Международной финансовые отношения Республики Таджикистана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 10:30, дипломная работа

Описание работы

Таджикистан, после объявления государственной независимости, верно определил основной вектор развития своих национальных интересов в международной политике, который вкупе с географическим расположением, геополитическим положением и экономическими интересами страны, учитывал также такие факторы, как общечеловеческие ценности, культурно-исторические связи и общность интересов.
Изначальное понимание этих составляющих способствовал в дальнейшем формированию чёткой внешнеполитической линии, выразившейся в объявленной руководством страны политике «открытых дверей».

Содержание работы

Видений ………………………………………………………………………………………............... 2-10
Глава 1. Развитий международных отношений…………………………... 11-12
1.1 Международные валютные отношения и валютная система. Понятие, сущность,
объекты, субъекты валютных отношений и валютной системы Р. Таджикистана…......…………...... 12-14
1.2 Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование……………………………..... 15-20
1.3 Теории регулирования валютного курса ................................................................ 21-24
Глава 2. Эволюция мировой валютной системы: как фактор развития международных валютно-финансовых отношений
2.1 Этапы и закономерности развития валютной системы …………………………………………….... 24-27
2.2 Валютная политика и ее формы .................................................................................. 27-30
2.3 Международные валютно-финансовые отношения в условиях мирового кризиса ……...... 30-32
Глава 3. Актуальность темы исследования. В Республике Таджикистан (далее - РТ), как и в других государствах, финансовый контроль оказывает определяющее влияние на эффективность управления государственными финансами............................................................. 32-35
3.1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Понятие и содержание государственного финансового контроля…………………………... 36-40
3.2 Принципы государственного финансового контроля....................................................... 41-47
3.3 Модели, виды и формы государственного финансового контроля……………………..... 47-53
Глава 4. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
4.1 Организация и правовое регулирование независимого (внешнего) и внутреннего финансового контроля в Республике Таджикистан……………………………………………………………. 53-60
4.2 Перспективы развития государственного финансового контроля в Республике Таджикистан....
……………………………………………………………………………………………………... 60-68
Заключения……………………………………………………………………………………... 69-70
Список источников, литературы и сайтов.…………………………............................

Файлы: 1 файл

Дипломная Работа.docx

— 168.59 Кб (Скачать файл)

Практика прошедших лет  показывает, что в формировании органа финансового контроля особая роль принадлежала и принадлежит Президенту РТ. Правовой основой для этого выступает  Конституция РТ (ст. 69), ст. 4 Закона РТ «О государственном финансовом контроле в Республики Таджикистан», в соответствии с которой в целях государственного финансового контроля Президентом  РТ создается орган государственного финансового контроля, являющийся основным органом государственного финансового  контроля в РТ и подотчетный Президенту РТ. Также особую роль Президента в  вопросе создания государственного финансового контроля в РТ можно объяснить тем, что только в 1999 г. после внесения изменений и дополнений в Конституцию РТ Парламент стал двухпалатным и нижняя палата Парламента стала осуществлять свою деятельность на постоянной основе.

Президент РТ как глава  государства учреждает «независимый»  орган государственного финансового  контроля. Минфин отвечает за разработку и реализацию налогово-бюджетной  политики, что включает в себя стратегическое планирование, подготовку и исполнение бюджета, внутренний аудит, бухгалтерский  учет и отчетность. В свою очередь  Парламент как высший представительный и законодательный орган государственной  власти утверждает государственный  бюджет, определяет возможный размер дефицита государственного бюджета  и источники его покрытия, осуществляет контроль за исполнением бюджета, определяет налоговую политику, а также дает разрешение на выдачу и получение государственного кредита.

Далее рассмотрим перспективы  развития организации государственного финансового контроля в РТ.

 

4.2 Перспективы  развития государственного финансового  контроля в Республике Таджикистан.

В предыдущем параграфе нами была рассмотрена ныне существующая в РТ система органов государственного финансового контроля, их роль в  организации и осуществлении  такого контроля.

Так как предметом настоящего исследования является государственный  финансовый контроль, а именно внешний (независимый) контроль, осуществляемый высшими органами государственного финансового контроля, рассмотрим правовой статус Агентства по государственному финансовому контролю и борьбе с  коррупцией Республики Таджикистан  и Счетной палаты.

Как отмечалось в предыдущем параграфе, в соответствии со ст. 4 Закона РТ «О государственном финансовом контроле в Республике Таджикистан» в целях  государственного финансового контроля Президентом РТ создается орган  государственного финансового контроля, являющийся основным органом государственного финансового контроля в РТ и подотчетный  Президенту РТ.

Агентство, являясь уполномоченным органом государственного финансового  контроля и правоохранительным органом, осуществляет государственный финансовый контроль по эффективному использованию  государственных средств и государственного имущества для обеспечения экономической  безопасности государства путем  предупреждения, профилактики, выявления, пресечения коррупционных правонарушений, раскрытия, дознания и предварительного расследования коррупционных преступлений, экономических преступлений коррупционного характера и преступлений, связанных  с налогами.

