Международной финансовые отношения Республики Таджикистана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 10:30, дипломная работа

Описание работы

Таджикистан, после объявления государственной независимости, верно определил основной вектор развития своих национальных интересов в международной политике, который вкупе с географическим расположением, геополитическим положением и экономическими интересами страны, учитывал также такие факторы, как общечеловеческие ценности, культурно-исторические связи и общность интересов.
Изначальное понимание этих составляющих способствовал в дальнейшем формированию чёткой внешнеполитической линии, выразившейся в объявленной руководством страны политике «открытых дверей».

Содержание работы

Видений ………………………………………………………………………………………............... 2-10
Глава 1. Развитий международных отношений…………………………... 11-12
1.1 Международные валютные отношения и валютная система. Понятие, сущность,
объекты, субъекты валютных отношений и валютной системы Р. Таджикистана…......…………...... 12-14
1.2 Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование……………………………..... 15-20
1.3 Теории регулирования валютного курса ................................................................ 21-24
Глава 2. Эволюция мировой валютной системы: как фактор развития международных валютно-финансовых отношений
2.1 Этапы и закономерности развития валютной системы …………………………………………….... 24-27
2.2 Валютная политика и ее формы .................................................................................. 27-30
2.3 Международные валютно-финансовые отношения в условиях мирового кризиса ……...... 30-32
Глава 3. Актуальность темы исследования. В Республике Таджикистан (далее - РТ), как и в других государствах, финансовый контроль оказывает определяющее влияние на эффективность управления государственными финансами............................................................. 32-35
3.1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Понятие и содержание государственного финансового контроля…………………………... 36-40
3.2 Принципы государственного финансового контроля....................................................... 41-47
3.3 Модели, виды и формы государственного финансового контроля……………………..... 47-53
Глава 4. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
4.1 Организация и правовое регулирование независимого (внешнего) и внутреннего финансового контроля в Республике Таджикистан……………………………………………………………. 53-60
4.2 Перспективы развития государственного финансового контроля в Республике Таджикистан....
……………………………………………………………………………………………………... 60-68
Заключения……………………………………………………………………………………... 69-70
Список источников, литературы и сайтов.…………………………............................

Файлы: 1 файл

Дипломная Работа.docx

— 168.59 Кб (Скачать файл)

В вышеприведенной схеме  мы указали Президента РТ на первом месте. Это объясняется тем, что  по Конституции РТ и действующему законодательству Президент РТ наделен  широким кругом полномочий. Для определения  его роли в организации финансового  контроля рассмотрим его конституционные  полномочия.

В соответствии со ст. 64 Конституцией РТ Президент РТ является как главой государства, так и главой исполнительной власти.

Полномочия Президента РТ перечислены в ст. 69 Конституции  РТ. К таковым, в частности, относятся: определение основных направлений  внутренней и внешней политики республики, образование и упразднениеминистерств и государственных комитетов, подписание законов. Вместе с тем в ст. 4 Закона РТ «О государственном финансовом контроле в Республике Таджикистан» устанавливается, что в целях государственного финансового контроля Президентом РТ создается орган государственного финансового контроля, являющийся основным органом государственного финансового контроля в РТ и подотчетный Президенту РТ. В рамках следующего параграфа настоящего исследования будут рассмотрены противоречия, которые возникают из-за данной нормы.

В соответствии со ст. 70 Конституции  РТ Президент РТ в пределах своих  полномочий издает указы и распоряжения, информирует Парламент о положении  в стране, вносит важные и необходимые  вопросы на рассмотрение совместного  заседания палат Парламента.

Конституция РТ четко не определяет право Парламента на создание специализированного органа по осуществлению  независимого финансового контроля. Однако, если проанализировать нормы Конституции РТ, то можно сделать вывод, что косвенно Парламенту дано право на создание специализированного органа независимого государственного финансового контроля.

Статья 1 Конституции РТ провозгласила  РТ суверенным, демократическим, правовым, светским и унитарным государством.

Основным фундаментом, на котором базируется демократия, является принцип разделения властей. Стремясь создать демократическое государство, конституционный законодатель включил  в ст. 9 Конституции РТ положение, в соответствии с которым государственная власть основывается на принципе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

В правовых государствах со сложившимся гражданским обществом  интересы всего населения страны представляет парламент. В РТ высшим законодательным (представительным) органом является Маджлиси Оли Республики Таджикистан (Парламент).

Правовую основу деятельности Парламента составляет Конституция  РТ, Конституционный закон РТ от 19 апреля 2000 г. № 1 «О Маджлиси Оли Республики Таджикистан», Конституционный закон РТ от 6 августа 2001 г. № 43 «О правовом статусе члена Маджлиси милли и депутата Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан», регламенты обеих палат Парламента и иные нормативные правовые акты.

