Международной финансовые отношения Республики Таджикистана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 10:30, дипломная работа

Описание работы

Таджикистан, после объявления государственной независимости, верно определил основной вектор развития своих национальных интересов в международной политике, который вкупе с географическим расположением, геополитическим положением и экономическими интересами страны, учитывал также такие факторы, как общечеловеческие ценности, культурно-исторические связи и общность интересов.
Изначальное понимание этих составляющих способствовал в дальнейшем формированию чёткой внешнеполитической линии, выразившейся в объявленной руководством страны политике «открытых дверей».

Содержание работы

Видений ………………………………………………………………………………………............... 2-10
Глава 1. Развитий международных отношений…………………………... 11-12
1.1 Международные валютные отношения и валютная система. Понятие, сущность,
объекты, субъекты валютных отношений и валютной системы Р. Таджикистана…......…………...... 12-14
1.2 Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование……………………………..... 15-20
1.3 Теории регулирования валютного курса ................................................................ 21-24
Глава 2. Эволюция мировой валютной системы: как фактор развития международных валютно-финансовых отношений
2.1 Этапы и закономерности развития валютной системы …………………………………………….... 24-27
2.2 Валютная политика и ее формы .................................................................................. 27-30
2.3 Международные валютно-финансовые отношения в условиях мирового кризиса ……...... 30-32
Глава 3. Актуальность темы исследования. В Республике Таджикистан (далее - РТ), как и в других государствах, финансовый контроль оказывает определяющее влияние на эффективность управления государственными финансами............................................................. 32-35
3.1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Понятие и содержание государственного финансового контроля…………………………... 36-40
3.2 Принципы государственного финансового контроля....................................................... 41-47
3.3 Модели, виды и формы государственного финансового контроля……………………..... 47-53
Глава 4. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
4.1 Организация и правовое регулирование независимого (внешнего) и внутреннего финансового контроля в Республике Таджикистан……………………………………………………………. 53-60
4.2 Перспективы развития государственного финансового контроля в Республике Таджикистан....
……………………………………………………………………………………………………... 60-68
Заключения……………………………………………………………………………………... 69-70
Список источников, литературы и сайтов.…………………………............................

Файлы: 1 файл

Дипломная Работа.docx

— 168.59 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, в рамках Ямайской валютной системы узаконена демонетизация  золота - утрата им денежных функций. В  соответствии с измененным Уставом  МВФ золото не должно использоваться как мера стоимости и точка  отсчета валютных курсов. Тем самым  узаконена отмена золотых паритетов, официальной цены золота, конвертируемости долларовых авуаров в золото американским казначейством для иностранных  центральных банков и правительственных  органов. Однако, несмотря на законодательное  вытеснение из Ямайской валютной системы  золота как валютного металла, фактически его денежные функции не исчерпаны, хотя и существенно изменились. Золото по-прежнему является чрезвычайными  мировыми деньгами и наиболее надежными  резервными активами, поскольку обладает реальной ценностью. Центральные банки  хранят около 60 тыс. т золота (примерно 34 тыс. и 25 тыс. т соответственно).

В-третьих, Ямайская валютная система дает странам право выбрать  любой режим валютного курса. Тем самым был узаконен режим  плавающих валютных курсов, к которому страны фактически перешли в марте 1973 г. Этот режим более гибкий, чем фиксированные валютные курсы, но вопреки надеждам не обеспечил стабильность курсовых соотношений.

В-четвертых, МВФ, сохранившийся  от Бреттонвудской системы, призван усилить межгосударственное валютное регулирование, обеспечить более тесное сотрудничество стран-членов, либерализацию валютных отношений путем отмены валютных ограничений в целях достижения валютной стабилизации в мире.

