Формы государственного правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 18:26, реферат

Описание работы

Формы государственного правления - это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. Различаются две формы правления: монархия и республика.

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть единолична и переходит, как правило, по наследству.
Отличительным признаком монархии является то, что верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (фараона, короля, цезаря, шаха, императора и.т.д.).

Файлы: 1 файл

политология к.р..doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

 

Формы государственного правления

  1. Форма государственного правления и ее разновидности.

Формы государственного правления - это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. Различаются две формы правления: монархия и республика.

 

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть единолична и переходит, как правило, по наследству.

Отличительным признаком  монархии является то, что верховная  власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (фараона, короля, цезаря, шаха, императора и.т.д.).

 

*В историческом процессе  монархия складывается еще в  Древнем Мире, (Др. Израиль, Др. Египет, государства Эллады, Др. Рим и.т.д.) в период рабовладельческих государств, но наиболее полное выражение эта форма нашла в Средние века, когда вместе с господствовавшим в общественных отношениях феодализмом она послужила крепким цементом для строительства государства. Примером могут служить все европейские государства (Англия, Франция, Польша, и др.). В период буржуазных революций и последовавших за ними перемен монархия как форма правления зачастую сохранялась, но при этом претерпевала существенные изменения (Например, ограниченная власть короля в Великобритании, сословная монархия в России в XVII веке, и т.д.).

 

Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Общими признаками республиканской  формы правления являются:

1) существование единоличного и коллегиального главы государства;

 2)выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

3) осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;

4) юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

5) обязательность решений верховной государственной власти.

Насчитывается несколько  основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они  делятся по форме государственного устройства на: парламентарные, президентские, смешанные

 

Парламентарная  республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство  формируется парламентским путем  из числа депутатов, принадлежащих  к тем партиям, которые располагают  большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективу ответственность перед парламентом  в своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

 

Глава государства в  парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает  главу правительства, является верховным  главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

 

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанные на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию ( по конституции 1947 г. ), Австрию, Швейцарию, Исландию, Индию, Словакию и др.

 

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая характеризуется тем, что президент одновременно является и главой государства и главой исполнительной власти (правительства). Он свободен в назначении министров, ответственных перед ним.

Наиболее характерные  черты президентской республики:

 1) внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

 2) ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

 3) более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

 

Классической президентской  республикой являются Соединенные  Штаты Америки.

Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что  президент либо совмещает полномочия главы государства и главы  правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

 

Парламентарных республик  очень мало. Это Германия, Греция, Венгрия, Индия, Италия, Чехия, Словакия и Эстония.

 

В странах Латинской  Америки часто встречаются “суперпрезидентские республики“.

Эта форма правления - практически независимая, слабо  контролируемая законодательной и  судебной властью. Это особый конгломерат  традиционной формы с полудиктаторским управлением.

 

Во второй половине XX века во Франции возникла смешанная республика. Глава государства - президент, избирается народом как и парламент. Он назначает главу правительства по согласованию с парламентом. Парламент имеет право выразить вотум недоверия правительству, но отправляет его в отставку президент. Он же имеет право роспуска нижней палаты парламента.

 

В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между  формами не существует. Их сближают общие задачи и цели.

В теоретическом осмыслении государства особое место занимает форма правления, поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе.

 В современном мире  актуальность темы обусловлена  постоянным развитием общества, переходом от одной ступени  развития к другой. Все больше стран стремятся к демократическому правовому государству, а его функционирование невозможно без четко отлаженной структуры формирования и осуществления государственной власти.

  1. Парламентская и президентская республики. Их общие черты и отличия.

Различают республики парламентские и президентские. Главное отличие их состоит в том, кто в конечном счете руководит страной – президент (одно лицо, избранное на данный пост населением страны) или парламент (коллективный орган, также выбираемый населением).

 В президентской республике верховная власть принадлежит президенту, который самостоятельно формирует правительство, является главой государства и исполнительной власти. Он имеет право вето на законопроекты, принятые парламентом, не может быть досрочно переизбран без чрезвычайных обстоятельств.

 В парламентской  республике реальная власть в  руках парламента. Им назначается  правительство, которое подотчетно  парламенту. Правительство формируется  из представителей партии (партий), получившей большинство мест  в парламенте. Исполнительная власть сосредотачивается в руках премьер-министра. В большинстве парламентских республик также есть пост президента, избираемого парламентом или особой коллегией выборщиков. Но в отличие от президентских республик здесь в его руках лишь весьма ограниченный круг полномочий, в основном представительские функции.

