Формы государственного правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 15:40, контрольная работа

Описание работы

Практически во всех странах современного мира политико-правленческие структуры включают в себя все три ветви государственной власти. В той или иной мере там соблюдается и принцип разделения властей. Тем не менее, в силу разнообразных причин, связанных с традициями, политическим опытом, степенью демократизации, страны мира во многих случаях различаются по форме государственного правления (или, иначе, форме государственной власти). Под этим термином имеется в виду устройство (структура) высших политических институтов, осуществляющих власть в стране, характер взаимоотношений между ними, а также степень влияния населения на их формирование.

Содержание работы

Оглавление
1.Формы государственного правления 3
1.1 Монархическая форма управления государством 5
1.2 Республиканская форма правления 9
Заключение 16
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

Контрольная политология.docx

— 36.79 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  сельского хозяйства РФ

Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт

Кафедра Гуманитарных наук

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Политология»

На тему: «Формы государственного правления»

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

Проверил:

Дата сдачи______________

Дата защиты______________

Оценка______________

 

 

 

 

Кемерово 2011г.

 

Оглавление

1.Формы государственного правления 3

1.1 Монархическая форма управления государством 5

1.2 Республиканская форма правления 9

Заключение 16

Список использованной литературы 18

 

 

1.Формы государственного  правления

 

Практически во всех странах современного мира политико-правленческие структуры  включают в себя все три ветви  государственной власти. В той  или иной мере там соблюдается  и принцип разделения властей. Тем  не менее, в силу  разнообразных  причин, связанных с традициями, политическим опытом, степенью демократизации, страны мира во многих случаях различаются  по форме государственного правления (или, иначе, форме государственной власти). Под этим термином имеется в виду устройство (структура) высших политических институтов, осуществляющих власть в стране, характер взаимоотношений между ними, а также степень влияния населения на их формирование.

Проще всего  форму государственного правления  можно определить по следующим признакам:

- каким  образом обретает власть глава  государства (путем наследования  или посредством выбора);

- какими  полномочиями обладают центральные  властные органы страны (глава  государства, правительство, парламент), и какой институт в связи  с этим доминирует в государственной  системе власти.

В соответствии с отмеченными критериями выделяют две формы государственного правления: монархию и республику (рисунок 1).

Рисунок 1. Формы государственного правления

 

 

1.1 Монархическая форма управления государством

 

Изначально  под монархией имелась в виду такая форма государственного правления, при которой вся полнота власти в стране принадлежит одному человеку (королю, царю, императору, хану, эмиру и т. п.), являющемуся главой государства и возглавляющему все высшие органы государственного аппарата (все ветви власти). В наше время, когда большинство монархов утратили значительную часть своих властных полномочий, монархию можно определить как форму правления, при которой глава государства эту должность получает пожизненно, как правило, на правах наследования и независимо от воли народа.

Как форма  правления монархия существует во многих станах, в том числе и в самых  демократических: половина западноевропейских государств, а также Японии – монархии. В, Японии, кстати, нынешний император Акихито – 125-й по счету в династии, которая не прерывалась с660г. до н.э. Всего в современном мире насчитывается более 30 монархий.

В качестве глав государств монархи выполняют  определенные политические функции, за что и получают зарплату из государственного бюджета (в Японии, например, она составляет порядка 2,5млн долларов в год). В число этих функций, вне зависимости от формы монархии, входит издание законов о созыве и роспуске парламентов, о проведении выборов, о назначении премьер-министров, встречи с лидерами зарубежных государств, прием верительных грамот у послов, объявление амнистии.

Большинство современных монархов, выполняя положенный им, набор полномочий, стоят в стороне от текущих политических дел, находясь как бы вне политических баталий. Однако нередкие случаи, когда они принимают реальное участие в политической жизни своих стран, активно вмешиваясь, в политический и социально-экономический процессы. Типичен в этом смысле пример Испании. В 1975г. Испанцы возродили в стране монархию, хотя за последние двести лет народ совершил там пять антимонархических революций. Причиной восстановления в стране монархического строя явилась острая необходимость консолидации общества, стремление избежать гражданской войны после смерти диктатора Франко. И действительно, король Хуан Карлос Бурбон стал гарантом ускоренного и в то же время мирного, перехода страны от тоталитарного режима к демократическому. В странах Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии монархии нередко являются инициаторами социально-экономических преобразований. Развитие капитализма в этих ранее слаборазвитых странах-колониях (индустриализация, создание национального рынка, развитой системы образования и здравоохранения, появление значительного числа материально обеспеченных слоев и групп) начиналось и ныне осуществляется при активной поддержке абсолютных монархов.