Ямайская валютная система  более гибко, чем Бреттонвудская система, приспособилась к нестабильности платежных балансов и валютных курсов и новой расстановке сил в мире. Вместе с тем ее функционирование порождает ряд сложных проблем, связанных, в частности, с: неэффективностью стандарта СДР; противоречием между юридической демонетизацией золота и фактическим сохранением его статуса как чрезвычайных мировых денег; несовершенством режима плавающих валютных курсов и т.д. Кроме того, развивающиеся страны недовольны своим зависимым положением в мировой валютной системе и настаивают на ее реформе с учетом их интересов.

В марте 1979 г. в Западной Европе создана международная (региональная) валютная система - Европейская валютная система (ЕВС).

Причиной ее формирования явилось развитие западноевропейской экономической и валютной интеграции, начавшейся с организации «Общего  рынка» в 1957 г. (Римский договор). Цель ЕВС - стимулирование интеграционных процессов, создание европейского политического, экономического и валютного союза - Европейского союза (ЕС), укрепление позиций  Западной Европы.

Особенности западноевропейской экономической интеграции определили структурные принципы ЕВС, отличающиеся от Ямайской системы:

Вместо СДР введен стандарт ЭКЮ - европейской валютной единицы. Валютная корзина ЭКЮ состоит  из двенадцати западноевропейских валют. В ней доминирует немецкая марка (более 30%). Сфера использования ЭКЮ  значительно шире сферы применения СДР и включает не только государственный, но и частный секторы, в том  числе депозитно-ссудные операции банков, международные расчеты частных  фирм. ЭКЮ постепенно приобретает  черты мировой валюты, но еще ею не стала и с 1999 г. заменена евро - коллективной европейской валютой.

В противовес официальной  демонетизации золота в Ямайской системе в ЕВС возобновлены операции с этим валютным металлом. Золото и  доллары включены в механизм эмиссии  ЭКЮ путем объединения 20 % официальных  золотодолларовых резервов стран-членов ЕС. Центральные банки этих стран  перевели 2,3 тыс. т их золота в распоряжение Европейского валютного института (до 1994 г. - Европейский фонд валютного  сотрудничества - ЕФВС), который взамен выпускал ЭКЮ, переводя их на счет соответствующего центрального банка.

Режим совместного плавания курсов валют стран - членов ЕВС предусматривает  пределы их взаимных колебаний (±2,25 %, с августа 1993 г. - ±15 % центрального курса). Подобный режим коллективного  плавания валют называется «европейская валютная змея», так как графическое  изображение этих колебаний похоже на движение змеи. Если курс валюты выходит  за допустимые пределы, то центральный  банк обязан осуществлять валютную интервенцию  преимущественно в немецких марках, т. е. продавать марки на национальную валюту в целях сдерживания падения  ее курса к марке и наоборот. Коллективное плавание курса валют ЕС обеспечило их относительную стабильность, хотя периодически проводятся официальные девальвации (снижение и ревальвации (повышение курса) - 16 раз за 1979 - 1993 гг.

2.2 Валютная политика и  ее формы

Одно из ведущих мест в  формировании экономически сильного, постоянного и промышленно развитого  современного государства занимает выбор валютной политики, которая  учитывала бы все тенденции валютного  рынка. Итак, валютная политика представляет собой определенный симбиоз действий экономической и внешнеэкономической  политики государства, которые состоят  из правительственных действий относительно внутренних и внешних валютных отношений. Эти действия должны взыскивать определенное влияние на валюту, валютный курс, валютные операции, т.е. на все, что так или  иначе связано с этим сектором экономики.

Валютная политика государства  осуществляется ее правительством, национальным банком, а также центральными финансовыми  органами. Вообще реализация валютной политики определяется теми задачами, которые ставит перед собой государство  при осуществлении своей политики в целом. Валютная политика должна обеспечивать сбалансированность макроэкономических и микроэкономических целей.

