за проводимую политику. Парламент  не может смещать ее должностных  лиц, если они не нарушили закона. Для  своей деятельности они не нуждаются  в политическом доверии парламента.

Судьи, как высшие должностные  лица исполнительной власти, назначаются  президентом с согласия верхней  палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов, а из их компетентности и моральных качеств.

К президентским республикам  относят США, Аргентину, Бразилию.

Классическим образцом президентской  республики считаются США, ставшие  родоначальником этой формы правления  в 1787 году. Затем она наиболее широко распространилась в странах латиноамериканского  континента — Мексике, Аргентине, Бразилии, Колумбии, Венесуэле, Боливии, Уругвае  и др.

Президентскую республику иногда именуют дуалистической республикой, подчеркивая тем самым факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной – в руках парламента.

Смешанная республика или ещё ее называют президентско - парламентская отличается двойной ответственностью правительства – перед президентом и парламентом. Схожие черты правления можно найти и в современной России, хотя роль парламента существенно ограничена по сравнению с французским парламентом.7

Смешанная республика сочетает в себе наиболее сильные стороны  парламентской и президентской  систем правления. Она соединяет  в себе сильную президентскую  власть (достоинство президентской  республики) и эффективный контроль за правительством со стороны парламента (сильная сторона парламентской  республики).

С одной стороны, президент  наделён широким кругом полномочий: он является главой государства, верховным  главнокомандующим, обладает отлагательным  вето на решения парламента, назначает  главу правительства (премьер-министра), имеет право распустить парламент  и назначить новые выборы, единолично ввести чрезвычайное положение и  т.д.

С другой стороны, парламент  имеет возможность контролировать деятельность премьера и правительства  посредством утверждения бюджета  страны, вынесения вотума недоверия  им. Например, по Конституции Французской  Республики 1958 г. Президент избирается гражданами и руководит правительством, что характерно для президентской республики. В то же время, назначаемое им правительство должно пользоваться доверием нижней палаты Парламента - Национального собрания, что характерно для парламентарной республики. Вместе с тем Президент может распускать Национальное собрание по своему усмотрению, что не характерно ни для той, ни для другой разновидности республиканской формы правления.

Наблюдается самое различное  соединение элементов парламентарной и президентской республик, а  иногда появление таких черт, которых  не было ни у одной из этих форм. В  последнем случае происходит не просто смешение разных сторон отдельных разновидностей республиканской формы правления, а рождается новое качество, возникает  своеобразный гибрид. В результате остается все меньше "чистых" президентских  или парламентарных республик, возникают  полупрезидентские, полупарламентарные республики.

Российский политолог  В.Никонов считает, что в России «мы имеем дело со смешанной президентско - парламентской моделью, где имеются посты и влиятельного президента, и премьера, зависимого от парламента».8

Таким образом, как и в  парламентарных странах, в смешанной  республике правительство может  работать, только когда оно опирается  на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах  президент или монарх лишь формально  назначает правительство, реально  сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной  республике избранный народом президент  вправе фактически формировать свое правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и  добиваться его роспуска. Такое положение  невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике.

Информация о работе Формы государственного правления