Одним из важнейших функций  парламента является контроль за исполнительной властью. Такой контроль направлен на достижение более эффективной деятельности исполнительной власти, слаженности всего государственного механизма, предотвращения (пресечения) нарушения прав и свобод человека и гражданина, анализа практики реализации действующего законодательства.

Важную роль играет контроль парламента за расходованием фондов денежных средств государства исполнительными  органами государственной власти. Так, в соответствии с п. 15 ст. 49 Конституции  РТ Парламент обладает полномочием  на утверждение государственного бюджета, определение возможного размера  дефицита государственного бюджета  и источников его покрытия, осуществление  контроля за исполнением бюджета, определение налоговой политики, а также дачу разрешения на выдачу и получение государственного кредита.

Свои полномочия по контролю за исполнением государственного бюджета Парламент осуществляет через соответствующие парламентские комитеты и комиссии. Так, нижней палатой Парламента образован Комитет по экономике, бюджету, финансам и налогам. В ст. 21 Регламента нижней палаты Парламента перечислены полномочия названного Комитета. К таковым относятся:

принятие законов по вопросам взаимоотношений государственного и местных бюджетов РТ, а также иная законодательная деятельность, составление заключений, справок и решение других вопросов, входящих в компетенцию Комитета.

В ст. 21 Регламента нижней палаты Парламента четко не прописано полномочие Комитета по даче заключения на проект закона о государственном бюджете  и контроля за его исполнением. В отличие от названного Комитета, который непосредственно обязан осуществлять такой контроль, Комитет по аграрным вопросам и занятости населения, Комитет по международным делам, общественным объединениям и информации, Комитет по науке, образованию, культуре и молодежной политике, Комитет по социальным вопросам, семьи, охране здоровья и экологии дают свои заключения на проект государственного бюджета в соответствии со своей компетенцией и осуществляют контроль за его исполнением.

В рамках своих полномочий Парламент осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль. Эти полномочия реализуются в  ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и  иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам.

Выше было отмечено, что  в большинстве стран мира Парламент  создает специализированный орган, осуществляющий независимый государственный  финансовый контроль - счетные палаты. Однако законодательство Таджикистана на сегодняшний день не предусматривает создания Парламентом независимого органа финансового контроля. Закон РТ «О государственном финансовом контроле в Республике Таджикистан» и Закон РТ «О государственных финансах Республики Таджикистан» устанавливают полномочия Президента РТ по созданию независимого органа финансового контроля.

В настоящем исследовании не ставится цель подробной характеристики всей системы финансового контроля, осуществляемого органами исполнительной власти, которая относится к организации  внутреннего контроля. Поэтому для  примера остановимся на краткой  характеристике отдельных органов  исполнительной власти, непосредственно  осуществляющих функции финансового  контроля за использованием бюджетных средств.

Как справедливо отмечает А. А. Ялбулганов, «особую роль в механизме финансового контроля играют органы исполнительной власти…». Применительно к РТ к таковым органам относятся: Правительство РТ, Министерство финансов РТ, Центральное казначейство и иные.

Так, в соответствии с  Конституцией РТ и Конституционным  законом РТ от 12 мая 2001 г. № 28 «О Правительстве Республики Таджикистан» Правительство РТ обладает следующими полномочиями в финансовой сфере:

обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной, денежной и налоговой политики;

разрабатывает и представляет в нижнюю палату Парламента проект государственного бюджета и обеспечивает его исполнение;

разрабатывает и представляет в нижнюю палату Парламента законопроекты  об установлении и отмене налогов;

получает согласие нижней палаты Парламента на выдачу и получение  государственного кредита;

осуществляет управление внутренним и внешним государственным  долгом РТ.

В рамках программы реформирования системы управления государственными финансами (далее - УГФ), Правительством РТ делается попытка построения эффективной  системы внутреннего финансового  контроля. Ведущую роль в этом деле играет Минфин, который осуществляет общий контроль планирования и использования  государственного бюджета, отчетность по доходам, расходам и денежным потокам, последующий контроль на месте в  организациях.

Важным шагом в сторону  построения надлежащего внутреннего  финансового контроля является принятая Правительством РТ от 3 марта 2007 г. № 87 «Стратегия развития государственного внутреннего финансового контроля в Республике Таджикистан». В целях  претворения в жизнь названной  Стратегии в 2011 г. были приняты два  закона: Закон РТ от 21 июля 2010 г. № 626 «О финансовом управлении и внутреннем контроле в государственном секторе» и Закон РТ от 21 июля 2010 г. № 631 «О внутреннем аудите в государственном  секторе».

Ответственность за обеспечение  надлежащего внутреннего финансового  контроля несет Минфин РТ. В рамках своих полномочий Минфин осуществляет надведомственный контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств.

С целью повышения качества внутреннего финансового контроля в составе Минфина образовано Управление внутреннего аудита и  контроля (далее - Управление).

