Международной финансовые отношения Республики Таджикистана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 10:30, дипломная работа

Описание работы

Таджикистан, после объявления государственной независимости, верно определил основной вектор развития своих национальных интересов в международной политике, который вкупе с географическим расположением, геополитическим положением и экономическими интересами страны, учитывал также такие факторы, как общечеловеческие ценности, культурно-исторические связи и общность интересов.
Изначальное понимание этих составляющих способствовал в дальнейшем формированию чёткой внешнеполитической линии, выразившейся в объявленной руководством страны политике «открытых дверей».

Содержание работы

Видений ………………………………………………………………………………………............... 2-10
Глава 1. Развитий международных отношений…………………………... 11-12
1.1 Международные валютные отношения и валютная система. Понятие, сущность,
объекты, субъекты валютных отношений и валютной системы Р. Таджикистана…......…………...... 12-14
1.2 Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование……………………………..... 15-20
1.3 Теории регулирования валютного курса ................................................................ 21-24
Глава 2. Эволюция мировой валютной системы: как фактор развития международных валютно-финансовых отношений
2.1 Этапы и закономерности развития валютной системы …………………………………………….... 24-27
2.2 Валютная политика и ее формы .................................................................................. 27-30
2.3 Международные валютно-финансовые отношения в условиях мирового кризиса ……...... 30-32
Глава 3. Актуальность темы исследования. В Республике Таджикистан (далее - РТ), как и в других государствах, финансовый контроль оказывает определяющее влияние на эффективность управления государственными финансами............................................................. 32-35
3.1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Понятие и содержание государственного финансового контроля…………………………... 36-40
3.2 Принципы государственного финансового контроля....................................................... 41-47
3.3 Модели, виды и формы государственного финансового контроля……………………..... 47-53
Глава 4. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
4.1 Организация и правовое регулирование независимого (внешнего) и внутреннего финансового контроля в Республике Таджикистан……………………………………………………………. 53-60
4.2 Перспективы развития государственного финансового контроля в Республике Таджикистан....
……………………………………………………………………………………………………... 60-68
Заключения……………………………………………………………………………………... 69-70
Список источников, литературы и сайтов.…………………………............................

Файлы: 1 файл

Дипломная Работа.docx

— 168.59 Кб (Скачать файл)

Глава 3. Актуальность темы исследования. В Республике Таджикистан (далее - РТ), как и в других государствах, финансовый контроль оказывает определяющее влияние на эффективность управления государственными финансами.

При этом существенным в  процессе его реализации является наличие  законодательства, регулирующего деятельность по осуществлению финансового контроля. В РТ такое законодательство формируется  вокруг принятого в 2002 г. Закона РТ от 2 декабря 2002 года, № 66 «О государственном  финансовом контроле в Республике Таджикистан» (в Российской Федерации, как известно, такой закон до сих пор не принят).

Глобальный финансово-экономический  кризис, возникший в конце 2008 г., показал, что механизм управления государственными финансами в РТ требует кардинального  реформирования. По последним данным внешний государственный долг РТ составляет 34,7 % к ВВП, хотя, по мнению экономистов, данный показатель в Таджикистане не должен превышать 25 %. Однако ежегодно размер государственного долга увеличивается, что приводит к усилению долговой неустойчивости страны. Это свидетельствует  о том, что назрела необходимость  повышения качества управления государственными финансами, а также соответствующего контроля над ними.

Государственный финансовый контроль и правовое регулирование  финансовых отношений во всех сферах используются развитыми странами в  той мере, в какой диктуются  решаемыми политическими и экономическими задачами. Государственный финансовый контроль в системе обеспечения  экономической безопасности призван прежде всего обеспечить минимизацию негативных экономических процессов, связанных с правонарушениями в области государственных финансов. В целях более эффективного, законного и научно-обоснованного расходования финансовых ресурсов государства следует выработать четкий механизм контроля над ними. Без надлежащего контроля невозможно гарантировать законное и целенаправленное расходование государственных финансов.

При организации государственного финансового контроля особое значение приобретает вопрос правового регулирования. Правовое регулирование отношений  в сфере финансового контроля направлено на упорядочение общественных отношений, возникающих в процессе властной деятельности по осуществлению государственного финансового контроля. Надлежащая правовая база, принятая с учетом международной практики и международных стандартов, является одним из основных факторов, влияющих на эффективность осуществления государственного финансового контроля.

В российской правовой доктрине отсутствует единый подход к определению  понятия государственного финансового  контроля. В работе проанализированы различные определения государственного финансового контроля, данные специалистами  в сфере финансов и финансового  права.

