Формы государственного правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить и выявить общее и особенное в современных формах государственного правления.
В соответствии с выбранной целью были поставлены следующие основные задачи:
1. Определить формы правления как самостоятельного элемента формы государства.
2. Классифицировать современные формы правления.
3. Рассмотреть монархические и республиканские формы правления.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Форма государственного правления…………………………...5
1.1. Понятие формы государственного правления………………………..5
1.2. Проблемы классификации форм правления………………………….7
Глава 2. Основные формы правления…………………………………..12
2.1. Монархия………………………………………………………………12
2.2. Республика…………………………………………………………….18
Глава 3. Нетипичные (смешанные) формы правления……………….25
3.1. Монархия с республиканскими элементами………………………..25
3.2. Республика с монархическими элементами………………………...26
3.3. Теократическая республика………………………………………….28
Заключение………………………………………………………………………...29
Библиографический список……………………………………………………..31
Приложения………………………………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

формы гос правления ТГП.docx

— 81.10 Кб (Скачать файл)

Поэтому смешанную республику следует считать самостоятельной  формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

 

Глава 3. Нетипичные (смешанные) формы правления

 

  • Монархия с республиканскими элементами

 

Глава государства в монархии – наследственный и пожизненный. Выборы нового монарха обычно проводятся в том случае, когда прекращается династия (например, выборы царем Михаила Романова в России в 1613 г.). Вместе с тем, в современных условиях есть такие монархи, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени. Такая система, как уже существует в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах, своеобразных федеративных выборных монархиях. В каждом из этих государств глава государства переизбирается раз в 5 лет. Это сближает главу государства - монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Однако оба государства остаются монархиями, ибо главой государства не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из "местных монархов" - правителей составных частей федерации.

В Малайзии 9 из 13 субъектов  федерации возглавляются наследственными  султанами (управление в четырех  других организовано иначе), и только эти 9 образуют Совет правителей, который  раз в 5 лет избирает главу государства. В Малайзии Совет правителей не обладает властными полномочиями, власть монарха  тоже существенно ограничена (особенно после конституционной реформы 1983-1984 гг.). Иначе обстоит дело в ОАЭ. Высший совет семи эмиров - субъектов  федерации обладает всей полнотой власти - он принимает законы. Национальное же собрание, назначенное эмирами (каждый эмир назначает определенное число  членов, установленное Временной  конституцией 1971 г., и зависящее от размеров эмирата), имеет лишь консультативный характер. Высший совет эмиров избирает главу государства раз в 5 лет. Несмотря на такие выборы, основные полномочия главы государства сосредоточены у Совета эмиров. В ОАЭ действует по существу коллективный монарх.

 

 

  • Республика с монархическими элементами

 

Вместе с тем, в современном  мире в условиях тоталитарных систем появились разновидности республики, характеризующиеся нелегитимностью  власти.  Например, когда в стране происходит государственный переворот,  который ставит во главе государства единоличного  диктатора, (может называться как угодно - президентом, вождем, генеральным секретарем  центрального  комитета  партии  и т.д.) или группу диктаторов,  форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, но ее демократическая суть меняется.  Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т.п.) захватывает не принадлежащие ему по  конституции полномочия,  отказывается  оставить  свою должность по истечении срока полномочий, - словом, когда узурпирует власть. Так поступил Гитлер в Германии в 1933 г., Ж.Мобуту в Заире в 1960 г.,  «черные полковники» в Греции в 1967 г.,  А.Пиночет в Чили в 1973 г. В фашистских государствах по существу были ликвидированы выборы как способ формирования органов государственной власти, распущены все оппозиционные политические партии, все формы власти подчинены правительству во главе с официально признанным вождем, пользовавшимся неограниченными полномочиями, а фашистская партия превратилась в государственную организацию.

