Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 10:30, дипломная работа
Таджикистан, после объявления государственной независимости, верно определил основной вектор развития своих национальных интересов в международной политике, который вкупе с географическим расположением, геополитическим положением и экономическими интересами страны, учитывал также такие факторы, как общечеловеческие ценности, культурно-исторические связи и общность интересов.
Изначальное понимание этих составляющих способствовал в дальнейшем формированию чёткой внешнеполитической линии, выразившейся в объявленной руководством страны политике «открытых дверей».
Видений ………………………………………………………………………………………............... 2-10
Глава 1. Развитий международных отношений…………………………... 11-12
1.1 Международные валютные отношения и валютная система. Понятие, сущность,
объекты, субъекты валютных отношений и валютной системы Р. Таджикистана…......…………...... 12-14
1.2 Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование……………………………..... 15-20
1.3 Теории регулирования валютного курса ................................................................ 21-24
Глава 2. Эволюция мировой валютной системы: как фактор развития международных валютно-финансовых отношений
2.1 Этапы и закономерности развития валютной системы …………………………………………….... 24-27
2.2 Валютная политика и ее формы .................................................................................. 27-30
2.3 Международные валютно-финансовые отношения в условиях мирового кризиса ……...... 30-32
Глава 3. Актуальность темы исследования. В Республике Таджикистан (далее - РТ), как и в других государствах, финансовый контроль оказывает определяющее влияние на эффективность управления государственными финансами............................................................. 32-35
3.1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Понятие и содержание государственного финансового контроля…………………………... 36-40
3.2 Принципы государственного финансового контроля....................................................... 41-47
3.3 Модели, виды и формы государственного финансового контроля……………………..... 47-53
Глава 4. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
4.1 Организация и правовое регулирование независимого (внешнего) и внутреннего финансового контроля в Республике Таджикистан……………………………………………………………. 53-60
4.2 Перспективы развития государственного финансового контроля в Республике Таджикистан....
……………………………………………………………………………………………………... 60-68
Заключения……………………………………………………………………………………... 69-70
Список источников, литературы и сайтов.…………………………............................
Практика прошедших лет
показывает, что в формировании органа
финансового контроля особая роль принадлежала
и принадлежит Президенту РТ. Правовой
основой для этого выступает
Конституция РТ (ст. 69), ст. 4 Закона РТ
«О государственном финансовом контроле
в Республики Таджикистан», в соответствии
с которой в целях
Президент РТ как глава
государства учреждает «
Далее рассмотрим перспективы развития организации государственного финансового контроля в РТ.
4.2 Перспективы
развития государственного
В предыдущем параграфе нами
была рассмотрена ныне существующая
в РТ система органов
Так как предметом настоящего исследования является государственный финансовый контроль, а именно внешний (независимый) контроль, осуществляемый высшими органами государственного финансового контроля, рассмотрим правовой статус Агентства по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан и Счетной палаты.
Как отмечалось в предыдущем параграфе, в соответствии со ст. 4 Закона РТ «О государственном финансовом контроле в Республике Таджикистан» в целях государственного финансового контроля Президентом РТ создается орган государственного финансового контроля, являющийся основным органом государственного финансового контроля в РТ и подотчетный Президенту РТ.
Агентство, являясь уполномоченным
органом государственного финансового
контроля и правоохранительным органом,
осуществляет государственный финансовый
контроль по эффективному использованию
государственных средств и
Агентство в своей деятельности
подчиняется и подотчетно Президенту
РТ и представляет нижней палате парламента
отчет о результатах
Одной из задач Агентства
является осуществление государственного
финансового контроля во всех ветвях
государственной власти, местных
органах государственной власти
и органах местного самоуправления,
в государственных
Проанализируем деятельность Агентства на основании официальных данных, которые опубликованы на его официальном сайте в сети «Интернет». Это позволит нам установить, насколько на сегодняшний день в РТ соблюдается принцип целевого и эффективного использования государственных средств.
В 2008 г. Агентством проведено 1082 ревизий и проверок в министерствах и ведомствах, органах местного государственного управления, государственных хозяйствующих субъектах и иных бюджетных организациях. В результате указанных контрольных мероприятий выявлен ущерб на общую сумму 95,7 млн сомони (27 694 177,57 долл. США), из них 20,8 млн сомони (6 019 215,19 долл. США) или 21,7 % составляют недостачи и присвоения государственных денежных средств и материальных ценностей. В ходе ревизий и проверок 33,7 млн сомони (9 752 286,14 долл. США) возвращены государству, что составляет 35,3 % от общего размера выявленного ущерба. К сожалению, судьба оставшихся 64,7 % нанесенного государственному бюджету ущерба нам неизвестна.
В 2008 г. сотрудниками Агентства было раскрыто: коррупционных преступлений и преступлений, носящих коррупционный характер - 895; хищений путем присвоения, растрат и мошенничества - 385; дачи и получения взятки - 161, из которых 127 совершены ответственными должностными лицами государственных учреждений.
Если в 2008 г. сотрудниками Агентства проведено 1082 ревизий и проверок, то в 2009 г. - 1155. В 2009 г. сумма нанесенного ущерба государственному бюджету составила 70,5 млн сомони (16 131 984,81 долл. США). Из этой суммы в государственный бюджет были возвращены 38,2 млн сомони (8 741 018,72 долл. США).
В 2010 г. число проведенных Агентством ревизий и проверок достигло 1206. Соответственно, возросла и сумма нанесенного государственному бюджету ущерба, которая составила 110,8 млн сомони (25 164 660,46 долл. США). Из общей суммы нанесенного ущерба в государственный бюджет было возвращено 76,6 млн сомони (17 397 229,16 долл. США).