Стабилизация валютного  курса любой национальной денежной единицы невозможная без осуществления  мероприятий валютного контроля и валютных ограничений. Сущность валютных ограничений заключается в установлении определенных границ относительно осуществления  разных операций с валютными ценностями при международных платежах; инвестировании; купли-продажи валюты; ввозе, вывозе, предсказывании или пересылке валютных ценностей в страну или за ее границы и т.п. Эти ограничения являются законодательной и административной регламентацией с помощью имитирования, лицензирование или даже запрета проводки указанных операций. Валютный контроль - это контроль соблюдения валютного законодательства, за нарушение которого предполагается ответственность главным образом в виде штрафов и лишение лицензий. Сущность валютного контроля заключается в обеспечении соблюдения валютного законодательства, а основная задача - в не допущенные незаконного отлива капитала из государства за границу. Объектом валютного контроля являются валютные операции за участия резидентов и нерезидентов. Основной орган валютного контроля - Национальный банк. Агенты валютного контроля - налоговые и таможенные органы, а также другие организации, которые соответственно законодательству осуществляют функции валютного контроля.

Валютные ограничения  имеют целью:

· обеспечение государства  валютой;

· поддержание валютного  курса национальной денежной единицы;

· поддержание платежного баланса.

В условиях валютного регулирования  регламентируется деятельность валютного  рынка. Основные усилия направляются на обеспечение стабильности валютного  курса денежной единицы государства. Определенная жесткость валютного  регулирования в Украине есть вынужденной в нынешних условиях экономических преобразований.

Валютные ограничения  отмечаются определенным дискриминационным  характером, поскольку оказывают  содействие по перераспределению валютных ценностей в пользу государства  или определенных предприятий за счет других предприятий, главным образом  больших экспортеров. Конечно, обязательная продажа части валютных поступлений  является вынужденным мероприятием, поскольку отказ от него уже отрицательно обозначилась на состоянии валютного  рынка.

К основным ограничениям, которые  определяют общие принципы валютного  регулирования и валютного контроля, принадлежат:

· централизация валютных операций в центральному и уполномоченных коммерческих банках;

· лицензирование валютных операций (предоставление разрешения), при этом должны быть доказана необходимость  выполнения валютной, операции; существует даже полный запрет определенных валютных операций;

· ограничение конвертируемости валют - соответственно этому вводятся разные категории валютных счетов;

· обязательное декларирование зарубежных авуаров;

· контроль за валютными позициями коммерческих банков;

· изоляция внутреннего рынка национальной валюты от внешнего;

· контроль за игрой сроков операции на валютном рынке;

· выдача банкам лицензии на осуществление валютных операций лишь при наличии определенных объемов  уставного капитала.

Соответственно платежному балансу нужно выделить две основные сферы валютных ограничений: текущие  операции и финансовые операции (движение капиталов, инвестиций и др.). Формы  валютных ограничений отображают их содержание и структуру соответственно сферам применения этих ограничений.

За текущими операциями используются такие формы ограничений:

· блокирование выручки иностранных  экспортеров от продажи товара в  данной стране, ограничение их возможностей распоряжаться этими средствами;

· обязательные возвращения  и продажа валютной выручки или  ее части экспортерами-резидентами  через центральный или уполномочен  банк, который имеет валютную лицензию; ограничение относительно сроков этой продажи;

· ограничение на продажу  иностранной валюты импортерам; в  некоторых странах импортер обязан внести на депозит определенную сумму  национальной валюты для получения  валютной лицензии;

· ограничение на форвардную куплю импортерами иностранной  валюты;

· запрет продажи товаров  за границей за национальную валюту;

· запрет оплаты импорта  некоторых товаров иностранной  валютой;

· регулирование сроков платежей за экспортом и импортом товаров  и сроков поступления импортных  товаров в случае осуществления  предыдущей оплаты;

· наличие нескольких валютных курсов -- дифференцированные курсовые соотношения по разным видам операций, товарных группах и регионах.

В мировом масштабе валютная политика проводится международными валютно-финансовыми  организациями (Международный валютный фонд, международные банки и т.п.)

2.3 Международные  валютно-финансовые отношения в  условиях мирового кризиса

Мировой финансовый кризис (иногда называют «великая рецессия») -- финансово-экономический кризис, проявившийся в сентябре -- октябре 2008 года в виде значительного ухудшения основных экономических показателей в большинстве развитых стран, и последовавшая в конце того же года глобальная рецессия.