 У той и у другой  республиканских форм правления  есть свои преимущества и недостатки. Так, например, в парламентской  республике депутаты, избранные  в парламент по партийным спискам, отражают волю отдельных слоев населения. Ведущая фракция или парламентская коалиция формируют состав правительства, подотчетного парламенту. Состав кабинета министров в этом случае отражает предпочтения парламентского большинства и косвенно – волю большинства населения. В то же время характерной негативной чертой парламентских республик являются частые отставки и смены кабинета министров.

 В президентской  республике президент, как правило,  сам определяет политику на  весь срок своих полномочий, самостоятельно руководит правительством страны. Но если представления президента расходятся с мнением большинства парламента, то последний, как правило, не в состоянии серьезно вмешаться в политику, проводимую президентом до его новых выборов.

3. Виды монархий и их особенности.

Монархия представляет собой определенную форму правления, когда верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, назначаемому на высшую должность государства по принятому порядку престолонаследия.

 Известно два вида  монархии: абсолютная и конституционная.

Монархия делится: абсолютная, конституционная (ограниченная).

Абсолютная  монархия - это форма правления единодержавного характера: монарх единолично издает законы, руководит правительством и контролирует правосудие. Или самодержавие основывается на сосредоточении всей государственной власти в руках одного монарха (Саудовская Аравия, Оман). Для этого вида монархии характерно отсутствие каких-либо представительных учреждений в государстве.

 

По формуле Петровского  воинского устава - «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен».

 

Основными признаками абсолютной монархии являются:

1) существование единоличного  носителя верховной власти монарха;

2) монарх, как правило,  пользуется своей властью пожизненно и передает ее по наследству;

3) отсутствие юридической  ответственности монарха как  главы государства.

Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия - это форма правления, при которой  глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть (Ватикан).

 

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.

 

Конституционная монархия характеризуется  следующими основными признаками:

1) правительство формируется из  представителей определенной партии (или партий), получивших большинство  голосов на выборах в парламент;

2) лидер партии, обладающий наибольшим  числом депутатских мест, становится  главой государства;

3) в законодательной, исполнительной  и судебной сферах власть монарха  фактически отсутствует, она является  символической;

4) законодательные акты  принимаются парламентом и формально  подписываются монархом;

5) правительство согласно  конституции несет ответственность  не перед монархом, а перед  парламентом.

Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.

 

Конституционная монархия может быть парламентарной или дуалистической.

 

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Монарх никак не зависит от парламента в сфере исполнительной власти, он самостоятельно назначает членов правительства, несущих ответственность только перед ним. Монарх имеет полное право ограничить парламентские законодательные полномочия. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918 гг.), сейчас в Марокко и Иордании.

В условиях парламентарной монархии действует принцип «королева  царствует, но не правит». Монарх является лишь главой государства и выполняет  сугубо представительские функции. Вся законодательная власть принадлежит парламенту, правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Пример такой монархии- Австралия, Бельгия, Великобритания, Люксембург, Монако, Испания, Канада, Дания, Новергия, Швеция, Япония.

4. Форма правления в Российской Федерации.

Форма правления  Российской Федерации - это один из элементов формы государства, характеризующий порядок организации и избрания высших органов власти в Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации, принятой 12.12.1993 г. всенародным голосованием, установлена Россия есть демократическое правовое государство с республиканской формой правления. Однако, сделав этот первичный выбор, Конституция не пошла дальше и не определила вид республиканской формы правления.

      Президент Российской Федерации является главой государства, избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд, это должно быть лицо не моложе 35 лет, и постоянно проживающее на территории России не менее 10 лет. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. Президент осуществляет внутреннюю и внешнюю политику государства, представляет Россию на международном уровне.                                                                                                                                     На практике Президент стремится усилить свои полномочия и за счет парламента (регулирование указами таких сфер деятельности, для осуществления которых требуется принятие закона), и за счет Правительства (регулярные вызовы раз в неделю премьер-министра для отчета, прямые указания ему и министрам, непосредственное руководство президента так называемые силовыми ведомствами). В России власть президента как бы ставится над ветвями власти. Президент начинает играть арбитражную роль по отношению к институтам государственной власти, ее ветвям, а иногда и к обществу в целом.

Информация о работе Формы государственного правления