Если говорить о законодательном  закреплении понятия государственного финансового контроля, то ни в законодательстве Российской Федерации, ни в законодательстве РТ такая норма не встречается. Хотя, как было отмечено выше, в РТ с 2002 г. действует Закон РТ «О государственном  финансовом контроле в Республике Таджикистан».

Государственный финансовый контроль как деятельность государственных  органов осуществляется на основании  определенных принципов. Эти принципы оказывают непосредственное влияние  на эффективность и результативность осуществления государственного финансового  контроля. Следует согласиться с мнением И. Б. Лагутина, что принципы общегосударственного финансового контроля имеют большое значение, так как они не только устанавливают основы для контрольной деятельности, но и выдвигают минимальные требования к структуре и организации контрольных органов.

Основные принципы финансового  контроля сформулированы в Лимской декларации руководящих принципов контроля. По своему содержанию эти принципы являются универсальными. Их внедрение в национальные правовые системы непосредственно влияет на эффективность осуществления независимого государственного финансового контроля в той или иной стране.

Анализ научной литературы показывает, что в правовой доктрине РТ не уделяется достаточное внимание выбранной диссертантом проблематике, что свидетельствует о малоизученности темы настоящего исследования. В российской правовой доктрине соответствующая проблематика также не теряет актуальность. В этой связи в работе приводятся научные исследования российских ученых, затрагивающие вопросы о теоретико-правовых основах государственного финансового контроля.

Существующая в РТ система  государственного финансового контроля не имеет научного обоснования и  не подвергалась тщательному анализу  со стороны юридического сообщества. В результате на практике одни субъекты финансово-хозяйственной деятельности могут быть неоднократно в течение  одного года проверены органами финансового  контроля, а другие, напротив, вообще не попадают в поле зрения контролирующих органов. Недостаточная научная  проработанность вопроса построения системы государственного финансового  контроля приводит к противоречиям  в законодательстве, дублированию функций  контролирующих органов, а также  создает дополнительные издержки для  государственного бюджета РТ в части  содержания данных органов.

На основании всего  вышеизложенного можно говорить об актуальности выбранной темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности  темы исследования.

Среди российских ученых, посвятивших  свои труды правовой природе государственного финансового контроля, можно назвать: Г. Н. Андрееву, Е. Ю. Грачеву, М. В. Карасеву, Д. Л. Комягина, А. Н. Козырина, С. А. Котляревского, И. Б. Лагутина, В. А. Лебедева, И. Х. Озерова, Р. И. Халфину, Н. И. Химичеву, А. А. Ялбулганова, И. И. Янжула и др.

Теоретическую основу исследования составили труды известных ученых в области права и экономики, в которых затрагиваются вопросы, являющиеся объектом настоящего исследования.

Основное влияние на формирование теоретических выводов, сделанных  автором, оказали работы российских исследователей.

Объектом диссертационного исследования является государственный  финансовый контроль.

Предметом диссертационного исследования являются правовые основы государственного финансового контроля в РТ.

Целью настоящей диссертационной  работы является анализ теоретических  и практических проблем правового  регулирования государственного финансового  контроля, соответствующих нормативных  правовых актов, а также разработка на этой основе теоретических положений, практических предложений и рекомендаций по дальнейшему совершенствованию  механизма правового регулирования  государственного финансового контроля в РТ.

В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:

1.рассмотреть основные  теоретические подходы к определению  понятия и сущности государственного  финансового контроля в правовой  доктрине РФ и РТ;

2.проанализировать основные  принципы государственного финансового  контроля в РТ и зарубежных  странах;

.исследовать модели, виды  и формы государственного финансового  контроля в зарубежных странах;

.изучить организацию  государственного финансового контроля  в РТ;

.рассмотреть перспективы  развития государственного финансового  контроля в РТ;

.выработать предложения  и рекомендации по повышению  эффективности государственного  финансового контроля в РТ  на основе отечественного и  зарубежного опыта.

Методологическая основа исследования. Обоснование теоретических  положений и аргументация выводов  осуществлялись автором на основе общепризнанных принципов сочетания исторического  и логического, общего и частного. Реализация поставленных в работе задач  потребовала применения диалектико-материалистического, аналитического, исторического, сравнительно-правового, формально-юридического, статистического  методов, а также экономического анализа права и других методов  исследования.

Нормативную основу исследования составили правовые акты РФ, РТ, зарубежных стран - Венгрии, РБ, Франции, ФРГ, Японии и ряда других государств, регулирующие вопросы осуществления государственного финансового контроля.

Научная новизна исследования. Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что это первое научное исследование монографического характера, посвященное  проблемам правового регулирования  государственного финансового контроля в РТ. В результате исследования автором впервые была сделана  попытка правового и научного анализа действующей системы организации государственного финансового контроля в РТ.