Предшественником финансового  кризиса 2008 года послужил ипотечный  кризис в США, первые признаки которого проявились в 2006 году в форме снижения числа продаж домов, а к весне 2007 года переросли в кризис высоко рисковых ипотечных кредитов (subprime lending (англ.)) . Довольно быстро проблемы с кредитованием ощутили и надёжные заёмщики. Летом 2007 года кризис из ипотечного начал перерастать в финансовый и затрагивать не только США. Начались банкротства крупных банков, спасение банков со стороны национальных правительств. Особо выделяют банкротство Lehman Brothers 15 сентября 2008 года. Котировки на фондовых рынках резко снизились в течение 2008 года и в начале 2009 года. Для компаний существенно сократились возможности получения капиталов при размещении ценных бумаг. В 2008 году кризис приобрёл мировой характер и начал проявляться в повсеместном снижении объёмов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы.

В последнее время все  чаще появляются слухи о том, что  мировой финансовый кризис вступает во вторую волну.

Еще в начале 2011 года, мы бы сказали, что мировой экономический  кризис - плод фантазии инвесторов-паникеров. Ведь крупнейшие мировые экономики  демонстрировали достаточно стабильные признаки восстановления, как в производственной сфере, так и в секторе финансов. Но сейчас ситуация в корне переломилась. Экономические новости, которые приходят из США и еврозоны наводят на мысль, что кризис 2011 - 2012 все больше похож на реальность. Три года назад он развивался снизу вверх. Т.е. в качестве одной из основных причин можно выделить перегрев кредитного рынка, следствием чего стал ипотечный кризис и, в дальнейшем, финансовый кризис в США, а, учитывая, что экономики Америки и Запада очень тесно взаимосвязаны между собой, он не замедлил перекинуться и в Европу. Сейчас эта спираль развивается в обратном направлении. Мировой финансовый кризис 2011 г. начался из-за того, что правительства не смогли стимулировать рост своих экономик и разобраться с госфинансами, следствием чего стала потеря доверия со стороны бизнеса, сокращение расходов и инвестиций, что привело к высокой безработице и низкому росту. И это затронуло большинство крупнейших стран мира.

Последние события все  чаще наводят на мысль, что кризис 2008 года не заканчивался, а просто вступал  в стадию ремиссии и финансовый кризис 2011 это не столько самостоятельное  явление, сколько логичное продолжение предыдущего. И, скорее всего, дно, за которым начнется подъем экономики, еще не достигнуто.

Валюта и валютные отношения  в условиях кризиса

В начале 2008 года казалось, что  кризис доллара неизбежен. Валюта демонстрировала  ослабление. В качестве основной причины  падения доллара можно назвать  ухудшение макроэкономических показателей. Но, когда кризис в США начал  набирать обороты, приоритеты рынка  изменились, и валюта США возместила все свои потери. Глобальная смена  состояний валюты происходила за эти три года неоднократно, причем были моменты, когда американская экономика  демонстрировала признаки восстановления, а национальная валюта падала. Осенью 2011 года, когда снова все чаще со всех сторон доносится мировой экономический кризис, курс доллара вырос.

Кризис на финансовом рынке  вынуждает инвесторов выводить средства из рискованных активов и вкладывать их в более безопасные. Доллар, наряду с японской Йеной и швейцарским франком является традиционной валютой - убежищем. Именно это и провоцирует рост спроса на валюту США, что способствует его укреплению. Тему интереса к риску можно назвать и основной причиной роста евро. Ведь время от времени экономическая статистика из Соединенных Штатов подает позитивные сигналы. А это значит, что инвесторы начинают верить в светлое будущее, в то, что кризис в Америке все же останется в прошлом и именно стабилизация крупнейшей мировой экономики поможет выбраться из рецессивной ямы всем остальным.

Информация о работе Международной финансовые отношения Республики Таджикистана