Есть и примеры такой  замены монархии республикой, которые  означают ликвидацию существовавшей при  монархии демократии. Например, те же греческие "черные полковники" в июне 1973 г.  ликвидировали монархию, однако демократии стране  такая "республика" отнюдь не добавила. "Социалистические" республики служили и служат прикрытием единоличной диктатуры генерального  первого секретаря компартии или групповой диктатуры политбюро ее  центрального  комитета.  Мало отличаются от абсолютной монархии некоторые республики  тропической Африки, где, несмотря на наличие парламента, и формально независимых судов,  власть президента практически неограниченна (т.н. монократические  республики).  Смена президентов здесь происходит обычно лишь в результате их смерти или военного переворота, а отнюдь не всеобщих выборов. Перевыборы же на новый срок носят скорее ритуальный, чем реальный характер. Например, в Малавии президент вообще находится в должности пожизненно. В отличие от суперпрезидентских президентско-монократические республики существовали при однопартийной системе, и пожизненное пребывание у власти президента было предусмотрено конституцией.

Начало этому явлению  было положено, видимо, в Индонезии (президент Сукарно), затем последовала социалистическая Югославия. Согласно ст. 220 конституции 1963 г. переизбрание не распространялось на первого президента И. Броз Тито. Несменяемым президентом провозгласил себя Маркос на Филиппинах (в 1986 г. он все-таки провел выборы, где потерпел поражение). В 60-80-х годах пожизненными президентами провозгласили себя главы государств в Малави, Уганде, Тунисе, Экваториальной Гвинее и некоторых других странах, а пожизненный президент Центральной Африканской Республики Бокасса стал императором. Впоследствии почти все они были свергнуты в результате военных переворотов, лишь президент Туниса Бургиба был смещен конституционным путем в возрасте 84 лет после заключения медицинского консилиума о его неспособности выполнять обязанности президента. Ныне осталось лишь два пожизненных президента - в Малави и КНДР, причем в последней сын президента уже при жизни отца провозглашен его преемником.

 

 

  • Теократическая республика

 

Исламская республика — распространенная на Ближнем востоке форма теократического или близкого к нему государственного устройства, при которой роль в управлении государством играет исламское духовенство (в Иране, где эти принципы проведены наиболее последовательно, фактическим главой государства является высший по рангу исламский религиозный деятель). Представляет собой компромисс между традиционной исламской монархией (так или иначе восходящей к принципам халифата или национальным традициям) и европейским принципом республиканского строя. Не следует смешивать религиозную доктрину, устройство государства и применяемое право.

Законы в исламской  республике по большей части основаны на Шариате. К исламским республикам относятся прежде всего Иран, а также Афганистан, Коморские Острова, Мавритания и Пакистан; впрочем, конституция Пакистана, принятая в 1956 году, носит вполне светский характер, поэтому прилагательное «Исламская» трактуется как символ культурной идентичности - как и Православие применяется в качестве официальной религии в Греции, Болгарии, Сербии и т.д. как "прилагательное". Культура Пакистана основана на мусульманском наследии, но также включает и доисламские традиции народов Индийского субконтинента. Серьёзное влияние на нее оказало и столетнее британское господство.

Правительство, утверждаемое президентом, формирует и возглавляет  премьер-министр, обычно представляющий партию или коалицию большинства  в Национальной ассамблее. Премьер-министр  должен обязательно являться мусульманином, он назначается президентом из числа  членов Национального собрания. Премьер  должен пользоваться доверием большинства  его депутатов. По его совету президент  назначает министров.

Заключение

 

Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Формы правления" можно сделать ряд выводов:

Под формой правления понимается организация высшей власти государства, компетенция, взаимодействие высших органов  государства, степень участия населения  в их образовании. Форма государственного правления дает возможность уяснить: как создаются высшие органы государства  и какого их строение; как строятся взаимоотношения между высшими  и другими государственными органами; как строятся взаимоотношения между  верховной государственной властью  и населением страны; в какой мере организация высших органов государства  позволяет обеспечивать права и  свободы гражданина.