Агентство в своей деятельности подчиняется и подотчетно Президенту РТ и представляет нижней палате парламента отчет о результатах расследований  и финансовых проверок.

Одной из задач Агентства  является осуществление государственного финансового контроля во всех ветвях государственной власти, местных  органах государственной власти и органах местного самоуправления, в государственных предприятиях, учреждениях и организациях, а  также в иных, предусмотренных  законодательством РТ.

Проанализируем деятельность Агентства на основании официальных  данных, которые опубликованы на его  официальном сайте в сети «Интернет». Это позволит нам установить, насколько  на сегодняшний день в РТ соблюдается  принцип целевого и эффективного использования государственных  средств.

В 2008 г. Агентством проведено 1082 ревизий и проверок в министерствах  и ведомствах, органах местного государственного управления, государственных хозяйствующих  субъектах и иных бюджетных организациях. В результате указанных контрольных  мероприятий выявлен ущерб на общую сумму 95,7 млн сомони (27 694 177,57 долл. США), из них 20,8 млн сомони (6 019 215,19 долл. США) или 21,7 % составляют недостачи и присвоения государственных денежных средств и материальных ценностей. В ходе ревизий и проверок 33,7 млн сомони (9 752 286,14 долл. США) возвращены государству, что составляет 35,3 % от общего размера выявленного ущерба. К сожалению, судьба оставшихся 64,7 % нанесенного государственному бюджету ущерба нам неизвестна.

В 2008 г. сотрудниками Агентства  было раскрыто: коррупционных преступлений и преступлений, носящих коррупционный  характер - 895; хищений путем присвоения, растрат и мошенничества - 385; дачи и получения взятки - 161, из которых 127 совершены ответственными должностными лицами государственных учреждений.

Если в 2008 г. сотрудниками Агентства проведено 1082 ревизий  и проверок, то в 2009 г. - 1155. В 2009 г. сумма  нанесенного ущерба государственному бюджету составила 70,5 млн сомони (16 131 984,81 долл. США). Из этой суммы в государственный бюджет были возвращены 38,2 млн сомони (8 741 018,72 долл. США).

В 2010 г. число проведенных  Агентством ревизий и проверок достигло 1206. Соответственно, возросла и сумма  нанесенного государственному бюджету  ущерба, которая составила 110,8 млн сомони (25 164 660,46 долл. США). Из общей суммы нанесенного ущерба в государственный бюджет было возвращено 76,6 млн сомони (17 397 229,16 долл. США).

Согласно поручениям Президента РТ и Правительства РТ, в министерствах  и ведомствах, местных исполнительных органах государственной власти, бюджетных организациях и учреждениях, центрах управления инвестиционными  проектами и иных государственных  хозяйствующих субъектах сотрудниками Агентства было проведено 1335 финансовых проверок и ревизий, выявлен финансовый ущерб на сумму 107,2 млн сомони (22 525 267,38 долл. США), из которого незаконное расходование финансовых и материальных средств составляет 9,8 млн сомони (2 059 212,88 долл. США), недостачи и присвоения финансовых средств - 19,6 млн сомони (4 118 425,75 долл. США), ущерб от продажи и сдачи в аренду государственного имущества - 5,2 млн сомони (1 092 643,57 долл. США), потери финансовых и материальных средств - 17,2 млн сомони (3 614 128,72 долл. США), ущерб от сокрытия налогов - 42,7 млн сомони (8 972 284,68 долл. США). В проверенных учреждениях и предприятиях было выявлено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 7,1 млн сомони (1 491 878,72 долл. США).

В ходе финансовых проверок государству было возмещено 75,5 млн сомони (15 864 344,10 долл. США) или 70,4 % от выявленного ущерба, из которых 51,8 млн сомони (10 884 410,92 долл. США) - в бюджет и 23,7 млн сомони (4 979 933,18 долл. США) - предприятиям.

Из вышеприведенных данных видно, что ежегодно увеличивается  количество проводимых ревизий и  проверок, однако одновременно увеличивается  и количество случаев нецелевого и неэффективного использования  государственных средств. Более  того, участились случаи незаконного присвоения бюджетных средств. На наш взгляд, это всего лишь «верхушка айсберга», реальные цифры в десятки раз больше.

Одним из недостатков деятельности Агентства является то, что оно  не осуществляет предварительный контроль. Данное упущение сказывается на целевом, эффективном и законном использовании  бюджетных средств государства. Сам по себе последующий контроль является менее эффективным, так  как денежные средства уже были получены и израсходованы. И, как свидетельствуют  вышеприведенные данные, значительную часть незаконно и нецелевым  образом использованных бюджетных  средств вернуть в государственную  казну очень непросто.

Необходимость в создании данного Агентства была обусловлена  тенденцией роста коррупции в  РТ. За годы своей деятельности, возможно, Агентство в какой-то степени  и нивелировало этот негативный процесс, но добиться желаемого результата оно  не сумело. Об этом свидетельствует  многочисленные исследования. Например, в момент создания Агентства в 2007 г. по данным Transparency International РТ занимала 160-е место в рейтинге стран по Индексу восприятия коррупция, а в 2011 г. по результатам проведенных исследований РТ находится на 152 месте. Таким образом, с момента создания Агентства до настоящего времени серьезных сдвигов на пути к снижению уровня коррупции в РТ не наблюдается.