Согласно поручениям Президента
РТ и Правительства РТ, в министерствах
и ведомствах, местных исполнительных
органах государственной
В ходе финансовых проверок государству было возмещено 75,5 млн сомони (15 864 344,10 долл. США) или 70,4 % от выявленного ущерба, из которых 51,8 млн сомони (10 884 410,92 долл. США) - в бюджет и 23,7 млн сомони (4 979 933,18 долл. США) - предприятиям.
Из вышеприведенных данных видно, что ежегодно увеличивается количество проводимых ревизий и проверок, однако одновременно увеличивается и количество случаев нецелевого и неэффективного использования государственных средств. Более того, участились случаи незаконного присвоения бюджетных средств. На наш взгляд, это всего лишь «верхушка айсберга», реальные цифры в десятки раз больше.
Одним из недостатков деятельности
Агентства является то, что оно
не осуществляет предварительный контроль.
Данное упущение сказывается на целевом,
эффективном и законном использовании
бюджетных средств государства.
Сам по себе последующий контроль
является менее эффективным, так
как денежные средства уже были получены
и израсходованы. И, как свидетельствуют
вышеприведенные данные, значительную
часть незаконно и нецелевым
образом использованных бюджетных
средств вернуть в
Необходимость в создании данного Агентства была обусловлена тенденцией роста коррупции в РТ. За годы своей деятельности, возможно, Агентство в какой-то степени и нивелировало этот негативный процесс, но добиться желаемого результата оно не сумело. Об этом свидетельствует многочисленные исследования. Например, в момент создания Агентства в 2007 г. по данным Transparency International РТ занимала 160-е место в рейтинге стран по Индексу восприятия коррупция, а в 2011 г. по результатам проведенных исследований РТ находится на 152 месте. Таким образом, с момента создания Агентства до настоящего времени серьезных сдвигов на пути к снижению уровня коррупции в РТ не наблюдается.
В конце июля 2011 г. Центром стратегических исследований при Президенте РТ было презентовано второе исследование по коррупции в Таджикистане. В основу исследования легло анкетирование более трех тысяч жителей страны. В ходе исследования была выявлена степень поражения коррупцией различных областей государственного управления по шкале от «честный» до «нечестный». В пятерку самых «нечестных» вошли: ГАИ - 32,3 %, больницы и поликлиники - 30,6 %, вузы - 23,9 %, Агентство по борьбе с коррупцией - 21,4 % и правоохранительные органы (милиция, налоговая служба, таможенная служба) - 20,7 %. Все вышесказанное свидетельствует о том, что Агентство не оправдало возложенные на него надежды.
Как было отмечено во втором
параграфе первой главы, для осуществления
надлежащего финансового
Так, в соответствии со ст. 4 Закона РТ «Об Агентстве по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан» свою деятельность Агентство осуществляет на основании следующих принципов:
законности;
уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
равенства всех перед законом;
единоначалия и
использования открытых и скрытых форм и методов деятельности;
связи с населением и учета общественного мнения в ходе осуществления своей деятельности;
беспартийности.
Нами было отмечено, что
международным сообществом на протяжении
многих лет разрабатывались те принципы,
которые должны быть заложены в организацию
и осуществление
В ст. 3 Закона РТ «О государственном
финансовом контроле в Республике Таджикистан»
закреплен принцип
Хотя Закон РТ «О государственном финансовом контроле в Республике Таджикистан» и содержит принцип независимости органа государственного финансового контроля, в своей деятельности Агентство не является независимым.
О том, что деятельность Агентства не является независимой, свидетельствуют следующие обстоятельства.
Во-первых, в соответствии со ст. 12 Закона РТ «Об Агентстве по государственного финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан» директор Агентства назначается и освобождается от должности Президентом РТ. Нами было отмечено, что одним из гарантов независимости органа государственного финансового контроля является более длительный срок полномочий по сравнению с членами парламента. Однако закон не устанавливает никаких сроков. Президент РТ в любой момент может назначить или освободить от занимаемой должности руководителя Агентства, его первого заместителя и заместителей. В законе не прописано, в каких случаях Президент РТ может снять с должности руководителя Агентства и его заместителей.
Во-вторых, в соответствии со ст. 13 вышеназванного закона План работы Агентства утверждается Президентом РТ. Также Президент РТ и Правительство РТ дают отдельные поручения о проведении проверок в министерствах, ведомствах, государственных и частных учреждениях, которые получают или же обслуживают государственный бюджет.
В-третьих, в соответствии
с абзацем 3 ст. 36 того же закона порядок
и нормы материально-
В-четвертых, правовой статус Агентства не закреплен в Конституции, а его деятельность регулируется обычным законом, хотя правило конституционного закрепления статуса органа государственного финансового контроля прямо закреплено в Лимской декларации руководящих принципов контроля.
В результате анализа принципов построения государственного финансового контроля в зарубежных странах можно сделать вывод, что принципы, изложенные в Лимской декларации руководящих принципов контроля, пока не нашли в полной мере отражения в законодательстве РТ. Закрепленные принципы государственного финансового контроля должны быть не только установлены в законе о государственном финансовом контроле, но и одновременно должны быть предусмотрены соответствующие гарантии претворения их в жизнь, включающие ответственность со стороны проверяемых субъектов, а также со стороны самих контрольных органов за свои действия.
Учитывая важность вопроса управления государственными финансами, Президент РТ своим Указом от 20 марта 2009 г. № 639 утвердил «Стратегию управления государственными финансами Республики Таджикистан на 2009-2018 годы» (далее - Стратегия).
Информация о работе Международной финансовые отношения Республики Таджикистана