Управление осуществляет последующий контроль. Оно проверяет  расходы бюджетных организаций  на предмет целевого их использования  и в основном обслуживает в  основном Главное управление Центрального казначейства, обеспечивая дополнительный последующий контроль над реальным использованием государственных средств. В Управлении работает 7 человек  и 50 человек работают в местных  финансовых управлениях.

Руководитель Управления составляет годовой план проверок, который является основой деятельности Управления, а также утверждает планы  специалистов, работающих в местных  финансовых управлениях. Ежеквартально  руководитель Управления представляет сводные отчеты о результатах  проверок Министру финансов РТ.

Правовую основу деятельности Минфина РТ по организации внутреннего  финансового контроля составляют: Конституция  РТ, Закон РТ «О финансовом управлении и внутреннем контроле в государственном  секторе», Закон РТ «О внутреннем аудите в государственном секторе», утвержденное Постановлением Правительства РТ от 28 декабря 2006 г. № 588 «Положение Министерства финансов Республики Таджикистан» и  иные нормативные правовые акты.

Также для реализации задач, стоящих перед Минфином, создано  Центральное казначейство, которое  осуществляет координацию управления общегосударственными экономическими ресурсами, организацию контроля за доходами и расходами, сбор и использование средств, управление исполнением государственного бюджета и государственных долгов, выпуск государственных ценных бумаг.

В соответствии со ст. 7 Закона РТ от 18 июня 2008 г. № 396 «О казначействе»  Центральное казначейство обязано:

осуществлять постоянный контроль над исполнением республиканского бюджета, местных бюджетов, управление единым казначейским счетом, единым местным  казначейским счетом и другими счетами, имеющими отношение к государственному бюджету;

составлять периодические  отчеты по доходам республиканского бюджета и местных бюджетов, составлять акты сверки с налоговыми и таможенными  органами;

составлять периодические  отчеты об исполнении Государственного бюджета РТ, а также по завершении финансового года в установленном  порядке представлять необходимый  отчет в нижнюю палату Парламента РТ, Правительству РТ и Государственному комитету РТ по статистике;

публиковать в средствах  массовой информации РТ сведения об исполнении доходной и расходной частей республиканского бюджета и местных бюджетов;

своевременно и в полном объеме представлять периодический  отчет по средствам бюджетных  учреждений;

обслуживать внутренние и  внешние государственные долги;

организовать компьютеризацию  казначейских операций и завершить  ее информационной системой.

Центральное казначейство осуществляет и иные действия в соответствии с  законодательством РТ.

Ранее было отмечено, что  высшим органов финансового контроля в РТ является Агентство по государственному финансовому контролю и борьбе с  коррупцией Республики Таджикистан.

Агентство является органом  финансового контроля и одновременно правоохранительным органом, на который  возлагаются функции ранее существовавших государственных органов - Комитета государственного финансового контроля РТ, Главного управления налоговой  полиции Министерства по государственным  доходам и сборам РТ, а также  структур по борьбе с коррупцией и  экономическими преступлениями коррупционного характера Генеральной прокуратуры  РТ и иных правоохранительных органов  республики.

Функция расследования придает  деятельности Агентства правоохранительный характер и сближает его с правоохранительными  органами, отдаляя от органов исполнительной власти.

Агентство осуществляет последующий  финансово-бюджетный контроль за расходованием бюджетных средств.

Правовую основу деятельности Агентства составляют: Конституция  РТ, международные правовые акты, признанные РТ, Закон РТ «Об Агентстве по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан», Закон РТ «О государственном  финансовом контроле в Республике Таджикистан», указы Президента РТ, постановления  Правительства РТ и иные нормативные  правовые акты.

По своему территориальному устройству Таджикистан является унитарным  государством. Поэтому существующая система органов государственного финансового контроля в РТ является централизованной. В соответствии со ст. 7 Конституции РТ Таджикистан  состоит из Горно-Бадахшанской автономной области, областей, городов, районов, поселков городского типа и кишлаков (деревней - прим. А. Н.). Таким образом, нижестоящие  органы государственного финансового  контроля находятся в прямом подчинении центральному аппарату. Все мероприятия  по контролю за расходованием государственных и местных финансах, проводимые на областном и местном уровне, согласовываются и утверждаются в центральном аппарате органа государственного финансового контроля.

До недавнего времени  Таджикистан был второй, помимо Белоруссии, страной в пространстве СНГ, где  не существовало Счетной палаты. Работы по ее созданию в Таджикистане велись с 2007 г, и в июне 2011 г. Закон РТ «О Счетной палате Республики Таджикистан» был единогласно принят в парламенте и подписан президентом страны. Так  как на сегодняшний день данный орган  еще не образован, правовой статус и роль Счетной палаты будут рассмотрены в следующем параграфе настоящего исследования.

Информация о работе Международной финансовые отношения Республики Таджикистана