В соответствии с объемом властных полномочий главы  государства, современные монархии подразделяются на несколько разновидностей.

Одна  из них – абсолютная, сохранившаяся лишь в странах Аравийского полуострова и в ряде государств Азии и Африки (Оман, Кувейт, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бруней). Она характеризуется всевластием монарха, который возглавляет законодательную, исполнительную и судебную, а нередко и религиозную власть. Суть абсолютной монархии цинично, но достаточно точно в свое время определил французский король Людовиг XIV, провозгласивший: «Государство – это я!» С тех пор прошло более трех столетий, но и сегодня читаем: «Каждое утро, проснувшись, султан Брунея Хассанал Белкнал Муиззаддан Ваддаулах проводит консультации с премьер-министром, министров финансов, министром обороны и главой религиозного ведомства. Вызывать во дворец никого не надо – все три поста султан занимает сам». В стране при этом может существовать парламент или другие аналогичные органы (Государственный Совет, Собрание старейшин и т.п.), которые, однако, выполняют лишь совещательные функции, а их состав чаще всего формируется самим монархом. Система управления государством в данном случае характеризуется высшей степенью централизации.

К категории  абсолютных монархий с позиций всеобъемлющих  властных функций главы государства  можно отнести и такое феноменальное  образование, как город-государство  Ватикан, с той лишь разницей, что  верховная власть здесь принадлежит  выборному главе католической церкви – Папе Римскому.

Значительно большее распространение в современном  мире получили конституционные монархии, отмеченные тем, что власть монарха ограничена конституцией или иным законодательным актом, которые хотя и признают его главой государства, но строго оговаривают права и обязанности владельца престола. Конституционные монархии, в свою очередь, делятся на дуалистические и парламентские.

При дуалистической форме монархического правления, характерной для таких стран, как Марокко, Иордания, Кампучия, Кувейт, Малайзия, Таиланд и другие, монарх наделен исполнительной властью и лишь частично – законодательной, поскольку право принимать законы в данном случае принадлежит как монарху, так и парламенту.

В условиях парламентской монархии, более всего  распространенной в Западной Европе, монарх обладает по преимуществу представительскими функциями. Правительство в условиях этого типа монархии формируется на основе парламентского большинства и подотчетно парламенту, хотя формально право на формирование Кабинета министров премьер получает из рук монарха. Эта процедура чаще всего просто входит в «правила игры». Как и то обстоятельство, что по сей день жители стран с подобной формой правления считаются подданными монарха, а не гражданами государства. Главная политическая роль монарха в данном случае – быть гарантом общественной стабильности, национального согласия, хранителем традиций, символом государственной власти. Это тот случай, о котором говорят: «Царствует, но не правит».

В современных  парламентских монархиях (Великобритания, Швеция, Бельгия, Япония и др.) монарх осуществляет в основном представительские  функции, иногда имеет право вето на решения парламента. Правление  страной осуществляют фактически парламент  и правительство, образованное им и  ответственное перед ним.

Парламентская монархия, отдавая дань политической традиции и поддерживая тем самым  уважение к государству и власти, фактически мало, чем отличается от республики – второй и самой распространенной в современном мире формы государственного правления.

 

1.2 Республиканская форма правления

 

Республика, как и монархия, возникла на заре человеческой цивилизации. Так, Древние Афины и Древний Рим, и различные периоды своей истории были республиками.

Республика представляет собой такую форму организации политического господства, при которой единственным источником власти в стране является народ. Он избирает высшие законодательные (представительные) органы государства и, прямо или косвенно, - другие ветви власти, а также главу государства – президента.

