Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 00:26, шпаргалка

Описание работы

1.​ Понятие экологического права как отрасли права.
2.​ Соотношение экологического права с другими отраслями права.
3.​ Система экологического права.

Файлы: 1 файл

Otvety_po_EP.doc

— 381.50 Кб (Скачать файл)

антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

 

6. Компоненты природной среды и природные ресурсы как объекты экологических отношений

Экологические отношения - самостоятельная область общественных отношений, которые развиваются в процессе взаимодействия общества и природы.

Взаимодействие общества и природы исторически подразделяется на две подсистемы, существующие в единстве и борьбе противоречий:

•экологическую;

•экономическую.

Экономическая подсистема направлена на потребление природных ресурсов как источников продовольствия и сырья, на использование природной среды в качестве места и средства жизни. Она выражает экономические интересы общества, олицетворяющие потребительское отношение к природе.

Экологическая подсистема выражает потребности общества и отдельного человека в чистой, здоровой и благоприятной для жизни окружающей природной среде.

Экологические отношения вторичны по своему происхождению. Они возникают как защитная реакция на появление отрицательных последствий экономической деятельности человека по использованию природы.

Формы экологических отношений:

1.охрана природы (сохранение  естественных экосистем, памятников  природы, заповедников).

2.рациональное использование  природных ресурсов, которое сочетает  экономное использование природных  ресурсов с учетом требований  охраны окружающей природной  среды.

3.оздоровление и улучшение  окружающей человека природной  среды.

Виды экологических отношений:

•природоохранительные;

•природноресурсовые.

Природоохранительные отношения возникают в связи с охраной природных объектов в комплексе их взаимосвязи с экологической средой. Непосредственными объектами охраны здесь выступают природная среда как совокупность экологических систем, отдельные природные комплексы и территории.

Природноресурсовые отношения — отраслевые. Они складываются применительно к отдельным охраняемым природным объектам, природным ресурсам, которые служат источниками удовлетворения экономических потребностей. В данном аспекте они включают:

•земельноохранительные;

•отношения по охране недр;

•лесоохранные;

•водоохранные;

•отношения по охране животного мира;

•отношения по охране атмосферного воздуха.

Для этих отношений характерна двойная связь. С одной стороны, выполняя охранительные задачи, они входят в состав экологических отношений. С другой — образуют органическое целое с отношениями в области рационального использования земель, недр, вод, лесов и т.д.

компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

 

7. Экологические  правоотношения. Понятие экологической безопасности.

Экологические правоотношения - общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права.  
Основанием возникновения правоотношений служат юридические факты. В области экологии имеет значение подразделения их на события и действия.  
Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения помимо воли человека (стихийные бедствия, пожары, извержения вулканов, и т.п.) Они не всегда выступают как чисто природные как чисто природные явления, а часто как следствие непродуманной деятельности человека. Действующее законодательство учитывает наличие таких факторов в двух аспектах: в виде возложения обязанностей на полномочные органы государства, хозяйствующих субъектов по предупреждению и устранению вредных последствий природных факторов.  
Действие - наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений. Т.к. антропогенная деятельность является основным источником причинения вреда природной среде, а через нее и человеку. Действия можно подразделить на позитивные и негативные.  
Позитивное поведение человека как участника правоотношений означает выполнение им в процессе природопользования экологических предписаний закона.  Такие действия можно подразделить на:  
1. Использование природных ресурсов. 

2. Охрану окружающей  природной среды. Непременным участником экологических правоотношений является государство, как субъект в лице своего компетентного органа. Гос-во остается субъектом и тогда, когда природные ресурсы становятся собственностью юридических или физических лиц, либо передаются им во владение, постоянное или временное пользование, аренду.  
С другой стороны , субъектом экологических отношений становится юридическое или физическое лицо, оказывающее воздействие на окружающую среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства или охраны. Под Хозяйствующими субъектами понимаются предприятия, воздействующие на окружающую природную среду.  
Государственные органы выступают в качестве носителей экологических полномочий по управлению и контролю в области охраны окружающей природной среды.  Объектами экологических правоотношений являются природные объекты. В качестве таковых могут выступать отдельные природные объекты - леса, недра, и т.д. Кроме того, объектами правоотношений могут выступать природные комплексы: заповедники, национальные природные парки, заказники и т.д.  По содержанию прав и обязанностей все субъекты подразделяются на четыре категории:  
1. природопользователи - носители прав и обязанностей по рациональному использованию природной среды.  
2. органы представительной и исполнительной власти, специально уполномоченные органы государства, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов, на контроль за охраной.  
3. общественные объединения экологического профиля, наделенные правом участия в экологических правоотношениях и правом общественного контроля за выполнением экологических предписаний.  
4. органы судебно-прокурорского надзора, осуществляющие надзор за законностью экологических правоотношений. 

