Формы государственного правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 18:45, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение форм государственного правления. Задачами выступают:
- определить сущность монархии и республики как формы правления государством;
- охарактеризовать форму правления в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 29.80 Кб (Скачать файл)

Введение

Для государства форма  правления означает принцип его  устройства и порядок взаимодействия власти и общества. Из истории политических учений известно, что политическая теория Древней Греции исследовала, а политическая практика апробировала такие формы правления, как монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия. Древнеримское общество создало республиканскую форму  правления.

Итак, под формой правления  понимается организация верховной  государственной власти, система  взаимоотношений ее органов друг с другом и населением. В современной  политологии формы правления  по способу организации власти и  ее формальному источнику делятся  на монархии и республики. В монархии источником власти является одно лицо, и власть передается по наследству,. Монархии подразделяются на абсолютные и конституционные. В республике высшие органы власти формируются на выборной основе. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на три разновидности: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).

Целью данной работы является рассмотрение форм государственного правления. Задачами выступают:

- определить  сущность  монархии и республики как  формы правления государством;

- охарактеризовать форму  правления в Российской Федерации.

 

 

  1. Монархия как форма правления

Монархическая форма государства  означает, что власть в государстве  принадлежит высшему носителю государственной  власти на основе его собственного права. В монархии монарху предоставлено  окончательное решение по всем важнейшим  государственным актам. Народ здесь не обладает никакой властью, или обладает ею весьма в малой степени. Народ в монархии или вовсе устранен от управления, или участвует в нем лишь в ограниченном объеме.

Монарх обладает властью  на основе собственного права. Это означает, что он царствует «Божьей милостью»  и может стоять даже выше закона здесь прежде всего – лишь просто выражение воли монарха. Власть(престол) – наследственна. Она от одного государя переходит к его потомкам, помимо воли народа, в силу простого факта наследования и король обладает этой властью пожизненно. Во всех монархиях особа монарха считается «священной», неприкосновенной и безответственной.

При наследственной монархии высшие органы государства формируются  недемократическим путем. Поэтому  она несовместима с принципом разделения властей, поскольку в ней единственным источником власти, носителем государственного суверенитета выступает монарх, олицетворяющий собой неразделимое единство высшей законодательной, исполнительной и судебной властей. Ни о какой системе сдержек и противовесов или балансе ветвей власти здесь говорить не приходится, ибо эта форма правления в самой своей основе отрицает существенные принципы демократии и действительного конституционализма.

Монархия распадается  на ряд отдельных форм или видов. Рассмотрим две основные формы монархии:

  1. Неограниченная монархия;
  2. Конституционная монархия;

Под неограниченной монархией  разумеется такое государство, когда  вся власть сосредоточена в лице одного наследственного монарха. Он ничем не связан, ничем не ограничен. Жизнь и благо всех подданных вручаются целиком в руки одного человека без всяких гарантий и прав. Монарх сам издает законы, назначает чиновников на все высшие должности, вершит высший суд и управляет государством по собственному усмотрению, а если привлекает советников, то их советы для него не обязательны. В абсолютных монархиях власть монарха обожествляется, признается естественным неравенство людей, но при этом все (даже высшие сословия) считаются подданными монарха и обязаны ему повиноваться. Там провозглашаются всеобщая любовь и преданность монарху, безграничное доверие к нему. Народ никакого участия в управлении государством не принимает. Власть держится на жесткой дисциплине, принуждении и желании сохранять существующие традиции.

Обычно различают два  вида неограниченной монархии: деспотичную и самодержавную. В первой прямо и открыто признается, «воля монарха выше закона», что он не связан законами. Во второй же признается, что законы обязательны и для монарха . Несмотря на это видимое различие, на деле оно не так уж существенно. В той или другой монархии фактически все зависит от воли короля и потому его воля равносильна закону.

Конституционная монархия тем  отличается от неограниченно-деспотической, что здесь власть монарха уже не безгранична, не абсолютна. Хотя монарх и здесь является главой государства, но власть его ограничена: во-первых, законами; во-вторых – народным представительством. Здесь монарх не может и не имеет право нарушать законы. Последние обязательны для него также, как обязательны для любого подданного. Мало того, здесь монарх уже своею властью не может издавать законы. Нужно не только одобрение его монархом, но и одобрение его народными представителями. Без воли парламента ни одно желание монарха не может быть законом

Конституционные монархии делятся  на два вида: дуалистические и парламентарные. И в тех, и в других, монарх делит власть с парламентом, но в то время как в первых за ним остается вся исполнительная власть, во вторых она осуществляется правительством, ответственным перед парламентом.

В дуалистической монархии обычным юридическим способом ограничения власти монарха является постановление, что никакое его повеление не имеет силы, пока оно не подтверждено соответствующим министром. При этом министры ответственны только перед самим монархом, и им же назначаются или смещаются. В таких государствах обязанность монарха подчиняться парламенту в законодательной сфере обеспечивается правом парламента вотировать бюджет.