Современные модели республиканской формы правления  сводятся к трем основным: парламентской, президентской и смешанной, определяемой как полупрезидентская или парламентско-президентская. Различаются они преимущественно по тому, какое место в иерархии верховной власти занимают главы государств и законодательные органы, как распределяются между ними властные функции и, соответственно, каково их влияние на государство и общество. Нагляднее всего эти различия проявляются в наличии или отсутствии у президентов и парламентов реальной возможности влиять на формирование и деятельность высшего исполнительного органа власти – правительство, а через него – на внутреннюю и внешнюю политику страны. Президентская республика (классическая модель - США) характеризуется следующими чертами:

1) президент  - глава государства и глава  исполнительной власти. Он самостоятельно  формирует правительство, согласовывая  с парламентом назначения на  ключевые министерские посты,  возглавляет его, председательствует  на заседаниях. При принятии решения  право решающего голоса - за президентом;

2) два  высших органа государственной  власти - законодательный и глава  государства - избираются населением;

3) жесткое  разделение властей, использование  механизмов сдержек и противовесов. Так, парламент не может вынести  вотум недоверия правительству,  а президент не имеет нрава  распустить парламент. В исключительных случаях, когда президент обвиняется в преступлении или антиконституционных действиях, сенат может объявить ему импичмент (англ. impeachment - процедура привлечения к суду) 2/3 голосов. Парламент может в какой-то мере ограничивать действия президента с помощью законов и посредством утверждения бюджета. В свою очередь президент обладает правом отлагательного вето. То есть взаимоотношения между законодательной и исполнительной властью достаточно сложны, но направлены на обеспечение нормального функционирования демократии.

Президентская республика преобладает в странах  Латинской Америки, некоторых странах  Азии и Африки, СНГ, где существовали длительные авторитарные традиции. Нередко  эта форма правления перерождается  в “суперпрезидентскую республику”, в которой президент обладает полудиктаторскими полномочиями и  даже объявляется пожизненным главой государства (Заир, Малави).

В условиях парламентских республик, которым, в частности, относятся такие  государства, как ФРГ, Швейцария, Италия, Испания, Индия, Венгрия, Греция, Израиль, Ливан, законодатели самостоятельно формируют правительство (чаще всего на основе парламентского большинства) и назначают премьер-министра, как правило, - лидера партии, обладающей в парламенте наибольшим количеством депутатских мест. Последний во время своего премьерства является единоличным главой центральной исполнительной власти. Парламент осуществляет постоянный контроль за работой правительства, которое несет перед ним полную политическую ответственность. В случае недовольства деятельностью премьера и его министров парламент может выразить им вотум недоверия, что автоматически влечет за собой отставку правительства.

Глава парламентской  республики – ее президент избирается, как правило, парламентом или  специальной избирательной коллегией. Его обязанности в ординарных обстоятельствах чаще всего ограничиваются представительскими функциями, а также  контролем за соответствием деятельности всех ветвей власти конституционным  нормам. В отличие от премьер-министра, президент в данном случае формально  не ответствен за действия правительства  и воспринимается обществом в  качестве высшего внепартийного (надпартийного) государственного деятеля, являющегося  гарантом стабильности и правопорядка и олицетворяющего незыблемость конституционного строя. Фактически статус президента парламентской республики аналогичен статусу главы государства  в условиях парламентской монархии. Наиболее заметно роль президента здесь  проявляется в период правительственного или парламентского кризиса, когда  он становится центральной политической фигурой. Президент в этих условиях принимает решение о проведении новых выборов в парламент, ведет  консультации и переговоры по поводу образования правительства.

Иная  ситуация характерна для республик  с президентской формой правления, присущей США, а также ряду стран  Азии, Африки и Латинской Америки. Бесспорным политическим лидером здесь  является президент – не только формальный, но и фактический глава  государства.

Верховная власть президента в данном случае обеспечивается тем, что он, во-первых, избирается на основе всенародного голосования, что делает его в значительной мере независимым от законодательного органа власти, и, во-вторых, является не только главой государства, но и главой государства, но и главой правительства, практически неподотчетному парламенту, поскольку оно создается на внепарламентской основе. В соответствии с конституциями президентских республик, парламент вправе выразить вотум недоверия правительству, но вопрос о его отставке решает только президент. Он же руководит внутренней и внешней политикой страны, является верховным главнокомандующим ее вооруженных сил. В чрезвычайных обстоятельствах (социальные конфликты, войны, стихийные бедствия и т.п.) президент может установить режим президентского правления либо на территории отдельных районов страны, либо во всем государстве. В этих условиях прекращается деятельность всех местных или центральных органов власти, а управление осуществляется самим президентом или назначенными им лицами.

Информация о работе Формы государственного правления