Основные положения, выносимые  на защиту:

. В результате проведенного  исследования определено, что в  осуществлении государственного  финансового контроля важное значение имеют принципы финансового контроля, поскольку они выступают в качестве основополагающих начал организации и проведения финансового контроля.

. Анализ мировой практики  показывает, что в разных государствах  организация финансового контроля  имеет свои особенности. Однако, несмотря на все различия, можно  выделить три основных моделей  организации государственного финансового  контроля: административный, судебный  и парламентский.

. Процесс становления  института государственного финансового  контроля в РТ свидетельствует  о том, что особое место в  организации государственного финансового  контроля занимает Президент  РТ. Этому способствует ныне действующая  Конституция РТ, Закон РТ «О  государственном финансовом контроле  в Республике Таджикистан», Закон  РТ «О государственных финансах  Республики Таджикистан», а также  иные нормативные правовые акты.

. В процессе проведенного  исследования доказано, что на  сегодняшний день в РТ существуют  два высших органа государственного  финансового контроля. Это Агентство  по государственному финансовому  контролю и борьбе с коррупцией  Республики Таджикистан (далее  - Агентство) и Счетная палата  Республики Таджикистан.

Практическая значимость работы состоит в разработке ряда предложений и рекомендаций, которые  могут быть использованы как при  совершенствовании нормативно-правовой основы государственного финансового  контроля в РТ, так и в учебном  процессе при проведении лекционных и семинарских занятий по финансовому  праву РТ.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования были изложены автором в различных  формах:

Государственный финансовый контроль в Республике Таджикистан. М., МГУ им. Ломоносова, 2011 [тезисы доклада  конференции];

Правовое регулирование  бюджетного контроля в Республике Таджикистан  Право. Гражданин. Общество. Экономика: Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов. Вып. 5. М.: НИУ ВШЭ, 2011. С. 175-181;

Финансовый контроль в  Республике Таджикистан История, теория и практика финансового контроля: к 200-летию Государственного контроля в России. Курск: ЦППИ, Курский гос. ун-т, 2011 [доклад конференции] (в соавторстве);

Победитель конкурса научно-исследовательских  работ среди студентов из СНГ  и Балтии в 2011 г. с работой на тему «Правовые основы государственного финансового контроля в Республике Таджикистан» НИУ ВШЭ, г. Москва, 2011.

 

 

 

 

3.1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Понятие и содержание государственного финансового контроля

Государственный финансовый контроль составляет основу финансовой политики государства. Финансовый контроль является сложной, многоаспектной категорией. Он является непременным условием обеспечения  финансовой стабильности страны, которая  напрямую зависит от устойчивого  функционирования системы государственного финансового контроля, т. е. от организации  и деятельности различных органов  контроля за использованием финансовых ресурсов государства.

В свое время профессор  Санкт-Петербургского университета В. А. Лебедев отмечал, что «…при  всей обстоятельности правил ведения  счетов нельзя, конечно, ожидать, чтобы  все счеты в государстве были совершенно верны. Таким образом, требуется  поверка их, и притом поверка самостоятельная, следовательно, таким учреждением, которое поверяло бы все счета  вне зависимости от Министерства финансов».

А. Н. Козырин правильно подчеркивает, что вопросы финансового контроля остаются в центре внимания финансово-правовой науки.

В целях реализаций задач  настоящего исследования следует разобраться  с дефиницией «контроль», «финансовый  контроль» и «государственный финансовый контроль».

Классик финансово-правовой доктрины, профессор Санкт-Петербургского университета В. А. Лебедев отмечал, что слово «контроль» произошло  от французского «contre-role», т. е. «ведение второго списка счетов для проверки одного другим, что и делается контролерами, ведущими свои записи параллельно с записями кассиров, причем, разумеется, приходо-расходные записи этих последних должны сходиться с записями контролеров». А. А. Ялбулганов отмечает, что профессор В. Н. Дурденевский также связывает происхождение слова «контроль» с техникой счетно-ревизионной деятельности. По его версии, «контроль» буквально означает «счет столбцов». Лица, считавшие столбцы, были первыми контролерами (controllers, «конт» - счет, «рол» - список, столбец).

По мнению Е. А. Кочерина, в русском языке слово «контроль» стало употребляться, скорее всего, с начала XVII в. В Толковом словаре В. И. Даля под контролем понимается учет, проверка счетов, отчетности, присутственное место, занимающееся проверкой отчетов. В свою очередь в словаре русского языка С. И. Ожегова контроль определяется как проверка, а также наблюдение с целью проверки; контроль над отчетностью.

Информация о работе Международной финансовые отношения Республики Таджикистана