В парламентарной монархии правительство образуется большинством в парламенте и ответственно перед ним. Несмотря на то, что назначение номинированных парламентом министров формально выполняется монархом, снятие министров с должности может инициироваться парламентскими вотумами недоверия. В государствах данного типа у монарха осталось очень мало реальной власти, и он играет преимущественно представительскую или церемониальную роль. Никакое его желание, даже такое частное, как относительно помилования преступника, фактически не может быть исполнено, если оно вызывает недовольство парламента. Иногда парламенты даже ограничивают свободу монархов в их частных делах. Вместе с тем, было бы неправильно сказать, что в таких государствах активная роль монарха сведена к нулю. Юридически за монархом часто сохраняют функции, важные в области иностранной политики, а также в моменты кризисов и конфликтов в области внутренней политики: окончательное утверждение законов, назначение и смещение чиновников, объявление войны, заключение мира, — однако он может выполнять всё это лишь в согласии с волей народа, выражаемой парламентом. Монарх «царствует, но не управляет»; он представляет своё государство, является его символом.

Сегодня монархия существует в 30 странах мира. В Азии находятся 24 монархических государств: Бутан, Иордания, Камбоджа, Малайзия, Непал, Таиланд, Япония, Бахрейн, Бруней, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия. Причем в последних семи до сих пор сохранаяются  абсолютные монархии, дающие всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти единоличному главе государства.

В Европе монархий 12: Андорра, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия и Швеция. Абсолютной, теократической (религиозной) формой правления облечен только Папа Римский, являющийся монархом Ватикана. При подобной монархии, которая существует еще в Саудовской Аравии и Брунее, в государстве фактически нет конституции, и правление осуществляется не светским, а духовным лицом. 

 В Африке насчитывается  3 монархических государства: Лесото, Марокко и Свазиленд. Еще одна монархия существует в Океании, это — Тонга. Самой древней в мире из ныне существующих является японская монархия, которая была установлена в 660 году до н. э., а самой древней в Европе — датская, ведущая свой отсчет с 899 года.

 
 

 

 

 

 

 

  1. Республика как форма правления

Республика (лат. res publica, «общее дело») — форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами.

Главное отличие в управлении республиканского государства от других типов государств — наличие закона (кодекс, конституция и т. п.), которому обязаны подчиняться все жители страны, невзирая на социальное положение. В республике власть от избранного народом главы государства (президента) к другому переходит не по воли президента, и не в силу наследования, а в силу народного избрания. Президент выбирается лишь на определенный срок или определенное количество лет. За тяжелые преступления, в роде измены, он может быть предан суду и приговорен к наказанию.

Республики подразделяются на три разновидности: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская). Смешанная форма правления, в свою очередь, подразделяется на парламентско-президентскую, образующуюся при превалировании парламентской власти над президентской, и президентско-парламентскую, в которой президентские прерогативы перевешивают парламентские.

Республике присущ  демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.

Американский политолог  Х. Линц, выделил основные черты для президентской и парламентской систем. Для президентской системы характерно:

1) президент и парламент  избираются прямым голосованием  на определенный срок независимо  друг от друга (дуалистическая  легитимность), каждый имеет свой  собственный срок полномочий.

2) Президент обладает  значительными полномочиями, на  основе которых он действует,  не нуждаясь в одобрении парламента.

3) Президент формирует  кабинет министров и администрацию. 

4) Отстранение президента  от должности возможно только  путем импичмента.

В президентской республике глава государства одновременно выступает и в качестве главы  правительства. Чаще всего он избирается непосредственно народом, руководит  внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим. Президент назначает членов кабинета министров, которые ответственны только перед ним. В президентской республике существует жесткое разделение властей  и их значительная самостоятельность. Недостаток президентской системы - дуалистическая легитимность президента и парламента. Кроме того, эта  система не стимулирует формирования сильных партий, так как Президент  скорее заинтересован в сохранении клиентелистских отношений.

Парламентская система характеризуется  следующими чертами:

1. Единственным демократически  легитимным институтом является  парламент: если же предусматривается  прямое избрание Президента народом,  то Президент не может конкурировать  с главой правительства в сфере  власти.

2. Правительство зависит  от доверия со стороны парламента  или, по крайней мере, от его  лояльности.

Главная особенность парламентской республики - образование правительства победившими на выборах в парламент партиями. Руководитель правительства (премьер-министр или канцлер) официально не является главой государства, но реально является первым лицом в политической иерархии. Роль президента обычно ограничивается представительскими функциями.

Кроме того, как было отмечено, существует смешанная или полупрезидентская система, для которой характерно следующее:

1) Президент и парламент  - как в президентской системе  - избираются прямым голосованием (дуалистическая легитимность).

2) Исполнительная власть  включает в себя два института:  избираемый на основе прямых  всенародных выборов Президент,  как в президентской системе,  и зависимое от парламента  правительство, как в парламентской  системе. 

3) Президент, как в любой  президентской системе с исполнительной  и законодательной властью, имеет  ограниченное влияние на формирование  правительства.

 Полупрезидентская, или смешанная система, сочетает в себе признаки президентской и парламентской республик. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта - двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом.

 

 

  1. Характеристика формы правления в РФ.

В соответствии с Конституцией 1993 г. В России провозглашена республиканская  форма правления. Устанавливая республиканскую форму правления в Российской Федерации, Конституция закрепляет следующие ее признаки: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве; ориентация государственного строя Российской Федерации на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычно к тоталитаризму правого или левого толка; создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных органов путем свободных выборов и на ограниченный срок.

Информация о работе Формы государственного правления