Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 00:26, шпаргалка

Описание работы

1.​ Понятие экологического права как отрасли права.
2.​ Соотношение экологического права с другими отраслями права.
3.​ Система экологического права.

Файлы: 1 файл

Otvety_po_EP.doc

— 381.50 Кб (Скачать файл)

Налоговые платежи от неналоговых отличаются следующими аспектами: 
1. Неналоговые платежи имеют определенную специфику, обусловленную их объектом. 
2. Неналоговые платежи в отличие от налоговых не отвечают признаку индивидуальной безвозмездности, поскольку именно их плательщики получают соответствующие блага (право на вылов водных биологических ресурсов). 
3. Возникновение обязанности уплаты неналогового платежа основано на несвойственной налоговому платежу свободе выбора (покупатель вправе, но не обязан заключать сделку купли-продажи прав на вылов водных биологических ресурсов). 
4. Обязанность уплаты неналогового платежа обусловлена дополнительными затратами публичной власти, возникающими в связи с получением плательщиком соответствующего блага. Такие дополнительные затраты публичной власти должны возмещаться не за счет налогоплательщиков, а за счет лиц, получающих соответствующие блага. 
5. Последствием неуплаты неналогового платежа является не принудительное изъятие соответствующих денежных средств в виде налоговой недоимки, а отказ в предоставлении соответствующего блага (отказ в предоставлении прав на вылов водных биологических ресурсов, что влечет невозможность вылова). Платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей природе не налогом, а фискальным сбором, вносимым природопользователем. Следовательно, к таким неналоговым платежам применимы общие нормы по учету хозяйственных расходов и обязательных сборов. Неналоговыми являются платежи за право пользования недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование лесным фондом, плата за воду. Неуплата или несвоевременная уплата подобных платежей не влечет за собой налоговых санкций, но только санкции административные. Примечательно, что фискальную и природоохранную функции выполняют в наибольшем объеме именно неналоговые платежи.

 
37. Понятие и элементы  платы за размещение отходов, выбросы и сбросы в окружающую среду вредных веществ.

Плата взымается за: 
• выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; 
• выбросу загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; 
• размещение отходов производства и потребления. 
 
Характеристика платы: 
• носит обязательный характер (хотя не предусмотрена Налоговым Кодексом РФ); 
• носит индивидуально-возмездный характер; 
• носит компенсационный характер; 
• поступает в бюджет бюджетной системы РФ; 
• лицо не освобождается от обязанности возмещения вреда окружающей среде.

Элементы: 
• плательщики: 
▪ ИП; 
▪ юридические лица. 
• размер платы (определяется для каждого в зависимости от объема выброса); 
• сроки оплаты (1 раз в квартал, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом). 

38. Экологическое страхование.

ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ 
 
Статья 18. Экологическое страхование 
1. Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков. 
2. В Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование. 
3. Экологическое страхование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Экологическое страхование — мера охраны окружающей среды, заключающаяся в страховании гражданско-правовой ответственности организаций и физических лиц, за причинение ущерба, вызванного аварийным загрязнением окружающей среды.

Виды: 
• добровольное; 
• обязательное.

Элементы: 
• страхователи: 
▪ юридические и физические лица. 
• страховщики: 
▪ страховые организации. 
• страховой случай; 
• объекты страхового возмещения: 
▪ компенсация; 
▪ убытки; 
▪ расходы по очистке; 
▪ расходы на спасение жизни и имущества.

39. Возмещение вреда окружающей  среде

ФЗ о водоснабжении и водоотведении, ФЗ об охране атмосферного воздуха

ФЗ о водоснабжении и водоотведении, ФЗ об охране атмосферного воздуха

1. Юридические и физические  лица, причинившие вред окружающей  среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

2. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной  и иной деятельности, в том  числе на проект которой имеется  положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.

3. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной  и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

 

1. Компенсация вреда окружающей  среде, причиненного нарушением  законодательства в области охраны  окружающей среды, осуществляется  добровольно либо по решению  суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

2. На основании решения  суда или арбитражного суда  вред окружающей среде, причиненный  нарушением законодательства в  области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством  возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

3. Иски о компенсации  вреда окружающей среде, причиненного  нарушением законодательства в  области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

 

40. Понятие, виды и задачи экологического контроля. Виды контролирующих органов.

ФЗ об охране окружающей среды

Под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны Окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Виды:

  • Государственный
  • Общественный
  • Производственный

По всем видам природных ресурсов в целом организация и осуществление государственного контроля возложена Правительством РФ на Госкомэкологии России. По характеру специализации государственные контролирующие органы подразделяются на отраслевые и функциональные. Госэпиднадзор является отраслевым контролирующим органом. К числу функциональных органов государственного экологического контроля относятся МВД России и др. Специфика отраслевых государственных органов заключается в том, что в сфере их компетенции относиться один вид природных ресурсов. Роскомзем следит за охраной и рациональным использованием земель, Роскомвод – водных ресурсов, Рослесхоз – лесов и т.д.. В некоторых случаях сферу интересов отдельных ведомств попадает еще один вид природных ресурсов. Так, Роскомрыболовство имеет значение состояние водных объектов, но только с узкоотраслевых позиций воспроизводство и продуктивности рыбных запасов. Роскомнедра , помимо контроля за рациональным использованием полезных ископаемых, осуществлял контроль за выполнением экологических требований в отношении подземных вод.

 

41. Понятие, функции и виды юридической ответственности за экологические правонарушения

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований.

Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:

• компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда здоровью человека;

• превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений;

• карательную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

Основанием возложения юридической ответственности в рассматриваемой сфере служит экологическое правонарушение.

 

Виды ответственности:

  • Административная
  • Уголовная
  • Дисциплинарная
  • Имущественная

 

42  Административная ответственность за экологические правонарушения.

 Административная ответственность в сфере экологических отношений наступает за совершение экологического правонарушения (проступка) при отсутствии в деянии состава преступления.

Административным экологическим правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие, посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок, здоровье и экологическую безопасность населения, причиняющее вред окружающей природной среде или содержащее реальную угрозу причинения, за которое предусмотрена административная ответственность.

Основным признаком, который служит разграничением состава административного правонарушения от преступления, является меньшая степень общественной опасности деяния, незначительный размер и характер причиненного вреда.

КоАП РФ отдельно в Особенной части выделяет гл. 8 – административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Все административные правонарушения, сосредоточенные в этой главе можно разделить на следующие виды:

1) незаконные сделки с природными ресурсами и объектами;

2) самовольное природопользование;

3) самовольная переуступка права природопользования;

4) нецелевое использование природных ресурсов и объектов;

5) нарушение правил природопользования;

6) нанесение вреда окружающей среде при осуществлении хозяйственной деятельности без нарушения правил природопользования, если деяние подпадает под действие КоАП РФ.

В специальных статьях (23.21, 23.29, 23.31) КоАП РФ определяет полномочия органов, осуществляющих государственный экологический контроль по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

К правонарушителям в области административного производства применяются следующие виды административных взысканий: штраф, предупреждение, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение лицензии на природопользование или специального права, предоставленного физическому лицу. Наложение административного взыскания не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного вреда и устранения последствий административного правонарушения.

 

43 Уголовная  ответственность за экологические правонарушения

Преступления против окружающей среды

Перечень и характеристика этих преступлений даются в отдельной главе УК РФ – гл. 26 "Экологические преступления", где предусматривается 17 составов общественно опасных деяний. Условно их можно классифицировать по нескольким группам -– соответственно объектам охраны окружающей среды.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"