Экологическая безопасность – это состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне – государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду. 
В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения – ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций. 
Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях. 
Глобальный уровень предполагает прогнозирование и отслеживание процессов в состоянии биосферы в целом и составляющих ее сфер. Управление глобальной экологической безопасностью является прерогативой межгосударственных отношений на уровне ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и других международных организаций. Региональный уровень включает крупные географические или экономические зоны, а иногда территории нескольких государств. Контроль и управление осуществляется на уровне правительства государства и на уровне межгосударственных связей (объединенная Европа, СНГ, союз африканских государств и т.д.). Локальный уровень включает города, районы, предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также контроль выбросов, стоков и др. Управление экологической безопасностью осуществляется на уровне администрации отдельных городов, районов, предприятий с привлечением соответствующих служб, ответственных за санитарное состояние и природоохранную деятельность.

 

8. Источники экологического  права. Особенности экологического  законодательства.

Особенности – очень большое количество НПА всех уровней, большинство норм отсылочные либо бланкетные, нет единого свода норм (экологического кодекса), есть только по подостраслям (лесной, водный, земельный).

1К источникам экологического  права относятся нормативно-правовые  акты, в которых содержатся правовые  нормы, регулирующие экологические  отношения. Исходя  из юридической  силы актов,  предусматривающих правовые нормы, источники экологического права можно разделить на группы.

2К актам федеральных  органов относятся законы Российской  Федерации и подзаконные федеральные  акты.

Законы Российской Федерации:

а)  Конституция Российской Федерации. Имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ;

б) акты Федерального Собрания Российской Федерации:

федеральные конституционные законы;

федеральные законы;

акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.).

Подзаконные федеральные акты.

указы, распоряжения Президента Российской Федерации;

постановления, распоряжения  Правительства Российской Федерации;

нормативные акты министерств и других центральных органов;

приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти.

3К актам субъектов  Российской Федерации относятся  законы и подзаконные акты  субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации:

конституции, уставы субъектов федерации;

законы субъектов федерации.

Подзаконные акты субъектов Российской Федерации:

указы, распоряжения президентов (губернаторов) субъектов федерации;

постановления, распоряжения правительств субъектов Российской Федерации;

нормативные акты министерств субъектов Российской Федерации;

приказы, постановления иных органов субъектов Российской Федерации.

4Акты органов местного  самоуправления - нормативные акты местной администрации, действующие только на территории края, области, города, района, сельской местности.

5Общепризнанные принципы  и нормы международного права  и международные договоры РФ, ратифицированные Россией, - составная  часть ее правовой системы.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (часть четвертая ст. 15 Конституции РФ).

6Экологическое законодательство  РФ составляют,

Конституция РФ от 12.12.93;

Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23.02.95 № 26-ФЗ;

Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.95 (в ред. от 30.12.2001) № 33-ФЗ;

Федеральный закон "О животном мире" от 24.04.95 (в ред. от 11.11.2003) № 52-ФЗ;

Федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 23,11.95 (в ред. от 15.04.98) № 174-ФЗ;

Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" от 21.11.95 (в ред. от 11.11.2003) № 170-ФЗ;

Федеральный закон "О континентальном шельфе" от 30.11.95 (в ред. от 11.11.2003) № 187-ФЗ;

Закон РФ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ;

Закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии  населения"  от 30.03.99  (в  ред,  от 30.06.2003) № 52-ФЗ;

Водный Кодекс РФ от 16.11.95 (в ред. от 30.06.2003); Лесной кодекс РФ от 29.01.97 (в ред. от 10.12.2003); Закон РФ "О недрах" от 21.02.92 (в ред. от 29.06.2004) № 2395-1;

Закон РФ "О безопасности" от 05.05.92 (в ред. от 25.07.2002) № 2446-1;

другие нормативно-правовые акты.

 

9. ФЗ «ОООС», его  хар-ка и место среди других  источников экологического права. История экологического законодательства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально - экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"