В конце июля 2011 г. Центром  стратегических исследований при Президенте РТ было презентовано второе исследование по коррупции в Таджикистане. В  основу исследования легло анкетирование  более трех тысяч жителей страны. В ходе исследования была выявлена степень поражения коррупцией различных  областей государственного управления по шкале от «честный» до «нечестный». В пятерку самых «нечестных»  вошли: ГАИ - 32,3 %, больницы и поликлиники - 30,6 %, вузы - 23,9 %, Агентство по борьбе с коррупцией - 21,4 % и правоохранительные органы (милиция, налоговая служба, таможенная служба) - 20,7 %. Все вышесказанное  свидетельствует о том, что Агентство  не оправдало возложенные на него надежды.

Как было отмечено во втором параграфе первой главы, для осуществления  надлежащего финансового контроля, большое значение приобретают принципы осуществления такого контроля. Основные принципы осуществления государственного финансового контроля закреплены в  Законе РТ «О государственном финансовом контроле в Республике Таджикистан» и в Законе РТ «Об Агентстве  по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан».

Так, в соответствии со ст. 4 Закона РТ «Об Агентстве по государственному финансовому контролю и борьбе с  коррупцией Республики Таджикистан» свою деятельность Агентство осуществляет на основании следующих принципов:

законности;

уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

равенства всех перед законом;

единоначалия и централизованности управления;

использования открытых и  скрытых форм и методов деятельности;

связи с населением и учета  общественного мнения в ходе осуществления  своей деятельности;

беспартийности.

Нами было отмечено, что  международным сообществом на протяжении многих лет разрабатывались те принципы, которые должны быть заложены в организацию  и осуществление государственного финансового контроля. Эти принципы нашли свое закрепление в Лимской декларации руководящих принципов контроля.

В ст. 3 Закона РТ «О государственном  финансовом контроле в Республике Таджикистан» закреплен принцип независимости  органа контроля. В свою очередь ч. 1 ст. 6 Закона РТ «Об Агентстве по государственного финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан» устанавливает, что вмешательство государственных органов, общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, средств массовой информации, их представителей и должностных лиц в деятельность Агентства по осуществлению им своих полномочий запрещается. В ч. 2 данной статьи закреплено, что воздействие на сотрудника Агентства, каким-либо образом с целью препятствования реализации им своих должностных обязанностей или оказания на него давления с целью принятия им незаконного решения подлежит ответственности, предусмотренной законодательством РТ.

Хотя Закон РТ «О государственном  финансовом контроле в Республике Таджикистан» и содержит принцип независимости  органа государственного финансового  контроля, в своей деятельности Агентство  не является независимым.

О том, что деятельность Агентства  не является независимой, свидетельствуют  следующие обстоятельства.

Во-первых, в соответствии со ст. 12 Закона РТ «Об Агентстве  по государственного финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан» директор Агентства назначается и освобождается от должности Президентом РТ. Нами было отмечено, что одним из гарантов независимости органа государственного финансового контроля является более длительный срок полномочий по сравнению с членами парламента. Однако закон не устанавливает никаких сроков. Президент РТ в любой момент может назначить или освободить от занимаемой должности руководителя Агентства, его первого заместителя и заместителей. В законе не прописано, в каких случаях Президент РТ может снять с должности руководителя Агентства и его заместителей.

Во-вторых, в соответствии со ст. 13 вышеназванного закона План работы Агентства утверждается Президентом  РТ. Также Президент РТ и Правительство  РТ дают отдельные поручения о  проведении проверок в министерствах, ведомствах, государственных и частных  учреждениях, которые получают или  же обслуживают государственный  бюджет.

В-третьих, в соответствии с абзацем 3 ст. 36 того же закона порядок  и нормы материально-технического обеспечения органов Агентства  устанавливаются Президентом РТ по представлению директора Агентства.

В-четвертых, правовой статус Агентства не закреплен в Конституции, а его деятельность регулируется обычным законом, хотя правило конституционного закрепления статуса органа государственного финансового контроля прямо закреплено в Лимской декларации руководящих принципов контроля.

В результате анализа принципов  построения государственного финансового  контроля в зарубежных странах можно  сделать вывод, что принципы, изложенные в Лимской декларации руководящих принципов контроля, пока не нашли в полной мере отражения в законодательстве РТ. Закрепленные принципы государственного финансового контроля должны быть не только установлены в законе о государственном финансовом контроле, но и одновременно должны быть предусмотрены соответствующие гарантии претворения их в жизнь, включающие ответственность со стороны проверяемых субъектов, а также со стороны самих контрольных органов за свои действия.

Учитывая важность вопроса  управления государственными финансами, Президент РТ своим Указом от 20 марта 2009 г. № 639 утвердил «Стратегию управления государственными финансами Республики Таджикистан на 2009-2018 годы» (далее - Стратегия).

Информация о работе Международной финансовые отношения Республики Таджикистана