Форма государственного правления, как существенный элемент формы  государства, складывается из фактической  и юридической сторон образования  и организации (структуры, правового  положения и взаимоотношения) высших органов государственной власти, а так же органов, наделенных самостоятельными властными полномочиями.

С этой точки зрения, государства  подразделяются на монархии и республики.

Монархия (греч. μοναρχία — «единовластие») — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану…) и обычно передаётся по наследству. Монарх не несёт ответственности за свои деяния.

Республика (от лат. res publica - общественное дело) – представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок.

Применительно к республиканской  форме правления в качестве оснований  для ее подразделения на подвиды  могут выступать различия в уровне развития государств, степени причастности всего населения или его части  к процессу осуществления государственной  власти, положении в системе высших органов государственной власти тех или иных институтов, в частности  института президентства или  парламента, и др.

В современном мире существуют три основные разновидности республики: президентская, парламентарная и смешанная (президентско-парламенская), хотя история знает и многие другие разновидности республик: рабовладельческую, аристократическую, советскую, теократическую и др. Различия между ними обусловлены, во-первых, тем, кто формирует правительство и перед кем оно ответственно, и, во-вторых, как строят свои взаимоотношения законодательная и исполнительная ветви власти (на принципе разделения властей, что характерно для президентской республики, либо исходя из принципа сотрудничества властей, что свойственно парламентарной республике).

Как показывает исторический опыт, общественный прогресс обуславливается  не столько тем, какая разновидность  монархии или республики установлена  в стране, а в большей степени  тем, насколько приемлема и органична  она для конкретного государства. Речь идет, в первую очередь, о соответствии выбранной модели правления совокупности исторических предпосылок, экономических  отношений, уровню культуры, традиционным воззрениям и психологии населения, а также целому ряду прочих факторов.

 

Библиографический список

 

Нормативно-правовые акты:


 

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием             12 дек. 1993 г. (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // Рос. Газета. 1993. 25 дек.

 

Монографии, научные сборники, учебники, энциклопедии, словари:

 

  1. Алексеев С.С. Общая теория права.  — М.,2001. 132 с.
  2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. 528 с.
  3. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. – М.: ЮРИСТЪ, 2001. 183 с.
  4. Никонов В. Конституционный дизайн // Современная российская политика: Курс лекций / Под ред. В.Никонова. М., 2003. 18 с.
  5. Симонишвили Л.Р. Республика со смешанной формой правления. - М., 2005. 34 с.
  6. Храпанюк В.Н. Теория государства и права. – М.:Омега – Л, 2009. 79 с.
  7. Чиркин В. Е. Государствоведение: Учебник / В. Е. Чиркин. - М. : Юристъ, 1999. 138 с.
  8. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. — М.: Юристъ, 2003. 145-146 с.

 

Научные статьи и другие публикации периодических изданий:

 

  1. Зазнаев О.И. Классификации президентской, парламентской и полупрезидентской систем. // Динамика политических систем и международных отношений. Вып 1. / Науч. ред. М.X. Фарукшин. — Казань: Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина. 2006. — С. 186-210.

 

Источники статистических данных и электронные ресурсы:

 

  1.  Сословно – представительная монархия в России [Электронный ресурс]: http://www.labex.ru/page/ist_gospr_9.html (дата обращения: 17.01.2013).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А


 


                                   

                                                                           



 

 



 







 

 

 

 

Рисунок 2 – Схема форм правления

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

 


                    


 

 

                          Назначение 

 

  


 

 

 

                                                               

                                                                Ответственность  

 

                                                                                            Доверие 

 

 

                                                                                                              Решения


 

 

                         Отлагательное вето


 

 

 

                                                                       Прямые выборы на 5 лет


 

 

Рисунок 3 – Схема формы  правления в Великобритании

Приложение В

           

      


                                     Приостановочное                                                  Назначение

Информация о работе Формы государственного правления